Технологическая карта бинарного урока по биологии в 7 классе. Тема: Фотосинтез.
методическая разработка по биологии (7 класс)

Белова Алла Петровна

Технологическая карта бинарного ( урок биологии и химии) в 7 классе по теме: Фотосинтез. Целью урока является следующее: продолжить формировать познавательные универсальные учебные действия ,  умения реализации новых способов действий при изучении воздушного питания растений,  расширить  базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов о процессе фотосинтеза как основного способа питания растений. Урок ведут два учителя: биологии и химии. Изучается процесс фотосинтез у растений как биологический и химический процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_7d._fotosintez_binar_tehnologicheskaya_karta.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Фотосинтез»

Цель:

Продолжить формировать познавательные универсальные учебные действия ,  умения реализации новых способов действий при изучении воздушного питания растений,  расширить  базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов о процессе фотосинтеза как основного способа питания растений.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные:

 продолжить формирование понятия о питании растений, раскрыть понятие «фотосинтез» и его сущность, показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза; выявить приспособленность растений к использованию света; сформировать знания об условиях протекания и результатах фотосинтеза; раскрыть значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека.

Метапредметные

 1.     Познавательные:

       уметь ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение); на основе наблюдений простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений  строить высказывания,  анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять результаты, закреплять умение представлять информацию в виде таблицы

 2.     Коммуникативные:

 слушать и понимать речь другого человека;   самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;  ставить вопросы, выражать свои мысли.

 3.     Регулятивные:

 уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока),

  осуществлять самоконтроль и коррекцию; формировать умение концентрировать внимание.

Личностные:

     осознавать единство и целостность мира, формировать экологическую культуру на основании необходимости борьбы с загрязнением воздуха, охраны растений и сохранения лесов;  выстраивать собственное целостное мировоззрение,   личностное самоопределение и смыслообразование.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы обучения: словесно-наглядные, проблемно-поисковые, практические, стимулирования и мотивации интереса к учению, контроля и самоконтроля, элементы технологии деятельностного подхода, ИКТ

   Основные понятия, изучаемые на уроке:

 фотосинтез, хлорофилл, хлоропласты, органические вещества.

Учащийся  должен знать: способы питания растений; особенности строения листа, связанные с осуществлением процесса фотосинтеза; определения: фотосинтез, минеральное питание, хлорофилл, хлоропласт; условия протекания и результаты фотосинтеза; значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека.

Учащиеся должны  уметь: характеризовать способы питания растений; доказывать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза; называть условия протекания и результаты фотосинтеза, анализировать и обобщать теоретический и практический материал; выявлять значение фотосинтеза в природе и жизни человека; давать определения понятиям: хлорофилл, фотосинтез.

Обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, компьютер,  интерактивная доска, таблица «Клеточное строение листа», фрагмент учебного фильма «Фотосинтез»,  карточки с познавательным материалом и заданиями, раствор йода, предварительно обесцвеченные в спиртовом растворе листья герани,                                                                                                

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент. (1 мин.)

Проверяет готовность к уроку , проверяет подготовленность рабочего места  учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Белова А.П. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Непривычным является тот факт, что вести его будут два учителя. Учитель химии и биологии Сурия Мансуровна.

Ягудина С.М. и учитель биологии и географии Алла Петровна.

 Белова А.П. Надеюсь урок у нас пройдет интересно. Начнем?

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

Этап.  Актуализация знаний (4 мин.)

Белова А.П. Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.

Ребята, для того, чтобы понять о чем сегодня пойдет речь, предлагаю, сейчас послушайте басню Ивана Андреевича Крылова.

 Учитель: Басня Крылова «Листы и корни»

В прекрасный летний день  Бросая по долине тень,

Листы на дереве с зефирами* шептали,

Хвалились густотой, зеленостью своей

И вот как о себе зефирам толковали:

"Не правда ли, что мы краса долины всей?

Что нами дерево так пышно и кудряво,

Раскидисто и величаво?

Что б было в нем без нас? Ну, право

Хвалить себя мы можем без греха!

Не мы ль от зноя пастуха

И странника в тени прохладной укрываем?

