Урок –игра в 6 классе «Органы цветкового растения»
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Курбатова Екатерина Валерьевна

К предметной недели естественно-научного цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект к уроку138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок –игра в 6 классе «Органы цветкового растения»

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Надеюсь, что мы сегодня очень плодотворно поработаем и поиграем,

Наша игра по теме «Строение растения». Мы разделимся на команды и выполнять задания

Команды выбирают капитана, который будет координировать ответы.

Прежде чем начать нашу игру-путешествие давайте познакомимся (озвучивают название команды).

Конкурс «Разминка» - за каждый правильный ответ 1 балл.

1. Если мне на место «а»

Мягкий знак дадите,

Сразу сорную траву

В птицу превратите. (Лебеда - лебедь.)

2. Меня за аромат давно ты ценишь,

Всюду я красой своей горда,

Но если «р» на «к» ты переменишь,

То вырастут рога и борода. (Роза - коза.)

3. Первое - нота, второе - тоже,

А в целом я на горох похожа. (Фа - соль.)

4. Три простеньких слова –

Нота, круг, союз –

Дают нам вместе овощ,

Приятный всем на вкус. (Ре - диск - а.)

5. Местоимение, предлог,

Меж них - фамилия поэта.

А целое - известный плод,

Что зреет на исходе лета. (Я - блок - о.)

6. Чтоб отгадать - имей терпенье.

С «л» - часть лица, а с «б» - растение. (Лоб - боб.)

7. Личное местоимение - первый слог.

Пение лягушки - слог второй.

Все - растение, у которого плод - ягода. (Ты - ква.)

8. Первый слог - орган растения для питания,

Второй - соединительная буква,

Третий - найдешь в танцах,

Целое - явление в жизни растения. (Лист - о - па - д.)

9. Буква шипящая, гласная буква, нота,

Назойливое двухкрылое насекомое,

Все - дерево с белоснежными пахучими цветами

И вяжущими плодами. (Че - ре -муха.)

10. Первый слог - песня весенней капели,

Второй - губы.

Все - растение, про которое сложена загадка:

«Был ребенок, не знал пеленок,

Стар стал, пеленаться стал». (Кап -уста.)

11. Река в Италии течет,

За ней две ноты, еще буква,

А в целом - вышел вкусный плод,

Но только не арбуз, не тыква, а... по - ми - до - р.

12. Автолюбителям в дороге могу я пользу принести,

Но поменяй местами слоги,

И буду я в лесу расти. (Насос - сосна.)

Конкурс «Дальше, дальше, дальше….»

Каждой команде задается определенное количество вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум 10 баллов

Вопросы для 1 команды.

  1. Назовите виды корней (главный, боковые, придаточные)
  2. Ткань, которой образована зона деления корня (образовательная).
  3. Наука о живой природе (биология).
  4. Корни, отходящие от стебля (придаточные).
  5. Питательные вещества, идущие по сосудам (минеральные).
  6. корневая система, где хорошо выражен главный корень (стержневая)
  7. Как называется защитное образование на верхушке корня? (корневой чехлик)
  8. Функция корневых волосков (впитывание воды и минеральных солей)
  9. Какие бывают видоизмененные корни? (воздушные, дисковидные, ходульные, прицепки)
  10. Зачем применяют удобрения? (для улучшения питания растений, т.к. органические и минеральные удобрения содержат большое количество питательных веществ)

Вопросы для 2 команды.

