Задания, направленные на развитие функциональной грамотности обучающихся на уроке биологии в 9 классе по теме «Атмосфера. Дыхание человека»
методическая разработка по биологии (9 класс)

Блинникова Татьяна Геннадьевна

Данные задания направлены на развитие межпредметных свзей у обучающихся 9 классов в процессе освоения темы "Дыхание человека" в курсе биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_blinnikova_t.g.docx327.31 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся

на уроке биологии в 9 классе

по теме «Атмосфера. Дыхание человека».

Автор: Блинникова Татьяна Геннадьевна, учитель биологии МБОУ «Кисловская СОШ» Томского района.

Введение.

Данный модуль рекомендуется использовать на уроках биологии в 9 классах при изучении темы «Дыхание человека» в соответствии с примерной рабочей программой составленной на основе обновленного ФГОС ООО от 2021 года. А также для актуализации знаний по курсу географии 7 класса по теме «Атмосфера» и по курсу химии 8 класса по теме «Вещества». Задания направлены на формирование у обучающихся компетенций в области естественнонаучной грамотности. Кроме этого позволяет овладеть навыками в области проектирования действий, направленных на решение проблемных учебных задач, предложенных в ситуациях, приближенных к реальным.

Новизна данного комплекса заданий заключается в формировании у учащихся межпредметных и метапредметных навыков, а также наличие в ней воспитательного компонента, позволяющего формировать бережное отношение к ресурсам России и чувства ответственности перед своим государством.

Модуль основывается на:

- вводном кейсе, необходимом для введения обучающегося в тематику модуля и выполнения первых четырех заданий;

- комплексе заданий, для решения которых информация содержится в текстах, рисунках и таблицах, размещенных в рамках модуля. Также их выполнение может основываться на знаниях, полученных обучающимися ранее.

Вводный кейс. Атмосфера. Дыхание человека.

Атмосфера играет важную роль во всех природных процессах. Она служит надежной защитой от вредных космических излучений. Воздух атмосферы является одним из основных жизненно важных элементов окружающей среды, её животворным источником. В настоящее время атмосфера Земли состоит в основном из газов и различных примесей (пыль, капли воды, кристаллы льда, морские соли, продукты горения).  Концентрация газов, составляющих атмосферу, практически постоянна, за исключением воды и углекислого газа, концентрация которого растет с середины XX века.https://fikiwiki.com/uploads/posts/2022-02/1645045300_4-fikiwiki-com-p-kartinki-atmosfera-4.jpg

Когда мы появляемся на свет, первое, что мы делаем, - это вдох. Жизнь человека полностью зависит от дыхания, от воздуха.

Дыхание — это физиологический процесс, обеспечивающий нормальное течение обмена веществ и энергии живых организмов и способствующий поддержанию гомеостаза (постоянства внутренней среды), получая из окружающей среды кислород (О2) и отводя в окружающую среду в газообразном состоянии некоторую часть продуктов метаболизма организма (СО2H2O и другие). В процессе дыхания богатые химической энергией вещества (глюкоза), принадлежащие организму, окисляются до бедных энергией конечных продуктов (диоксида углерода и воды), используя для этого молекулярный кислород. 

В сутки человек в среднем потребляет кислород из двадцати килограммов воздуха. При этом состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха отличается (таблица 1), что подтверждает участие кислорода в физиологических процессах, идущих в организме человека.

Таблица 1 – Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

Воздух

Газы, входящие в состав воздуха, %

кислород

Углекислый газ

Азот и пары воды

Вдыхаемый

20,94

0,03

79,03

Выдыхаемый

16,30

4,00

79,70

Альвеолярный

14,20

5,20

80,60

Весь процесс дыхания можно разделить на три основных этапа:

1. лёгочное (внешнее) дыхание: газообмен в капиллярах лёгочных пузырьков;

2. транспорт газов кровью – кислорода из легких в ткани и органы, а углекислого газа из тканей в легкие для удаления из организма;

3. тканевое дыхание - газообмен в тканях, в результате чего кислород используется для синтеза АТФ (в связях, этого химического соединения, заключена энергия, которая высвобождается, при разрыве этих связей), в результате образуется углекислый газ и вода.

Процесс дыхания в организме осуществляется за счет органов дыхания, к которым относятся: воздухоносные пути и легкие.

В составе атмосферного воздуха присутствуют вредные (загрязняющие) вещества — химические или биологические вещества либо смесь таких веществ, которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. Одним из способов поступления вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является антропогенное воздействие, т. е. выбросы осуществляются в результате каких-либо технологических процессов посредством стационарных и передвижных источников.

