Лабораторные работы к урокам биологии 6 класс
опыты и эксперименты по биологии (6 класс)
Лабораторные работы для активного познания предмета Биология
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 509.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Камешковский район
Методическое объединение учителей биологии и химии
Лабораторный практикум
по биологии для 6 класса
Составители:
Матвиенко Т.А.,
учитель биологии и химии
(высшая кв. категория)
МОУ Новкинская ООШ;
Галянкина О.А.,
учитель биологии и химии
(высшая кв. категория)
МБОУ Сергеихинская СОШ.
Алексеева И.М.,
учитель биологии
(высшая кв. категория)
МБОУ СОШ №1 г.Камешково;
Камешково
2025 г.
Пояснительная записка
Биология – наука, обладающая богатым наглядным материалом. В ее изучении играют важную роль лабораторные и практические работы. Они помогают учащимся лучше усвоить теоретический материал, применить знания на практике, способствовать формированию практических умений и навыков.
Лабораторный практикум разработан на основе обновленных стандартов ФГОС, содержит лабораторные и практические работы для уроков биологии в 6 классе. Практикум ориентирован на учебник Биология 6 класс базовый уровень под редакцией В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, З.Г. Гапонюк, Г.Г. Швецов. В практикум включено 24 работы.
Работы выполняются обучающимися по заданию и под контролем учителя в определенно отведенное время.
Практические и лабораторные работы в содержании курса Биология 6класс
Растительный организм |
|
Строение и многообразие покрытосеменных растений |
|
Жизнедеятельность растительного организма |
|
Раздел Растительный организм
Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения листа водного растения элодеи».
Тема урока: Растительная клетка, ее изучение.
Материалы и оборудование: микроскоп, лист элодеи, предметное и покровные стекла, видеоролик «Движение цитоплазмы»(1 мин40с), учебник Биология 6 класс (базовый уровень) Пасечник. §2 стр.14
Цель: изучить микроскопическое строение листа элодеи
Ход работы:
- Зарисуйте растительную клетку клетку стр.14 учебника и обозначьте части (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль, пластиды)
- Рассмотрите клетку листа элодеи под микроскопом. Какие части клетки вы смогли увидеть в микроскоп?
- Какого цвета пластиды в этих клетках? Как они называются?
- Посмотрите видеоролик «Движение цитоплазмы». Каково значение движения цитоплазмы в клетке?
Вывод: (вставьте пропущенные слова) Клетка листа элодеи содержит все главные части клетки и является растительной клеткой, так как в ней содержатся …., которые имеют… цвет.
Лабораторная работа №2 «Обнаружение неорганических и органических веществ в растении» Тема урока: Химический состав клетки.
Материалы и оборудование: яблоко сухое и сочное, семя подсолнечника, клубень картофеля, иод, зерна пшеницы, ступка, пестик, марля.
Цель: обнаружить вещества в растении
Ход работы:
- Рассмотрите сухое и сочное яблоко. Содержанием какого вещества они отличаются? Определите роль этого вещества в клетке.
- Раздавите на бумаге семя подсолнечника. Что вы увидели? Какие вещества содержатся в значительном количестве в семенах подсолнечника?
- На разрезанный клубень картофеля капните раствор иода. Что произошло? Почему? Какие вещества содержатся в значительном количестве в клубнях картофеля?
- Разотрите в ступке несколько зерен пшеницы - получите муку, добавьте несколько капель воды и получите тесто. Положите тесто в марлю промойте в воде. В марле останется клейкая масса, её называют клейковина или растительный белок.
Вывод: (вставьте пропущенные слова) Обнаружили следующие вещества: в яблоках…, в семенах подсолнечника …, в зернах пшеницы …, в клубнях картофеля … К органическим вещества относятся:…, к неорганическим …
Лабораторная работа №3 «Изучение строения растительных тканей (использование микропрепаратов)»
Тема урока: Растительные ткани, их функции.
Материалы и оборудование: готовые препараты кончика корня, кожицы лука, листа элодеи, микроскоп, учебник Биология 6 класс (базовый уровень) Пасечник. §5 стр.30
Цель: (вставьте пропущенное слово) изучить особенности … растительных тканей
Ход работы:
- Рассмотрите препарат кончика корня. С помощью рисунка на стр 30 учебника, определите, какая ткань в этой части корня? По каким особенностям строения вы определили? Зарисуйте 2-3 клетки.
- Рассмотрите препарат кожицы лука. С помощью рисунка на стр 30 учебника, определите, какой тканью представлена кожица? По каким особенностям строения вы определили? Зарисуйте 2-3 клетки.