  1. Зона корня, имеющая корневые волоски (всасывания.).
  2. Ткань, обеспечивающая прочность и упругость растения (механическая).
  3. Зеленые пластиды (хлоропласты).
  4. Растения, которые могут цвести хотя бы раз в жизни (цветковые).
  5. Корневая система, состоящая из придаточных и боковых корней (мочковатая).
  6. Назовите жизненные формы растений (деревья, кустарники, кустарнички, травы)
  7. Что из корешка-зародыша при прорастании семени развивается первым? (главный корень)
  8. Длина какого участка корня не превышает 2-3 см? (всасывания)
  9. Что называется корневыми шишками или корнеклубнями? (утолщения в придаточных корнях, в которых накапливаются запасные питательные вещества)
  10. У растущих в какой зоне растений есть ходульные корни? (в зоне приливов и отливов. Они удерживают древовидные растения на непрочном илисто-песчаном грунте)

Вопросы для 3 команды

  1. Корневая система с хорошо развитым главным корнем (стержневая).
  2. Тонкие участки клеточной оболочки (поры).
  3. Наука о растениях (ботаника).
  4. Слой стебля, содержащий сосуды (древесина).
  5. Длинный вырост наружной клетки зоны всасывания корня (корневой волосок).
  6. Корни, отрастающие от стебля называются… (придаточные)
  7. Как называются растения, семена которых имеют две семядоли? ( двудольные)
  8. В клетках какой зоны нет вакуолей? (деления)
  9. Что называется корнеплодом?( утолщения в верхней части корня и нижней части стебля, в которых накапливаются запасные питательные вещества)
  10. Зачем растения окучивают? (чтобы усилить рост придаточных корней)

Вопросы для 4 команды

  1. ботаника – это наука, изучающая … (растения)
  2. Основной орган растения, способный к фотосинтезу (лист)
  3. Органы растения, обеспечивающие его водой и минеральными веществами (корень)
  4. Плод картофеля (клубень)
  5. Орган, который на зиму растение сбрасывает (лист)
  6. Орган, которым растение удерживается в почве (корень)
  7. Что такое эндосперм? (запас питательных веществ)
  8. Самая длинная и прочная часть корня (зона проведения)
  9. Из клеток каких тканей состоит зона проведения? (проводящая и механическая)
  10. Какие удобрения относятся в органическим, а какие к минеральным? (органические – навоз, торф. Минеральные – суперфосфат, селитры)

Конкурс «Подсказка»

за правильно названный объект с 1 подсказки- 3 балла, со 2-2 балла, с 3 - 1 балл.

#1069;та ткань стебля есть и в коре, и в древесине

#1050;летки ее мертвые или живые

3 Они проводят органические вещества, воду и минеральные соли

(проводящая ткань)

#1069;та часть стебля слабо развита у хвойных

#1047;ато хорошо развита в клубне картофеля

#1042; ней хранятся запасные питательные вещества

(сердцевина)

#1069;та часть стебля образована тремя видами тканей.

2. Именно там находятся лубяные волокна и ситовидные трубки

3. Другие составляющие эту часть стебля выполняют защитную функцию

(кора)

1. Это очень важная ткань растения

2. Располагается она в двух местах стебля

3. За счет нее стебель растет в высоту и в толщину

(образовательная ткань)

Конкурс «Собери цветок»

Каждая команда получает конверт и за 3 минуты должна правильно собрать 4 цветка. За каждый правильно собранный цветок -1 балл.

Конкурс «Секрет»

Переставьте буквы в словах так, чтобы получились названия частей цветка. За каждый правильно угаданный термин 1 балл.

1) СЕЯНЬ (ЯСЕНЬ)

2) РЕЗАБЁ (БЕРЁЗА)

3) АНСИО (ОСИНА)

4) ДЫШЛАН (ЛАНДЫШ)

5) НАСОС (СОСНА)

6) АПИЛ (ЛИПА)

7) ШАНАКТ (КАШТАН)

8) ЧУКАВОНДИ (ОДУВАНЧИК)

9) ПАРИКВА (КРАПИВА)

10)КОПИЖОРДОН (ПОДОРОЖНИК)

11)РОНОСАМИД (СМОРОДИНА)

12) ЁВАСИКЛ (ВАСИЛЁК)

13) НИБЯРА (РЯБИНА)

14) ХОДНУПОСЛ (ПОДСОЛНУХ)

15) МАХЗАНТЕРИ (ХРИЗАНТЕМА)

Конкурс «Заморочки из бочки»

В этой категории вам предлагаются необычные вопросы, посовещавшись, команды дают ответ на вопрос. Вопросы задаются одновременно всем командам. Время на обдумывание 1 минута. За правильный ответ –2 балла.

