биология – 6 класс Тема урока. Отдел Моховидные. «Тайны маленьких растений»
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

биология – 6 класс

Тема урока. Отдел Моховидные. «Тайны маленьких растений»

Дидактическая цель. Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверки уровня усвоения учебного материала средствами ИКТ

Ведущая идея. Использование мультимедийных ресурсов на уроке биологии с целью изучения, осознания и осмысления новой информации.

Задачи.

Обучающие. Создать условия для усвоения основных знаний о мхах, как об одном из отделов растений царства Растений; раскрыть взаимосвязь между особенностями строения и жизнедеятельности мхов и их происхождением, распространением и значением в природе и жизни человека.

Развивающие. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, предлагать свои гипотезы, делать выводы и обобщения. Развивать личностные качества учащихся: самостоятельность, аналитическое мышление, наблюдательность при выполнении лабораторной работы и работы с учебником.

Воспитательные.  Воспитывать ответственное отношение к природе; формировать устойчивый интерес к приобретению знаний.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Форма урока. Урок-практикум.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование: таблицы: Мох-сфагнум, кукушкин лен, гербарные экземпляры мха, химический стакан, пинцет, вода, микроскоп, предметные стекла, покровные стекла, коллекция торфа и продукты его переработки. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» Учебник для учащихся 6 класса.- М.: Вентана-Граф, 2013; Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007; Электронное издание 1С: Школа. Экология 10-11 к. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учеников

Организационный момент

 

Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учителя и ученика.

Приветствуют учителя

Актуализация знаний

 

 

Сегодня мы приступаем к изучению нового отдела растений. Но какого? Я специально не записал тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок предположите, о ком или о чем пойдет речь.

Итак, подсказка первая – это одни из самых первых групп растений, произрастающих на суше.

Подсказка вторая – эти растения по количеству видов занимают второе место после цветковых

Подсказка третья– это многолетние и в основном низкорослые растения, "лилипуты" растительного мира. Высота их чаще всего не превышает 30 см.

Четвертая подсказка – играют большую роль в формировании и жизни болот, из них образуется торф.

Итак, речь действительно пойдет сегодня о мхах, точнее о моховидных. Это удивительные растения. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.

Предлагает  сформулировать тему урока ученикам.

Спасибо, за ваши варианты формулировки темы. Но я предлагаю назвать урок так:

«Тайны маленьких растений»

 

 

 

 

 

 

 

Просматривают слайд 1

в презентации урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждают в парах.

На доске появляется тема урока.

Слайд №2  

 

 

Мотивация и целеполагание урока

 

Звучат стихи в презентации

Предлагает учащимся:

Попробуйте сформулировать вопросы.

Что бы вы хотели узнать об этих растениях? Над этими вопросами мы будем работать на нашем сегодняшнем уроке.

 

 

 

 

Какова цель нашего урока?

 

Цель урока – «Изучить особенности строения, жизнедеятельности моховидных и значение мхов в природе и жизни человека».

Просматривают в презентации слайд № 3. Слушают стихи.

Формулируют вопросы.

Записывают их

в рабочий лист.

Озвучивают свои вопросы

 

Формулируют цель урока

Слайд № 4

Изучение нового материала.

 

 

Может быть, кто-то из вас обратил внимание на то, что я использую два термина «моховидные» и «мхи». Это не синонимы одного понятия. Моховидными называют целый отдел растений, который включает растения  класса листостебельных, или настоящие мхи, и класса Печеночники. Представитель этого класса – маршанция.

Просмотрите небольшой фрагмент об этом растении и ответьте на вопрос.

 

  • На какие растения похожи эти моховидные?

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр слайда № 5 с фрагментом

«Маршанция»

 

 

БЛОК №1

  • Почему Моховидные считают первыми наземными растений?

 

Заслушивает гипотезы учеников.

Попробуем разгадать эту первую тайну.

 

Для этого надо изучить строение  настоящих мхов.

Познакомимся с листостебельными мхами – кукушкиным льном и сфагнумом.

Засохшие дерновинки  мхов лежат на столе.

  • Почему они положены вместе? Предположите, какое задание вы будете выполнять.

 Задание. Сравнить два мха.

 Внимательно просмотрите фрагмент фильма о мхах. Убедитесь, где какой мох и отметьте на рабочем листе характерные особенности строения кукушкина льна и сфагнума.

 

 Задание. Найти черты  высокой организации во внешнем строении листостебельных мхов – кукушкина лена и сфагнума. Для этого проведем лабораторную работу по их изучению.