- Рассмотрите клетки листа элодеи, наполненные хлоропластами. С помощью рисунка на стр 30 учебника, определите, какая ткань в этой части листа? По каким особенностям строения вы определили? Зарисуйте 2-3 клетки.
Вывод: (закончите предложение) В ходе работы определили ткани: …, … и …
Лабораторная работа №4 «Изучение внешнего строения травянистого цветкового растения»
Тема урока: Органы растений.
Материалы и оборудование: гербарии цветковых растений: пастушья сумка, редька дикая, лютик едкий, учебник Биология 6 класс (базовый уровень) Пасечник. §6 стр.34
Цель: (вставьте пропущенное слово) изучить … цветкового растения…
Ход работы:
- Рассмотрите выданное вам растение, запишите название
- С помощью рисунка стр 34 найдите органы растения, зарисуйте и запишите их названия.
- Найдите значение каждого органа в учебнике§6. Запишите.
Вывод: (какие органы вы рассмотрели на примере вашего растения)
Раздел Строение и многообразие покрытосеменных растений
Лабораторная работа №5 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений»
Тема урока: Строение семян.
Материалы и оборудование: сухие и набухшие семена фасоли и пшеницы, препаровальная игла, учебник Биология 6 класс (базовый уровень) Пасечник. §7 стр.41
Цель: (вставьте пропущенные слова) изучить …однодольных и двудольных растений
Ход работы:
- Рассмотрите сухие и набухшие семена. В чем их отличие?
- Возьмите семя №1 (фасоль), с помощью препаровальной иглы снимите кожуру, рассмотрите внутреннее строение. Какие части семян вы обнаружили? Используя рисунок стр41, зарисуйте, обозначив части (кожура, зародыш, эндосперм). Изучите особенность зародыша. Обозначьте на рисунке семядоли зародыша. К каким видам семян относится семя фасоли?
- Возьмите семя №2 (пшеница), попробуйте снять кожуру. Напишите, почему трудно снять кожуру у пшеницы? Используя рисунок стр 41,зарисуйте семя пшеницы, обозначив части (кожура, зародыш, эндосперм). К каким видам семян относится семя пшеницы?
Вывод: Что общего и в чем отличие в строении семян фасоли и пшеницы?
Лабораторная работа №6 «Изучение строения корневых систем (стержневой и мочковатой) на примере гербарных экземпляров или живых растений»
Тема урока: Виды корней и типы корневых систем.
Материалы и оборудование: гербарии растений с мочковатой и стержневой корневой системой, учебник Биология 6 класс (базовый уровень) Пасечник. §8 стр.44
Цель: выявить особенности корневых систем растений
Ход работы:
- Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
- Прочитайте в учебнике (с.44), какую систему называют стержневой, а какую мочковатой.
- Отберите растения со стержневой корневой системой, запишите их названия. Зарисуйте стержневую корневую систему, используя стр. 44
- Отберите растения с мочковатой корневой системой, запишите их названия. Зарисуйте мочковатую корневую систему, используя стр. 44
Вывод: Запишите, чем отличаются растения с стержневой и мочковатой корневыми системами.
Лабораторная работа №7 «Изучение микропрепарата клеток корня»
Тема урока: Виды корней и типы корневых систем.
Цель работы: познакомиться с особенностями строения клеток, образующих различные зоны корня.
Материалы и оборудование: готовые микропрепараты клеток различных зон корня, микроскоп, учебник Биология 6 класс (базовый уровень) Пасечник. §8 стр.47.
Ход работы:
1) Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты клеток различных зон корня, отметьте особенности строения их клеток. Зарисуйте микроскопическое строение корня и подпишите основные зоны.
2) По результатам изучения микропрепаратов и текста параграфа заполните в рабочей тетради таблицу.
Название зоны | Выполняемая функция | Особенности строения | |
Клетки | Ткани | ||
3) Сделайте вывод.
Дополнительное задание: сравните строение клеток кожицы лука и корневого волоска на рисунке. Соедините и подпишите одинаковые части клеток, предположите, чем отличаются данные клетки и почему.
Лабораторная работа № 8 «Изучение строения вегетативных и генеративных почек (на примере сирени, тополя и других растений)».
Тема урока: Побег. Развитие побега из почки.
Материалы и оборудование: побеги древесных растений (липа, яблоня, ива, клен, рябина), скальпель, учебник Биология 6 класс (базовый уровень) Пасечник. §10 стр.53.
Цель: (допишите цель работы) изучить строение…
Ход работы:
- Рассмотрите побеги растений. Запишите, побеги каких растений вам выданы. Зарисуйте расположение почек на побеге.
