Программа подготовки к ОГЭ по биологии для 9 класса 2025-2026 уч год
методическая разработка по биологии (9 класс)

Серпак Надежда Ивановна

Программа подготовки к ОГЭ по биологии для 9 класса на 2025-2026 уч год подготовлена с использованием навигатора самостоятельной подготовки к ОГЭ с сайта ФИПИ, методических рекомендаций от автора- составителя экзаменационного материала В.С. Рохлова, в соответствии с КИМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_podgotovki_k_oge_po_biologii_dlya_9_klassa.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Программа подготовки к ОГЭ по биологии для 9 класса на 2025-2026 уч.г.

Структура варианта КИМ ОГЭ

Каждый вариант контрольных измерительных материалов (КИМ) содержит 26 заданий и состоит из двух частей, различающихся по форме и уровню сложности. Задания по сложности могут быть базового уровня (Б), повышенного (П) и высокого уровня (В).

В часть 1 включены задания двух уровней сложности: 14 заданий базового уровня и 7 заданий повышенного.

В часть 2 включено 2 задания повышенного уровня сложности и 3 задания высокого уровня.

Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом:

 1 задание повышенного уровня сложности с ответом в виде одного слова или словосочетания;

1 задание повышенного уровня на заполнение пропуска в тексте;

5 заданий базового уровня сложности с ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа;

6 заданий базового и повышенного уровней сложности с выбором нескольких верных ответов;

5 заданий повышенного уровня сложности на установление соответствия элементов двух информационных рядов (в том числе задание на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму);

3 задания базового уровня сложности на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов.

Часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом:

2 задания повышенного уровня сложности:

1 задание на работу с тематическим текстом, предполагающее использование информации из текста, а также контекстных знаний для ответа на поставленные вопросы,

1 задание с рисунком на применение биологических знаний и умений на практике;

3 задания высокого уровня сложности:

1 задание на анализ статистических данных, представленных в виде таблицы или схемы,

1 задание на анализ биологического эксперимента,

1 задание на применение биологических знаний и умений для решения практических задач.

Экзаменационная работа ОГЭ включает в себя семь содержательных разделов, представленных в кодификаторе.

На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается суммарный первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале. Максимальный первичный балл за работу - 47.

ШКАЛА ПЕРЕВОДА ОТМЕТОК

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0–12

13–25

26–37

38–47

На выполнение экзаменационной работы ЕГЭ по биологии отводится 2,5 часа (150 минут).

Содержание тематических разделов в линиях заданий ОГЭ

  1. Биология — наука о живой природе. Методы научного познания

Усвоение        содержания        данного        раздела        проверяется        в        следующих        линиях заданий ОГЭ 2025 г.: 1, 4, 6, 23 (представлены обязательно); 5 (возможно).

  1. Среда обитания. Природные и искусственные сообщества. Человек и окружающая среда

Содержание данного раздела проверяется в следующих линиях заданий ОГЭ 2025 г.: 19, 20, 21 (представлены обязательно); 23, 24, 25 (возможно).

  1. Эволюционное развитие растений, животных и человека

Содержание данного раздела проверяется в следующих линиях заданий ОГЭ 2025 г.: 5, 10, 24, 25 (возможно).

  1. Организмы бактерий, грибов и лишайников. Вирусы

Содержание данного раздела проверяется в следующих линиях заданий ОГЭ 2025 г.: 2, 12 (представлены обязательно); 22, 24, 25 (возможно).

  1. Растительный организм. Систематические группы растений

Содержание данного раздела проверяется в следующих линиях заданий ОГЭ 2025 г.: 2, 3 (представлены обязательно); 5, 7, 8, 9, 10, 11, 22, 23, 24, 25 (возможно).

  1. Животный организм. Систематические группы животных

Содержание данного раздела проверяется в следующих линиях заданий ОГЭ 2025 г.: 2, 3, 13 (представлены обязательно); 5, 7, 8, 9, 10, 11, 22, 23, 24, 25 (возможно).

