Урок биологии " Сезонные изменения в жизни живых организмов" 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Андина Наталья Дмитриевна

Урок биологии в 5 классе на тему " Сезонные изменения в жизни живых организмов" составлен в соответствии с требованиями ФГОС, все этапы соблюдены. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема  урока: Сезонные изменения   в жизни организмов.     5 класс -биология

Цель урока:- образовательная:

  определить уровень усвоения материала по теме, развить познавательную активность, научить применять  полученные знания в современной жизни;

- развивающая:

развивать информационную и коммуникативную компетенции, развивать познавательный интерес обучающихся;

- воспитательная:

создать атмосферу коллективной работы, радости познания, воспитывать чувство ответственности и умение работать в группе.

Задачи урока:

предметные:

1) формировать представления детей об осенних изменениях в жизни растений.

2) показать связь осенних изменений в мире растений с признаками осени в неживой природе;

метапредметные:

3) развивать умения анализировать, сравнивать и находить необходимую информацию в тексте;

4) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения, делать выводы;

5) развивать умение работать со схемой;

личностные:

6) развивать эмоциональное  восприятие осенней  природы;

7) воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты  обучения:

Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, умение проводить элементарные исследования, умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Этапы урока

Виды организации учебной деятельности (формы, методы, приемы)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение  которых приведет к достижению планируемых результатов

Организационный

Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу

=Давайте в начале урока прикоснемся к прекрасному. (Слайд 1)

Вы прослушали музыку Чайковского и просмотрели картины Левитана. В данном видеофрагменте отображена тема нашего урока.

-Какая же тема нашего урока?( Слайд 2)

-Что происходит в природе в разные времена года?

Итак, тема урока: Сезонные изменения в жизни организмов.( Слайд 3)

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей

Записывают тему урока в тетрадь

Актуализация знаний:

Беседа, направленная на актуализацию знаний, полученных на предыдущих уроках.

- Сколько сезонов вы знаете?( слайд 4)

- Какова последовательность времен года?

Сезонные явления –  изменения процессов жизнедеятельности живых организмов в зависимости от сезона.

Где вы получили знания о сезонных явлениях?

Отвечают на вопросы

Обсуждают ответ, оформляют свои мысли в устной речи.

Мотивация

Беседа

А как вы думаете, почему мы заговорили об этом на уроке биологии? Зачем нам нужно знать, какие изменения  происходят в жизни организмов в связи с сезонными изменениями в  природе?

Потребность в изучении сезонных явлений возникла у человека  очень давно  в связи с развитием земледелия, рыболовства, охоты.

Формулируют цель  урока

Обсуждают ответ, оформляют свои мысли в устной речи.

Изучение нового материала:

Беседа

Перед вами  лежат карточки с заданиями, а вы попробуйте определить какое время года описанное в тексте.(работа в парах)

-У  кого описание зимы, лета, весны, осени? Как вы догодались?

-В природе периодически происходят изменения и повторения климатических условий.

Работа с терминами.:

фенология

 Работа с карточками

(приложение 3)

Записывают термины в тетрадь

Учащиеся осуществляют поиск информации Художественный текст (разделен на 4 сезона)

Отвечают на вопросы

Просмотр видео

Смотрят видео

Обсуждение в малых группах,

Первичная проверка понимания

Работа учащихся в группах с текстом   по изучению нового материала

1 группа: Выделите, какими приспособлениями обладают растения к жизни в природе?

2 группа: Находит, какими приспособлениями обладают животные для жизни в природе

Работа с учебником( слайд 5)

Стр.123-124

Учащиеся работают в группах с рисунками

(приложение 3)

Обсуждение результатов работы

Учащиеся выполняют задание

работают  с информацией

(приложение 1)

Физкультминутка

( слайд 6)( Слайд 7)

Выполняет упражнения для снятия напряжения глаз, спины

Фронтальная беседа

-По какому признаку живые организмы определяют, что пришла осень или весна?( слайд 8)  ( слайд 9)

Фотопериодизм- записать в тетрадь( слайд 10)

Ребята, так почему желтеют и падают  листья?( слайд 11)

Учащиеся высказывают свое мнение по данному вопросу

Делятся ассоциациями, возникшими образами

Закрепление знаний

Учитель предлагает закрепить и проверить полученные знания в форме тестов.( слайд 12, 13,14)

Ученики выполняют тест и осуществляют взаимопроверку по шаблону на экране.

Работа с карточками

Итоги урока

Комментарии учителя о работе обучающегося на уроке.

Объявление оценки за урок.  ( слайд 15)

Рефлексия

Продолжите предложения, выбрав начало словами:  

( слайд 16 )

-  «Я узнал…»

-  «Мне понравилось…»

- «Мне было трудно…»

- «Я хочу узнать…»

Оценивают свою работу и работу одноклассников

контролируют и оценивают свои действия

Домашнее задание

(инструктаж по выполнению)

Задает домашнее задание( слайд 17)

П.20

 Придумать сказку « Сезонные чудеса в природе»

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока.

Приложение 1

Летом растения цветут, появляются ягоды, начинают зреть  фрукты, животные оставляют потомство, звери выращивают детенышей. В  середине лета рост многих видов растений приостанавливается, уменьшается число цветущих растений, заканчивается размножение птиц. Начинается созревание плодов и семян; становится заметней подготовка к зиме.

В конце лета у  растений скапливаются запасные питательные вещества в перезимовывающих органах: корнях, корневищах, луковицах, клубнях.У насекомых в специальных органах — жировых телах — накапливается жир. В подкожной клетчатке многих млекопитающих также откладывается жир.