- Отделите почки от побега, рассмотрите их внешнее строение. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?
- Разрежьте вегетативную почку вдоль, рассмотрите. Найдите чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия ее частей.
- Изучите генеративную почку. Используя рисунок учебника стр53 ответьте на вопрос: Что общего у вегетативных и цветочных почек? Чем различаются?
Вывод: (ответьте на вопрос) Почему почки называют зачаточным побегом?
Лабораторная работа № 9 «Рассматривание микроскопического строения ветки дерева (на готовом микропрепарате)».
Тема урока: Строение стебля.
Материалы и оборудование: готовый микропрепарат поперечного среза ветки, микроскоп, учебник Биология 6 класс (базовый уровень) Пасечник. §11 стр.58.
Цель: (допишите цель работы) изучить микроскопическое строение…
Ход работы:
- Рассмотрите поперечный срез ветки под микроскопом. Используя рисунок учебника с.58 зарисуйте микроскопическое строение ветки и подпишите названия ее основных частей (частей стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина).
- Найдите на препарате: кожицу, пробку, чечевички, луб. К какой части стебля они относятся? Подпишите названия на рисунке.
- Какие ткани представлены в разных частях стебля?
- Рассмотрите годичные кольца, чем отличаются клетки одного годичного кольца?
- Установите, какие слои древесины старше по возрасту: лежащие ближе к древесине или к коре. Объясните, почему вы так считаете.
Вывод: (вставьте слова из списка) Микроскопическое строение … имеет сложное строение, что обусловливает… различных …
Список слов: выполнение, функций, стебля.
Лабораторная работа № 10 «Ознакомление с внешним строением листьев и листорасположением (на комнатных растениях)».
Тема урока: Внешнее строение листа.
Материалы и оборудование: комнатные растения (фикус, колеус, герань, аспидистра, кливия, цисус, шеффлера ) , учебник Биология 6 класс (базовый уровень) Пасечник. §12 стр.63, §10 стр.53
Цель: (допишите цель работы) изучить внешнее строение… и …
Ход работы:
- Рассмотрите листья, выданного вам комнатного растения. Зарисуйте один лист. Используя рисунки учебника с.62, 63 дайте характеристику листа по плану:
- тип листа по количеству листовых пластинок (простой или сложный)
- тип листа по наличию черешка (черешковый или сидячий)
- жилкование листа (сетчатое, дуговое или параллельное)
- Используя рисунок учебника стр.53 Определите листорасположение листьев. Зарисуйте в тетради
Вывод: (вставьте пропущенные слова) В ходе работы изучил лист комнатного растения …, научился давать характеристику листа по…
Лабораторная работа№ 11 «Изучение микроскопического строения листа (на готовых микропрепаратах)».
Тема урока: Внутреннее строение листа
Цель работы: изучить микроскопическое строение листа.
Материалы и оборудование: живой лист кливии (амариллиса, пеларгонии, традесканции) или готовый микропрепарат кожицы листа, пинцет, препаровальная игла, микроскоп, предметное и покровное стёкла, учебник Биология 6 класс (базовый уровень) Пасечник. §12
Ход работы:
1) Изучите строение устьица. Найдите замыкающие клетки и щель между ними. Рассмотрите замыкающую клетку. Зарисуйте рисунок устьица листа и обозначьте замыкающие клетки.
2) Внимательно рассмотрите клетки мякоти листа, расположенные под верхней кожицей, – столбчатую ткань. Как они расположены одна относительно другой?
Они ______ цвета, т.к. содержат ____, поэтому в них интенсивно происходит процесс ______. (заполнить пропуски, предложение необходимо переписать полностью).
Зарисовать рисунок, сделать обозначения к рисунку.
1. Верхняя эпидерма.
2. Нижняя эпидерма.
3. Устьица.
4. Столбчатая ткань.
5. Губчатая ткань.
6. Жилка.
7. Ситовидные трубки.
8. Сосуды.
9. Механическая ткань
3) Рассмотрите клетки губчатой ткани, прилегающие к нижней кожице листа.
Клетки _______ формы располагаются ________, т.к. между ними находятся __________. Процесс ______ происходит в них не так активно. Они запасают _______ и обеспечивают в листе процессы ________ и ________. (заполнить пропуски, предложение необходимо переписать полностью).
4) Найдите в мякоти листа жилки. В их состав входят ситовидные трубки, сосуды и механические ткани.
По ситовидным трубкам из листа ко всем другим частям растения оттекают ________ вещества, образованные в процессе _______. Сосуды обеспечивают снабжение ________ и ______ клеток листа. (заполнить пропуски, предложение необходимо переписать полностью).
