Рабочие листы по ботанике
рабочие листы по биологии (7 класс)

Савельева Елена Федоровна

Рабочий лист содержит основные термины, схемы, таблицы, которые необходимо заполнить или дополнить, работая с учебником или информационными материалами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта урока по теме: «Папоротникообразные».

1.

Папоротникообразные – это  группа _____________(высших или низших) споровых растений, в состав которой входят:___________,______________,________________

2.

Характеристика:

1.Формы:_____________________и _________________________.

2.Обитают в _____________________________________________________________

________________________________________________________________________

3.350 млн. лет назад эти растения___________________________________________

_____________________________________________________________________________и из них образовывался_______________________________________________

4.Современные виды называют____________________________________________

3.

тело разделено на органы:

________________________________________________________________________

в состав входят ткани:_____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Листья папоротников –вайи.

5.

Отделы

Представители:

Представители:

Представители:

6.

Особенности:

1.

2.

3.

Значение:

Особенности:

1.

2.

3.

Значение:

Особенности:

1.

2.

3.

Значение:

Размножение папоротников

________________ способ

с помощью________________

_________________способ, с помощью________

Спора-___________________- заросток - гаметофит (архегоний –женский и антеридий-мужской) – гаметы- оплодотворение с помощью__________-___________-молодое растение

Практическая работа.  Лабораторная работа № 14. Стр. 150.

(п.1,2,3)

        

Папоротникообразные – высшие споровые растения.

Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные

Древесные и травянистые формы

Обитают во влажных местах, тропиках.

Древние папоротники образовывали каменный уголь.

Современные виды называли живыми ископаемыми.

Тело – разделено на органы:  Стебель листья, корни

Ткани: покровные, механические, проводящие (древесина, луб)

Отделы:

Плауновидные                    Хвощевидные        Папоротниковидные

          Плаун булавовидный        Хвощ полевой        Нефролепис,

                                                                                            Щитовник мужской

Размножение:

Бесполое с помощью спор и вегетативным способом (частями корневища)

Половое с помощью гамет (яйцеклетка и сперматозоид)

ПРИ НАЛИЧИИ ВОДЫ!!!

СПОРОФИТ (растение) –Спора Заросток (зеленая пластина с ризоидами -ГАМЕТОФИТ) –на заростке развиваются  Архегонии (женские органы ) с яйцеклетками и Антеридии (мужские органы)  со сперматозоидами – сперматозоид + яйцеклетка (оплодотворение)= ЗИГОТА – молодое растение папоротника (СПОРОФИТ)

Значение:        

Пищевое применение имеют такие виды, как Орляк обыкновенный (Pteridium aquilinum), Страусник обыкновенный (Matteuccia struthiopteris), Осмунда коричная (Osmunda cinnamomea) и другие.

Некоторые виды ядовиты. Наиболее токсичными из произрастающих в России папоротников являются представители рода Щитовник (Dryopteris), корневища которого содержат производные флороглюцина[7]. Экстракты из щитовника обладают антигельминтным действием и используются в медицине. Ядовитыми являются и некоторые представители родов Кочедыжник (Athyrium) и Страусник (Matteuccia).

Некоторые папоротники (нефролепис, костенец, птерис и другие) с XIX века используются как комнатные растения.

Вайи некоторых щитовников (например, Dryopteris intermedia) широко используются как зелёный компонент флористических композиций. Орхидеи часто выращивают в особом «торфе» из густо переплетённых тонких корней чистоуста.

Стволы древовидных папоротников служат в тропиках строительным материалом, а на Гавайях их крахмалистую сердцевину используют в пищу.



Предварительный просмотр:

Отдел Голосеменные (стр.44-47)

Прочитайте п.17

1.Голосеменные получили название от того, что_____________________________________________

Они произошли от______________________________________________________________________

2.Заполните схему: Место Голосеменных в системе растительного мира

        Царство Растения

Низшие        Высшие

Отделы: __________        

                                                                                   Высшие споровые:                  Высшие_____________

                                                                                   1.Отдел Моховидные                     1.Отдел ______________

                                                                     2.Отдел Плауновидные                  2.Отдел______________

                                                                     3.Отдел______________

        4. Отдел_____________

3. Важный результат эволюции Голосеменных- наличие______________________________.

