"Фотосинтез"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
В результате урока учащиеся будут проводить наблюдения за зелеными растениями,осуществлять постановку биологических экспериментов, описывать их предоставлять отчет о наблюдениях и экспериментах, содержащий описание цели, методов, последовательности действий и условий проведения, уметь объяснять результаты наблюдений и биологических экспериментов по изучению условий протекания процесса фотосинтеза в зеленых растениях, и раскрывать значение процесса фотосинтеза в жизни растений и в природе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56.5 КБ | |
| 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме «Фотосинтез»
Цель урока: выяснить, в чем заключается этот процесс, познакомимся с историей его открытия и значением фотосинтеза в масштабах нашей планеты.
Задачи:
Личностные:
- способствовать формированию у учащихся умения выражать свое мнение, анализировать мнение других в ходе совместной работы;
-возможность связывать новую информацию с уже изученным материалом;
Метапредметные:
- продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебником, таблицами;
-способствовать развитию умения работать в группах, отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме;
-развивать умение анализировать и делать выводы;
Предметные:
Учащиеся должны знать:
- что фотосинтез – воздушное питание;
- что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений;
- условия необходимые для протекания фотосинтеза;
- результатом фотосинтеза является образование органических веществ в растениях;
- побочным продуктом фотосинтеза является кислород,
Учащиеся должны уметь:
-проводить наблюдения за зелеными растениями,
-осуществлять постановку биологических экспериментов, описывать их предоставлять отчет о наблюдениях и экспериментах, содержащий описание цели, методов, последовательности действий и условий проведения,
-объяснять результаты наблюдений и биологических экспериментов по изучению условий протекания процесса фотосинтеза в зеленых растениях,
- раскрывать значение процесса фотосинтеза в жизни растений и в природе.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Основные понятия: фотосинтез, хлоропласты, хлорофилл.
Межпредметные связи: окружающий мир, химия, физика
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, мультимедийный проектор, видеофрагмент «Солнце, жизнь и хлорофилл», приложения с заданиями для работы в группах; картофель, лабораторное оборудование: стакан с водой, йод, стеклянные колпаки, стеклянные банки с крышками.
Этапы урока и время:
1. Организационный момент 2мин.
2. Определение темы урока. 2мин.
3. Постановка цели. 2 мин.
4. Физминутка 3мин.
5. Объяснение нового материала.15 мин.
6. Закрепление материала 7мин.
7. Рефлексия 4мин.
8. Домашняя работа 2мин.
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! МЫ начинаем наш урок, надеюсь, что он будет интересным и познавательным для вас, а наше общение будет приятным!!!
Определение темы урока.
Ребята, а вы любите головоломки? Я тоже очень люблю! А знаете это не только очень увлекательное, но и полезное занятие! Разгадывание головоломок развивает наше внимание! А это так необходимо во время уроков!
Обратите внимание на экран! Как вы думаете, что это за ряд цифр? (Слайд 1.) Может номер телефона? Нет! Каждая цифра обозначает букву в слове, которая является темой нашего урока. Попробуйте, расшифруйте! (Слайд 2.)
22 | 16 | 20 | 16 | 19 | 10 | 15 | 20 | 6 | 9 |
Тема нашего урока - фотосинтез! (Слайд 3.) Сегодня весь урок вы будете работать с инструктивными картами, которые лежат у каждого на столе. Запишите число и тему урока в ваших инструктивных картах. Открываем страницу 87 в учебнике.
Постановка цели.
Ребята, мы сегодня с вами на уроке изучим один из важнейших и уникальных явлений природы! Давайте вместе с вами определим цель нашего урока? Цель урока – выяснить, в чем заключается этот процесс, познакомимся с историей его открытия и значением фотосинтеза в масштабах нашей планеты. Я уверена, что те знания, которые вы получите, помогут ответить на вопрос: «Почему на Земле существует жизнь»?
- Посмотрите на экран, что вы видите? (Слайд 3.) (лес, деревья). Наверняка, вы задумывались о том, зачем нужны леса, растения? Почему мы все чаще слышим, что необходимо их сохранять? Нет в природе ничего прекраснее живых зеленых растений! Находим определение фотосинтеза в учебнике.
