Программа подготовки к ОГЭ по биологии для 9 класса 2025-2026 уч год
методическая разработка по биологии (9 класс)
Программа подготовки к ОГЭ по биологии для 9 класса на 2025-2026 уч год подготовлена с использованием навигатора самостоятельной подготовки к ОГЭ с сайта ФИПИ, методических рекомендаций от автора- составителя экзаменационного материала В.С. Рохлова, в соответствии с КИМ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа подготовки к ОГЭ по биологии для 9 класса на 2025-2026 уч.г.
Структура варианта КИМ ОГЭ
Каждый вариант контрольных измерительных материалов (КИМ) содержит 26 заданий и состоит из двух частей, различающихся по форме и уровню сложности. Задания по сложности могут быть базового уровня (Б), повышенного (П) и высокого уровня (В).
В часть 1 включены задания двух уровней сложности: 14 заданий базового уровня и 7 заданий повышенного.
В часть 2 включено 2 задания повышенного уровня сложности и 3 задания высокого уровня.
Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом:
1 задание повышенного уровня сложности с ответом в виде одного слова или словосочетания;
1 задание повышенного уровня на заполнение пропуска в тексте;
5 заданий базового уровня сложности с ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа;
6 заданий базового и повышенного уровней сложности с выбором нескольких верных ответов;
5 заданий повышенного уровня сложности на установление соответствия элементов двух информационных рядов (в том числе задание на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму);
3 задания базового уровня сложности на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
Часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом:
2 задания повышенного уровня сложности:
1 задание на работу с тематическим текстом, предполагающее использование информации из текста, а также контекстных знаний для ответа на поставленные вопросы,
1 задание с рисунком на применение биологических знаний и умений на практике;
3 задания высокого уровня сложности:
1 задание на анализ статистических данных, представленных в виде таблицы или схемы,
1 задание на анализ биологического эксперимента,
1 задание на применение биологических знаний и умений для решения практических задач.
Экзаменационная работа ОГЭ включает в себя семь содержательных разделов, представленных в кодификаторе.
На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается суммарный первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале. Максимальный первичный балл за работу - 47.
ШКАЛА ПЕРЕВОДА ОТМЕТОК
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0–12 | 13–25 | 26–37 | 38–47 |
На выполнение экзаменационной работы ЕГЭ по биологии отводится 2,5 часа (150 минут).
Содержание тематических разделов в линиях заданий ОГЭ
Биология — наука о живой природе. Методы научного познания
Усвоение содержания данного раздела проверяется в следующих линиях заданий ОГЭ 2025 г.: 1, 4, 6, 23 (представлены обязательно); 5 (возможно).
Среда обитания. Природные и искусственные сообщества. Человек и окружающая среда
Содержание данного раздела проверяется в следующих линиях заданий ОГЭ 2025 г.: 19, 20, 21 (представлены обязательно); 23, 24, 25 (возможно).
Эволюционное развитие растений, животных и человека
Содержание данного раздела проверяется в следующих линиях заданий ОГЭ 2025 г.: 5, 10, 24, 25 (возможно).
Организмы бактерий, грибов и лишайников. Вирусы
Содержание данного раздела проверяется в следующих линиях заданий ОГЭ 2025 г.: 2, 12 (представлены обязательно); 22, 24, 25 (возможно).
Растительный организм. Систематические группы растений
Содержание данного раздела проверяется в следующих линиях заданий ОГЭ 2025 г.: 2, 3 (представлены обязательно); 5, 7, 8, 9, 10, 11, 22, 23, 24, 25 (возможно).
Животный организм. Систематические группы животных
Содержание данного раздела проверяется в следующих линиях заданий ОГЭ 2025 г.: 2, 3, 13 (представлены обязательно); 5, 7, 8, 9, 10, 11, 22, 23, 24, 25 (возможно).
Человек и его здоровье
Содержание данного раздела проверяется в следующих линиях заданий ОГЭ 2025 г.: 14, 15, 16, 17, 18, 26 (представлены обязательно); 5, 8, 10, 22, 23, 24, 25 (возможно).
