биология 6 класс Тема урока: "Мир растений. Наука о растениях - ботаника."
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Цель: Сформировать знания о предмете изучения наук биологии и ботаники; дать
понятие «царство»; дать представление о многообразии растений; познакомить с
правилами ТБ в кабинете биологии.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с правилами ТБ в кабинете биологии.
  2. Познакомить         с предметом изучения биологии и ботаники.
  3. Актуализировать   знания о царствах живой природы, дать понятие «царство».
  4. Показать в общих чертах многообразие растений.
  5. Познакомить с основными направлениями применения ботанических знаний.

Развивающие:

  1. Формировать навыки работы с учебником, тетрадью.
  2. Формировать навык организации рабочего места.
     

Воспитательные:

1. Формировать чувство ответственности, соблюдение правил ТБ в кабинете биологии.
 

Оборудование:

  1. Таблицы «Царства живой природы», «Многообразие растений».
  2. Памятка «Как вести тетрадь по биологии»

Скачать:


Предварительный просмотр:

08.09.2014 г

6 класс

Тема: Мир растений. Наука о растениях - ботаника.

Цель: Сформировать знания о предмете изучения наук биологии и ботаники; дать
понятие «царство»; дать представление о многообразии растений; познакомить с
правилами ТБ в кабинете биологии.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с правилами ТБ в кабинете биологии.
  2. Познакомить        с предметом изучения биологии и ботаники.
  3. Актуализировать        знания о царствах живой природы, дать понятие «царство».
  4. Показать в общих чертах многообразие растений.
  5. Познакомить с основными направлениями применения ботанических знаний.

Развивающие:

  1. Формировать навыки работы с учебником, тетрадью.
  2. Формировать навык организации рабочего места.

Воспитательные:

1. Формировать чувство ответственности, соблюдение правил ТБ в кабинете биологии.

Оборудование:

  1. Таблицы «Царства живой природы», «Многообразие растений».
  2. Памятка «Как вести тетрадь по биологии»

Ход урока

  1. ОНУ
  2. Изучение новых знаний
  1. Знакомство с кабинетом, правилами ТБ в кабинете биологии (Журнал по ТБ, учащимся расписаться)
  2. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью (выяснить, сколько учащихся не имеют учебников)
  3. Знакомство с правилами работы с тетрадью (ДЗ вклеить в тетрадь правила, принести тонкую тетрадь для проверочных работ)
  1. Как работать с учебником?

Задание: Прочитайте текст на стр.3

Вопросы:

  1. Какие параграфы в тексте выделены красным цветом?
  2. Что в тексте отмечено зеленым листом и напечатано мелким шрифтом?
  3. Как в тексте отмечены основные понятия, которые нужно знать?
  4. Как в тексте отмечены понятия, на которые нужно обратить внимание?
  5. Что размещено в конце каждого параграфа?
  6. Что размещено в конце каждой главы?
  7. Где в учебнике размещен словарь терминов?

2. Предмет  изучения биологии

Вопрос: В чет уникальность планеты Земля?

В 6 классе будем изучать растения, бактерии, грибы, в 7-ом животных, в 8-ом человека, но обратите внимание на всех учебниках есть общее название «Биология»

Вопрос: Что же такое Биология? Что является предметом изучения этой науки?

Биология - наука о живой природе. Находим определение в учебнике, стр. 4, делаем запись в тетрадь

1802 г. Жан Батист Ламарк

Задание. 1. Выберите объекты живой природы:

   Муха, заяц, стол, окунь, гора, береза, сосулька, мухомор, лавина, кишечная палочка, папоротник, компьютерный вирус, сосна , стафилококк.

Вопрос: Как вы различаете живые существа и неживые предметы?

Задание. 2. Разделите живые организмы на группы.

Вопрос: На чем основан ваш выбор?

Вывод: Живые существа очень отличаются друг от друга по строению и по свойствам
(Таблица) Поэтому их разделили на царства.

2. Царства живой природы

Вопрос: Какие царства живой природы вам известны из курса «Природоведение»? чем сходны организмы, объединенные в царства «Растения», «Животные», «Грибы», «Бактерии»?

Задание: Дайте определение понятию «Царство» (при затруднении обращаемся к учебнику стр. 4)

3. Предмет изучения ботаники

Вопрос: Догадайтесь что изучает ботаника, если в переводе с греческого ботанэ - означает растения (запись определения в тетрадь)

Ботаника - наука изучающая царство растений.

Теофраст - отец ботаники, один из первых ботаников древности.

Физминутка (растение - правая рука, животное – левая рука, грибы - похлопали)

4. Многообразие растений

Жизненные формы растений

(Внешний облик растения)

Деревья    кустарники    кустарнички травы (таблица)

(Составляем схему)

Культурные– растения выращиваемые человеком для удовлетворения своихпотребностей (нуждаются в уходе человека, произошли от дикорастущих) рис.3, таблица

Дикорастущие - растут и расселяются без участия людей. Рис.4, таблица.