Циркуляция атмосферы оказывает влияние на концентрацию загрязняющих веществ в воздухе. Антициклон ослабляет рассеивающую способность атмосферы и формирует застойную ситуацию, и как следствие ухудшает качество воздуха. Ветер стихает, в приземном слое под температурной инверсией в затишье накапливаются загрязняющие вещества. В связи со стационированием антициклона приток свежего воздуха отсутствует, перемешивание воздушных слоев и рассеивание примесей практически не происходит. Ветра циклона, наоборот, обеспечивают интенсивное очищение воздуха в городах от антропогенных примесей.

Некоторые виды бактерий вызывают серьезные заболевания дыхательной системы, например, палочка Коха, вызывает туберкулез. В 2022 году туберкулез был диагностирован у 7,5 млн. человек — это рекордно высокий показатель за весь период глобального мониторинга ситуации по туберкулезу. Примерно одна треть населения Земли инфицирована микобактериями туберкулеза. Среди инфекционных заболеваний туберкулез как причина смерти по-прежнему занимает первое место. В течение последних лет рост заболеваемости и смертности от туберкулеза отмечен во всех странах мира. Наиболее выражена эта тенденция в Африканских странах (к югу от Сахары), Индии, КНДР.

Задание 1. К тебе за помощью обратился учащийся 8 класса, подскажи ему названия сложных веществ используя текст «Атмосфера. Дыхание человека».

Задание 1. Сложные вещества

Характеристика задания

Содержательная область: физические системы;

Компетенция: находить данные в источниках информации;

Контекст: личностный;

Уровень сложности: низкий;

Объект оценки: умение находить информацию, используя данные текста;

Формат оценки: развернутый ответ;

Способ проверки: экспертный.

ответ: глюкоза, диоксид углерода (или СО2  или углекислый газ), вода (или H2O).

Критерии оценивания:

1 балл

1 балл

найдены все три вещества, формат записи не имеет значение

0 баллов

Найдено верно два или одно вещество или ответ отсутствует

Задание 2. Учитель биологии сказал ребятам, что организм человека – это целостная система, где существует связь между кровеносной и дыхательной системой, используя текст вводного кейса докажи правоту учителя.

Задание 2. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы.

Характеристика задания

Содержательная область: живые системы;

Компетенция: анализировать, интерпретировать данные;

Контекст: личностный;

Уровень сложности: средний;

Объект оценки: умение делать соответствующие выводы;

Формат оценки: развернутый ответ (открытый ответ)

Способ проверки: экспертный.

ответ:

- Газообмен при дыхании происходит между альвеолами (дыхательная система) и капиллярами (кровеносная система) легких.

-  Транспорт газов к тканям и обратно в легкие осуществляется по кровеносным сосудам.

Критерии оценивания:

2 балла

2 балла

верно указано оба пункта ответа

1 балл

верно указан один пункт ответа

0 баллов

не указано не одного из пунктов или указаны неверно

Задание 3. Группа ученых исследовала участие кислорода в физиологических процессах организма человека, используя текст вводного кейса «Атмосфера. Дыхание человека» ответь на вопросы:

1. Как меняется состав газов во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе по сравнению с альвеолярным?

А) увеличится,

Б) уменьшится,

В) не изменится.

Кислород

Углекислый газ

вдыхаемый

выдыхаемый

2.  Почему в альвеолярном воздухе кислорода меньше, чем в выдыхаемом?

Задание 3. Газовый состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Характеристика задания

Содержательная область: живые системы;

Компетенция: научное объяснение явлений;

Контекст: глобальный;

Уровень сложности: высокий;

Объект оценки: применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления;

Формат оценки: множественный выбор, развернутый ответ;

Способ проверки: экспертный.

ответ:

1.

Кислород

Углекислый газ

вдыхаемый

А

Б

выдыхаемый

А

Б

2. Так как при выдыхании альвеолярный воздух смешивается в воздухоносных путях с остатками вдыхаемого воздуха, содержащего наибольшее количество кислорода.

Критерии оценивания:

3 балла

3 балла

все варианты ответа на 1 и 2 вопрос указаны верно

2 балла

допущена одна ошибка в первом вопросе или на первый вопрос ответ правильный, но допущена ошибка в ответе на второй вопрос или на второй вопрос отсутствует ответ.

1 балл

Первый вопрос выполнен не верно, а на второй вопрос дан верный ответ

0 баллов

ответ не предложен или дан не верный ответ

Задание 4. Представь, вы с одноклассниками собираетесь на прогулку по городу Томску. Какая погода наиболее предпочтительна? Напиши ответ учитывая, влияние циркуляции атмосферного воздуха на концентрацию загрязняющих веществ? Ответ поясни.

Задание 4 Выбор погоды для прогулки.

Характеристика задания

Содержательная область: физические системы, живые системы;

Компетенция: научное объяснение явлений;

Контекст: местный;

Уровень сложности: высокий;

Объект оценки: применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления;

Формат оценки: развернутый ответ;

Способ проверки: экспертный.