Осенью у птиц и млекопитающих происходит линька. Опадают листья с деревьев и кустарников- осенний листопад.Деревья  зимой находятся в состоянии покоя, корни не впитывают воду ,сокодвижение прекращается. Птицы улетают на юг, совершая миграции на дальние растояния, чтобы там перезимовать, так как корма для птиц становится всё меньше и меньше. А другие остаются переживать суровую зиму. Многие животные впадают в спячку,  происходит линька- смена шерстяного или перьевого покрова, на более  густой подшерсток, зайцы меняют окраску.Рыбы  к зиме уходят на глубину водоёма. Лягушки, жабы, ящерицы, змеи впадают в оцепенение – максимальное снижение обмена веществ.

Весной оживают  растения, начинается сокодвижение .На деревьях набухают почки и постепенно деревья покрываются листвой. Весна вносит изменения и в жизнь животных. Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов .Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детеныши.

Приложение 2

  1. Работа с карточками

Перед вами  лежат карточки с заданиями, а вы попробуйте определить какое время года описанное в тексте. Ваша задача из художественного текста выбрать то описание леса, которое определяет время года.

Художественный текст (разделен на 4 сезона)

Карточка 1

Запестрели деревья. Яшмовые клёны буквально светятся среди берёз и лип. Да и сами липы и  березы будто в парчовых накидках: так ярки расцвеченные листья. Сказочным чертогом выглядит лес, расписанный волшебной кистью матушки – природы. Особенно красив он в ясный, яркий день, согретый тёплым солнышком. Казалось, без устали бродил бы этими стёжками, запорошенными листвой.

Карточка 2

         Природа настроилась на суровый лад. В морозы быстрые речки и те лубенеют, прячась под лёд. Снегу намело столько, что без лыж не пробиться полем или перелеском. А снежинки всё падают и падают, преображая лес в серебряные чертоги, одевая каждое деревце в бархат и парчу. Зайцы, волки и лисы кругом оставили столько следов, что только распознавать не забывай. И к тому ж празднично разубранные ёлочки, одна другой пригоже.

Карточка 3

        Деревья пробуждаются по мере схода снега и  размерзания  почвы. В лесу она глубоко не промерзала, особенно под слоем листвяной подстилки. Снега же в лесу нынче было много. Медленнее всего он тает в хвойниках и на северных склонах. Там нередко залёживается до дней тёплых и звонких. Набегут первые дождички и от старого сезона никаких следов не останется. “Первый дождик корешки обмоет”, наставляет старинная примета. Тепло пригонит птиц издалеча.

Карточка 4

    Только что дни росли и росли, и вот настал зенит света - пора солнцестояния. Как хорош лес! Дубравный покой и дубравный шум, беспрерывное жужжание мух, пчёл, шмелей и запах … этот травяно-лесной запах, насыщенный растительными испарениями, листом, а не цветами. Сейчас куда ни взгляни – везде увидишь обновы середины года с их яркими красками и пышным великолепием. Кажется, всё в лесной стороне предстало в своих лучших нарядах.

2  Посмотрите на рисунки с изображениями животных на рисунке и в чём заключается биологическая ошибка

Диагностические материалы для оценивания результатов обучения:

1 . Прочитайте биологический текст и найдите ошибку: «Сезонные изменения у растений» и ответьте на вопрос: почему лиственные растения сбрасывают на зиму листья?»

Чтобы образовывать питательные вещества и расти, зеленые растения нуждаются в солнечном свете и воде. Больше всего они растут зимой и осенью. Они по-разному переносят зиму или сухое время года. У многих растений есть так называемый период отдыха. Многие растения накапливают питательные вещества в утолщенных частях, находящихся под землей. Их надземная часть умирает, растение отдыхает до весны. Лиственные деревья, такие, как сосна и ель, сбрасывают листву осенью, потому что в это время недостаточно солнечного света для образования в листьях питательных веществ. Летом они отдыхают, а осенью на них появляются новые листочки.

2. Какие сезонные изменения в жизни живых организмов представлены на фотографиях?Описание: https://i.pinimg.com/736x/2d/44/07/2d44072c162e9b55ddf1a9258c93e733--a-rock-chipmunks.jpg

Описание: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3901320/pub_5f589040478cd834201d7b21_5f5922c5254de314369c48ed/scale_1200    Описание: https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?key=pulse_cabinet-image-a9de0f03-c8cb-4277-8426-055c959f5d10&mb=webpulse

                        А                                                          Б                                                      В

3. С выбором одного отвеета

Если у растений началось развитие побегов, раскрытие почек, значит продолжительность светлого времени суток:

а) не изменяется;

б) уменьшается;

в) увеличивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока "Сезонные изменения в жизни животных" по экологии 7 класса

Презентация урока по экологии для 7 класса. "Спячка и оцепенение"К учебнику "Экология животных"  В.Г.Бабенко, Д.В.Богомолов...

Презентация "Сезонные изменения в жизни растений и животных"

Презентация "Сезонные изменения в жизни растений и животных"...

Внеклассное занятие по биологии для 5, 6 класса. Прогулка по лесу. (Сезонные изменения в жизни растений. Определение деревьев.) Игра-соревнование.

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии для учащихся 5, 6 классов "Прогулка по лесу". Первая часть компьютерной презентации содержит фотоматериалы с изображением растений в разное...

Сезонные изменения в жизни животных

Материал содержит информацию о сезонных изменениях в жизни животных, миграции птиц...

презентация по биологии для 5 класса "Сезонные изменения в жизни организмов"

Презентация  "Сезонные измененния в жизни организмов" предназначена  для рассмотрения вопроса, что происходит в жизни живых организмо при изменении температурных показателей и длин...

Среда обитания и сезонные изменения в жизни животных

Презентация является наглядным пособием для сопровождения урока по данной теме. Название темы зашифровано в виде ребуса, что вносит интерес для учащегося на уроке. Домашнее задание дано обязательное и...