Вывод. Какие особенности строения листа связаны с:
процессами фотосинтеза ________________________________
дыханием_____________________________________________
испарением____________________________________________
проведением питательных веществ _______________________
улавливанием солнечных лучей __________________________
Лабораторная работа № 12 «Исследование строения клубня и луковицы».
Тема урока: Видоизменения побегов.
Материалы и оборудование: клубень картофеля, луковица, учебник Биология 6 класс (базовый уровень) Пасечник. §13 стр.71,стр.73
Цель: (допишите цель работы) изучить строение…, … и …
Ход работы:
Строение клубня
- Рассмотрите клубень, найдите в углубления глазки. Какое у них биологическое название?
- Рассмотрите на свет тонкий поперечный срез клубня. Зарисуйте клубень, подпишите: глазки, верхушку стебля, основание стебля. Используя рисунок с.73, ответьте на вопрос. Что общего у поперечного среза клубня с поперечным срезом стебля?
- Докажите, что клубень - видоизмененный побег
Строение луковицы
- Рассмотрите внешнее строение луковицы. Каково значение сухих чешуй?
- Используя рисунок стр. 71, найдите на луковице: донце, почки, придаточные корни. Зарисуйте луковицу в разрезе. Обозначьте части луковицы.
- Докажите, что луковица – видоизмененный побег
Сделайте вывод: Почему клубень и луковицу называют видоизмененными побегами?
Лабораторная работа № 13 «Изучение строения цветков».
Тема урока: Строение и разнообразие цветков.
Цель работы: изучить особенности строения цветка
Материалы и оборудование: живые цветки растений (пеларгония) или гербарные материалы, пинцет, скальпель, препаровальная игла, ручная лупа, учебник Биология 6 класс (базовый уровень) Пасечник. §15 стр.77, стр.147.
Ход работы:
1. Рассмотрите цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик.
2. Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.
3. Определите, какой околоцветник у данного цветка: простой или двойной.
4. Определите, какая чашечка у данного цветка (раздельнолистная или сростнолистная), какой венчик (свободнолепестный или сростнолепестный).
5. Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить. Рассмотрите под лупой пыльник. В нём множество мельчайших пыльцевых зёрен.
6. Рассмотрите пестик. Найдите рыльце, столбик, завязь. Разрежьте завязь поперёк, рассмотрите под лупой. Найдите семязачаток (семяпочку). Что формируется из семязачатка? Почему главными частями цветка называют тычинки и пестик?
7. Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.
Проверь себя. Соотнесите части цветка с его описанием.
Части цветка | Описание |
Пестик | бывает простым или двойным |
Венчик | тонкий стебелёк, на котором сидит цветок |
Чашелистик | расположен на тычиночной нити |
Околоцветник | мужская часть цветка |
Чашечка | группа лепестков вместе |
Завязь | разросшаяся осевая часть цветка |
Тычинка | женская часть цветка |
Цветоножка | защищает внутренние части цветка до раскрывания бутона |
Пыльник | видоизмененный зеленый лист |
Цветоложе | внутри расположены один или несколько семязачатков |
Лабораторная работа № 14 «Ознакомление с различными типами соцветий».
Тема урока: Соцветия
Цель работы: изучить особенности строения соцветия.
Материалы и оборудование: живые соцветия растений или гербарные материалы, пинцет, препаровальная игла, ручная лупа.
Ход работы:
1. Рассмотрите соцветия на живом и гербарном материале.
2. Определите, как расположены цветки на цветоносном стебле у рассмотренных растений. Пользуясь рисунком 151, определите названия соцветий.
3. Заполните рабочий лист.
Лабораторная работа № 15 «Наблюдение за процессом выделения кислорода аквариумными растениями на свету».
Тема урока: Фотосинтез
Цель работы: провести наблюдение за процессом фотосинтеза у водных растений, сравнить интенсивность выделения кислорода при разном освещении.
Оборудование и материалы: аквариумное растение (элодея, роголистник, валлиснерия), стеклянная банка или стакан (500 мл), вода (отстоявшаяся, без хлора), лампа или солнечный свет, лупа, линейка, таймер (секундомер), ножницы.
Ход работы:
I. Подготовка эксперимента:
1. Наполните 2 банки водой на ¾ объема, промаркируйте 1 – «Свет», 2 - «Тень».
2. Отрежьте 2 веточки растения (5–7 см) и опустите в воду срезом вверх.
3. Поставьте банки:
- 1 «Свет»: На яркий свет (под лампу или на солнце).
