Наука о растениях - ботаника.6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Хамидуллина Юлия Васильевна

Наука о растениях - ботаника.6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Наука о растениях – ботаника»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с основными биологическими дисциплинами;
  • дать представление о царствах живой природы;
  • сформировать базу биологических понятий;
  • расширить знания о роли растений в природе и жизни человека;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений/
  • компьютер;
  • экран;
  • презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

II. Актуализация опорных знаний

-Ребята, давайте постараемся ответить на несколько простых вопросов.

Фронтальная работа:

1.Как вы думаете, что такое природа?

3.Вспомните, что изучает биология?

3.Почему в школе надо изучать науку о растениях?

III. Мотивация и целеполагание

-Ребята, теперь вы хорошо знаете, что такое природа. Изучать природу не только нужно, но это еще и очень интересно.

Слайд 1.

- В этом году нам с вами предстоит познакомиться с новой дисциплиной – биологией. Биология изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность.

Слайд 2.

- Термин «биология» предложил Жан Батист де Ламарк в 1802 году.

Слайд 3.

-Ребята, не забывайте, что жизнь на Земле существует в различных формах, поэтому и биология делится на несколько самостоятельных наук. Одна из них – ботаника, изучением которой мы займемся в этом году.

-Итак, тема нашего урока: «Наука о растениях – ботаника».

IV. Изложение нового материала

Слайд 5.

-Отцом ботаники считается древнегреческий ученый Теофраст, который жил в 370—286 годах до нашей эры. Ему было известно около 600 видов растений. Теофраст сыграл огромную роль в развитии науки, объединив разрозненные данные о растениях в единую систему.

-А кто-нибудь знает, что означает слово «ботаника»?

Ботаника в переводе с греческого означает «зелень», «трава», «растение».

Слайд 6.

- Но как же разобраться во всем многообразии живых организмов?

  Для этого их необходимо разделить на несколько больших групп, которые получили название царства. Давайте запишем определение в тетрадь.

Царства - это одна из самых высоких уровней классификации живых организмов.

Все живые организмы делят на 4 крупные царства: бактерии, грибы, животные и растения.

Самые примитивные - бактерии. Их клетки не содержат ядра, поэтому их называют доядерными, или прокариотами. Все остальные организмы относятся к ядерным, или эукариотам, т.е. содержат ядро.

Слайд 7.

-Ребята, а теперь давайте подумаем, чем растения отличаются от животных?

Слайд 8.

- Первым отличием является способ питания. Растения образуют питательные вещества за счет энергии солнца, а животные питаются готовыми органическими веществами.

Слайд 9.

- Вторым отличием является рост. Рост растений не ограничен, а большинство животных растет до определенного возраста.

Слайд 10.

- Третьим отличием является движение. Растения малоподвижны, большинство ведут прикрепленный образ жизни, а животные активно передвигаются, имеют органы для передвижения.

Слайд 11.

- Следующим отличием является газообмен. Растения вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ, способны к фотосинтезу (поглощение углекислого газа и выделение кислорода). Животные также вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ, не способны к фотосинтезу.

Слайд 12.

- Еще одним отличием является строение клетки. В состав клеточной стенки растительной клетки входит клетчатка или целлюлоза, содержатся пластиды, которые обеспечивают фотосинтез, окраску листьев, плодов. У животных же наружный слой тонкий, эластичный, пластиды отсутствуют.

Слайд 13.

- Ребята, а как вы считаете сколько видов растений существует на Земле?

Слайд 14.

- Общее количество существующих видов растений — приблизительно 400 000— 500 000!

Слайд 15.

- При этом растительный мир очень разнообразен, что проявляется в жизненной форме растений. Выделяют 3 основные жизненные формы растений:

  • травы – жизненная форма растений с сочными, зелеными, не одревесневающими побегами;
  • кустарники – жизненная форма растений, имеющая несколько скелетных осей;
  • кустарнички – жизненная форма растений, не имеющия главного ствола с сильно ветвящимися одревесневшими побегами;
  • деревья – жизненная форма растений с сохраняющимся в течение жизни одним стоволом.

V. Физкультминутка

Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

VI. Продолжение изложения материала.

Рассказ учителя с демонстрацией презентации.

Слайд 16.

- Роль растений в природе и жизни человека огромна. А как вы думаете какую роль играют  растений в  природе  и  в жизни человека?

Слайд 17.

- Практически все растения имеют зеленый цвет, а следовательно , способны к фотосинтезу, то есть способны превращать энергию солнца в энергию органических веществ, то есть они являются источником пищи для всех остальных организмов.

