Урок-практикум Вкусовой анализатор, на образовательной сетевой платформе "Глобальная школьная лаборатория"
электронный образовательный ресурс по биологии (8 класс)
Урок практикум проводится на образовательной платформе "ГлоболЛаб".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок практикум по теме «Вкусовой анализатор» на образовательной сетевой платформе «Глобальная школьная лаборатория»
Цель
Исследование локализации зон специфической чувствительности на поверхности языка, доказать участие обоняния и осязания в восприятии вкуса.
Гипотеза
- Специфических зон вкусовых ощущений на языке не существует, все рецепторы воспринимают различные вкусы.
- Для создания в головном мозге вкусового образа взаимодействуют несколько анализаторов — вкусовой, обонятельный и тактильный.
Оборудование и материалы
Для задания 1
- раствор хлорида натрия 10 %
- раствор сахара 10 %
- раствор лимонной кислоты 2 %
- глазная пипетка
- бумажные салфетки
- питьевая вода
- стакан
Для задания 2
- кусочки картофеля, лука и яблока одинакового размера
- пинцет
- бумажные салфетки
- питьевая вода
- стакан
Обоснование
Выполняя это проектное задание, ученики, исследовав локализацию зон специфической чувствительности на поверхности языка, смогут доказать участие обоняния и осязания в восприятии вкуса.
Человек различает вкус благодаря специальным рецепторам, которые находятся на языке, задней стенке глотки, мягком нёбе, миндалинах и надгортаннике. При попадании пищи в ротовую полость, сигнал о химическом составе пищи передаётся в центральную нервную систему, где и определяется её вкус.
Всего у человека примерно 8 тысяч вкусовых рецепторов — специальных клеток, способных определять пять вкусов: горький, кислый, сладкий, солёный, пряный (умами).
Вкус — это сложное чувство. Как правило, вкус пищи возникает при восприятии пищи одновременно с её запахом и с помощью обонятельных и вкусовых рецепторов. Больше всего рецепторов расположено на кончике языка, его краях и задней части. Вкусовые ощущения вызывают только растворённые в воде вещества.
В настоящее время существуют разные мнения о наличии специфических вкусовых зон на поверхности языка. Давайте проверим, существуют ли эти зоны и взаимодействуют ли вкусовой и обонятельный анализаторы для формирования вкусового образа нашим мозгом.
Для этой цели предполагается проведение двух заданий с использованием растворов разных веществ (раствор хлорида натрия 10 %, раствор сахара 10 %, раствор лимонной кислоты 2 %) и кусочки одинакового размера продуктов (картофель, лук, яблоко).
.
Протокол проведения работы
Ход работы
I. Выполните задания.
Задание 1. Работа со вкусовой картой языка
- Кончиком пипетки по капле последовательно наносите растворы на:
- кончик языка,
- края языка,
- срединную часть языка,
- корень языка.
Каждый раз предварительно рот необходимо прополоскать и язык промокнуть бумажной салфеткой.
После каждого эксперимента рекомендуется ополаскивать рот водой и делать двух- или трёхминутные перерывы. - Полученные результаты оформите в виде вкусовой карты языка (надо заштриховать зоны наибольшей чувствительности к разным веществам).
- Найдите в учебнике по биологии или в других источниках информации карту вкусовых зон языка и подтвердите или опровергните факт существования подобных вкусовых зон на языке.
ПРИМЕЧАНИЕ: работа проводится в парах, возможен обмен ролями. Испытуемый не должен знать, какой раствор ему капают на тот или иной участок языка, поэтому растворы просто нумеруются цифрами. Задача испытуемого — определить вкус.
Раствор № 1 — раствор хлорида натрия (солёный вкус).
Раствор № 2 — раствор сахара (сладкий вкус).
Раствор № 3 — раствор лимонной кислоты (кислый вкус).
Все растворы должны иметь выраженный вкус.
Задание 2. Взаимодействие вкусового и обонятельного анализаторов
Опыт 1
- Испытуемый закрывает глаза, зажимает нос и открывает рот. Экспериментатор кладёт ему на язык поочерёдно кусочки картофеля, яблока и лука. Испытуемый не должен перемещать кусочки по языку и жевать их, поскольку в этом случае он сможет различить их по консистенции (то есть не должен быть включён в работу тактильный анализатор). Предварительно язык необходимо промакивать бумажной салфеткой.
- Зафиксируйте, сколько раз испытуемый смог правильно определить, что было положено на его язык.
Опыт 2
- Повторите опыт 1, разрешив испытуемому перемещать кусочки во рту не разжёвывая их (то есть подключается тактильный анализатор).