- 2 «Тень»: В темное место (шкаф или коробку).
II. Наблюдение за выделением кислорода:
1. Через 15–20 минут рассмотрите растения на свету через лупу.
2. Зафиксируйте появление пузырьков газа на листьях и стебле.
3. Подсчитайте количество пузырьков за 5 минут:
- При ярком свете.
- В темноте.
Таблица для записей:
Условия освещения | Количество пузырьков за 5 минут | Наблюдения (размер пузырьков, скорость выделения) |
Яркий свет | ||
Темнота |
III. Доказательство, что газ — это кислород (проводит учитель):
1. Накройте растение перевернутым пробиркой, заполненной водой.
2. На свету в пробирке соберется газ.
3. Поднесите тлеющую лучинку — она вспыхнет, что подтвердит наличие кислорода.
IV.Сформулируйте выводы, заполняя пропуски в тексте:
1.Аквариумные растения выделяют кислород _______________________, этот процесс называется _________________.
2.Фотосинтез – это______________________________________________.
3. Чем ярче свет, тем ________________идет фотосинтез (больше пузырьков).
3. В темноте кислород ______________________(растение дышит, поглощая _______________).
4.Пузырьки появляются на срезе листа, потому что_______________________________________________________________.
Лабораторная работа № 16 «Изучение роли рыхления почвы для дыхания корней растений»
Тема урока: Дыхание растений
Цель: исследовать значение рыхления почвы для дыхания корневой системы растений, провести сравнение развития растений в рыхлой и уплотненной почве.
Оборудование: два одинаковых растения в горшках, или прозрачных контейнерах (бобы, фасоль или горох), лопатка для рыхления, линейка, лупа, лейка, тетрадь для записей.
Ход работы:
1. Подготовка:
- Выберите два одинаковых здоровых растения одного возраста.
- Один горшок пометьте как "Рыхление", второй - "Контроль".
2. Проведение эксперимента (2-3 недели):
- Растение "Рыхление": аккуратно рыхлите почву вокруг стебля на глубину 2-3 см через день.
- Растение "Контроль": не рыхлите, только поливайте.
- Оба растения поливайте одинаковым количеством воды, расположите их в одинаковых условиях (свет, температура).
3. Наблюдения:
Ежедневно фиксируйте:
- Высоту растений,
- Состояние листьев (цвет, упругость),
- Скорость появления новых листьев,
- Состояние почвы.
Оформление результатов:
Дата | Параметры | Растение с рыхлением | Контрольное растение |
Высота Листья | |||
Высота Листья | |||
4. Сформулируйте вывод, заполняя пропуски в тексте:
1. Рыхление почвы улучшает _______________________к корням, что подтверждается более ______________ростом экспериментального растения.
2. В уплотненной почве корни испытывают________________________, что ________________рост.
3. Оптимальное рыхление должно быть_______________, но неглубоким, чтобы не ____________________корни.
4. Корням необходим кислород для___________________________________.
Лабораторная работа № 17 «Выявление передвижения воды и минеральных веществ по древесине».
Тема урока: Транспорт веществ
Цель: познакомиться с транспортом веществ внутри растительного организма.
Оборудование: ветка липы, простоявшая 2–4 суток в подкрашенной воде; таблицы «Строение стебля», «Проводящие ткани растения», учебник Биология 6 класс (базовый уровень) Пасечник. §21 стр. 110
Ход работы:
1. Рассмотрите поперечный срез ветки липы или какого-либо другого древесного растения, простоявшего 2–4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.
2. Рассмотрите продольный срез этой же ветки. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведенных наблюдений сделайте вывод.
3. Зарисуйте продольный и поперечный срезы стебля, укажите сосуды древесины.
4. Заполните таблицу.
Таблица. Проводящие ткани растения
Вид ткани | Место расположения | Особенности строения | Функция |
Сосуды |
|
|
|
Ситовидные трубки |
|
|
|
5. Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.
Проверь знания. Восстановите логическую цепь.
Луб + пробка или кожица ––> ?
? + волокна древесины + ? ––> древесина.
? + лубяные волокна + ? ––> луб.
Корневой волосок ––> зона всасывания ––> ? ––> побег.
Лабораторная работа № 18 «Определение всхожести семян культурных растений и посев их в грунт».
Тема урока: Прорастание семян
Цель работы: определение всхожести культурных растений.
Оборудование: семена культурных растений, чашки Петри (пластиковые стаканчики, грунт) ножницы, бумажные салфетки.
Ход работы:
1. Вспомните строение семени растений. Какие структуры обозначены буквами?