Не мы ль красивостью своей

Плясать сюда пастушек привлекаем?

У нас же раннею и позднею зарей  Насвистывает соловей.

Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами". -

"Примолвить* можно бы спасибо тут и нам", -

Им голос отвечал из-под земли смиренно.

"Кто смеет говорить столь нагло и надменно!

Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?" –

Листы, по дереву шумя, залепетали.

"Мы те, Им снизу отвечали, -

Которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас. Ужель не узнаете?

Мы - Корни дерева, на коем вы цветете.

Красуйтесь в добрый час!  Да только помните ту разницу меж нас,

Что с новою весной лист новый народится:

А если корень иссушится,  Не станет дерева, ни вас".

Белова А.П. А какое отношение басня Крылова иметь к уроку биологии?

Учитель, при необходимости, с помощью уточняющих вопросов, подводит учащихся к мысли о споре между листьями и корнями о главенствующей роли в жизни дерева.

Побуждает  к высказыванию своего мнения. Создаёт эмоциональный настрой.

Белова А.П. Ребята, а как вы думаете, кто главнее листья или корни?

Хотите разобраться?(постараемся разобраться с вами на уроке). Давайте ответим на этот вопросы в конце урока.

Давайте начнем…..

У вас на столе есть листы ученика. Возьмите их и подпишите фамилию, имя. Так как сегодня у нас на уроке  будут проводиться опыты, послушайте инструкцию по ТБ и поставьте подписи в листе.

Ягудина С.М. ТБ.

Ребята, о каком живом организме идет речь в басне? К какому царству относиться?

Давайте вспомним строение растения

Описание: C:\Users\User\Desktop\slide4-l (1).jpg

На доске прикреплен рисунок, нужно подписать части дерева. Ученики по очереди подписывают части растения.

Белова А.П.  Вы видите на доске прикреплен рисунок, нужно правильно назвать все части растения.

Ученики по очереди выходят к доске и снимают бумажки с рисунка на доске.

Белова А.П.    Какой процесс происходит в растении? Что такое процесс Фотосинтез? Что мы знаем об этом процессе?

Побуждает к формулированию темы урока «Фотосинтез»

 Вопросы:

  1. Где происходит фотосинтез?
  2. При каких условиях проходит фотосинтез?
  3. Что образуется в процессе фотосинтеза

 

 -Слушают  стихотворение, отвечают на вопрос.  -       Высказывают своё мнение.

 -Вспоминают ранее изученный материал.      

 -Отвечают на вопросы. 

Ученики заполняют схему на доске   (Строение цветкового растения). Нужно назвать все части растения и их функции.

Ответ Фотосинтез.

Опрос фронтальный по вопросам:

  1. Где происходит процесс?
  2. Условия для фотосинтеза?
  3. Итог фотосинтеза?

Высказывают  свои предположения  Отвечают на заданные вопросы. Формулируют тему урока. Записывают тему урока в тетрадь.

Этап. Создание проблемной ситуации – 1 мин

Ягудина С.М. Ребята, а я вам предлагаю стать исследователями. Вы хорошо знаете теорию. Но нежно не только теоретически знать этот процесс . Хотите?   Представьте, что вы ученые – эксперты в области биологии.  А кто такие эксперты? Специалисты, которые могут дать объяснение любому явлению на основе своих знаний.

Создаёт атмосферу сотрудничества, психологического комфорта.

Ягудина С.М. Ребята, все, что вы говорили о фотосинтезе нужно проверить и доказать экспериментально. Предлагаю разделиться по группам и провести опыты, подтверждающие теорию.

Группа №1: Опыт английского химика Джозефа Пристли.

Группа №2:  Опыт голландский ученого Яна  Ингенхауза.

Группа№3: Опыт немецкого ученого Юлиуса фон Сакса

   Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её значимость

Этап. «Открытие» нового знания – 10 мин.

        Учителя организует работу учащихся с текстом,  рисунками и проведение эксперимента в группах. Учит различать результат опыта и вывод из опыта. Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ. Формирует основы  теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению. Организует работу в группах. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь. 

Ягудина С.М. Прежде, чем вы начнете работать, посмотрите на критерии по которым будет оценена ваша работа. 