  1. Человек и его здоровье

Содержание данного раздела проверяется в следующих линиях заданий ОГЭ 2025 г.: 14, 15, 16, 17, 18, 26 (представлены обязательно); 5, 8, 10, 22, 23, 24, 25 (возможно).

Проверяемые элементы содержания (содержание раздела)

Пройдено/

изучено (сроки)

Необходимо

изучить/повторить (сроки)

1. Биология — наука о живой природе. Методы научного познания

1.1. Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.).

Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа – единое целое

1.2. <...>

2. Среда обитания. Природные и искусственные сообщества.

Человек и окружающая среда

2.1. Среда        обитания.        Водная,        наземно-воздушная, почвенная,                внутриорганизменная                среды        обитания.

Особенности сред обитания организмов

.

2.2. <...>

3. Эволюционное развитие растений, животных и человека

3.1. Эволюционное  развитие  растительного  мира на Земле. «Живые ископаемые» растительного царства. Жизнь растений в воде. Первые наземные растения. Освоение растениями суши. Этапы развития наземных растений основных систематических групп. Вымершие

растения

3.2. <...>

4. Организмы бактерий, грибов и лишайников. Вирусы

4.1. Грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы, их строение, питание, рост, размножение. Съедобные и ядовитые грибы. Значение шляпочных грибов. Плесневые грибы. Дрожжевые грибы. Значение плесневых  и  дрожжевых  грибов.  Паразитические

грибы. Лишайники – комплексные организмы

4.2. <...>

5. Растительный организм. Систематические группы растений

5.1. Общие признаки растений. Уровни организации растительного организма. Растительная клетка: клеточная оболочка, ядро, цитоплазма (пластиды, митохондрии, вакуоли с клеточным соком). Растительные  ткани.  Органы  и  системы  органов

растений

5.2. <...>

6. Животный организм. Систематические группы животных

6.1. Общие признаки животных. Отличия животных от растений. Многообразие животного мира. Органы

и системы органов животных. Организм – единое целое

6.2. <...>

7. Человек и его здоровье

7.1. Животная клетка. Строение животной клетки. Процессы, происходящие в клетке. Нуклеиновые кислоты. Гены. Хромосомы. Митоз, мейоз. Типы тканей организма человека. Свойства тканей, их функции. Органы и системы органов. Организм как единое  целое.  Взаимосвязь  органов  и  систем  как

основа гомеостаза

7.2. <...>

       Список рекомендуемой литературы

Порядковый

номер

Выходные данные учебника

1

Никишов А.И. Биология. Организмы. 5. – М. ВЛАДОС, 2020 – 111 с.

2

Никишов А.И. Биология. Организмы. 6. – М. ВЛАДОС, 2020 – 112 с.

3

Ветров В.П. Никишов А.И. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. 7. – М.ВЛАДОС, 2020 – 256 с.

4

Никишов А.И. Шарова И.Х. Биология. Животные. 8. – М. ВЛАДОС, 2021 – 264с.

5

Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С и др. Биология. 5 – 6. – М. Просвещение, 2019 –224 с.

6

Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С и др. Биология. 7. – М.Просвещение, 2021 – 161 с.

7

Пасечник  В.В,  Каменский  А.А.,  Швецов  Г.Г  и  др.  Биология.  9.  –  М.Просвещение, 2019 – 208 с.

8

Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология. 5. – М. ВЕНТАНА-ГРАФ, 2019 – 142 с.

9

Пономарёва И.Н.,КорниловаО.А.,КучменкоВ.С.Биология.  6.–М.ВЕНТАНА-ГРАФ, 2019 – 192 с.

10

Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. 7. – М. ВЕНТАНА-ГРАФ, 2019 – 288 с.

11

Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология. 9. – М. ВЕНТАНА-ГРАФ, 2019 – 272 с.

12

Сивоглазов В.И., Плешаков А.А. Биология. 5. – М. Просвещение, 2019 – 160 с.

13

Сивоглазов В.И., Плешаков А.А. Биология. 6. – М. Просвещение, 2020 – 128 с.

14

Сивоглазов  В.И.,  Сарычева  Н.Ю.,  Каменский  А.А.Биология.  7.  –  М.Просвещение, 2019 – 176 с.