2. Возьмите семена культурнах растений, отсчитайте семена _________, в количестве _________ штук. Уложим семена на влажную салфетку, чашки Петри (пластиковый стакан, грунт). В течение 7-10 дней наблюдаем за изменениями, происходящими с семенами. Записываем дни появления проростков, сделаем фото появившихся проростков.
3. Результаты оформите в таблице:
Дни | Количество проросших семян/рисунок | |
Первый | ||
Седьмой | ||
Всего проросших семян | ||
% всхожести | ||
4. Почитаем всхожесть. Количество проросших семян разделить на количество первоначально замоченных семян и умножить на 100.
5. Отметим, проростки каких растений появились раньше, а каких - позднее?
Вывод. Опишите результаты наблюдений и ответьте на вопросы: почему важно перед посевом семян определить их всхожесть?
Лабораторная работа № 19 «Определение условий прорастания семян».
Тема урока: Прорастание семян
Цель работы: ознакомиться с изменениями, которые происходят в семенах в период их прорастания и развития зародыша.
Оборудование: 10 семян фасоли (гороха), пшеницы, чашки Петри.
Ход работы:
1. Подготовим условия для проведения опыта. Разделим учащихся на группы, каждая группа будет со своими условиями.
2. Заложить опыт, для этого 10 семян поместим в разные условия. Условия будут отличаться по трем признакам: свет, вода, температура.
3. Проведем наблюдения в течении 7-10 дней и представим результаты опыта в виде таблице.
Табл. Дневник наблюдения за прорастанием семян
Дата закладки опыта | Описание условий опыта | Что выявлено | Вывод о влиянии фактора на прорастание семян | |
Первая группа семян | Семена смочены водой и стоят в холодильнике | 2 день – 4 день – 7 день - | ||
Вторая группа семян | Семена смочены водой и стоят в тёмном шкафу в теплой комнате | 2 день – 4 день – 5 день - | ||
Третья группа семян | Семена в светлой, теплой комнате, но сухие. | 2 день – 4 день – 7 день - | ||
Четвёртая группа семян | Семена в светлой, теплой комнате, но залиты водой | 2 день – 4 день – 7 день - | ||
Пятая группа семян – КОНТРОЛЬ-НАЯ | Семена в теплой, светлой комнате, смочены водой | 2 день – 4 день – 7 день - |
4. Ответь на вопросы:
- Важен ли свет для прорастания семян?
- Почему на семенах фасоли после прорастания на листочках есть кожура от семени, а на пшенице ее нет?
- Какие семена – лука или гороха – глубже заделывают в почву при посеве и почему?
- Почему арбузы и дыни не растут в нашей местности на полях?
- Есть сельскохозяйственные культуры, которые сеют как весной, так и осенью. О каких культурах идет речь? Как проростки этих растений переживают зиму?
Лабораторная работа № 20 «Наблюдение за ростом и развитием цветкового растения в комнатных условиях»
Тема урока: Рост и развитие растения
Цель работы: изучить этапы роста и развития цветкового растения (фасоли или гороха) от семени до формирования взрослого растения, изучить влияние факторов внешней среды на его развитие.
Оборудование и материалы: семена фасоли или посевного гороха (5–10 шт.), горшочки с почвой или прозрачные стаканы/контейнеры (для наблюдения за корнями), вода, лейка или пульверизатор, линейка для измерения длины ростков, тетрадь для записей и зарисовок, фотоаппарат или смартфон (по желанию, для фиксации этапов).
Ход работы:
1. Подготовка семян к посадке:
- Отберите здоровые семена (без повреждений).
- Для ускорения прорастания замочите семена в воде на 6–12 часов.
2. Посадка семян:
Вариант 1 (в почву):
- Наполните горшочки грунтом.
- Посадите семена на глубину 1–2 см, полейте водой.
- Поставьте в тёплое, освещённое место (например, на подоконник).
Вариант 2 (для наблюдения за корнями):
- Возьмите прозрачный стакан, выстелите его влажной марлей или ватой.
- Поместите семена между стенкой стакана и марлей.
- Следите, чтобы материал всегда оставался влажным.
3. Наблюдение и фиксация данных:
Ежедневно (или через день) записывайте изменения, в течении 2 недель:
Таблица для записей:
Дата | Этап развития | Длина ростка (см) | Рисунок растения |
4. Повышенный уровень.
Анализ условий роста
- Свет: Как влияет на рост? (Сравните растение на свету и в темноте.)
- Вода: Что происходит при избытке или недостатке полива?
- Температура: Как скорость роста зависит от тепла?
5. Сформулируйте вывод, отвечая на вопросы:
1. Какие этапы развития прошло растение?