Знакомит группы в критериями оценивания:

  1. Грамотное изложение материала
  2. Научность изложенного материала
  3. Регламент
  4. Креативность изложения.
  5. Работа в команде.

Белова А.П. На столах у вас лежат листы с информацией. Познакомьтесь и прочитайте вопросы, на которые вам нужно ответить и затем во время защиты вашей группы озвучить. И не забудьте заполнить в листе ученика информацию о том опыте, который вы выполняете.

Инструкция для группы№1 Опыт английского химика Д. Пристли.

Английский химик Джозеф Пристли, в 1772 году доказал, что растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород и этот процесс протекает на свету.

Информация: Джозеф Пристли поместил два растения в банку, закрыл банку крышкой. Одну банку оставил  на подоконнике, где присутствовал свет и включал искусственное освещение в ночное время.  Вторую банку поместил в темный шкаф. Через трое суток он открыл крышку и опустил  горящую лучину в банку с растением, которое стояло на подоконнике. Лучина продолжала гореть, так как кислород поддерживает горение. Затем опустил  лучину в банку, которая стояла в темноте, лучина потухла.

Вопросы и задания:

  • Опишите опыты Д. Пристли.
  • Какой газ выделяло растение в опытах ученого?
  • Почему лучина в банке с растением из темного шкафа потухла?

Инструкция для группы№2 Опыт голландский ученого Яна  Ингенхауза

Голландский ученый Ян  Ингенхауз в 1779 году, доказал, что фотосинтез протекает в пластидах зеленного цвета – в хлоропластах, в котором содержится пигмент хлорофилл.

Информация: Для этого ученый  взял  растение пеларгонию и срезал у неё один лист. Опустил его на минуту в кипяток, а затем в сосуд с горячим спиртом. Лист теряет зелёную окраску. Обесцвеченный лист промыл в горячей воде и, положив в чашку Петри, залил слабым раствором йода. Хлорофилл разрушился. Лист окрасился в синий цвет.

Вопросы и задания:

  • Опишите опыт своими словами, в чем его суть.
  • Сделайте вывод.

Инструкция для группы№3 Опыт немецкого ученого Юлиуса фон Сакса

Немецкий ученый Юлиус фон Сакс, доказал, что растения в процессе фотосинтеза образуют органические вещества сахар, а из него крахмал. Проведем один из них

Из муки и воды замесить немного теста. Поместить кусочек теста в марлю и тщательно промыть его в стакане воды. Добавить в данный раствор несколько капель йода.

Вопросы и задания:

  • Что при этом наблюдается?
  • Сделайте вывод.

Инструкция для группы№4 Из глины создайте макет растения по теме:  «Фотосинтез».

Работают в группах

Применяют выбранный способ действия для решения задачи..

  1.  Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи.   Работают в соответствии с Инструкцией (см. Приложение 2).
  2. Извлекают и анализируют информацию из различных источников. Сравнивают  и объясняют биологические эксперименты доказывающие образование крахмала в зеленых частях растения на свету, делают выводы
  3. 1. Работают с текстом , рисунками, схемой, проводят эксперимент.
  4. 2. Обсуждают опыты и эксперименты, объясняют полученный результат, находят биологические неточности в выводах ученых
  5. 3. Готовятся к представлению результатов работы.

 

Этап Динамическая пауза (ФМ) – 1 мин

Белова А.П. Организует и проводит физкультминутку:

Не сутультесь, грудь вперед, Плечи разверните. (Рывки руками перед грудью.) А теперь рывки руками. Снова повторите. Достаём рукой носочек — Правой — левый, левой — правый. Вертолёт летит, стрекочет, Винт работает исправно. (Наклониться вперёд и коснуться правой рукой левой ступни, потом наоборот, левой рукой — правой ступни.) А теперь, как будто мячик, Все на месте мы поскачем. Отдохнули, посвежели И на место снова сели. (Дети садятся.)

Этап Выражение решения. – 10 мин

Ягудина С.М.  Ребята, сейчас мы заслушаем представителей всех четырех групп. Пока идет защита одной группы, ученики других групп слушают и заполняют таблицу в листах ученика. 

Организовывает защиту каждой группы.

