Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды".
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Стельмахова Ольга Александровна

Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды". с использованием элементов технологии смыслового чтения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии 5 класс с элементами технологии смыслового чтения.

Тема урока: Экологические факторы среды.

Тип урока:   комбинированный

Базовый  учебник:   Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. «БИОЛОГИЯ 5 класс» Издательский центр «Вента-Граф»2012 г. 

Цель: учащиеся научатся выделять экологические факторы среды, устанавливать  причинно-следственные связи влияния факторов среды на природу.

Планируемые результаты

предметные результаты:

учащиеся должны знать экологические факторы, их влияние на живые организмы.

учащиеся должны уметь определять понятие «экологические факторы»; характеризовать экологические факторы.

метапредметные результаты:

учащиеся должны уметь:

ставить учебную задачу под руководством учителя;

 (Регулятивные УУД)

планировать свою деятельность под руководством учителя;

работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

( Коммуникативные УУД)

 уметь работать в паре и группе, а также оказывать взаимопомощь

оценивать работу одноклассников.

личностные результаты:

учащиеся должны уметь:

осознавать целостность мира

 Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методические приемы

УУД

1.Мотивационно-целевой этап.

Здравствуйте ребята, начинаем наш урок, но прежде чем начать я хочу посмотреть, с каким настроением вы сегодня начинаете работу.

У каждого из вас на столе лежит смайлик веселый и грустный. Выберите тот, который отражает ваше настроение на данный момент.

(выявить учащихся с хорошим и грустным настроение. Поинтересоваться причинами плохого настроения. Попросить одного, двух учащихся с хорошим настроением  высказать пожелание классу на предстоящий урок)

Настрой на работу теперь у нас боевой, приступим к работе.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Проверим, как вы справились с этой темой.

На доске расположены 4 смайлика. Под каждым из них написано название животного. Ваши задача назвать  среду обитания и охарактеризовать ее, используя план характеристики среды.  Все остальные внимательно слушают и в случае возникновения ошибок в ответах их исправляют

Слова на карточках:

Амурский тигр

Дальневосточный лосось

Дальневосточный крот (Могера)

Аскарида

Выставить оценки по ходу опроса.

2.Операционно-деятельностный этап.

Откройте учебник стр.78, параграф 18. Прочитайте вопросы перед параграфом. Ответьте  на вопросы, поставленные перед нами автором учебника?

Как называют условия среды, которые оказывают воздействие на организм?

Какую тему мы сегодня будем изучать?

Зачем нужно знать как влияют факторы среды на жизнь организмов:

Художнику

Воспитателю

Космонавту

Просмотрите параграф, обратите

внимание на заголовки, вопросы. Какие задачи стоят перед нами сегодня?

Давайте составим план, по которому мы будем работать на уроке.

Рассмотрите рисунки на стр. 79 учебника.

 Какие типы экологических факторов выделяют в биологии?

Задание №1.Как можно по другому представить информацию представленную на стр. 79 учебника.

Дети рисуют схему в тетради, через 2 минуты один учение на доске

Задание №2.Работа по рядам.

1 ряд приводит по 5 примеров факторов неживой природы.

2 -  живая природа

3-  антропогенные факторы 

Задание №3. Работа по рядам.

Приведите  и впишите в схему, примеры положительного и отрицательного влияния факторов среды на организмы.

3 ряд приводит   примеры факторов неживой природы.

1ряд живая природа,

2 ряд антропогенные факторы. 

Почему человека выделили в отдельную группу экологических факторов?

К каким последствиям может привести неразумная человеческая деятельность?

Мы рассмотрели с вами факторы среды обитания.

А почему эти факторы называются экологические? Что поможет нам найти ответ на данный вопрос?

Задание №4. Работа в микрогруппах

Каждой группе необходимо предоставить доказательство того, что без…. фактора среды жизнь на планете невозможна

Что произойдет если исключить один из факторов? 

Дети выбирают и показывают нужный смайлик, объясняют причины своего плохого настроения. Составляют пожелания себе и классу на предстоящий урок.  

Отвечают на вопрос (среда обитания)

План характеристики среды.

1.Освещенность

2.Обеспеченность кислородом

3.Плотность

4.Обеспеченность водой

5.Распределение тепла

Среда-наземно-воздушная. Обилие света, кислорода, неравномерное распределение влаги и тепла, низкая плотность.

Водная. Неравномерное распределение света, кислород растворен в воде, высокая плотность, плавные перепады температур.