 Лабораторная работа

 Выполняем в лабораторной тетради задания № 1,2,3.

 

Организует обсуждение.

Ответьте на вопросы: 

  1. Какие органы есть у мха – кукушкин лен?
  2. Какие органы есть у сфагнума?
  3. Найдем отличия в форме и в цвете листьев, в стебле.
  4. Почем мхи, несмотря на наличие стебля и листьев, все-таки считаются по организации очень близкими к водорослям?

Попробуйте сформулировать вывод по первой тайне мхов

 

 

Вывод: тело листостебельных мхов имеет стебель и листья. Мхи первые из высших растений, которые «вышли» на сушу.

 

Ученики предлагают свои гипотезы

 

 

 

 

 

 

 

Предлагают свои варианты заданий

 

 

Просматривают слайды № 6,7 презентации

 

 

 

 

Работа в паре в авторской тетради для лабораторных работ.

Оформляют результата работы.

 

 

Слайд № 8 с вопросами

Ученики отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагают свои варианты выводов

по блоку № 1

 

 

Слайд № 9

БЛОК № 2

 Тайна вторая. «Земноводные растительного мира» Задумывались ли вы над тем, почему мхи растут в местах повышенной влажности, например на болотах?

Организует обсуждение предлагаемых гипотез

 Чтобы вы смогли подтвердить свои гипотезы, посмотрите опыт, который провел ученик. По окончанию просмотра устно ответьте на вопросы в рабочем листе

Отвечают на вопрос:

  • Почему изменился вес мха после опускания в воду?

Давайте раскроем и эту тайну.

Лабораторная работа

 Продолжаем работать в лабораторных тетрадях. Выполните задание № 4, и рассмотрите лист мха под микроскопом. Зарисуйте клетки листа в рабочем листе и подпишите их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просит сформулировать вывод по блоку №2

 

Вывод. Мхи имеют ткани – основную запасающую, фотоситезирующую и другие. Благодаря им мхи обитают на местах с повышенной влажностью и быстро расселяются.

 

Предлагают свои варианты гипотез

 

 

 

 

 

 

Просматривают слайд № 12 с фрагментом опыта

 

 

 

 

 

 

Приготавливают микропрепарат листа мха сфагнума, рассматривают под микроскопом. Зарисовывают клетки листа в рабочем листе

 

Ученик работает с цифровым микроскопом.

Рассматривают лист мха на интерактивной доске

 

Предлагают свои варианты вывода

 

Слайд № 14

 

БЛОК № 3

 Следующая тайна посвящена размножению мхов. Тайна 3 «Размножение мхов».

  • Почему они так многочисленны и так широко распространены?

 Моховидные размножаются также как и водоросли - бесполым и половым способом; бесполое размножение осуществляется вегетативным путем (частичками растения) и спорами. Половой процесс у мхов невозможен без воды. Почему? Почему мхам для размножения очень важно расти не отдельными экземплярами, а всегда густыми дерновинками.

  • Может кто-то из вас сможет ответить на эти вопросы?

 

 

Попробуем раскрыть и эти тайны. Посмотрим, как это происходит.

Задание. По окончанию просмотра приготовьте ответы на вопросы.

Вопросы:

  • Почему зеленые побеги мхов называют гаметофитом?
  • Какие условия необходимы для оплодотворения?
  • Что вырастает на женском растении после оплодотворения?
  • Какую роль выполняет спорофит в жизненном цикле мха?
  • Что вырастает из споры мха?
  • Почему мхи растут густыми дерновинками?

 

Заслушивает  ответы на вопросы.

 

 

Задание для самостоятельной работы с учебником и рабочим листом.

Организует работу с учебником и рабочим листом. Учебник §21, с113

 

Заслушивает вывод по блоку №3

 

Вывод: Благодаря способности размножаться разными способами мхи осваивают новые территории и быстро увеличиваются численно.

 

 

Слайд № 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагают свои варианты ответов на вопросы

 

Презентация слайд № 16

с анимацией «Размножение мхов»

 

 

 

 

 

Вопросы в рабочем листе.

 

Слайд № 17

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

Работа на рабочих листах (Приложение)

 

 

Предлагают свои варианты вывода

Слайд № 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЛОК № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы разгадали три тайны маленьких растений. Вы узнали много нового  и необычного о мхах. Осталась четвертая тайна - тайна «Загадки болотных трясин»

Организует просмотр презентации, работу с учебником и слушает ответы на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

Заслушивает выводы по блоку №4

Вывод. Торф, образованный  при отмирании мха сфагнума вместе с другими растениями болот, уникальное органическое образование, которое исстари использовал человек. Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот - особого природного сообщества.