Сравните и сделайте вывод: У кого есть преимущества и какие?

Спора

Семя

1.

2….

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.В жизненном цикле преобладает__________________ поколение, которое представлено___________________________________________________________________________

Отдел Голосеменные

1.Классы:  Хвойные, Саговниковые, Гнетовые, Гинкговые.

2. Жизненные формы: __________  ,___________ , ___________

3.Распространены в __________________________________________________________________________

4. У Голосеменных на ветвях развиваются______________- укороченные побеги, на чушуйках которых лежат семена (голо) на поверхности.

5. Строение Голосеменных (зарисуйте и подпишите органы)

6. Самые древние Голосеменные растения-__________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

        Класс Хвойные

  1. Назовите отличительные особенности Хвойных растений_______________________________________________________________________________
  2. Разнообразие Хвойных растений представлено:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

Карта урока по теме: «Водоросли».

Водоросли – это  самые _____________ (по возрасту) растения.

1.

низшие

высшие

2.

тело – слоевище или таллом

тело разделено на ткани и органы

3.

одноклеточные:_________________________________________________

многоклеточные:____________________________________________________________

4.

Где обитают водоросли?______________________________________________________________

5.

Как водоросли поглощают питательные вещества и выделяют ненужные остатки?________________________________________________________________

6.

Водоросли по способу питания _____________________организмы, но хламидомонада может питаться и ________________________________, поглощая готовые органические вещества из воды всей поверхностью тела.

7.

Процесс питания водорослей называется -_________________________, он протекает на свету за счет зеленого пигмента_______________________, который находится в особых тельцах – хроматофорах.

8.

Клетка водоросли содержит органоиды:______________________________________________________________

9.

Может ли водоросль «видеть» свет? Если да, то за счет чего?__________________________________________________________________

10.

Водоросли размножаются…

бесполым способом с помощью_______________________

половым способом с помощью_____________________________

11.

Результат деления_________________________

результат оплодотворения________________________

12.

Отделы водорослей:

___________________

____________________

__________________________

Представители:

1.

2.

3.

Представители:

Представители:

Особенности:

1.

2.

3.

Особенности:

Особенности:

Значение:

1.

2.

3.

Значение:

Значение:

Практическая работа.

1.Приготовьте микропрепарат.

2.Рассмотрите одноклеточную водоросль под микроскопом.

3.Зарисуйте и подпишите все ее части.

        Водоросли – низшие самые древние растения.

Тело – слоевище или таллом.

Одноклеточные                                                         многоклеточные

Обитают в пресной и соленой воде, на стволах деревьев, каменных стенах, на поверхности почвы, снега и льда.

Поглощают и выделяют всей поверхностью тела

Автотрофы, но хламидомонада  авто- гетеротроф.

Фотосинтез, хлорофилл

Хламидомонада содержит: клеточную стенку, цитоплазму, ядро, вакуоли, хроматофор,  светочувствительный глазок, иногда жгутики.

Да, светочувствительный глазок, для фотосинтеза.

Бесполым  (деление) и половым способом.

2 или 4,8 клеток – спор или зооспор.        зигота

        Отделы:

зеленые          бурые        красные

хлорелла        ламинария        порфира

ульва        макроцистис

спирогира        стеблонема

Значение:        

Очистные сооружения       пища для         агар-агар

«морской салат»                        человека и животных

кислород



Предварительный просмотр:

Карта урока по теме: «Моховидные».

Мхи – это  самые__________растения.

1.

низшие

высшие

2.

тело разделено на органы:

________________________________________________________________________

в состав входят ткани:_____________________________________________________

отсутствуют ткани________________________________________________________

3.

Характеристика:

  1. Древние или современные.
  2. Многолетние или однолетние.
  3. Высокие или низкорослые растения.

Впишите правильные варианты:

4.

