Урок биологии " Сезонные изменения в жизни живых организмов" 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Урок биологии в 5 классе на тему " Сезонные изменения в жизни живых организмов" составлен в соответствии с требованиями ФГОС, все этапы соблюдены.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 150.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Сезонные изменения в жизни организмов. 5 класс -биология
Цель урока:- образовательная:
определить уровень усвоения материала по теме, развить познавательную активность, научить применять полученные знания в современной жизни;
- развивающая:
развивать информационную и коммуникативную компетенции, развивать познавательный интерес обучающихся;
- воспитательная:
создать атмосферу коллективной работы, радости познания, воспитывать чувство ответственности и умение работать в группе.
Задачи урока:
предметные:
1) формировать представления детей об осенних изменениях в жизни растений.
2) показать связь осенних изменений в мире растений с признаками осени в неживой природе;
метапредметные:
3) развивать умения анализировать, сравнивать и находить необходимую информацию в тексте;
4) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения, делать выводы;
5) развивать умение работать со схемой;
личностные:
6) развивать эмоциональное восприятие осенней природы;
7) воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты обучения:
Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, умение проводить элементарные исследования, умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Этапы урока | Виды организации учебной деятельности (формы, методы, приемы) | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Организационный | Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу =Давайте в начале урока прикоснемся к прекрасному. (Слайд 1) Вы прослушали музыку Чайковского и просмотрели картины Левитана. В данном видеофрагменте отображена тема нашего урока. -Какая же тема нашего урока?( Слайд 2) -Что происходит в природе в разные времена года? Итак, тема урока: Сезонные изменения в жизни организмов.( Слайд 3) | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей | Записывают тему урока в тетрадь | |
Актуализация знаний: | Беседа, направленная на актуализацию знаний, полученных на предыдущих уроках. | - Сколько сезонов вы знаете?( слайд 4) - Какова последовательность времен года? Сезонные явления – изменения процессов жизнедеятельности живых организмов в зависимости от сезона. Где вы получили знания о сезонных явлениях? | Отвечают на вопросы | Обсуждают ответ, оформляют свои мысли в устной речи. |
Мотивация | Беседа | А как вы думаете, почему мы заговорили об этом на уроке биологии? Зачем нам нужно знать, какие изменения происходят в жизни организмов в связи с сезонными изменениями в природе? Потребность в изучении сезонных явлений возникла у человека очень давно в связи с развитием земледелия, рыболовства, охоты. | Формулируют цель урока | Обсуждают ответ, оформляют свои мысли в устной речи. |
Изучение нового материала: | Беседа | Перед вами лежат карточки с заданиями, а вы попробуйте определить какое время года описанное в тексте.(работа в парах) -У кого описание зимы, лета, весны, осени? Как вы догодались? -В природе периодически происходят изменения и повторения климатических условий. Работа с терминами.: фенология | Работа с карточками (приложение 3) Записывают термины в тетрадь | Учащиеся осуществляют поиск информации Художественный текст (разделен на 4 сезона) Отвечают на вопросы |
Просмотр видео | Смотрят видео | Обсуждение в малых группах, | ||
Первичная проверка понимания | Работа учащихся в группах с текстом по изучению нового материала | 1 группа: Выделите, какими приспособлениями обладают растения к жизни в природе? 2 группа: Находит, какими приспособлениями обладают животные для жизни в природе Работа с учебником( слайд 5) Стр.123-124 | Учащиеся работают в группах с рисунками (приложение 3) Обсуждение результатов работы | Учащиеся выполняют задание работают с информацией (приложение 1) |
Физкультминутка | ( слайд 6)( Слайд 7) | Выполняет упражнения для снятия напряжения глаз, спины | ||
Фронтальная беседа | -По какому признаку живые организмы определяют, что пришла осень или весна?( слайд 8) ( слайд 9) Фотопериодизм- записать в тетрадь( слайд 10) Ребята, так почему желтеют и падают листья?( слайд 11) | Учащиеся высказывают свое мнение по данному вопросу | Делятся ассоциациями, возникшими образами | |
Закрепление знаний | Учитель предлагает закрепить и проверить полученные знания в форме тестов.( слайд 12, 13,14) | Ученики выполняют тест и осуществляют взаимопроверку по шаблону на экране. | Работа с карточками | |
Итоги урока | Комментарии учителя о работе обучающегося на уроке. Объявление оценки за урок. ( слайд 15) | |||
Рефлексия | Продолжите предложения, выбрав начало словами: ( слайд 16 ) - «Я узнал…» - «Мне понравилось…» - «Мне было трудно…» - «Я хочу узнать…» | Оценивают свою работу и работу одноклассников | контролируют и оценивают свои действия | |
Домашнее задание | (инструктаж по выполнению) | Задает домашнее задание( слайд 17) П.20 Придумать сказку « Сезонные чудеса в природе» | Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока. |
Приложение 1
Летом растения цветут, появляются ягоды, начинают зреть фрукты, животные оставляют потомство, звери выращивают детенышей. В середине лета рост многих видов растений приостанавливается, уменьшается число цветущих растений, заканчивается размножение птиц. Начинается созревание плодов и семян; становится заметней подготовка к зиме.
В конце лета у растений скапливаются запасные питательные вещества в перезимовывающих органах: корнях, корневищах, луковицах, клубнях.У насекомых в специальных органах — жировых телах — накапливается жир. В подкожной клетчатке многих млекопитающих также откладывается жир.