1.Подземные органы картофеля и топинамбура (клубни) под действием света зеленеют, а аналогичные подземные органы георгина – нет. Почему?

(у картофеля клубни – это видоизмененные побеги, а у георгина – корневые шишки – утолщенные корни.)

2 .Дрова, заготовленные зимой, ценятся выше, чем заготовленные летом. Они лучше горят и дают больше тепла. С чем это связано?

(сокодвижения зимой почти нет, деревья более сухие.)

3.Почему семена нельзя хранить в полиэтиленовых пакетах? (Потому что, находящийся там зародыш, может задохнуться).

4.Почему при пересаживании растения важно не повредить кончик корня? (Потому что кончик корня – его верхушка, которой он растет).

5.У росточка – крошки, сразу две ладошки - солнышко ловить. (Проросток.)

Если два первых листочка, к какому классу относится это растение? (двудольные) Какой еще класс есть?

Конкурс « Черный ящик»

1. Научное название этого растения переводится как ласточкина трава. Пробуждается это растение с прилётом касаток, а отсыхает, когда деревенские щебетуньи попадутся в отлёт. Цветёт с мая до августа. На огородах растёт как сорняк. Спутать это растение с другими сложно, ведь только оно выделяет на изломе капельки густого оранжевого сока, а цветочки у него жёлтые. Растение это в некотором смысле знаменито. Средневековые алхимики с помощью его корня пытались получить золото. А в металлургии и сейчас его применяют: к его соку и поныне прибегают при травлении и чернении. В его отварах купали ребятишек – якобы снимало чесотку и золотуху, делая тело чистым. Но на пастбищах скот его не ест – ядовит (чистотел)

2.О целебных свойствах этого растения было известно еще древним грекам и римлянам. В средние века его широко применяли как успокаивающее средство. Считалось, что название было дано растению в честь римского императора, правящего в I веке до н.э. В переводе с латинского глагол «валере» означает «быть здоровым». На Руси это растение также издавна рекомендовали в качестве лекарственного растения. Но промышленное использование ее началось при Петре I. Он повелел выращивать лекарственные растения, в том числе и это, в специально созданных для нужд военных госпиталей «аптекарских огородах». По приказу Петра 1 такие посадки лекарственных растений были созданы во многих крупных городах России. В лечебных целях используется корневище растения, имеющее характерный запах. Очевидно, что некоторые свойства этого растения способствовали возникновению народных названий: кошачья трава, кошачий корень, ладаница, земляной ладан (валериана)

4.Название этого растения в переводе с греческого означает «кислый шарик болотный». Спелые ягоды – ярко-красные. Собирают их поздней осенью, с наступлением морозов. Упоминания о нем известны еще с XVI века. Сок этого растения применяли как хорошее средство от заболевания десен – цинги, им омывали раны, мокнущие язвы. Он считался «особливым лекарством от кашля», а также хорошим жаропонижающим средством (клюква)

Рефлексия.

Ребята, давайте в конце игры поиграем в «Светофор». У каждого из вас по три круга: красный, желтый и зеленый. Получили ли вы удовольствие от игры?

Если да, то поднимите круг зеленого цвета. Если вы чем-то недовольны, то - желтого цвета. Но, а если у вас остались только негативные эмоции, то - красного цвета.

Подведение итогов.

Итак, растение - живой организм, который имеет определенные части - органы. Есть органы, которые участвуют только в размножении (генеративные). Другие – выполняют все основные жизненно важные функции (вегетативные). Каждый орган имеет определенное строение и выполняет соответствующую функцию. Вы узнали, что органы у растений имеют различные размеры, но все они необходимы. Я надеюсь, что проходя мимо дерева, кустарника, травинки вы десять раз подумаете, прежде чем сорвать лист, цветок или сломать ветку.