Где обитают мхи?_______________________________________________________

5.

Классы Моховидных

Представители:

Представители:

6.

Особенности строения:

  1. Листья____________________
  2. Стебли____________________
  3. Корни_____________________

Особенности строения:

1.Листья____________________________

2. Стебли____________________________

3. Корни_____________________________

Размножение моховидных

7.

________________ способ

с помощью________________

и__________________путем

частями:

______________________способ

В специальных органах созревают__________________________: женские___________________________ и мужские__________________________

В результате оплодотворения образуется_______________________, а из нее коробочка, в которой образуются _______________.

Из спор развивается нить______________________, а после формируется побег.

Главное условие!

Оплодотворение происходит с помощью ____________________________________

гаметофит –это________________________________________________________________

Спорофит –это_________________________________________________________________

Значение мхов:

1.____________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________

3.Что такое сфагнум и его значение?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Практическая работа.  Лабораторная работа № 13. Стр. 146.

(п.5,6)

        Мохообразные– высшие споровые растения.

Тело – разделено на органы:  Стебель листья, ризоиды

Ткани: основная и фотосинтезирующая

Отсутствуют: механические, запасающие, покровные

Характеристика:

Древние

Многолетние

Низкорослые

Обитают во влажных местах.

Классы:

Печеночники        Листостебельные

                Маршанция        Кукушкин лен

Размножение:

Бесполое с помощью спор и вегетативным способом (частями слоевища, стеблей, листьев)

Половое с помощью гамет (яйцеклетка и сперматозоид)

Яйцеклетка + сперматозоид=  зигота -  коробочка - протонема - молодое растение

ПРИ НАЛИЧИИ ВОДЫ!!!

Значение:        

В природе:

  • Участвуют в создании особых биоценозов, особенно там, где почти сплошь покрывают почву (тундра).
  • Моховой покров способен накапливать и удерживать радиоактивные вещества.
  • Играют большую роль в регулировании водного баланса ландшафтов, так как способны впитывать и удерживать большое количество воды.

В деятельности человека:

  • Могут ухудшать продуктивность сельскохозяйственных земель, способствуя их заболачиванию.
  • Предохраняют почву от эрозии, обеспечивая равномерный перевод поверхностного стока вод в подземный.
  • Некоторые сфагновые мхи применяются в медицине (в качестве перевязочных средств при необходимости).
  • Сфагновые мхи — источник образования торфа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие листы для учащихся к классному часу

На данных листах работают учащиеся во время классного часа. Весь пакет распечатывается для каждого ученика, то есть если в классе 16 человек, то значит - 16 копий. Что я и делала в свое время....

Рабочий лист по теме:" Магнитная индукция"

Использование рабочих листов на уроке сокращает время на составление учащимися опорного конспекта. Заполняется рабочий лист по мере объяснения учителем  нового материала....

Рабочий лист по теме:"Объяснение электрических явлений".8 кл.

Рабочий лист заполняется учащимися по ходу объяснения учителем нового материала и представляет собой опорный конспект по теме "Объяснение электрических явлений". 8 класс....

Рабочий лист к уроку русского языка

Рабочий лист к уроку "Обращение"...

Рабочий лист к уроку литературы: басни "Листы и корни", "Свинья под дубом"

Данный рабочий лист предназначен для использования на уроках литературы и направлен на изучение двух басен Ивана Андреевича Крылова: "Листья и корни" и "Свинья под дубом". Осно...

Рабочий лист для педагогов по теме «Применение рабочих листов для организации работы учащихся и повышения интереса к предмету».

Рабочий лист - эффективный инструмент для организации работы обучающихся. Данный рабочий лист создан для педагогов в рамках методической работы по теме «Применение рабочих листов  для орган...

Рабочий лист по обществознаниюДанный рабочий лист составлен на для 8 класса на тему "Культура, её многообразие и формы"

Данный рабочий лист составлен на основе пособия О.А.Котовой и Т.Е.Лисковой для подготовки к ОГЭ. Может так же использоваться для подготовки к ВПР....