ответ:

- лучше гулять в ветреную погоду.

- ветра циклона обеспечивают очищение воздуха в городах.

Критерии оценивания:

2 балла

2 балла

верно указано оба пункта ответа

1 балл

верно указан один пункт ответа

0 баллов

не указано не одного из пунктов или указаны неверно

Задание 5. Девятиклассник Михаил и его одноклассники изучая одну из тем курса биологии в школе из подручных материалов сделали модель одного из жизненных процессов человека.

1. Определи, что это за процесс.

2. Вспомни какие мышцы принимают участие в этом процессе.

3. Составь логическую цепь процесса вдоха при  дыхании используя таблицу 2 «Дыхательные движения».

Таблица - 2 Дыхательные движения

Дыхательные движения

Состояние дыхательных мышц

Состояние диафрагмы

Состояние лёгких

Вдох

Наружные межрёберные мышцы сокращаются и поднимают рёбра

Диафрагма сокращается и становится плоской

- лёгкие расширяются

- давление в лёгких становится ниже атмосферного

- воздух устремляется в лёгкие

Выдох

Внутренние межрёберные мышцы сокращаются и опускают рёбра

Диафрагма расслабляется и становится выпуклой

-грудная полость возвращается в исходное положение

- объём лёгких уменьшается

-давление в лёгких увеличивается

- воздух выталкивается наружу

Задание 5 Процесс дыхания

Характеристика задания

Содержательная область: живые системы;

Компетенция: интерпретировать данные;

Контекст: личностный;

Уровень сложности: высокий;

Объект оценки: распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления; преобразовывать одну форму представления данных в другую;

Формат оценки: развернутый ответ;

Способ проверки: экспертный.

ответ:

1. дыхание

2. межреберные мышцы, диафрагма.

3. наружные межрёберные мышцы сокращаются        рёбра поднимаются       объем грудной клетки увеличивается       лёгкие расширяются          давление снижается         воздух поступает в легкие

Критерии оценивания:

3 балла

3 баллов

все варианты ответа на 1, 2 и 3 вопрос указаны верно

2 балла

допущена ошибка в первом или втором вопросе при верно выполненной схеме/ если пропущен или указан неверно один пункт или перепутаны местами два пункта схемы при верном ответе на первый и второй вопрос

1 балл

верный ответ есть только на один из вопросов

0 баллов

ответ не предложен или дан не верный ответ на все вопросы

Задание 6 На уроке биологии учитель рассказал Михаилу и его одноклассникам об опыте Джозефа Присли. Суть опыта заключалась в том, что он посадил мышь под стеклянный колпак, куда не проникал воздух. Сначала мышь дышала нормально. Потом она начала широко открывать рот и судорожно корчиться, после чего потеряла сознание. Под второй колпак вместе с мышью он поместил комнатное растение. Вторая мышь свободно дышала и не проявляла признаков беспокойства.

1. Какой газ необходим для дыхания?

2. Объясни результат опыта.

Задание 6 Опыт Джозефа Присли.

Характеристика задания

Содержательная область: живые системы;

Компетенция: использовать научные доказательства для получения выводов;

Контекст: личностный;

Уровень сложности: высокий;

Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;

Формат оценки: развернутый ответ;

Способ проверки: экспертный.

ответ:

1. кислород

2. растение выделяет кислород во время фотосинтеза во внешнюю среду;

- поэтому мышь, которую поместили в замкнутое пространство с растением, не почувствовала дефицита кислорода.

Критерии оценивания:

3 балла

3 балла

верно указаны все пункты ответа

2 балла

верно указан ответ на первый вопрос и один пункт на второй вопрос

1 балл

верно указан ответ на первый вопрос

0 баллов

не указано не одного из пунктов или указаны неверно

Задание 7. Младшая сестра Михаила, восьмиклассница Катя, обсуждая с ним опыт Джозефа Присли, сказала, что в воздухе, выдыхаемом человеком, всегда содержится водяной пар. Однако недоверчивый брат усомнился в этом и попросил провести опыт, доказывающий это.

Кто из ребят прав? Предложи опыт доказывающий правоту одного из учеников.

Задание 7 Водяной пар в выдыхаемом воздухе.

Характеристика задания

Содержательная область: живые системы;

Компетенция: применять методы естественнонаучного исследования;

Контекст: личностный;

Уровень сложности: высокий;

Объект оценки: выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки;

Формат оценки: развернутый ответ;

Способ проверки: экспертный.

ответ:

 - права Катя.

- предложить подышать на гладкую холодную поверхность (стекло, зеркало) или побыть зимой на улице в шарфе некоторое время.