Белова А.П. Организовывает работу учеников в карте ученика

Обобщают результаты работы в группе,  представляются их классу, учащиеся дополняют и уточняют ответы, заносят поэтапно выводы в таблицу .Делают записи в тетрадях об условиях, необходимых для фотосинтеза. Т.е. учащиеся  осуществляют активные действия с объёмом изучения; максимально самостоятельны в добывании знаний и овладении способами действия.

Этап закрепления,  Связывание информации, формулирование выводов – 4 мин

 Белова А.П. Ребята, давайте ответим же на вопрос, который мы поставили в начале урока. Кто главнее листья или корни? Нужно записать определение, что такое фотосинтез.

Ягудина С.М.  Ребята, а для человека фотосинтез имеет значение?

Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека? (учитель зачитывает строки стихотворения и просит ответить на проблемный вопрос).

Фотосинтез идет на свету круглый год.
И он людям дает пищу и кислород.
Очень важный процесс - фотосинтез, друзья,
Без него на Земле обойтись нам нельзя.
Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова -
Фотосинтез всему этому голова.
Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!
И озоновый слой будет нас защищать.

Ягудина С.М.  О роли фотосинтеза, более ста лет назад писал К. А. Тимирязев: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”.

Выслушивает ответы детей, помогает формулировать предложения.

Значение фотосинтеза:

  1. В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.
  2. Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.
  3. Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой
  4. Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли.

Формулируют по схеме определение понятия «фотосинтез»

Фотосинтез – процесс образования органических веществ (углеводов) из углекислого газа и воды за счет энергии солнечного света

в зеленых клетках растения с выделением кислорода.

Делают выводы о значении фотосинтеза

 

Этап. Рефлексия.(5-6 мин).

Белова А.П. Ребята, давайте подведем итоги. Предлагаю составить синквейны к теме урока.

Ученики составляют синквейны.

 Ягудина С.М.  В листах учениках оцените свою работу на уроке.

 За работу на уроке получили оценки: __________________.

 Итак, урок подходит к концу, я считаю, что мы успешно поработали и добились  тех целей, которые поставили в начале урока! 

Составляют синквейн по теме:Фотосинтез

Этап. Домашнее задание. (1 мин).

(слайд 30-31)

Комментирует домашнее задание:

 Белова А.П. Из учебника: параграф    читать, пересказывать. Ответить на вопрос: Имеет ли  значение фотосинтез для хищных животных?

Объясните следующие выражения:

  1. Огонь костра – это солнечная энергия
  2. Растения – солнечные консервы
  3. Растения связывают Землю с космосом.

Ягудина С.М.. Дорогие дети, нам было сегодня очень приятно с вами общаться, Белова А.П спасибо вам за участие.

 Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

                                                                                   

 

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды".

Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды". с использованием элементов технологии смыслового чтения....

Технологическая карта бинарного урока по физической культуре и литературе в 5б классе

Формирование УУД  у учащихся средствами новых способов действия  физической культуры и литературы по творчеству И.К. Айвазовского...

Технологическая карта к уроку по биологии 10 класс.

Технологическая карта к уроку по биологии 10 класс ФГОС по теме: "Дигибридное срещивание". Урок разработан в соответствии с новыми стандартами среднего общего образования по учебнику Сивогла...

Технологическая карта бинарного урока биология-физика "Сердце. Круги кровообращения".

Изучая биологию, нередко приходится обращаться к тем или иным физическим законам. Мной представлена технологическая карта урока по ФГОС по биологии с элементами физики....

Технологическая карта к уроку по биологии 8 класс "Ткани"

Урок "Ткани организма человека" подразумевает не только теоретическое освоение материала, но и умение распознавать ткани на рисунках, объяснять взаимосвязь строения и функций клеток, тканей...

Технологическая карта бинарного урока по английскому языку/изобразительному искусству в 7 классе.

Комбинированный урок  должен актуализировать лексику по теме «фильмы, комиксы», а так же должен сформировать умение составлять комиксы в технике «коллаж»...

Технологическая карта бинарного урока по английскому языку и обществознанию в 6 классе по теме «Межличностное общение»

Технологическая карта бинарного урока по английскому языку и обществознанию в 6 классе по теме «Межличностное общение»...