Слайд № 19

 

 

 

Смотрят презентацию слайд № 20-26 , читают в учебнике материал под зеленым листком с. 147 и отвечают на вопросы

 

 

Формулируют вывод по блоку №4

Слайд № 27

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов урока

Итак, что нового вы узнали на уроке об отделе «Моховидные»?

 

 

Перечисляют полученные данные о мхах

Корректировка ответов

Слайд № 28

Коррекция знаний и умений

 

Обсуждение правильности заполнения рабочего листа.  

  • Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили?

 

Обсуждают, оформляют результат работы

 

Рефлексия по содержанию. Взаимопроверка.

Тестирование на рабочих листах

Выполняют тест

Взаимопроверка

Проверяют с ответами на слайде № 29

Рефлексия деятельности

 

Закончите предложения

У меня были трудности с изучением ……….

У меня были трудности в формулировке …

У меня были трудности в выполнении ….

Проводят рефлексию своей деятельности

Домашнее задание

 

1. §21, Вопрос 3.

2. Задание по желанию. Раздаются пакетики с мхом и с творческим заданием. Творческое задание «Известно, что кусочки стеблей мхов во влажной среде разрастаются. Изобрети и сооруди с помощью домашних средств устройство для содержания мхов при неизменной влажности. Попробуй выращивать мхи».

Записывают домашнее задание

 

 

Приложение

Рабочий лист

Тема урока _____________________________________________________

 

Цель урока ______________________________________________________

 

Вопросы:

1.

2.

3.

  1. При просмотре видеофрагментов о мхах подчеркните их характерные особенности.

Кукушкин лен

 

Сфагнум

Место обитания   а) влажный лес

                               б)  болото

Высота стебля      а) 20 см

                              б) 10-15 см

Стебель                а) не ветвиться

                              б) ветвиться

Нижняя часть стебля  а) коричневая

                                     б) отмирает

Листья    а) мелкие светло-зеленые

               б) узкие зеленые

Ризоиды  а) есть

                б) нет

 

 

Место обитания  а) влажный лес

                              б)  болото

Высота стебля     а) 20 см

                             б) 10-15 см 

Стебель        а) не ветвиться

                      б) ветвиться

Нижняя часть стебля  а) коричневая

                                     б) отмирает

Листья    а) мелкие светло-зеленые

                б) узкие зеленые

Ризоиды  а) есть

                б) нет


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otdel_mokhovidnye.docx90.75 КБ

Предварительный просмотр:

биология – 6 класс

Тема урока. Отдел Моховидные. «Тайны маленьких растений»

Дидактическая цель. Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверки уровня усвоения учебного материала средствами ИКТ

Ведущая идея. Использование мультимедийных ресурсов на уроке биологии с целью изучения, осознания и осмысления новой информации.

Задачи.

Обучающие. Создать условия для усвоения основных знаний о мхах, как об одном из отделов растений царства Растений; раскрыть взаимосвязь между особенностями строения и жизнедеятельности мхов и их происхождением, распространением и значением в природе и жизни человека.

Развивающие. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, предлагать свои гипотезы, делать выводы и обобщения. Развивать личностные качества учащихся: самостоятельность, аналитическое мышление, наблюдательность при выполнении лабораторной работы и работы с учебником.

Воспитательные.  Воспитывать ответственное отношение к природе; формировать устойчивый интерес к приобретению знаний.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Форма урока. Урок-практикум.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование: таблицы: Мох-сфагнум, кукушкин лен, гербарные экземпляры мха, химический стакан, пинцет, вода, микроскоп, предметные стекла, покровные стекла, коллекция торфа и продукты его переработки. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» Учебник для учащихся 6 класса.- М.: Вентана-Граф, 2013; Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007; Электронное издание 1С: Школа. Экология 10-11 к. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учеников

Организационный момент

 

Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учителя и ученика.

Приветствуют учителя

Актуализация знаний

 

Сегодня мы приступаем к изучению нового отдела растений. Но какого? Я специально не записал тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок предположите, о ком или о чем пойдет речь.

Итак, подсказка первая – это одни из самых первых групп растений, произрастающих на суше.

Подсказка вторая – эти растения по количеству видов занимают второе место после цветковых

Подсказка третья– это многолетние и в основном низкорослые растения, "лилипуты" растительного мира. Высота их чаще всего не превышает 30 см.