- Зафиксируйте, сколько раз испытуемый смог правильно определить, что было положено на его язык.
Опыт 3
- Повторите опыт 1, но во время его проведения нос испытуемого не зажимайте.
- Зафиксируйте, сколько раз испытуемый смог правильно определить, что было положено на его язык.
Опыт 4 (контрольный)
- Повторите опыт 2, но во время его проведения нос испытуемого не зажимайте.
- Зафиксируйте, сколько раз испытуемый смог правильно определить, что было положено на его язык.
- Сравните результаты, полученные в четырёх опытах, и оцените участие вкусового, обонятельного и тактильного анализаторов в восприятии вкуса.
ПРИМЕЧАНИЕ: необходимо после каждого кусочка пищи прополаскивать рот водой и промачивать язык бумажной салфеткой.
II. Заполните анкету.
Анализ общего результата
- Во вкладке «Результаты» ознакомьтесь с данными, полученными всеми участниками.
- Ответьте на вопросы во вкладке «Выводы».
- Комментируйте результаты проектного задания во вкладке «Обсуждение».
Техника безопасности
При выполнении заданий будьте внимательны, т. к. кусочки пищи могут попасть в дыхательные пути.
Этап 1
В какой зоне языке появилось вкусовое ощущение раствора
на кончике языка
по краям языка
в срединной части языка
на корне языка
во всех зонах языка
затрудняюсь ответить
- 2. В какой зоне языка появилось ощущение раствора №2
- на кончике языка
- по краям языка
- в срединной части языка
- на корне языка
- во всех зонах языка
- затрудняюсь ответить
3. В какой зоне языка появилось вкусовое ощущение раствора № 3?
на кончике языка
по краям языка
в срединной части языка
на корне языка
во всех зонах языка
затрудняюсь ответить
- 5
Опыт 1.
Зажав нос, закрыв глаза, не перемещая кусочки пищи во рту, испытуемый смог определить вкус ... .
яблока
лука
картофеля
ничего
- Опыт 2.
6. Зажав нос, закрыв глаза, перемещая кусочки пищи во рту, испытуемый смог определить вкус ... .
яблока
лука
картофеля
ничего
- 7
Опыт 3.
Не зажимая нос, но не перемещая кусочки пищи во рту, испытуемый смог определить вкус ... .
яблока
лука
картофеля
ничего
- 8
Опыт 4 (контрольный).
Не зажимая нос и перемещая кусочки пищи во рту, испытуемый смог определить вкус ... .
яблока
лука
картофеля
ничего
- 9
Нарисуйте контур языка, нанесите и подпишите на нём вкусовые зоны, которые вы смогли определить.
Сфотографируйте свой рисунок и разместите здесь фотографию.
Загрузите до 10 изображений.
- Этап 2. Подводим итоги
Отличается ли вкусовая карта, которую вы создали, от той, которая приведена в учебнике?
да
нет
затрудняюсь ответить
11
На основании полученных вами результатов экспериментов можно ли сказать, из каких ощущений складывается вкус пищи?
Этап 3 . Рефлексивно-оценочный этап
1. Решение биологических задач
– Назовите профессии людей, где необходима повышенная чувствительность того, или иного органа чувств?
– Почему иногда говорят «вкусно пахнет»?
– Что такое токсикомания? Чем опасна данная привычка?
– Почему боль – это защитное чувство?
– Что происходит с человеком, если у него какой – то орган чувств функционирует плохо?
2. Вывод (продолжи высказывание)
Органы чувств нужны и важны, потому что…
3. Домашнее задание
В § 54 статью «Орган равновесия» и материал § 55. Выполнить задания и ответить на вопросы рубрики «Проверьте себя» (с. 211, 212). Возможно сообщения о людях-исключениях в вопросе чувствительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная лаборатория и современная наука
Из опыта создания проблемно-познавательных программ молодых людей, идущих из времени их ученичества....
Сетевые сообщества школьных библиотек.
Сетевые сообщества в помощь школьным библиотекарям -тема презентации. ...

Психологические основы формирования личности школьника защищённого типа средствами дополнительного образования. (Из опыта работы туристско-краеведческого сектора школьной лаборатории юного петербуржца)
Основываясь на данных эксперимента по проблеме «Физическое, духовное и социальное оздоровление школьников через туристское направление краеведческой деятельности» можно констатировать: Совершенст...

Исследование жевательной резинк в школьной лаборатории.
исследованием можно заниматься с детьми на кружке. такие вещи вызывают у них интерес и любовь к предмету....

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной площадки сетевой программы «Школьная лига Роснано"
Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной плащадки сетевой программы "Школьная лига Роснано&q...
Орган равновесия и кожно-мышечной чувствительности. Обонятельный и вкусовой анализаторы.
Презентация к уроку...

