Мастер - класс по теме: "Формирование финансовой грамотности с помощью кейс- технологии на примере финансового мошенничества"
методическая разработка (10 класс)
Мастер- класс по теме : "Формирование финансовой грамотности с помощью кейс- технологии на примере финансового мошенничества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.docx | 405.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Формирование финансовой грамотности с помощью кейс – технологии на примере финансового мошенничества»
Актуальность
В условиях реализации ФГОС, задача образовательного учреждения - выпустить социально адаптированную личность. В этом свете встает вопрос об информировании учеников о возможных опасностях, которые поджидают их во взрослой жизни, в том числе финансовых. Таковыми рисками являются финансовые мошенничества.
Мошенничество в современном мире отличается исключительной многоликостью, адаптивностью, динамизмом и способностью к изменению и усложнению, распространяясь на все виды деятельности и сферы жизни людей.
В данном мастер- классе рассматривается вопрос формирования финансовой грамотности у обучающихся средней школы, а также описаны возможности применения кейс- технологии для усвоения материала и подготовки учеников к решению важных вопросов в области финансовой грамотности.
Тема мастер- класса: «Формирование финансовой грамотности с помощью кейс – технологии на примере финансового мошенничества»
Цель: формирование у обучающихся представление о мошенничестве, об угрозах и рисках при взаимодействии с денежными средствами
Задачи:
- выделить виды финансового мошенничества;
- показать отрицательные результаты для общества от деятельности мошенников;
- указать на актуальность и распространенность видов мошенничества через Интернет;
- определить «зоны риска» встречи с финансовыми мошенниками
Методы и приемы:
1. Куиз-Куиз-трейд (QUIZ-QUIZ-TRADE)
2. Метод- домино
3. кейс- технология
Результативность проведения
1. Дети должны понимать причины финансовых рисков
2. Понимать необходимость быть осторожными в финансовой сфере
3. Анализировать и оценивать финансовые риски
4. развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям.
5. Уметь защитить личную информацию, в том числе в сети интернет
Ключевые слова: фишинг, фарминг, вирус, скимминг, нигерийские письма, вишинг, скандинавский аукцион, интернет- аукцион
Техническое оснащение: проектор, компьютер
Сценарий мастер- класса
Уж сколько раз твердили миру что лесть гнусна вредна но только все не впрок и в сердце льстец всегда отыщет уголок…. Казалось эти строчки написанные в 18 веке никоим образом к нам не подходят … но это с какой стороны посмотреть
.Задание для учеников (смс на телефон) , после чего я задаю вопрос: « Как бы вы повели себя в данной ситуации?»
(Ответы учеников).
Конечно, ребята могут необдуманно ответить на данный вопрос и позвонить по телефону, чтобы узнать более точную информацию о выигрыше.
А как правильно сделать ученику, а завтрашнему выпускнику если хочется, и этому способствуют разного вида льстивые обещания?
Значит надо уже в школе решать проблему, хотя она заложена и в программе предмета элективного курса «Основы финансовой грамотности», А для этого аккуратно осуществить выбор приемов , чтобы у учеников была твердая жизненная позиция в изучении данной темы.
Для современных школьников нужно выработать такие приемы, которые должны быть эффективны.
Практика моей работы показывает, что наиболее продуктивной является Кейс – технология –это разбор ситуации или конкретного случая. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Необходимо проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные пути решения и выбрать лучшие из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальным ситуациям.
К кейс – технологиям, активизирующим образовательный процесс относятся:
1. метод инцидента
2. метод ситуационно – ролевых игр
3. игровое проектирование
4. метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций) и др.
В своей работе я покажу, как использую кейс- технологию по теме: «Финансовое мошенничество», используя метод ситуационного анализа.
Мы каждый день сталкиваемся с тем, что подвергаем себя какому – то риску, хотя по большому счету самый большой риск – это мы сами, так как все наши действия связаны с тем, что мы можем совершить какие – то ошибки:
- можем не прочесть условия договора;
- не увидеть скрытые от нас, к примеру, мелкий шрифт в документе.
Актуальность проблемы в настоящее время определяется пониманием огромной отрицательной значимости невнимания к проблеме мошенничества в условиях формирования финансовых отношений .
Далее организую 3 группы для работы с кейс- технологиями
(Работа с группами)
Работу я начинаю с повторения понятия, что же такое финансовое мошенничество и какие формы мошенничества существуют в настоящее время. В данной теме очень важно знать различные определения, для того , чтобы определить какая форма мошенничества присуща той или иной ситуации. Для быстрого запоминания я использую такой прием, как (Quiz-Quiz-Trade) (опроси –опроси- обменяйся карточками) – это обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме. Данный прием выглядит следующим образом: я заранее делаю карточки с вопросами (вопросы конкретные, требующие конкретные ответы), говорю ученикам: «Встаньте , поднимите руку и найдите ближайшую пару». Далее ученик назовем его «А» задает вопрос ученику «Б». Ученик «Б» отвечает и если он ответил правильно, то ученик «А» должен его похвалить, а если ученик ответил неправильно, то ученик «А» должен помочь ученику «Б», далее они меняются ролями и благодарят друг друга. (показываю прием в действии ) (Приложение 1 видео фрагмент)
Также использую прием- домино. (Приложение 2)
После повторения теоретического материала, я даю группам кейс (приложение 3) и пока группа решает, я рассказываю, из чего состоит данный кейс, который состоит из информационной статьи, называю источники информации (финкуль. инфо) интернет источники и др. Если у группы возникнут вопросы, группа может воспользоваться теоретическим материалом, предложенный им вместе с кейсом. После выполнения кейса группа отвечает на вопросы.