Проверяемые элементы содержания (содержание раздела) | Пройдено/ изучено (сроки) | Необходимо изучить/повторить (сроки) |
1. Биология — наука о живой природе. Методы научного познания | ||
1.1. Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.). Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа – единое целое | ||
1.2. <...> | ||
2. Среда обитания. Природные и искусственные сообщества. Человек и окружающая среда | ||
2.1. Среда обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Особенности сред обитания организмов | . | |
2.2. <...> | ||
3. Эволюционное развитие растений, животных и человека | ||
3.1. Эволюционное развитие растительного мира на Земле. «Живые ископаемые» растительного царства. Жизнь растений в воде. Первые наземные растения. Освоение растениями суши. Этапы развития наземных растений основных систематических групп. Вымершие растения | ||
3.2. <...> | ||
4. Организмы бактерий, грибов и лишайников. Вирусы | ||
4.1. Грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы, их строение, питание, рост, размножение. Съедобные и ядовитые грибы. Значение шляпочных грибов. Плесневые грибы. Дрожжевые грибы. Значение плесневых и дрожжевых грибов. Паразитические грибы. Лишайники – комплексные организмы | ||
4.2. <...> | ||
5. Растительный организм. Систематические группы растений | ||
5.1. Общие признаки растений. Уровни организации растительного организма. Растительная клетка: клеточная оболочка, ядро, цитоплазма (пластиды, митохондрии, вакуоли с клеточным соком). Растительные ткани. Органы и системы органов растений | ||
5.2. <...> | ||
6. Животный организм. Систематические группы животных | ||
6.1. Общие признаки животных. Отличия животных от растений. Многообразие животного мира. Органы и системы органов животных. Организм – единое целое | ||
6.2. <...> | ||
7. Человек и его здоровье | ||
7.1. Животная клетка. Строение животной клетки. Процессы, происходящие в клетке. Нуклеиновые кислоты. Гены. Хромосомы. Митоз, мейоз. Типы тканей организма человека. Свойства тканей, их функции. Органы и системы органов. Организм как единое целое. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза | ||
7.2. <...> | ||
Список рекомендуемой литературы
Порядковый номер | Выходные данные учебника |
1 | Никишов А.И. Биология. Организмы. 5. – М. ВЛАДОС, 2020 – 111 с. |
2 | Никишов А.И. Биология. Организмы. 6. – М. ВЛАДОС, 2020 – 112 с. |
3 | Ветров В.П. Никишов А.И. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. 7. – М.ВЛАДОС, 2020 – 256 с. |
4 | Никишов А.И. Шарова И.Х. Биология. Животные. 8. – М. ВЛАДОС, 2021 – 264с. |
5 | Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С и др. Биология. 5 – 6. – М. Просвещение, 2019 –224 с. |
6 | Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С и др. Биология. 7. – М.Просвещение, 2021 – 161 с. |
7 | Пасечник В.В, Каменский А.А., Швецов Г.Г и др. Биология. 9. – М.Просвещение, 2019 – 208 с. |
8 | Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология. 5. – М. ВЕНТАНА-ГРАФ, 2019 – 142 с. |
9 | Пономарёва И.Н.,КорниловаО.А.,КучменкоВ.С.Биология. 6.–М.ВЕНТАНА-ГРАФ, 2019 – 192 с. |
10 | Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. 7. – М. ВЕНТАНА-ГРАФ, 2019 – 288 с. |
11 | Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология. 9. – М. ВЕНТАНА-ГРАФ, 2019 – 272 с. |
12 | Сивоглазов В.И., Плешаков А.А. Биология. 5. – М. Просвещение, 2019 – 160 с. |
13 | Сивоглазов В.И., Плешаков А.А. Биология. 6. – М. Просвещение, 2020 – 128 с. |