Давайте сейчас ответим на несколько вопросов в ваших инструктивных картах. Я уверена, на многие вы уже сейчас сможете ответить! Найдите Задание № 1 и заполните 2 колонку –«в начале урока», на выполнение – 3 минут
- Что вы ответили на вопрос «Каково значение растений?» (Питание!) Какие органические вещества в растениях содержатся? Например, углеводы – крахмал, сахар. Как можно обнаружить крахмал? Если добавить раствор йода, то появится синяя окраска.
ВИДЕОФРАГМЕНТ МУЛЬТСЕРИАЛА «СМЕШАРИКИ»
Физминутка: Ножками потопали
Ручками похлопали
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем: 1,2,3.4,5
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем!!!
Ребята, я вам предлагаю сегодня совершить небольшое путешествие в растительный организм. Хотите? Представьте, что вы ученые – эксперты в области биологии. А кто такие эксперты? Специалисты, которые могут дать объяснение любому явлению на основе своих знаний. Так давайте сначала проверим ваши знания о растениях! Готовы?
В ваших инструктивных картах найдите задание № 2. Это небольшой текст, в котором нужно вставить подходящие по смыслу термины. На выполнение – 3 минуты!
Текст
Лист растения состоит из 3 частей: ………………, мякоти и жилки. В клетках мякоти листа содержатся зеленые пластиды, которые называются………………, они содержат пигмент - ……………………………… В кожице листа находятся ………………………………., через которые осуществляется газообмен и ……………………………… воды. В жилках листа имеются ситовидные трубки и …………………………… проводящей ткани. |
Давайте проверим, что у вас получилось! (Слайд 5.) Читаем по очереди каждое предложение. (Ученики читают по 1 предложению). За каждое правильное слово 1 балл. Подсчитайте свои баллы! (максимально - 6 баллов)
Проверка показала, что вы – настоящие эксперты! И сейчас я прошу вас проанализировать эксперименты, которые в разное время были проведены вашими коллегами – биологами. За правильный ответ группа получает 5 баллов.
ВИДЕОФРАГМЕНТ опыта Яна Ван – Гельмонта «Солнце, жизнь и хлорофилл» (1 мин)
Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт поставил опыт – поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течении пяти лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 63 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 56 граммов. Откуда растение добыло 62 кг 944 гр питательных веществ для Ван – Гельмонта осталось загадкой.
Опыт № 1 – опыт Яна Ван-Гельмонта. Обращаюсь к экспертной оценке 1 группы: что поглощало растение? Откуда берут растения питательные вещества? Что еще растворено в воде? Вывод: учёный думал, что растение растёт и развивается с помощью воды. Растение строит своё тело с участием воды. За правильный ответ группа получает 5 баллов.
Следующий опыт №2 – опыт Джозефа Пристли. Вспомним опыт английского химика Джозефа Пристли. Проделал опыт: посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов животное погибло. При введении же под колпак веточки мяты, мышь осталась живой. Ученый пришел к выводу, что зеленые растения способны осуществлять реакции противоположные дыхательным процессам получили такое название.
Какое вещество образуется при фотосинтезе? (кислород) 2 группа: пожалуйста, сделайте вывод: почему мышка, помещенная под колпак вместе с зеленым растением, не погибала? Что выделяло растение? А что при этом поглощало?
Опыт № 3 – опыт Сакса. Мы его провели сами. 3 группа экспертов ответит: Что образуется в клетках растений на свету? Какие органические вещества в растениях содержатся? Например, углеводы – крахмал, сахар. Как можно обнаружить крахмал? Если добавить раствор йода, то появится синяя окраска.
Давайте сделаем выводы: что необходимо для процесса фотосинтеза? (Работа на доске)- Выходят к доске командиры групп и наглядно показывают схему процесса фотосинтеза?
1. зеленые растения, хлорофилл, 2. Угл. Газ и вода - неорганические вещества. Как попадает вода? Как попадает угл. газ? 3.солнечный свет.
Что образуется в результате фотосинтеза?
1.органические вещества – сахар, крахмал, глюкоза; 2. Кислород.
Работа в группах. На ваших партах лежат карточки. На них задания различного содержания
1. Фантазеры”. Вспомните сказку. К Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести? (Ответы учащихся: Энергию растение получает от Солнца. Вот почему фотосинтез возможен только на свету. Свет - это один из видов энергии, или одна из её форм существования. Ни человек, ни животное, ни грибы, ни растения, лишенные хлорофилла не могут усвоить энергию от солнца, хотя для жизни энергия необходима. Это может сделать только зеленое растение. На Земле благодаря зеленому растению накапливается энергия, которая поступила из космоса от Солнца.