Почвенная. Отсутствие света, мало кислорода, высокая плотность, нет резких перепадов температур. 

Организменная. Отсутствует свет, недостаток кислорода, обилие еды, постоянная температура.

   

Читают вопросы:

1.Почему на Земле различают разные среды жизни?

2. От чего зависит жизнь организмов в природе?

(рассуждают, высказывают свою точку зрения)

Вывод: каждая из сред обитания отличается   условиями жизни

Ищут ответ на вопрос в учебнике (экологические факторы среды)

Называют и записывают тему урока в тетрадь

Примерные ответы детей

Чтобы правильно рисовать картины;

чтобы знать, как одеть детей на прогулку;

чтобы выжить в условиях космического пространства    

Выяснить какие бывают экологические факторы и как они влияют на жизнь организмов?  

Составляют и записывают план урока:

1.Виды экологических факторов

2.Влияние факторов на жизнь организмов

3.Значение факторов для среды обитания.

Факторы живой и неживой природы, антропогенные факторы.

В виде схемы

Э.Ф

                   

Живая   неживая антроп.

   

Вписывают примеры в тетрадь, через 3 минуты сверяются и вписывают примеры в схему на доске.

Обсуждают, делятся своими мыслями с классом, дополняют схему.    

Больше отрицательно воздействует на природу.

Разрушится среда обитания 

Работают с  энциклопедическим словарем, дают определение понятию «экология»,  определяют значение науки экологии Экология(греч «ойкос»-дом, «логос»-учение)- наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой

Делают вывод о том, что все экологические факторы связаны между собой

Работа по микрогруппам:

1 -факторы неживой природы,

2 -живая природа

3- антропогенный фактор.

Исключение одних факторов ведёт за собой исчезновение других факторов.

Работа по плану

Прием «Профи»

Преобразование информации

(свертывание информации)

«Хорошо плохо»

Установление причинно-следственных связей

Работа со словарем

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем

 и сверстни-

ками 

Регулятивные

работать по плану, находить и исправлять ошибки

Познавательные

Строить речевое высказывание в устной форме, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Регулятивные

Ставить учебные цели, планировать работу

Познавательные:

Представление информации в  формах, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Регулятивные: оценивать степень достижения цели, исправлять ошибки

Коммуникативные:

Развитие умений излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, договариваться и приходить к общему решению

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи

3.Рефлексивно-оценочный.

Задание №5. Учащимся предлагается решить тест по новому материалу и осуществить взаимопроверку в парах

Продолжите фразы:

На уроке я работал….

На уроке мне было…

На уроке я узнал….

Своей работой на уроке я…..

Решают тест (Приложение 1)

Оценивают свою работу и работу класса

Регулятивные: оценивать степень достижения цели, исправлять -

Задание на дом.

1.выучить параграф 18

2. Написать эссе «Что произойдет если не Земле исчезнет…….. (объем 10 написанных от руки на  отдельном листе.

Какое у вас настроение в конце урока. Что повлияло на улучшение или ухудшение вашего настроения

Показывают нужный смайлик

Творческое задание

Личностные: осознавать свои эмоции

Приложение 1.

Т Е С Т :

 А1) ФАКТОР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ 

А) свет  Б) гриб  В) температура  Г) вода

А 2) ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ОРГАНИЗМАМИ НАЗЫВАЮТ

А) хищничество Б) симбиоз В) паразитизм Г) конкуренция

А3) К АБИОТИЧЕСКОМУ  ФАКТОРУ  ОТНОСИТСЯ

А) пожар  Б) освещённость  В) травоядность  Г)симбиоз

Часть Б.

 Оцените правильность суждений (да + ,нет- )

1 Факторы неживой природы могут влиять на живой организм только благоприятно

2 Паразитизм, хищничество, симбиоз – это типы  биотических факторов

3 Деятельность человека нейтрально влияет на окружающую среду

4 К абиотическим факторам относят: свет, воду, тепло, давление, ветер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде зовательной

Эта технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных" по новым ФГОС с учетом УУД....

технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде

Вашему вниманию предлагаю методические рекомендации по написанию технологических карт уроков русского языка и литературы в рамках новых ФГОС....

Технологическая карта к уроку информатики «Создание теста в среде PowerPoint»

Технологическая карта разработана для урока информатики в 7 классе по теме: «Создание теста в среде PowerPoint»...

Технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде

Данная технологическая карта составлена у уроку "Способы определения состава вещества".В ней описаны цели и задачи урока, используемые педагогические технологии, формы организации учебной деятельности...

Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.

Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...