Слайд 18.

- Кроме того, в процессе фотосинтеза растения выделяют кислород, который необходим для дыхания живых организмов. Растения образуют ежегодно около 400 млрд тонн органических веществ, поглощая при этом около 175 млрд. тонн углерода и выделяя при этом кислород.

Слайд 19.

- Кроме того, человек используют растения не только в качестве пищи, но и в качестве лекарств от многих заболеваний.

Слайд 20.

- Также растения играют большую декоративную роль.

Слайд 21.

- И служат источником сырья для производства одежды.

Слайд 22.

- Наука ботаника имеет многочисленные отрасли, каждая из которых занимается изучением отдельных проблем.

Анатомия растений – изучает внутреннее строение растений.

Слайд 23.

- Морфология растений – изучает внешнее строение растений.

Слайд 24.

- Физиология растений - процессы, происходящие в растении.

Слайд 25.

- Систематика растений – занимается классификацией растений.

Слайд 26.

- Селекция растений – изучает  сорта растений и их свойства.

Слайд 27.

- Цитология – изучением строения растительной клетки.

Слайд 28.

- Палеоботаника – занимается изучением ископаемых растений.

Слайд 29.

- Экология растений – изучает связь растений с окружающей средой.

VII. Подведение итогов

- А сейчас давайте подведем итоги.

  • Что изучает наука ботаника?
  • Каковы основные различия животных и растений?
  • Какова роль растений в природе и в жизни человека?

VIII. Домашнее задание  

1.Выучить новые понятия и определения.

2.Подумать, в каких еще сферах человек использует растения.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Наука о растениях – ботаника»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с основными биологическими дисциплинами;
  • дать представление о царствах живой природы;
  • сформировать базу биологических понятий;
  • расширить знания о роли растений в природе и жизни человека;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений/
  • компьютер;
  • экран;
  • презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

II. Актуализация опорных знаний

-Ребята, давайте постараемся ответить на несколько простых вопросов.

Фронтальная работа:

1.Как вы думаете, что такое природа?

3.Вспомните, что изучает биология?

3.Почему в школе надо изучать науку о растениях?

III. Мотивация и целеполагание

-Ребята, теперь вы хорошо знаете, что такое природа. Изучать природу не только нужно, но это еще и очень интересно.

Слайд 1.

- В этом году нам с вами предстоит познакомиться с новой дисциплиной – биологией. Биология изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность.

Слайд 2.

- Термин «биология» предложил Жан Батист де Ламарк в 1802 году.

Слайд 3.

-Ребята, не забывайте, что жизнь на Земле существует в различных формах, поэтому и биология делится на несколько самостоятельных наук. Одна из них – ботаника, изучением которой мы займемся в этом году.

-Итак, тема нашего урока: «Наука о растениях – ботаника».

IV. Изложение нового материала

Слайд 5.

-Отцом ботаники считается древнегреческий ученый Теофраст, который жил в 370—286 годах до нашей эры. Ему было известно около 600 видов растений. Теофраст сыграл огромную роль в развитии науки, объединив разрозненные данные о растениях в единую систему.

-А кто-нибудь знает, что означает слово «ботаника»?

Ботаника в переводе с греческого означает «зелень», «трава», «растение».

Слайд 6.

- Но как же разобраться во всем многообразии живых организмов?

  Для этого их необходимо разделить на несколько больших групп, которые получили название царства. Давайте запишем определение в тетрадь.

Царства - это одна из самых высоких уровней классификации живых организмов.

Все живые организмы делят на 4 крупные царства: бактерии, грибы, животные и растения.

Самые примитивные - бактерии. Их клетки не содержат ядра, поэтому их называют доядерными, или прокариотами. Все остальные организмы относятся к ядерным, или эукариотам, т.е. содержат ядро.

Слайд 7.

-Ребята, а теперь давайте подумаем, чем растения отличаются от животных?

Слайд 8.

- Первым отличием является способ питания. Растения образуют питательные вещества за счет энергии солнца, а животные питаются готовыми органическими веществами.

Слайд 9.

- Вторым отличием является рост. Рост растений не ограничен, а большинство животных растет до определенного возраста.

Слайд 10.

- Третьим отличием является движение. Растения малоподвижны, большинство ведут прикрепленный образ жизни, а животные активно передвигаются, имеют органы для передвижения.

Слайд 11.

- Следующим отличием является газообмен. Растения вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ, способны к фотосинтезу (поглощение углекислого газа и выделение кислорода). Животные также вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ, не способны к фотосинтезу.

Слайд 12.