Осенью у птиц и млекопитающих происходит линька. Опадают листья с деревьев и кустарников- осенний листопад.Деревья зимой находятся в состоянии покоя, корни не впитывают воду ,сокодвижение прекращается. Птицы улетают на юг, совершая миграции на дальние растояния, чтобы там перезимовать, так как корма для птиц становится всё меньше и меньше. А другие остаются переживать суровую зиму. Многие животные впадают в спячку, происходит линька- смена шерстяного или перьевого покрова, на более густой подшерсток, зайцы меняют окраску.Рыбы к зиме уходят на глубину водоёма. Лягушки, жабы, ящерицы, змеи впадают в оцепенение – максимальное снижение обмена веществ.
Весной оживают растения, начинается сокодвижение .На деревьях набухают почки и постепенно деревья покрываются листвой. Весна вносит изменения и в жизнь животных. Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов .Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детеныши.
Приложение 2
- Работа с карточками
Перед вами лежат карточки с заданиями, а вы попробуйте определить какое время года описанное в тексте. Ваша задача из художественного текста выбрать то описание леса, которое определяет время года.
Художественный текст (разделен на 4 сезона)
Карточка 1
Запестрели деревья. Яшмовые клёны буквально светятся среди берёз и лип. Да и сами липы и березы будто в парчовых накидках: так ярки расцвеченные листья. Сказочным чертогом выглядит лес, расписанный волшебной кистью матушки – природы. Особенно красив он в ясный, яркий день, согретый тёплым солнышком. Казалось, без устали бродил бы этими стёжками, запорошенными листвой.
Карточка 2
Природа настроилась на суровый лад. В морозы быстрые речки и те лубенеют, прячась под лёд. Снегу намело столько, что без лыж не пробиться полем или перелеском. А снежинки всё падают и падают, преображая лес в серебряные чертоги, одевая каждое деревце в бархат и парчу. Зайцы, волки и лисы кругом оставили столько следов, что только распознавать не забывай. И к тому ж празднично разубранные ёлочки, одна другой пригоже.
Карточка 3
Деревья пробуждаются по мере схода снега и размерзания почвы. В лесу она глубоко не промерзала, особенно под слоем листвяной подстилки. Снега же в лесу нынче было много. Медленнее всего он тает в хвойниках и на северных склонах. Там нередко залёживается до дней тёплых и звонких. Набегут первые дождички и от старого сезона никаких следов не останется. “Первый дождик корешки обмоет”, наставляет старинная примета. Тепло пригонит птиц издалеча.
Карточка 4
Только что дни росли и росли, и вот настал зенит света - пора солнцестояния. Как хорош лес! Дубравный покой и дубравный шум, беспрерывное жужжание мух, пчёл, шмелей и запах … этот травяно-лесной запах, насыщенный растительными испарениями, листом, а не цветами. Сейчас куда ни взгляни – везде увидишь обновы середины года с их яркими красками и пышным великолепием. Кажется, всё в лесной стороне предстало в своих лучших нарядах.
2 Посмотрите на рисунки с изображениями животных на рисунке и в чём заключается биологическая ошибка
Диагностические материалы для оценивания результатов обучения:
1 . Прочитайте биологический текст и найдите ошибку: «Сезонные изменения у растений» и ответьте на вопрос: почему лиственные растения сбрасывают на зиму листья?»
Чтобы образовывать питательные вещества и расти, зеленые растения нуждаются в солнечном свете и воде. Больше всего они растут зимой и осенью. Они по-разному переносят зиму или сухое время года. У многих растений есть так называемый период отдыха. Многие растения накапливают питательные вещества в утолщенных частях, находящихся под землей. Их надземная часть умирает, растение отдыхает до весны. Лиственные деревья, такие, как сосна и ель, сбрасывают листву осенью, потому что в это время недостаточно солнечного света для образования в листьях питательных веществ. Летом они отдыхают, а осенью на них появляются новые листочки.
2. Какие сезонные изменения в жизни живых организмов представлены на фотографиях?
А Б В
3. С выбором одного отвеета
Если у растений началось развитие побегов, раскрытие почек, значит продолжительность светлого времени суток:
а) не изменяется;
б) уменьшается;
в) увеличивается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока "Сезонные изменения в жизни животных" по экологии 7 класса
Презентация урока по экологии для 7 класса. "Спячка и оцепенение"К учебнику "Экология животных" В.Г.Бабенко, Д.В.Богомолов...

Презентация "Сезонные изменения в жизни растений и животных"
Презентация "Сезонные изменения в жизни растений и животных"...
Презентация к уроку "Сезонные изменения в жизни птиц"
Сезонные изменения в жизни птиц...

Внеклассное занятие по биологии для 5, 6 класса. Прогулка по лесу. (Сезонные изменения в жизни растений. Определение деревьев.) Игра-соревнование.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии для учащихся 5, 6 классов "Прогулка по лесу". Первая часть компьютерной презентации содержит фотоматериалы с изображением растений в разное...

Сезонные изменения в жизни животных
Материал содержит информацию о сезонных изменениях в жизни животных, миграции птиц...

презентация по биологии для 5 класса "Сезонные изменения в жизни организмов"
Презентация "Сезонные измененния в жизни организмов" предназначена для рассмотрения вопроса, что происходит в жизни живых организмо при изменении температурных показателей и длин...

Среда обитания и сезонные изменения в жизни животных
Презентация является наглядным пособием для сопровождения урока по данной теме. Название темы зашифровано в виде ребуса, что вносит интерес для учащегося на уроке. Домашнее задание дано обязательное и...