Жюри подсчитывает баллы. Объявляется команда – победитель.

Оценочный лист конкурса 6 класс

Название конкурса

1

2

3

4

1

Разминка

2

«Дальше,дальше.»

3

«Подсказка»

4

«Собери цветок»

5

«Секрет»

6

«Заморочки из

бочки»

7

«Черный ящик»

Подведение итогов

Оценочный лист конкурса 6 класс

Название конкурса

1

2

3

4

1

Разминка

2

«Дальше,дальше.»

3

«Подсказка»

4

«Собери цветок»

5

«Секрет»

6

«Заморочки из

бочки»

7

«Черный ящик»

Подведение итогов

Если мне на место «а»

Мягкий знак дадите,

Сразу сорную траву

В птицу превратите.

Меня за аромат давно ты ценишь,

Всюду я красой своей горда,

Но если «р» на «к» ты переменишь,

То вырастут рога и борода.

Первое - нота, второе - тоже,

А в целом я на горох похожа.

Три простеньких слова –

Нота, круг, союз –

Дают нам вместе овощ,

Приятный всем на вкус.

Местоимение, предлог,

Меж них - фамилия поэта.

А целое - известный плод,

Что зреет на исходе лета.

Чтоб отгадать - имей терпенье.

С «л» - часть лица, а с «б» - растение.

Личное местоимение - первый слог.

Пение лягушки - слог второй.

Все - растение, у которого плод - ягода.

Первый слог - орган растения для питания,

Второй - соединительная буква,

Третий - найдешь в танцах,

Целое - явление в жизни растения.

Буква шипящая, гласная буква, нота,

Назойливое двухкрылое насекомое,

Все - дерево с белоснежными пахучими цветами

И вяжущими плодами.

Первый слог - песня весенней капели,

Второй - губы.

Все - растение, про которое сложена загадка:

«Был ребенок, не знал пеленок,

Стар стал, пеленаться стал».

Река в Италии течет,

За ней две ноты, еще буква,

А в целом - вышел вкусный плод,

Но только не арбуз, не тыква, а...

Автолюбителям в дороге могу я пользу принести,

Но поменяй местами слоги,

И буду я в лесу расти.

Вопросы для 1 команды.

  1. Назовите виды корней.
  2. Ткань, которой образована зона деления корня.
  3. Наука о живой природе.
  4. Корни, отходящие от стебля.
  5. Питательные вещества, идущие по сосудам.
  6. корневая система, где хорошо выражен главный корень.
  7. Как называется защитное образование на верхушке корня?
  8. Функция корневых волосков.
  9. Какие бывают видоизмененные корни?
  10. Зачем применяют удобрения?

Вопросы для 2 команды.

  1. Зона корня, имеющая корневые волоски.
  2. Ткань, обеспечивающая прочность и упругость растения.
  3. Зеленые пластиды.
  4. Растения, которые могут цвести хотя бы раз в жизни.
  5. Корневая система, состоящая из придаточных и боковых корней.
  6. Назовите жизненные формы растений.
  7. Что из корешка-зародыша при прорастании семени развивается первым?
  8. Длина какого участка корня не превышает 2-3 см?
  9. Что называется корневыми шишками или корнеклубнями?
  10. У растущих в какой зоне растений есть ходульные корни?

Вопросы для 3 команды

  1. Корневая система с хорошо развитым главным корнем.
  2. Тонкие участки клеточной оболочки с помощью которых растение дышит?
  3. Наука о растениях.
  4. Слой стебля, содержащий сосуды.
  5. Длинный вырост наружной клетки зоны всасывания корня.
  6. Корни, отрастающие от стебля называются…
  7. Как называются растения, семена которых имеют две семядоли?
  8. В клетках какой зоны нет вакуолей?
  9. Что называется корнеплодом
  10. Зачем растения окучивают?