В чем эффективность данной технологии, способствует ли данный подход усвоению материала? Следовательно у детей сформируются знания, а будет ли стойкое убеждение, покажет жизнь.
Если ученикам просто рассказывать данную тему без примеров, скорее всего тема станет не очень понятной, главное – погрузить детей в конкретную ситуацию, чтобы дети понимали всю важность данной темы.
Приложение 2
Прием «Домино».
Каждый учащийся получает карточку – лист бумаги форматом А4, разделенный на две равные части. На одной из этих частей написан пример или вопрос, а на другой – ответ или языковая характеристика, но уже к другой карточке. Один из учащихся, чья карточка имеет слева незаполненную половину, начинает игру: читает вопрос (задание) по своей карточке и крепит ее с помощью магнитов на доску. Далее читает ответ тот ученик, у которого он расположен слева на карточке, затем читает свой вопрос справа, крепит карточку на доску и т.д. Если ошибка все-таки возникает, ученики вынуждены заново возвращаться к тем же вопросам. Это приводит к более полному усвоению материала.
Интерактивный прием «Домино» является не только эффективным способом повышения мотивации учащихся на уроках, но и средством повышения качества знаний учащихся по предмету.
Приложение 3
Кейс 1_«Скачал?»
Александр долго искал программу для работы с 3-D проектировщиком. На одном из сайтов он увидел необходимую программу и большую зеленую кнопку «Скачать». Александр обрадовавшись, что сможет получить отличную программу бесплатно, нажал на кнопку, и получил следующее сообщение: «для того, чтобы снять ограничения на скачивание нужно ввести свой номер телефона и нажать «Продолжить»». Он последовал инструкции, далее появилась информация:
Александр отправил смс в ответ, но код доступа не пришел, отправил смс еще раз, но вновь кода не получил. Однако Александр обнаружил, что с его телефона списали деньги, причем немалые.
Проанализируйте ситуацию и ответьте на следующие вопросы:
- Как вы считаете, был ли в данном случае факт финансового мошенничества?
- Если да, то в чем суть данного мошенничества?
- Как данному человеку можно было избежать последствий необдуманных действий? (Ответ на данный вопрос зафиксируйте на предоставленном вам листе бумаги в виде конкретных рекомендаций).
Кейс 2 «Удачная покупка»
Михаил решил приобрести ноутбук AcerAspiraOneA 110-Ab. После долгих раздумий, решил сделать это через интернет-магазин. В поисках наиболее выгодного предложения наткнулся на сайт «Скандинавский аукцион».
Условия были очень привлекательные:
при рыночной цене ноутбука в 36500 руб.
- Стартовая цена товара – 1 рубль.
- С каждой ставкой цена повышается всего лишь на 25 копеек.
- Каждая ставка увеличивает продолжительность аукциона на фиксированное время, указанное на странице конкретного аукциона.
- За возможность сделать ставку взимается символическая сумма, равная 6 рублям.
- Торги оканчиваются, если в течение определенного времени не будет подано ни одной заявки.
- Лот достается участнику, сделавшему последнюю ставку.
Михаил с увлечением включился в данные торги. На момент окончания торгов Михаил сделал 2636 ставок, что ему вылилось в 15816,00 руб. Однако, данный лот достался другому участнику, а Михаил потерял вложенную сумму денег.
Проанализируйте ситуацию и ответьте на следующие вопросы:
- Как вы считаете, был ли в данном случае факт финансового мошенничества?
- Если да, то в чем суть данного мошенничества?
- Как данному человеку можно было избежать последствий необдуманных действий. (Ответ на данный вопрос зафиксируйте на предоставленном вам листе бумаги в виде конкретных рекомендаций).
Кейс 3 Спасите мне жизнь!»
В «Одноклассниках» Светлана обратила внимание на информацию, которая появлялась в ее ленте не первый раз:
Светлана взяла телефон, набрала соответствующую команду и перечислила на счет 1000 рублей.
Проанализируйте ситуацию и ответьте на следующие вопросы:
- Как вы считаете, был ли в данном случае факт финансового мошенничества?
- Если да, то в чем суть данного мошенничества?
- Как данному человеку нужно было вести себя в данной ситуации? (Ответ на данный вопрос зафиксируйте на предоставленном вам листе бумаги в виде конкретных рекомендаций).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мой мастер - класс по теме"Формирование индивидуального познавательного учащихся на основе метапредметности
Данный мастер- класс был представлен на районном конкурсе. Немецкий язык, И.Л.Бим, 6 класс. Тема: "Листопад"....
Мастер-класс на тему "Формирование информационно-коммуникационной компетентности старшеклассников на уроках обществоведческого цикла посредством сочетания интерактивных технологий и ИКТ"
В мастер - классе показано удачное сочетание приёмов интерактивной технологии и ИКТ, которое даёт наилучшие результаты в работе педагога. Такое сочетание можно применять во всех классах как на уроках ...
Мастер-класс по теме «Формирование УУД при работе с текстом на уроках биологии в 5 классе»
Данный материал демонстрирует основные приемы, которые можно использовать на уроках биологии в 5 классе....
Мастер класс на тему "Формирование УУД при подготовке к ОГЭ в 9 классе"
Данный материал содержит рекомендации по созданию системы по подготовки к ОГЭ по математтике в 9 классе и формированию УУД....
Мастер-класс по теме "Формирование у детей школьного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"
quot;Формирование у детей школьного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"...
ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья написана по итогам применения в педагогической практике информационных технологий для формирования у обучающихся основ финансовой грамотности. История применения компьютерных игр при изучении э...
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ. Мастер-класс на тему : «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».
Материал является приложением к собственному инновационному опыту и содержит инновационные технологии, помогающие формированию функциональной (читательской) грамотности у обучающих средних и ста...