2. Какие факторы оказали наибольшее влияние на рост?
3. Для чего замачивают семена растений?
4. Почему семя сначала образует корень, а потом побег?
5. Какую роль играют семядоли в развитии растения?
Лабораторная работа № 21 «Наблюдение за ростом корня»
Тема урока: Рост и развитие растения
Цель работы: изучить особенности роста корня растения, научиться наблюдать и фиксировать изменения в его развитии.
Оборудование: семена фасоли или гороха (3-5 шт.), стеклянная банка или прозрачный стакан, влажная марля или вата, линейка, лупа, тетрадь для записей и карандаш, вода
Ход работы:
1. Подготовка к эксперименту:
- На дно банки положите влажную марлю или вату.
- Разместите семена между стенкой банки и марлей, чтобы было видно их прорастание.
- Поддерживайте марлю влажной (но не заливайте водой полностью).
- Поставьте банку в тёплое, хорошо освещённое место.
2. Наблюдение за ростом корня:
- Ежедневно осматривайте семена.
- Когда появится корень, измеряйте его длину линейкой.
3. Оформление результатов:
-Заполните таблицу:
Таблица наблюдений:
Дата | Длина корня (см) | Изменения во внешнем виде |
- Рассмотрите корень под лупой, зарисуйте его и подпишите все части корня.
4. Анализ результатов:
- Сравните скорость роста корня в первые дни и через неделю.
- Отметьте, как меняется внешний вид корня (появление боковых корешков, корневых волосков).
- Зависит ли скорость роста от условий (тепла, влаги, света)?
5. Заполните пропуски.
Выводы:
1. Корень начал расти через ________дней после начала эксперимента.
2. Максимальная скорость роста наблюдалась на ____ день, потому что_______________.
3. Главные функции корня –________________________________________________.
4. Корневые волоски увеличивают____________________________________________.
Лабораторная работа № 22 «Наблюдение за ростом побега»
Тема урока: Рост и развитие растения
Цель работы: Изучить особенности роста побега растения, научиться проводить наблюдения и фиксировать изменения.
Оборудование: семена (фасоль, горох, подсолнечник) или молодое растение (герань, бегония и т.д.), линейка, тетрадь для записей и карандаш, фотоаппарат или смартфон (по возможности), лупа (для детального рассмотрения).
Ход работы:
1. Подготовка к эксперименту.
- Если растение ещё не проросло, посадите семена во влажную почву или положите их на влажную вату/марлю.
- Поставьте в тёплое, освещённое место (например, на подоконник).
2. Наблюдение за ростом побега.
- Ежедневно измеряйте длину побега линейкой.
- Фиксируйте:
- Высоту растения.
- Количество листьев.
- Изменение цвета и формы листьев.
- Появление боковых побегов (если есть).
- Записывайте данные в таблицу.
3. Фотофиксация (по возможности)
- Делайте фотографии растения через равные промежутки времени (например, раз в 3 дня), чтобы наглядно увидеть изменения.
4. Анализ условий роста
В процессе наблюдения, изменяйте условия роста растения – свет/температуру/полив.
- Отмечайте, как влияют на рост:
- Освещение (если растение стоит в тени или на свету).
- Полив (достаточно ли воды получает растение).
- Температура (холодно или тепло в помещении).
5. Оформление результатов:
Дата | Высота растения (см) | Количество листьев | Наблюдения (цвет, форма и др.) |
6. Базовый уровень.
-Заполните пропуски
Выводы:
1. За время наблюдений растение выросло с _______см до _______см.
2. Новые листья появлялись каждые ____________________________________________дней.
3. На рост влияли следующие факторы: _____________________________________________.
4. Если бы условия были другими (например, больше света), растение росло бы __________.
6. Повышенный уровень.
- Сформулируйте вывод, отвечая на вопросы:
1. Какие части побега ты наблюдал(а)?
2. Как быстро росло растение? От чего это зависит?
3. Можно ли ускорить рост побега? Как?
Лабораторная работа № 23 «Определение возраста дерева по спилу»
Тема урока: Рост и развитие растения
Цель работы: изучить строение спила дерева, научиться определять возраст дерева по годичным кольцам на спиле и анализировать условия его роста.
Оборудование и материалы: поперечный спил дерева, лупа, линейка, карандаш, тетрадь для записей.
Ход работы:
1. Рассмотрите распил древесного стебля.
- Найдите центр спила. (Это самая старая часть дерева, как она называется?).
- Обратите внимание на кольца – каждый круг соответствует одному году жизни дерева.
2. Подсчитайте количество годичных колец.