Критерии оценивания:

2 балла

2 балла

указано, что права Катя и предложен любой опыт доказывающий утверждение о наличии водяного пара в выдыхаемом воздухе

1 балл

верно указан ответ только на первый вопрос

0 баллов

не указано не одного из пунктов или указаны неверно

Задание 8. Папа Михаила и Кати работает криминалистом и однажды ему пришлось расследовать смерть новорожденного ребенка. Мать ребенка утверждала, что ребенок родился мертворожденным, но у следователя были подозрения, что она лжет. Папа Михаила взял кусочек лёгкого ребенка и поместил ее в емкость с водой, легкое утонуло. Как ты думаешь, кто был прав криминалист или мать ребенка? Объясни результат опыта и свой ответ?

Задание 8 Расследование смерти новорожденного ребенка

Характеристика задания

Содержательная область: живые системы;

Компетенция: интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов;

Контекст: личностный;

Уровень сложности: высокий;

Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;

Формат оценки: развернутый ответ;

Способ проверки: экспертный.

ответ:

- права мать ребенка;

- кусочек легкого ребенка утонул, потому что они не расправились во время рождения;

- следовательно ребенок был рожден мертвым.

Критерии оценивания:

3 балла

3 балла

все пункты ответа указаны верно

2 балла

одна из формулировок во втором ответе отсутствует

1 балл

верно указан ответ только на первый вопрос

0 баллов

не указано не одного из пунктов или указаны неверно

Задание 9. Не смотря на всеобщие усилия людей по борьбе с инфекционным заболеванием легких – туберкулезом, данная проблема остается актуальной и в настоящее время.  Основываясь на тексте вводного кейса «Атмосфера. Дыхание человека» ответь на вопросы:

1. Какой организм, является возбудителем туберкулеза?

2. Какой орган поражается при туберкулезе?

3. Почему рост заболеваемости наблюдается в Африканских странах (к югу от Сахары), Индии, КНДР?

Задание 9 Заболевание туберкулезом

Характеристика задания

Содержательная область: живые системы;

Компетенция: интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов;

Контекст: глобальный;

Уровень сложности: высокий;

Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;

Формат оценки: развернутый ответ;

Способ проверки: экспертный.

ответ:

- микобактерия туберкулеза (палочка Коха);

- легкие;

- низкий уровень жизни/ антисанитария/  большое скопление людей.

Критерии оценивания:

3 балла

3 балла

все пункты ответа указаны верно

2 балла

одна из пунктов ответа отсутствует или указан неверно

1 балл

верно указан ответ только на один из вопросов

0 баллов

не указано не одного из пунктов ответа или указаны неверно

Задание 10. Деятельность человека наносит непоправимый ущерб атмосфере Земли. Используя текст вводного кейса «Атмосфера. Дыхание человека» ответь на вопросы: Как влияет состав атмосферы на здоровье человека? Предложите мероприятие по снижению антропогенной нагрузки на атмосферу.

Задание 10 Состояние атмосферы Томской области

Характеристика задания

Содержательная область: физические системы, живые системы;

Компетенция: научно объяснять явления;

Контекст: глобальный

Уровень сложности: средний;

Объект оценки: применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления;

Формат оценки: развернутый ответ;

Способ проверки: экспертный.

ответ:

- загрязняющие вещества оказывают негативное воздействие на здоровье человека;

- использовать специализированные фильтры на промышленном производстве/использовать альтернативные источники энергии/ использовать электромобили/ высаживать большое количество деревьев/ или любое мероприятие, приводящее к снижению антропогенной нагрузки на атмосферу.

Критерии оценивания:

2 балла

2 балла

указаны оба пункта ответа или даны близкие по значению ответы

1 балл

указан один пункт ответа ставится

0 баллов

не указано не одного из пунктов или указаны неверно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модели учебных заданий, направленные на развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии

Модели учебных заданий, направленные на развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии...

«Развитие функциональной грамотности на уроках биологии: от теории к практике»

Учитель биологии: Чугунова Наталья Владимировна Добрый день, уважаемые участники онлайн конференции. Я, учитель биологии Чугунова Наталья Владимировна, рада приветствовать всех вас из стен Домоде...

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии

Функциональная грамотность предполагает умение применять знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Для биологии это означает, что учащиеся должны быть способны применять свои знания о живых орга...

Презентация "Примеры заданий направленных на формирование функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства"

В материале представлены задания на формирования функиональной грамотности на уроках изобразительного искусства....

«Развитие функциональной грамотности на уроках биологии»

Обощение опыта по функциональной грамотности...

Доклад на МО "Развитие функциональной грамотности на уроках биологии"

Доклад на МО "Развитие функциональной грамотности на уроках биологии"...

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии

Что такое функциональная грамотность в контексте биологии?...