Четвертая подсказка – играют большую роль в формировании и жизни болот, из них образуется торф.

Итак, речь действительно пойдет сегодня о мхах, точнее о моховидных. Это удивительные растения. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.

Предлагает  сформулировать тему урока ученикам.

Спасибо, за ваши варианты формулировки темы. Но я предлагаю назвать урок так:

«Тайны маленьких растений»

Просматривают слайд 1

в презентации урока

Обсуждают в парах.

На доске появляется тема урока.

Слайд №2  

Мотивация и целеполагание урока

Звучат стихи в презентации

Предлагает учащимся: 

Попробуйте сформулировать вопросы.

Что бы вы хотели узнать об этих растениях? Над этими вопросами мы будем работать на нашем сегодняшнем уроке.

Какова цель нашего урока?

Цель урока – «Изучить особенности строения, жизнедеятельности моховидных и значение мхов в природе и жизни человека».

Просматривают в презентации слайд № 3. Слушают стихи.

Формулируют вопросы.

Записывают их

в рабочий лист.

Озвучивают свои вопросы

Формулируют цель урока

Слайд № 4

Изучение нового материала.

Может быть, кто-то из вас обратил внимание на то, что я использую два термина «моховидные» и «мхи». Это не синонимы одного понятия. Моховидными называют целый отдел растений, который включает растения  класса листостебельных, или настоящие мхи, и класса Печеночники. Представитель этого класса – маршанция.

Просмотрите небольшой фрагмент об этом растении и ответьте на вопрос.

  • На какие растения похожи эти моховидные?

Просмотр слайда № 5 с фрагментом

«Маршанция»

БЛОК №1

  • Почему Моховидные считают первыми наземными растений?

Заслушивает гипотезы учеников.

Попробуем разгадать эту первую тайну.

Для этого надо изучить строение  настоящих мхов.

Познакомимся с листостебельными мхами – кукушкиным льном и сфагнумом.

Засохшие дерновинки  мхов лежат на столе.

  • Почему они положены вместе? Предположите, какое задание вы будете выполнять.

 Задание. Сравнить два мха.

 Внимательно просмотрите фрагмент фильма о мхах. Убедитесь, где какой мох и отметьте на рабочем листе характерные особенности строения кукушкина льна и сфагнума.

 Задание. Найти черты  высокой организации во внешнем строении листостебельных мхов – кукушкина лена и сфагнума. Для этого проведем лабораторную работу по их изучению.

 Лабораторная работа

 Выполняем в лабораторной тетради задания № 1,2,3.

Организует обсуждение.

Ответьте на вопросы:  

  1. Какие органы есть у мха – кукушкин лен?
  2. Какие органы есть у сфагнума?
  3. Найдем отличия в форме и в цвете листьев, в стебле.
  4. Почем мхи, несмотря на наличие стебля и листьев, все-таки считаются по организации очень близкими к водорослям?

Попробуйте сформулировать вывод по первой тайне мхов

Вывод: тело листостебельных мхов имеет стебель и листья. Мхи первые из высших растений, которые «вышли» на сушу.

Ученики предлагают свои гипотезы

Предлагают свои варианты заданий

Просматривают слайды № 6,7 презентации

Работа в паре в авторской тетради для лабораторных работ.

Оформляют результата работы.

Слайд № 8 с вопросами

Ученики отвечают на вопросы

Предлагают свои варианты выводов

по блоку № 1

Слайд № 9

БЛОК № 2

 Тайна вторая. «Земноводные растительного мира» Задумывались ли вы над тем, почему мхи растут в местах повышенной влажности, например на болотах?

Организует обсуждение предлагаемых гипотез

 Чтобы вы смогли подтвердить свои гипотезы, посмотрите опыт, который провел ученик. По окончанию просмотра устно ответьте на вопросы в рабочем листе

Отвечают на вопрос:

  • Почему изменился вес мха после опускания в воду?

Давайте раскроем и эту тайну.

Лабораторная работа

 Продолжаем работать в лабораторных тетрадях. Выполните задание № 4, и рассмотрите лист мха под микроскопом. Зарисуйте клетки листа в рабочем листе и подпишите их.

Просит сформулировать вывод по блоку №2

Вывод. Мхи имеют ткани – основную запасающую, фотоситезирующую и другие. Благодаря им мхи обитают на местах с повышенной влажностью и быстро расселяются.