- Начните от центра и ведите подсчёт до коры.
- Почему кольца отличаются по цвету? Подумай, как правильно их сосчитать.
3. Одинакова ли толщин годичных колец? Если нет, то как вы можете это объяснить?
4. Определите стороны света по спилу.
- Кольца с южной стороны обычно шире (там больше солнца).
- Кольца с северной стороны уже и плотнее.
4. Запишите результаты.
- Заполните таблицу:
Параметры | Результат |
Количество колец | |
Самое широкое кольцо | |
Самое узкое кольцо |
- Зарисуйте спил дерева, отметьте стороны света (север/юг)
5. Базовый уровень.
Заполните пропуски:
Выводы:
1. Возраст дерева – _________ лет.
2. Наиболее благоприятные годы для роста –____________________________.
3. Суженные кольца говорят о том, что_________________________________.
4. По спилу можно определить стороны света, потому что_______________________________________________________________.
5. Повышенный уровень.
Сделайте вывод, отвечая на вопросы:
1. Почему у дерева образуются годичные кольца?
2. Можно ли узнать, сколько лет было дереву, не спиливая его?
3. Как по спилу определить, где была северная сторона?
Лабораторная работа № 24 «Овладение приёмами вегетативного размножения растений (черенкование побегов, черенкование листьев и другие), на примере комнатных растений».
Тема урока: Вегетативное размножение растений
Цель работы: Освоить основные способы вегетативного размножения растений черенкованием побегов и листьев. Проследить процесс укоренения и развития новых растений.
Оборудование и материалы: комнатные растения (например, традесканция, сенполия (фиалка), бегония, пеперомия, хлорофитум), острый нож или лезвие (для срезания черенков), стаканы с водой или горшочки с почвой, прозрачные пакеты или стеклянные банки (для создания мини-теплички), лупа, тетрадь для записей, карандаш, линейка, этикетки для подписи черенков.
Ход работы:
I. Черенкование побегов (на примере традесканции или хлорофитума):
1. Выберите здоровый побег с 3–4 листьями.
2. Острым ножом сделайте косой срез ниже узла (места, где растут листья).
3. Удалите нижние листья, оставив 1–2 верхних.
4. Поставьте черенок в стакан с водой или посадите во влажную почву.
5. Накройте прозрачным пакетом для сохранения влажности (если укореняете в почве).
6. Наблюдайте за появлением корней (в воде они будут видны через 1–2 недели).
II. Черенкование листьев (на примере сенполии или бегонии)
1. Выберите здоровый лист с черешком.
2. Срежьте лист острым ножом, оставив черешок длиной 2–3 см.
3. Поместите черешок в воду или во влажный песок/почву.
4. Накройте прозрачной банкой или пакетом для создания тепличных условий.
5. Через 2–4 недели у основания черешка появятся маленькие растеньица.
III. Наблюдение и фиксация результатов:
1. Заполните таблицу:
Таблица наблюдений:
Тип черенка лист/побег | Дата посадки | Способ укоренения | Появление корней (дни) | Образование новых побегов (дни) |
2. Зарисуйте этапы развития черенков.
IV. Заполните пропуски и ответьте на вопросы:
Выводы:
1. Черенкование — эффективный способ размножения растений, при котором_________________________________________________________.
2. Побеги укореняются _____________, чем листья.
3. Для успешного укоренения важны: _______________________________.
Вопросы:
1. Почему вегетативное размножение называют бесполым?
2. Какие растения можно размножать листовыми черенками?
3. Как создать оптимальные условия для укоренения черенков?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место лабораторных и практических работ на уроках биологи
пример оформления дневника экологической практики...
Исследовательская работа на уроках биологии с использованием учебно-лабораторного оборудования.
Материал включает в себя доклад на тему "Исследовательская работа на уроках биологии с использованием учебно-лабораторного оборудования" и презентацию о видах исследовательской деятельности....

Лабораторные работы на уроках биологии в 8 классе и их практическое значение
Разработка методической темы "Лабораторные работы на уроках биологии в 8 классе и их практическое значение" содержит инструктивные карточки к лабораторным работам по курсу "Человек" к учебнику авторов...

Лабораторные работы на уроках биологии Е.В. Бакулина МОКУ СОШ п. Торфяной
Лабораторные работы: почки,строение почки...

значение практических и лабораторных работ в обучении биологии и подготовке к участию в практическом туре олимпиады по биологии.
В материале показано,что можно использовать для подготовке к практическому туру по биологии....

место лабораторных работ на уроках биологии
Материал содержит обобщение работы над соответствуюшей темой сабообразования....