Вопросы для 4 команды

  1. ботаника – это наука, изучающая …
  2. Основной орган растения, способный к фотосинтезу
  3. Органы растения, обеспечивающие его водой и минеральными веществами
  4. Плод картофеля
  5. Орган, который на зиму растение сбрасывает
  6. Орган, которым растение удерживается в почве
  7. Что такое эндосперм?
  8. Самая длинная и прочная часть корня
  9. Из клеток каких тканей состоит зона проведения?
  10. Какие удобрения относятся в органическим, а какие к минеральным?

Вопросы для 4 команды

  1. ботаника – это наука, изучающая …
  2. Основной орган растения, способный к фотосинтезу
  3. Органы растения, обеспечивающие его водой и минеральными веществами
  4. Плод картофеля
  5. Орган, который на зиму растение сбрасывает
  6. Орган, которым растение удерживается в почве
  7. Что такое эндосперм?
  8. Самая длинная и прочная часть корня
  9. Из клеток каких тканей состоит зона проведения?
  10. Какие удобрения относятся в органическим, а какие к минеральным?

Вопросы для 4 команды

  1. ботаника – это наука, изучающая …
  2. Основной орган растения, способный к фотосинтезу
  3. Органы растения, обеспечивающие его водой и минеральными веществами
  4. Плод картофеля
  5. Орган, который на зиму растение сбрасывает
  6. Орган, которым растение удерживается в почве
  7. Что такое эндосперм?
  8. Самая длинная и прочная часть корня
  9. Из клеток каких тканей состоит зона проведения?
  10. Какие удобрения относятся в органическим, а какие к минеральным?

СЕЯНЬ

БЕРЁЗА

АНСИО

ДЫШЛАН

НАСОС

ЛИПА

КАШТАН

ЧУКАВОНДИ

ПАРИКВА

КОПИЖОРДОН

РОНОСАМИД

ЁВАСИКЛ

НИБЯРА

ХОДНУПОСЛ

МАХЗАНТЕРИ

СЕЯНЬ

БЕРЁЗА

АНСИО

ДЫШЛАН

НАСОС

ЛИПА

КАШТАН

ЧУКАВОНДИ

ПАРИКВА

КОПИЖОРДОН

РОНОСАМИД

ЁВАСИКЛ

НИБЯРА

ХОДНУПОСЛ

МАХЗАНТЕРИ

СЕЯНЬ

БЕРЁЗА

АНСИО

ДЫШЛАН

НАСОС

ЛИПА

КАШТАН

ЧУКАВОНДИ

ПАРИКВА

КОПИЖОРДОН

РОНОСАМИД

ЁВАСИКЛ

НИБЯРА

ХОДНУПОСЛ

МАХЗАНТЕРИ

СЕЯНЬ

БЕРЁЗА

АНСИО

ДЫШЛАН

НАСОС

ЛИПА

КАШТАН

ЧУКАВОНДИ

ПАРИКВА

КОПИЖОРДОН

РОНОСАМИД

ЁВАСИКЛ

НИБЯРА

ХОДНУПОСЛ

МАХЗАНТЕРИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Органы цветкового растения"

Обобщение темы "Органы цветкового растения" в игровой форме позволит закрепить изученный материал....

Урок обобщения на тему: Органы цветковых растений.6 класс.Автор Н.И.Сонин

Урок обобщения на тему: Органы цветковых растений.6 класс.Автор Н.И.Сонин...

Обобщающий урок по биологии 6 класс "Органы цветкового растения"

Урок обобщения знаний по биологии растений (Органы цветкового растения)...

Игра "Своя игра" по теме "Органы цветковых растений"

Игра разработана по принципу известной телеигры. В соревнованиях участвуют три команды или три ученика. Проверяются зания по теме "Органы цветковых растений" (биология 7 класс)....