биология 6 класс Тема урока: "Мир растений. Наука о растениях - ботаника."
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Цель: Сформировать знания о предмете изучения наук биологии и ботаники; дать
понятие «царство»; дать представление о многообразии растений; познакомить с
правилами ТБ в кабинете биологии.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с правилами ТБ в кабинете биологии.
- Познакомить с предметом изучения биологии и ботаники.
- Актуализировать знания о царствах живой природы, дать понятие «царство».
- Показать в общих чертах многообразие растений.
- Познакомить с основными направлениями применения ботанических знаний.
Развивающие:
- Формировать навыки работы с учебником, тетрадью.
- Формировать навык организации рабочего места.
Воспитательные:
1. Формировать чувство ответственности, соблюдение правил ТБ в кабинете биологии.
Оборудование:
- Таблицы «Царства живой природы», «Многообразие растений».
- Памятка «Как вести тетрадь по биологии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_rasteniy_nauka_o_rasteniyah_-_botanika_1433249164_137328.docx | 35.31 КБ |
botanika-nauka_o_rasteniyah.pptx | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
6 класс
Тема: Мир растений. Наука о растениях - ботаника.
Цель: Сформировать знания о предмете изучения наук биологии и ботаники; дать
понятие «царство»; дать представление о многообразии растений; познакомить с
правилами ТБ в кабинете биологии.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с правилами ТБ в кабинете биологии.
- Познакомить с предметом изучения биологии и ботаники.
- Актуализировать знания о царствах живой природы, дать понятие «царство».
- Показать в общих чертах многообразие растений.
- Познакомить с основными направлениями применения ботанических знаний.
Развивающие:
- Формировать навыки работы с учебником, тетрадью.
- Формировать навык организации рабочего места.
Воспитательные:
1. Формировать чувство ответственности, соблюдение правил ТБ в кабинете биологии.
Оборудование:
- Таблицы «Царства живой природы», «Многообразие растений».
- Памятка «Как вести тетрадь по биологии»
Ход урока
- ОНУ
- Изучение новых знаний
- Знакомство с кабинетом, правилами ТБ в кабинете биологии (Журнал по ТБ, учащимся расписаться)
- Знакомство с учебником и рабочей тетрадью (выяснить, сколько учащихся не имеют учебников)
- Знакомство с правилами работы с тетрадью (ДЗ вклеить в тетрадь правила, принести тонкую тетрадь для проверочных работ)
- Как работать с учебником?
Задание: Прочитайте текст на стр.3
Вопросы:
- Какие параграфы в тексте выделены красным цветом?
- Что в тексте отмечено зеленым листом и напечатано мелким шрифтом?
- Как в тексте отмечены основные понятия, которые нужно знать?
- Как в тексте отмечены понятия, на которые нужно обратить внимание?
- Что размещено в конце каждого параграфа?
- Что размещено в конце каждой главы?
- Где в учебнике размещен словарь терминов?
2. Предмет изучения биологии
Вопрос: В чет уникальность планеты Земля?
В 6 классе будем изучать растения, бактерии, грибы, в 7-ом животных, в 8-ом человека, но обратите внимание на всех учебниках есть общее название «Биология»
Вопрос: Что же такое Биология? Что является предметом изучения этой науки?
Биология - наука о живой природе. Находим определение в учебнике, стр. 4, делаем запись в тетрадь
1802 г. Жан Батист Ламарк
Задание. 1. Выберите объекты живой природы:
Муха, заяц, стол, окунь, гора, береза, сосулька, мухомор, лавина, кишечная палочка, папоротник, компьютерный вирус, сосна , стафилококк.
Вопрос: Как вы различаете живые существа и неживые предметы?
Задание. 2. Разделите живые организмы на группы.
Вопрос: На чем основан ваш выбор?
Вывод: Живые существа очень отличаются друг от друга по строению и по свойствам
(Таблица) Поэтому их разделили на царства.
Вопрос: Какие царства живой природы вам известны из курса «Природоведение»? чем сходны организмы, объединенные в царства «Растения», «Животные», «Грибы», «Бактерии»?
Задание: Дайте определение понятию «Царство» (при затруднении обращаемся к учебнику стр. 4)
3. Предмет изучения ботаники
Вопрос: Догадайтесь что изучает ботаника, если в переводе с греческого ботанэ - означает растения (запись определения в тетрадь)
Ботаника - наука изучающая царство растений.
Теофраст - отец ботаники, один из первых ботаников древности.
Физминутка (растение - правая рука, животное – левая рука, грибы - похлопали)
4. Многообразие растений
Жизненные формы растений
(Внешний облик растения)
Деревья кустарники кустарнички травы (таблица)
(Составляем схему)
Культурные– растения выращиваемые человеком для удовлетворения своихпотребностей (нуждаются в уходе человека, произошли от дикорастущих) рис.3, таблица
Дикорастущие - растут и расселяются без участия людей. Рис.4, таблица.
