Тест "Направления и пути эволюции органического мира"
тест по биологии (10, 11 класс)

Данный материал может быть использован для текущего контроля знаний обучающихся 10-11 класса  при изучении темы "Эволюция органического мира", а также при подготовке к ЕГЭ по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_evolyutsii_11.docx243.1 КБ

Предварительный просмотр:

Направления и пути эволюции.    Вариант 1

1. Проанализируйте таблицу.

Направление эволюции

Путь эволюции

ПРИМЕР

(А)

общая дегенерация

отсутствие органов

пищеварения у плоских червей

биологический прогресс

(Б)

появление цветка и плода

биологический прогресс

идиоадаптация

(В)

Список терминов:   1. биологический прогресс    2. наличие перепончатых конечностей у водоплавающих птиц      3. наличие теплокровности у хордовых животных      4. Ароморфоз    5. дивергенция                   6. биологический регресс

2. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам у животных?

1) самозатачивающиеся резцы у животных   2) листовидная форма тела у печеночного сосальщика   3) развитие стрекательных клеток у гидры   4) членистые конечности у насекомых 5) внутреннее оплодотворение  6) узловая нервная система у кольчатых червей

3. Установите соответствие между признаками организмов и путями эволюции:          ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ                 

А) развитие крылышек у плода клёна  Б) возникновение рычажных конечностей у хордовых  В) отсутствие головы у двустворчатых моллюсков

Г) видоизменение листьев гороха в усики  Д) утрата хлорофилла у растения заразихи     Е) формирование крупных жилок у подорожника

ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ   1)         ароморфоз   2) идиоадаптация

3) общая дегенерация

4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Покрытосеменные растения – наиболее распространённая на Земле группа растений. (2)В процессе эволюции у них появились цветок и плод. (3)Также у них формируется развитая проводящая система. (4)У многих крестоцветных развиваются видоизменённые корни в виде корнеплодов, в которых запасаются питательные вещества. (5)У лилейных побеги видоизменились в луковицы и корневища, участвующие в вегетативном размножении. (6)У картофеля органом вегетативного размножения являются подземные побеги – клубни.

Вариант  2

1. Проанализируйте таблицу.

Направление эволюции

Путь эволюции

Пример

(А)

идиоадаптация

приспособление у цветковых растений

к опылению ветром

биологический прогресс

(Б)

редукция органов чувств

у паразитических червей

биологический прогресс

ароморфоз

(В)

Список терминов:    1. биологический прогресс         2. общая дегенерация 

3. появление четырехкамерного сердца у млекопитающих       4. конвергенция

5. обитание в океане рыбы латимерии       6. биологический регресс

2. Выберите примеры идиоадаптаций.

1) сходство мухи-журчалки с пчелой    2) второй круг кровообращения у жабы

3) теплокровность у голубя     4) длинный корень верблюжьей колючки

5) диафрагма у волка            6) обтекаемая форма тела пингвина

3. Установите соответствие между характеристикой эволюционного процесса и направлением эволюции

ХАРАКТЕРИСТИКА  А) происходит общий подъем уровня организации   Б) наблюдается упрощение уровня организации   В) повышается интенсивность жизнедеятельности  Г) исчезает ряд утративших значения органов   Д) обеспечивается переход в новую среду обитания     Е) способствует    переходу к паразитическому образу жизни

Направление эволюции     1) ароморфоз     2) общая дегенерация

4. Выберите из текста три предложения, которые описывают ароморфозы в эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Эволюционные преобразования ведут к морфо-физиологическому прогрессу. 2. Такие преобразования дают организмам новые возможности для освоения внешней среды с изменчивыми условиями жизни. 3. Например выход растений на сушу сопровождался появлением механических, проводящих, покровных тканей. 4. Адаптации, которые не связаны с радикальной перестройкой организма способствуют в эволюции освоению узких экологических ниш. 5. Например, у водных -цветковых растений слабо развита механическая ткань. 6. В листьях мхов имеются мертвые клетки для накопления воды.

5. Установите соответствие между видом организма и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие.

  

ВИД

 

НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ

А) одуванчик обыкновенный

Б) домовая мышь

В) лотос ореховидный

Г) австралийская ехидна

Д) заяц русак

   

1) 

биологический прогресс

2) 

биологический регресс

6. Сосальщики и ленточные черви находятся в состоянии биологического прогресса. Приведите соответствующие доказательства, ответ поясните. Назовите не менее 3 представителей этих классов

7. Назовите путь эволюции, изображенный на рисунке цифрой 1. К чему приводит данный путь эволюции, приведите не менее трех его примеров, характерные для класса Млекопитающие.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=24840

8. Какие идиоадаптации сформировались у цветковых растений, обитающих в воде? Приведите не менее четырёх признаков и обоснуйте их адаптивные значения.

5. Установите соответствие между видом организма и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие.

  

ВИД

 

НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ

А) подорожник обыкновенный

Б) дождевой червь

В) рябчик русский

Г) гаттерия новозеландская

Д) тигр амурский

   

1) 

биологический прогресс

2) 

биологический регресс

6. Приведите не менее трех доказательств биологического прогресса зайца-русака, если в Европе и Азии встречается около 20 его подвидов

7. Назовите путь эволюции, изображенный на рисунке цифрой 1. К чему приводит данный путь эволюции, приведите не менее трех его примеров.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=24843

8. В чём проявляется приспособленность растений к жизни в условиях тундры? Укажите четыре адаптации. Обоснуйте их значение для жизни в тундре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра-путешествие по теме : "Учение об эволюции органического мира"

Урок разработан  на основе учебника Пономаревой И.Н., Корниловой О.А. По ходу урока ребята побывают  на осровах " Понятий",  окунутся в реку " Микро-макроэволюции", посетят залив "Самос...

Обобщающие тесты по теме "Эволюция органического мира"

Данные тесты предназначены для проверки знаний после изучения темы "Эволюция органического мира" в 9 или 11 классе. Тесты в 2 вариантах. Уровень знаний базовый....

Открытый урок в 11 классе Тема: «Основные ароморфозы в эволюции органического мира».

Цель: Провести систематизацию знаний учащихся по теме: "Эволюция органического мира"...

элективный курс "Эволюция органического мира"

Данный элективный курс предназначен для обучающихся  профильных 10-11классов средних школ биолого-географического, химико-биологического направлений. Данный курс «компенсирует» ограниченные возмо...

Итоговая работа по теме "Учение об эволюции органического мира" в формате ЕГЭ

Работа содержит задания разного уровня сложности, может быть использована для проведения итоговой работы в конце темы или при подготовке к экзамену....

Итоговая работа по теме "Учение об эволюции органического мира" в формате ЕГЭ

Задания разного уровня сложности могут быть использованы при проведении итоговой работе по теме или при подготовке к экзамену...

Презентация Доказательство эволюции органического мира 11 клас

Презентация подготовлена для 11 класса к учебнику В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафоновой, Е. Т. Захаровой. Наглядно демонстрирует эмбриологические, генетические, географические и тд. доказатедьства эволю...