15

Сивоглазов В.И., Каменский А.А., Касперская Е.К. и др.Биология. 9. – М.Просвещение, 2019 – 208 с.

16

Сивоглазов В.И., Плешаков А.А. Биология. 5. – М. ДРОФА, 2021 – 160 с.

17

Сивоглазов В.И. Биология. 6. – М. ДРОФА, 2021 – 170 с.

18

Сивоглазов В.И., Сапин М.Р., Каменский А.А. Биология. 7. – М. ДРОФА, 2020– 256 с.

19

Захаров В.Б., Сивоглазов В.И., Мамонтов С.Г., Агафонова И.Б. Биология. 9. –М. ДРОФА, 2020 – 304 с.

20

Сухова Т.С., Строганов В.И. Биология. 5 - 6. – М. ВЕНТАНА - ГРАФ, 2020 –176 с.

21

Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.,Кучменко        В.С. Биология.  7.–М.ВЕНТАНА- ГРАФ, 2019 – 272 с.

22

Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. 8. – М. ВЕНТАНА-ГРАФ, 2019 –336 с.

23

Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д.        Биология. Живые организмы. Растения. 5. – М.ИОЦ МНЕМОЗИНА, 2020 – 120 с.

24

Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология. Живые организмы. Растения. Бактерии.Грибы. 6. – М. ИОЦ МНЕМОЗИНА, 2020 – 160 с.

25

Суматохин с.В., Трайтак Д.И. Биология. Живые организмы. Животные. 7. – М.ИОЦ МНЕМОЗИНА, 2020 – 272 с.

26

Ефимова Т.М., Шубин А.О., Сухорукова Л.Н. Биология. Общие биологические закономерности. 9. – М. ИОЦ МНЕМОЗИНА, 2020 – 303 с.

27

Пасечник В.В. Биология: Введение в биологию: Линейный курс. 5. – М.ДРОФА, 2021 – 176 с.

28

Пасечник        В.В.        Биология:Покрытосеменные растения: строение        и жизнедеятельность; Линейный курс. 6. – М. ДРОФА, 2019 – 208 с.

29

Пасечник В.В. Биология: Многообразие растений. Бактерии. Грибы: Линейный курс. 7. – М. ДРОФА, 2020 – 192 с.

30

Латюшкин В.В., Шапкин В.А., Озерова Ж.А. Биология: Животные: Линейный курс. 8. – М. ДРОФА, 2020 –416 с.

31

Сухова Т.С., Строганов В.И.Биология. 5. – М. ВЕНТАНА - ГРАФ,2021 –144 с.

32

Сухова Т.С., Дмитриева Т.А.  Биология. 6. – М. ВЕНТАНА - ГРАФ,  2020 –302 с.

33

Шаталова С.П., Сухова Т.С. Биология. 7. – М. ВЕНТАНА - ГРАФ, 2020 – 304 с.

34

Сухова Т.С., Сарычева Н.Ю., Шаталова С.П. и др. Биология. 9. – М. ВЕНТАНА- ГРАФ, 2021 – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по обществознанию для 11 класса. 2025-2026 учебный год

Программа элективного курса по обществознанию для 11 класса. 2025-2026 учебный год...

Адаптированная основная образовательная программа ФГОС ИЗО ОВЗ ЗПР 5 - 7 класс 2025 - 2026 учебный год

Основное содержание учебного предмета «Изобразительное искусство», в рамках адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР, направлено на ...

Рабочая программа по вероятности и статистике. 7а, 8а классы. 2025-2026. Бурмистровой Е.Ю.

Рабочая программа по вероятности и статистике. 7а, 8а классы. 2025-2026. Бурмистровой Е.Ю....

Адаптированная основная образовательная программа ФГОС ОБЗР ОВЗ ЗПР 8 - 9 класс 2025 - 2026 учебный год

Программа ОБЗР разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте осн...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс 2025-2026 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5-9 класс на 2025-2026 учебный год....

Рабочая программа по биологии 10-11 класс 2025-2026 учебный год

Рабочая программа по биологии (КТП) 10-11 класс 2025-2026 учебный год...