Однолетние

Двулетние

Многолетние

Лекарственные– обладают лечебными свойствами

Декоративные – выращиваются в садах и оранжереях, для украшения.

5. Значение растений

Самостоятельная работа по вопросам §1 пункт «Значениерастений»:

(или по подсказкам на слайдах)

  1. вариант: роль растений в природе 2 вариант: роль растений в жизни человека

Заслушивание и обобщение ответов, формулирование вывода.

Роль растений в природе:

  • растения выделяют кислород, необходимый для дыхания всех живых существ;
  • дают пищу животным;
  • задерживают рост оврагов и движение песков;
  • смягчают климат (ослабление скорости ветра, зимней стужи, создают прохладу летом);
  • участвуют в поддержании полноводия рек;
  • оздоравливают воздух (от пыли, газов, дыма и копоти);

Например, еловые насаждения площадью в 1 га могут задерживать на кронах деревьев до 32 т пыли в год, сосновые - 35, вяза - 43, дуба -54, бука - 68 т. Хвойные выделяют фитонциды - вещества, убивающие микробов - возбудителей болезней человека и растений.

Роль растений в жизни человека:

  • дают пищу;
  • строительный материал;
  • витамины;
  • лекарства;
  • ткани;
  • декоративно-эстетическое;
  • дикорастущие растения являются резервом для выведения новых сортов культурных растений;
  • защищают от шума;
  • ботанические сады - познавательное значение - позволяют показать людям разнообразие растений, сохранять редкие, переселять растения в новые для них условия.

Сделайте вывод для чего необходимо  изучать ботанику?

Вывод: растения создают условия для существования всего живого на Земле. Так как их роль в природе, в жизни человека очень велика, растения надо не только беречь, но и охранять.

Охрана растений.

а) правильное использование растительных богатств (для этого необходимо знать строение и жизнь растений, их потребности и возможности).

б)  правильное поведение в природе (не рвать дикорастущих цветов, а лекарственные растения собирать под руководством взрослых; помогать в деле возобновления и охраны леса; принимать участие в озеленении своего города, поселка, пришкольного участка).

в) создавать заповедники (для сохранения образцов растительного и животного мира в их естественном состоянии).

г) Красная книга (ее' создают ученые, в ней указаны редкие исчезающие растения, которые нуждаются в охране).

Итог урока:

  1. Что такое царство? Что изучает биология? Ботаника?
  2. Растительный мир на Земле чрезвычайно многообразен.
  3. Почему человеку необходимо изучать ботанику?

ДЗЧитать Введение,§1 Вопросы стр. 7 и 11 Выучить ботаника, биология, царство.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ботаника-наука о растениях Бухтиярова Антонина Петровна, учитель химии и биологии МКОУ Верх-Красноярской СОШ Северного района Новосибирской области

Слайд 2

Ботаника-наука о растениях Ботане(греч.)трава,растение. «Прозябаемое царство»;

Слайд 3

Ламарк ввел термин «биология»

Слайд 4

Царство-группа организмов, имеющих сходное строение Расте-ния Живот-ные Бакте-рии Грибы Вирусы

Слайд 5

Признаки живых организмов: Питание; Дыхание; Рост; Развитие; Движение; Размножение; Отмирание.

Слайд 6

Тлалок-помогающий расти Бог дождя у древних ацтеков

Слайд 7

Уборка урожая в древнем Египте

Слайд 8

Теофраст-отец ботаники

Слайд 9

Что такое культурные растения?

Слайд 10

Что такое дикорастущие растения?

Слайд 11

Для чего нужна Красная книга?

Слайд 12

Запомни эти растения!

Слайд 13

Какие части растения человек употребляет в пищу? Растения Капуста Горох Свекла Яблоня Огурец Лук Дыня Что употребляем? Семена Листья Корни Плоды стебель

Слайд 14

Я сегодня узнал … Мне понравилось… Я задумался… Мне бы хотелось…

Слайд 15

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

биология 5 класс Тема урока "Ткани растений и животных"

Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма.  УУД:Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, прилагать волевые у...

биология-6 класс Тема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″ (по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс)

биология-6 классТема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″(по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс)Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель: Изучить жи...

биология – 6 класс Тема урока: «Ткани растений» (по программе Пономарёвой).

Цель урока: познакомить учащихся с основными видами тканей растений и их функциями.Задачи урока:Познакомить учащихся с понятием «ткань».Определить особенности строения растительных тканей: образовател...

биология – 6 класс Тема урока:«Ткани растений. Лабораторная работа «Рассматривание тканей растений»».

№ п/пЭтап урока, времяСодержание Деятельность учащихсяДеятельность учителя 1Организацион-ный этап2 мин.- Подготовка учащихся к работе на уроке,- обеспечить нормальную внешнюю  обстановку для...

биология – 6 класс Тема урока. Отдел Моховидные. «Тайны маленьких растений»

биология – 6 классТема урока. Отдел Моховидные. «Тайны маленьких растений»Дидактическая цель. Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в зн...