2. “Математики” Решите задачу: Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год? (ответ: за 30 дней – 150 г; за 365 дне – 1825 г)
3. “Натуралисты” На Крайнем Севере, в условиях полярной ночи и вечной мерзлоты, в теплицах выращивают огурцы и помидоры. Кругом снег, а в теплице зреют плоды. Каким образом создаются необходимые условия для выращивания данных овощей? (Для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян.
(Ответ: В теплицах и парниках человек создает определенные условия – освещенность, температурный режим, минеральное питание растений, концентрация углекислого газа. Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза).
Закрепление материала
Давайте проверим ваши знания! Если вы согласны с утверждениями, то вы встаете, а если не согласны, то не встаете. Готовы?!
- фотосинтез – это процесс образования на свету из углекислого газа и воды органических веществ.
- фотосинтез происходит в темное время суток.
- фотосинтез происходит в хлоропластах
- для обнаружения крахмала в листьях используют спиртовой раствор.
- в процессе фотосинтеза растение выделяет углекислый газ.
- углекислый газ необходим растению для фотосинтеза.
МОЛОДЦЫ. Садитесь.
Растения – источник кислорода на Земле! Ежегодно выделяют 200 млрд. тонн кислорода. 80 % выделяют водоросли в океане. Их по – праву называют «легкими планеты»
В заключение хочу привести афоризм : «Миром правят красное солнышко и зеленое зернышко»
Ребята, а теперь вернемся к нашим вопросам в задании № 1 и ответим на них! Пожалуйста отвечайте по одному и вписывайте ответы в колонку «в конце урока». Прочитайте ваши ответы! За каждое совпадение ответов - вы получаете по 1 баллу.
. Подсчитайте все свои баллы и поставьте себе оценку : если 11 баллов и выше «5», если 7-10 то «4», если меньше—то повторите п.24,25,26.Из учебника § 26, составить синквейн.
Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать и надеюсь вам тоже.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
22 16 20 16 19 10 15 20 6 9
Фотосинтез Тема урока :
Лист растения состоит из 3 частей: ……………, мякоть и жилки. В клетках мякоти листа содержатся зеленые пластиды, которые называются………………, они содержат пигмент - ……………………… В кожице листа находятся …………………., через которые осуществляется газообмен и ………………… воды. В жилках листа имеются ситовидные трубки и ………………… проводящей ткани.
Возьмем двух мышек и накроем их колпаками, с одной мышкой поставим растение. Опыт №2
Поднимите один из колпаков. Какой колпак нужно поднять и почему ? Одна из мышек может погибнуть
Вы спасли мышку!
Почему погибла мышка?
Из истории об открытии фотосинтеза. Фотосинтез был открыт в конце 18 столетия. В изучение этого процесса внесли свой вклад многие ученые. Одним из них был Д. Пристли , который в 1771 г. показал, что зелёные растения улучшают воздух, «испорченный» дыханием.
Спасибо за работу! Домашнее задание 1.Выучить параграф 17 «Фотосинтез». 2.Проделать эксперимент ( по желанию). Результаты представить в виде фотоотчета . 3. Ответить на вопрос: замечено, что ягоды собранные в солнечный день, слаще. Объясните, почему?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Фотосинтез"
Презентация к уроку "Фотосинтез" для 10 класса, может использоваться для самостоятельного изучения данной темы....

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"
Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....
Конспект урока по биологии на тему "Фотосинтез" (6 класс)
Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле....

Урок в 9 классе. Подготовка к ГИА по теме: «Водоросли. Фотосинтез».
Цель урока: Вспомнить и закрепить с учащимися размножение водорослей, их строение; закрепить понятие о фотосинтезе, о космической роли зеленых растений на планете; повторить основные биологическ...
Фотосинтез.Преобразование энергии солнечного излучения в энергию химических связей.
Рассматривание процесса фотосинтеза как пластический обмен веществ у растений. На уроке дети раскрывают сущность световой и темновой фаз фотосинтеза...

Фотосинтез.Углубление знаний о фотосинтезе, о значении энергии и накопленной органической массы растениями
Углубление знаний о фотосинтезе, о значении энергии и накопленной органической массы растениями...