Однолетние
Двулетние
Многолетние
Лекарственные– обладают лечебными свойствами
Декоративные – выращиваются в садах и оранжереях, для украшения.
5. Значение растений
Самостоятельная работа по вопросам §1 пункт «Значениерастений»:
(или по подсказкам на слайдах)
- вариант: роль растений в природе 2 вариант: роль растений в жизни человека
Заслушивание и обобщение ответов, формулирование вывода.
Роль растений в природе:
- растения выделяют кислород, необходимый для дыхания всех живых существ;
- дают пищу животным;
- задерживают рост оврагов и движение песков;
- смягчают климат (ослабление скорости ветра, зимней стужи, создают прохладу летом);
- участвуют в поддержании полноводия рек;
- оздоравливают воздух (от пыли, газов, дыма и копоти);
Например, еловые насаждения площадью в 1 га могут задерживать на кронах деревьев до 32 т пыли в год, сосновые - 35, вяза - 43, дуба -54, бука - 68 т. Хвойные выделяют фитонциды - вещества, убивающие микробов - возбудителей болезней человека и растений.
Роль растений в жизни человека:
- дают пищу;
- строительный материал;
- витамины;
- лекарства;
- ткани;
- декоративно-эстетическое;
- дикорастущие растения являются резервом для выведения новых сортов культурных растений;
- защищают от шума;
- ботанические сады - познавательное значение - позволяют показать людям разнообразие растений, сохранять редкие, переселять растения в новые для них условия.
Сделайте вывод для чего необходимо изучать ботанику?
Вывод: растения создают условия для существования всего живого на Земле. Так как их роль в природе, в жизни человека очень велика, растения надо не только беречь, но и охранять.
Охрана растений.
а) правильное использование растительных богатств (для этого необходимо знать строение и жизнь растений, их потребности и возможности).
б) правильное поведение в природе (не рвать дикорастущих цветов, а лекарственные растения собирать под руководством взрослых; помогать в деле возобновления и охраны леса; принимать участие в озеленении своего города, поселка, пришкольного участка).
в) создавать заповедники (для сохранения образцов растительного и животного мира в их естественном состоянии).
г) Красная книга (ее' создают ученые, в ней указаны редкие исчезающие растения, которые нуждаются в охране).
Итог урока:
- Что такое царство? Что изучает биология? Ботаника?
- Растительный мир на Земле чрезвычайно многообразен.
- Почему человеку необходимо изучать ботанику?
ДЗЧитать Введение,§1 Вопросы стр. 7 и 11 Выучить ботаника, биология, царство.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ботаника-наука о растениях Ботане(греч.)трава,растение. «Прозябаемое царство»;
Ламарк ввел термин «биология»
Царство-группа организмов, имеющих сходное строение Расте-ния Живот-ные Бакте-рии Грибы Вирусы
Признаки живых организмов: Питание; Дыхание; Рост; Развитие; Движение; Размножение; Отмирание.
Тлалок-помогающий расти Бог дождя у древних ацтеков
Уборка урожая в древнем Египте
Теофраст-отец ботаники
Что такое культурные растения?
Что такое дикорастущие растения?
Для чего нужна Красная книга?
Запомни эти растения!
Какие части растения человек употребляет в пищу? Растения Капуста Горох Свекла Яблоня Огурец Лук Дыня Что употребляем? Семена Листья Корни Плоды стебель
Я сегодня узнал … Мне понравилось… Я задумался… Мне бы хотелось…
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».
В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....
биология 5 класс Тема урока "Ткани растений и животных"
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма. УУД:Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, прилагать волевые у...
биология-6 класс Тема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″ (по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс)
биология-6 классТема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″(по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс)Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель: Изучить жи...
биология – 6 класс Тема урока: «Ткани растений» (по программе Пономарёвой).
Цель урока: познакомить учащихся с основными видами тканей растений и их функциями.Задачи урока:Познакомить учащихся с понятием «ткань».Определить особенности строения растительных тканей: образовател...
биология – 6 класс Тема урока:«Ткани растений. Лабораторная работа «Рассматривание тканей растений»».
№ п/пЭтап урока, времяСодержание Деятельность учащихсяДеятельность учителя 1Организацион-ный этап2 мин.- Подготовка учащихся к работе на уроке,- обеспечить нормальную внешнюю обстановку для...
биология – 6 класс Тема урока. Отдел Моховидные. «Тайны маленьких растений»
биология – 6 классТема урока. Отдел Моховидные. «Тайны маленьких растений»Дидактическая цель. Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в зн...
Биология 6 класс_ Тема урока: "Строение семян двудольных растений"_УМК Биология. Пасечник В.В. 6 класс
Презентация к уроку "Строение семян двудольных растений"....