Предлагают свои варианты гипотез

Просматривают слайд № 12 с фрагментом опыта

Приготавливают микропрепарат листа мха сфагнума, рассматривают под микроскопом. Зарисовывают клетки листа в рабочем листе

Ученик работает с цифровым микроскопом.

Рассматривают лист мха на интерактивной доске

Предлагают свои варианты вывода

Слайд № 14

БЛОК № 3

 Следующая тайна посвящена размножению мхов. Тайна 3 «Размножение мхов».

  • Почему они так многочисленны и так широко распространены?

 Моховидные размножаются также как и водоросли - бесполым и половым способом; бесполое размножение осуществляется вегетативным путем (частичками растения) и спорами. Половой процесс у мхов невозможен без воды. Почему? Почему мхам для размножения очень важно расти не отдельными экземплярами, а всегда густыми дерновинками.

  • Может кто-то из вас сможет ответить на эти вопросы?

Попробуем раскрыть и эти тайны. Посмотрим, как это происходит.

Задание. По окончанию просмотра приготовьте ответы на вопросы.

Вопросы:

  • Почему зеленые побеги мхов называют гаметофитом?
  • Какие условия необходимы для оплодотворения?
  • Что вырастает на женском растении после оплодотворения?
  • Какую роль выполняет спорофит в жизненном цикле мха?
  • Что вырастает из споры мха?
  • Почему мхи растут густыми дерновинками?

Заслушивает  ответы на вопросы.

Задание для самостоятельной работы с учебником и рабочим листом.

Организует работу с учебником и рабочим листом. Учебник §21, с113

Заслушивает вывод по блоку №3

Вывод: Благодаря способности размножаться разными способами мхи осваивают новые территории и быстро увеличиваются численно.

Слайд № 15

Предлагают свои варианты ответов на вопросы

Презентация слайд № 16

с анимацией «Размножение мхов»

Вопросы в рабочем листе.

Слайд № 17

Отвечают на вопросы

Работа на рабочих листах (Приложение)

Предлагают свои варианты вывода

Слайд № 18

БЛОК № 4

Мы разгадали три тайны маленьких растений. Вы узнали много нового  и необычного о мхах. Осталась четвертая тайна - тайна «Загадки болотных трясин»

Организует просмотр презентации, работу с учебником и слушает ответы на вопросы

Заслушивает выводы по блоку №4

Вывод. Торф, образованный  при отмирании мха сфагнума вместе с другими растениями болот, уникальное органическое образование, которое исстари использовал человек. Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот - особого природного сообщества.

Слайд № 19

Смотрят презентацию слайд № 20-26 , читают в учебнике материал под зеленым листком с. 147 и отвечают на вопросы

Формулируют вывод по блоку №4

Слайд № 27

.

Подведение итогов урока

Итак, что нового вы узнали на уроке об отделе «Моховидные»?

Перечисляют полученные данные о мхах

Корректировка ответов

Слайд № 28

Коррекция знаний и умений

Обсуждение правильности заполнения рабочего листа.  

  • Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили?

Обсуждают, оформляют результат работы

Рефлексия по содержанию. Взаимопроверка.

Тестирование на рабочих листах

Выполняют тест

Взаимопроверка

Проверяют с ответами на слайде № 29

Рефлексия деятельности

Закончите предложения

У меня были трудности с изучением ……….

У меня были трудности в формулировке …

У меня были трудности в выполнении ….

Проводят рефлексию своей деятельности

Домашнее задание

1. §21, Вопрос 3.

2. Задание по желанию. Раздаются пакетики с мхом и с творческим заданием. Творческое задание «Известно, что кусочки стеблей мхов во влажной среде разрастаются. Изобрети и сооруди с помощью домашних средств устройство для содержания мхов при неизменной влажности. Попробуй выращивать мхи».

Записывают домашнее задание

Приложение

Рабочий лист

Тема урока _____________________________________________________

Цель урока ______________________________________________________

Вопросы:

1.

2.

3.

  1. При просмотре видеофрагментов о мхах подчеркните их характерные особенности.