- Еще одним отличием является строение клетки. В состав клеточной стенки растительной клетки входит клетчатка или целлюлоза, содержатся пластиды, которые обеспечивают фотосинтез, окраску листьев, плодов. У животных же наружный слой тонкий, эластичный, пластиды отсутствуют.

Слайд 13.

- Ребята, а как вы считаете сколько видов растений существует на Земле?

Слайд 14.

- Общее количество существующих видов растений — приблизительно 400 000— 500 000!

Слайд 15.

- При этом растительный мир очень разнообразен, что проявляется в жизненной форме растений. Выделяют 3 основные жизненные формы растений:

  • травы – жизненная форма растений с сочными, зелеными, не одревесневающими побегами;
  • кустарники – жизненная форма растений, имеющая несколько скелетных осей;
  • кустарнички – жизненная форма растений, не имеющия главного ствола с сильно ветвящимися одревесневшими побегами;
  • деревья – жизненная форма растений с сохраняющимся в течение жизни одним стоволом.

V. Физкультминутка

Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

VI. Продолжение изложения материала.

Рассказ учителя с демонстрацией презентации.

Слайд 16.

- Роль растений в природе и жизни человека огромна. А как вы думаете какую роль играют  растений в  природе  и  в жизни человека?

Слайд 17.

- Практически все растения имеют зеленый цвет, а следовательно , способны к фотосинтезу, то есть способны превращать энергию солнца в энергию органических веществ, то есть они являются источником пищи для всех остальных организмов.

Слайд 18.

- Кроме того, в процессе фотосинтеза растения выделяют кислород, который необходим для дыхания живых организмов. Растения образуют ежегодно около 400 млрд тонн органических веществ, поглощая при этом около 175 млрд. тонн углерода и выделяя при этом кислород.

Слайд 19.

- Кроме того, человек используют растения не только в качестве пищи, но и в качестве лекарств от многих заболеваний.

Слайд 20.

- Также растения играют большую декоративную роль.

Слайд 21.

- И служат источником сырья для производства одежды.

Слайд 22.

- Наука ботаника имеет многочисленные отрасли, каждая из которых занимается изучением отдельных проблем.

Анатомия растений – изучает внутреннее строение растений.

Слайд 23.

- Морфология растений – изучает внешнее строение растений.

Слайд 24.

- Физиология растений - процессы, происходящие в растении.

Слайд 25.

- Систематика растений – занимается классификацией растений.

Слайд 26.

- Селекция растений – изучает  сорта растений и их свойства.

Слайд 27.

- Цитология – изучением строения растительной клетки.

Слайд 28.

- Палеоботаника – занимается изучением ископаемых растений.

Слайд 29.

- Экология растений – изучает связь растений с окружающей средой.

VII. Подведение итогов

- А сейчас давайте подведем итоги.

  • Что изучает наука ботаника?
  • Каковы основные различия животных и растений?
  • Какова роль растений в природе и в жизни человека?

VIII. Домашнее задание  

1.Выучить новые понятия и определения.

2.Подумать, в каких еще сферах человек использует растения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наука о растениях—ботаника. Мир растений

Познакомить с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности. Дать представление о месте биологии в системе естественных наук, структуре науки биологии, познакомить с основными биологи...

Наука о растениях—ботаника. Мир растений

Познакомить с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности. Дать представление о месте биологии в системе естественных наук, структуре науки биологии, познакомить с основными биологи...

биология 6 класс Тема урока: "Мир растений. Наука о растениях - ботаника."

Цель: Сформировать знания о предмете изучения наук биологии и ботаники; датьпонятие «царство»; дать представление о многообразии растений; познакомить справилами ТБ в кабинете биологии.Задачи:Образова...

Ботаника - наука о растениях (5 класс, ФГОС)

Презентация урока по теме: Ботаника - наука о растениях разработана в соответствии с учебником: В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. 35 ч, 1 ч. в неделю, 2015 г....

тематическая контрольная работа по биологии по теме "Наука о растениях - ботаника", для 6 класса.

Данная работа составлена по программе:  Авторы: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. М. : Вентана-Граф., биология – 6 класс,  рассчитанная на изучение - один час в неделю. Н...

Ботаника- наука о растениях, 5 класс

Конспект урока "Ботаника - наука о растениях",  5 класс  (УМК В.В. Пасечник)...

Презентация по биологии 6 класс "Наука о растениях - ботаника. Мир растений"

Презентация по биологии 6 класс по теме "Наука о растениях - ботаника. Мир растений" к учебнику И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, В.С.Кучменко....