14 | Сивоглазов В.И., Сарычева Н.Ю., Каменский А.А.Биология. 7. – М.Просвещение, 2019 – 176 с. |
15 | Сивоглазов В.И., Каменский А.А., Касперская Е.К. и др.Биология. 9. – М.Просвещение, 2019 – 208 с. |
16 | Сивоглазов В.И., Плешаков А.А. Биология. 5. – М. ДРОФА, 2021 – 160 с. |
17 | Сивоглазов В.И. Биология. 6. – М. ДРОФА, 2021 – 170 с. |
18 | Сивоглазов В.И., Сапин М.Р., Каменский А.А. Биология. 7. – М. ДРОФА, 2020– 256 с. |
19 | Захаров В.Б., Сивоглазов В.И., Мамонтов С.Г., Агафонова И.Б. Биология. 9. –М. ДРОФА, 2020 – 304 с. |
20 | Сухова Т.С., Строганов В.И. Биология. 5 - 6. – М. ВЕНТАНА - ГРАФ, 2020 –176 с. |
21 | Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.,Кучменко В.С. Биология. 7.–М.ВЕНТАНА- ГРАФ, 2019 – 272 с. |
22 | Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. 8. – М. ВЕНТАНА-ГРАФ, 2019 –336 с. |
23 | Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология. Живые организмы. Растения. 5. – М.ИОЦ МНЕМОЗИНА, 2020 – 120 с. |
24 | Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология. Живые организмы. Растения. Бактерии.Грибы. 6. – М. ИОЦ МНЕМОЗИНА, 2020 – 160 с. |
25 | Суматохин с.В., Трайтак Д.И. Биология. Живые организмы. Животные. 7. – М.ИОЦ МНЕМОЗИНА, 2020 – 272 с. |
26 | Ефимова Т.М., Шубин А.О., Сухорукова Л.Н. Биология. Общие биологические закономерности. 9. – М. ИОЦ МНЕМОЗИНА, 2020 – 303 с. |
27 | Пасечник В.В. Биология: Введение в биологию: Линейный курс. 5. – М.ДРОФА, 2021 – 176 с. |
28 | Пасечник В.В. Биология:Покрытосеменные растения: строение и жизнедеятельность; Линейный курс. 6. – М. ДРОФА, 2019 – 208 с. |
29 | Пасечник В.В. Биология: Многообразие растений. Бактерии. Грибы: Линейный курс. 7. – М. ДРОФА, 2020 – 192 с. |
30 | Латюшкин В.В., Шапкин В.А., Озерова Ж.А. Биология: Животные: Линейный курс. 8. – М. ДРОФА, 2020 –416 с. |
31 | Сухова Т.С., Строганов В.И.Биология. 5. – М. ВЕНТАНА - ГРАФ,2021 –144 с. |
32 | Сухова Т.С., Дмитриева Т.А. Биология. 6. – М. ВЕНТАНА - ГРАФ, 2020 –302 с. |
33 | Шаталова С.П., Сухова Т.С. Биология. 7. – М. ВЕНТАНА - ГРАФ, 2020 – 304 с. |
34 | Сухова Т.С., Сарычева Н.Ю., Шаталова С.П. и др. Биология. 9. – М. ВЕНТАНА- ГРАФ, 2021 – 224 с. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку 6А,Б,В классы 2025-2026 уч.год
Рабочая программа по английскому языку...
Программа элективного курса по обществознанию для 11 класса. 2025-2026 учебный год
Программа элективного курса по обществознанию для 11 класса. 2025-2026 учебный год...

Адаптированная основная образовательная программа ФГОС ИЗО ОВЗ ЗПР 5 - 7 класс 2025 - 2026 учебный год
Основное содержание учебного предмета «Изобразительное искусство», в рамках адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР, направлено на ...

Рабочая программа по вероятности и статистике. 7а, 8а классы. 2025-2026. Бурмистровой Е.Ю.
Рабочая программа по вероятности и статистике. 7а, 8а классы. 2025-2026. Бурмистровой Е.Ю....

Адаптированная основная образовательная программа ФГОС ОБЗР ОВЗ ЗПР 8 - 9 класс 2025 - 2026 учебный год
Программа ОБЗР разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте осн...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс 2025-2026 учебный год
Календарно-тематическое планирование по биологии 5-9 класс на 2025-2026 учебный год....

Рабочая программа по биологии 10-11 класс 2025-2026 учебный год
Рабочая программа по биологии (КТП) 10-11 класс 2025-2026 учебный год...