Кукушкин лен

Сфагнум

Место обитания   а) влажный лес

                               б)  болото

Высота стебля      а) 20 см

                              б) 10-15 см 

Стебель                а) не ветвиться

                              б) ветвиться

Нижняя часть стебля  а) коричневая

                                     б) отмирает

Листья    а) мелкие светло-зеленые

               б) узкие зеленые

Ризоиды  а) есть

                б) нет

Место обитания  а) влажный лес

                              б)  болото

Высота стебля     а) 20 см

                             б) 10-15 см 

Стебель        а) не ветвиться

                      б) ветвиться

Нижняя часть стебля  а) коричневая

                                     б) отмирает

Листья    а) мелкие светло-зеленые

                б) узкие зеленые

Ризоиды  а) есть

                б) нет

2. Вопросы по опыту

  • Почему изменился вес мха после опускания в воду?

3. Зарисуйте клетки листа мха и подпишите.

                листик 2    1-  …………………                       2- ……………………                                                                      

  1. Вопросы к анимации « Размножение мха»
  1. Почему зеленые побеги мхов называют гаметофитом?
  2. Какие условия необходимы для оплодотворения?
  3. Что вырастает на женском растении после оплодотворения?
  4. Какую роль выполняет спорофит в жизненном цикле мха?
  5. Что вырастает из споры мха?
  6. Почему мхи растут густыми дерновинками?

  1. Работа с учебником  с. 145. Дайте определение понятиям
  • Спорофит – …………………………………………………………………………….
  • Гаметофит – ……………………………………………………………………………
  • Спора -…………………………………………………………………………………

6. В правильной последовательности поставьте цифры в схеме «Цикл развития мха»

собранная

7. Тестирование

1.Мхи, как и другие растения

а) способны к фотосинтезу

б) содержат хлорофилл

в) растут в течение всей жизни

г) имеют ризоиды

2.По какому из указанных признаков мхи относятся к высшим растениям?

а) есть ризоиды;

б) есть хлорофилл;

в) есть органы растения;

г) по всем указанным признакам.

3.Сфагнум отличается от кукушкина льна:

а) отсутствием листьев;

б) отсутствием стебля;

в) отсутствием ризоидов.

4.Благодаря мертвым клеткам сфагнум:

а) фотосинтезирует;

б) проводит питательные вещества;

в) впитывает воду;

г) вегетативно размножается.

5.Укажите пункты, в которых названы признаки сходства кукушкина льна и сфагнума:

а) есть ризоиды;

б) есть фотосинтезирующие клетки;

в) есть воздухоносные клетки;

г) есть спорангии;

д) образует гаметы.

8.  Домашнее задание:

1.  §40, Вопрос 3,

2. По желанию. Творческое задание «Известно, что кусочки стеблей мхов во влажной среде разрастаются. Изобрети и сооруди домашними средствами устройство для содержания мхов при неизменной влажности. Попробуй выращивать мхи».

Учебное оборудование

  1. Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-2-е изд.,- М.: Дрофа, 2008.- 99с.
  2. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176 с.
  3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология:6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Проф.И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана – Граф , 2008.- 240с.
  4. Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007;
  5. Электронное издание 1С: Школа. Экология 10-11 к. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Список дополнительной литературы для учителя:

  1. Богоявленская А. Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии, Грибы. Лишайники. - М.: Просвещение: АО “Учеб. лит.”, 1996.
  2. Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. для учителя. – М.: Просвещение: АО “Учеб. лит.”, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии 6 класс. «Отдел Моховидные. «Тайна маленьких растений»».

В основе учебного занятия лежит блоковое построение урока. Поэтому в каждом блоке проходят все основные этапы урока изучение нового материала и первичное закрепление ( первичные знания, осознание...

Презентация урока "Отдел Моховидные. Тайны маленьких растений"

Презентация урока содержит гиперпссылки наЭлектронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007;Электронное издание 1С: Школа. Экология 10...

биология 6 класс Тема урока: "Мир растений. Наука о растениях - ботаника."

Цель: Сформировать знания о предмете изучения наук биологии и ботаники; датьпонятие «царство»; дать представление о многообразии растений; познакомить справилами ТБ в кабинете биологии.Задачи:Образова...

биология-6 класс Тема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″ (по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс)

биология-6 классТема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″(по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс)Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель: Изучить жи...

биология – 6 класс Тема урока:«Ткани растений. Лабораторная работа «Рассматривание тканей растений»».

№ п/пЭтап урока, времяСодержание Деятельность учащихсяДеятельность учителя 1Организацион-ный этап2 мин.- Подготовка учащихся к работе на уроке,- обеспечить нормальную внешнюю  обстановку для...

урок "Отдел Моховидные"

Отдел Моховидные изучается в 7 классе. Для  изучение нового материала ребята разделились на несколько групп и каждая группа взяла на себя определенную часть нового материала, который очень гамотн...