Урок-практикум Вкусовой анализатор, на образовательной сетевой платформе "Глобальная школьная лаборатория"
электронный образовательный ресурс по биологии (8 класс)

Замбулаева Екатерина Васильевна

Урок практикум проводится на образовательной платформе "ГлоболЛаб".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_praktikum_na_platforme_globallab.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок практикум по теме «Вкусовой анализатор» на образовательной сетевой платформе «Глобальная школьная лаборатория»

Цель

Исследование локализации зон специфической чувствительности на поверхности языка, доказать участие обоняния и осязания в восприятии вкуса.

Гипотеза

  1. Специфических зон вкусовых ощущений на языке не существует, все рецепторы воспринимают различные вкусы.
  2. Для создания в головном мозге вкусового образа взаимодействуют несколько анализаторов — вкусовой, обонятельный и тактильный.

Оборудование и материалы

Для задания 1

  • раствор хлорида натрия 10 %
  • раствор сахара 10 %
  • раствор лимонной кислоты 2 %
  • глазная пипетка
  • бумажные салфетки
  • питьевая вода
  • стакан

Для задания 2

  • кусочки картофеля, лука и яблока одинакового размера
  • пинцет
  • бумажные салфетки
  • питьевая вода
  • стакан

Обоснование

Выполняя это проектное задание, ученики, исследовав локализацию зон специфической чувствительности на поверхности языка, смогут доказать участие обоняния и осязания в восприятии вкуса.

Человек различает вкус благодаря специальным рецепторам, которые находятся на языке, задней стенке глотки, мягком нёбе, миндалинах и надгортаннике. При попадании пищи в ротовую полость, сигнал о химическом составе пищи передаётся в центральную нервную систему, где и определяется её вкус.

Всего у человека примерно 8 тысяч вкусовых рецепторов — специальных клеток, способных определять пять вкусов: горький, кислый, сладкий, солёный, пряный (умами).

Вкус — это сложное чувство. Как правило, вкус пищи возникает при восприятии пищи одновременно с её запахом и с помощью обонятельных и вкусовых рецепторов. Больше всего рецепторов расположено на кончике языка, его краях и задней части. Вкусовые ощущения вызывают только растворённые в воде вещества.

В настоящее время существуют разные мнения о наличии специфических вкусовых зон на поверхности языка. Давайте проверим, существуют ли эти зоны и взаимодействуют ли вкусовой и обонятельный анализаторы для формирования вкусового образа нашим мозгом.

Для этой цели предполагается проведение двух заданий с использованием растворов разных веществ (раствор хлорида натрия 10 %, раствор сахара 10 %, раствор лимонной кислоты 2 %) и кусочки одинакового размера продуктов (картофель, лук, яблоко).

.

Протокол проведения работы

Ход работы

I. Выполните задания.

Задание 1. Работа со вкусовой картой языка

  1. Кончиком пипетки по капле последовательно наносите растворы на:
    - кончик языка,
    - края языка,
    - срединную часть языка,
    - корень языка.
    Каждый раз предварительно рот необходимо прополоскать и язык промокнуть бумажной салфеткой.
    После каждого эксперимента рекомендуется ополаскивать рот водой и делать двух- или трёхминутные перерывы.
  2. Полученные результаты оформите в виде вкусовой карты языка (надо заштриховать зоны наибольшей чувствительности к разным веществам).
  3. Найдите в учебнике по биологии или в других источниках информации карту вкусовых зон языка и подтвердите или опровергните факт существования подобных вкусовых зон на языке.

ПРИМЕЧАНИЕ: работа проводится в парах, возможен обмен ролями. Испытуемый не должен знать, какой раствор ему капают на тот или иной участок языка, поэтому растворы просто нумеруются цифрами. Задача испытуемого — определить вкус.

Раствор № 1 — раствор хлорида натрия (солёный вкус).
Раствор № 2 — раствор сахара (сладкий вкус).
Раствор № 3 — раствор лимонной кислоты (кислый вкус).
Все растворы должны иметь выраженный вкус.

Задание 2. Взаимодействие вкусового и обонятельного анализаторов

Опыт 1

  1. Испытуемый закрывает глаза, зажимает нос и открывает рот. Экспериментатор кладёт ему на язык поочерёдно кусочки картофеля, яблока и лука. Испытуемый не должен перемещать кусочки по языку и жевать их, поскольку в этом случае он сможет различить их по консистенции (то есть не должен быть включён в работу тактильный анализатор). Предварительно язык необходимо промакивать бумажной салфеткой.
  2. Зафиксируйте, сколько раз испытуемый смог правильно определить, что было положено на его язык.

Опыт 2

  1. Повторите опыт 1, разрешив испытуемому перемещать кусочки во рту не разжёвывая их (то есть подключается тактильный анализатор).
  2. Зафиксируйте, сколько раз испытуемый смог правильно определить, что было положено на его язык.

Опыт 3

  1. Повторите опыт 1, но во время его проведения нос испытуемого не зажимайте.
  2. Зафиксируйте, сколько раз испытуемый смог правильно определить, что было положено на его язык.

Опыт 4 (контрольный)

  1. Повторите опыт 2, но во время его проведения нос испытуемого не зажимайте.
  2. Зафиксируйте, сколько раз испытуемый смог правильно определить, что было положено на его язык.
  3. Сравните результаты, полученные в четырёх опытах, и оцените участие вкусового, обонятельного и тактильного анализаторов в восприятии вкуса.

ПРИМЕЧАНИЕ: необходимо после каждого кусочка пищи прополаскивать рот водой и промачивать язык бумажной салфеткой.

II. Заполните анкету.

Анализ общего результата

  • Во вкладке «Результаты» ознакомьтесь с данными, полученными всеми участниками.
  • Ответьте на вопросы во вкладке «Выводы».
  • Комментируйте результаты проектного задания во вкладке «Обсуждение».

Техника безопасности

При выполнении заданий будьте внимательны, т. к. кусочки пищи могут попасть в дыхательные пути.

Этап 1

В какой зоне языке появилось вкусовое ощущение раствора

на кончике языка

по краям языка

в срединной части языка

на корне языка

во всех зонах языка

затрудняюсь ответить

  • 2. В какой зоне языка появилось ощущение раствора №2
  • на кончике языка
  • по краям языка
  • в срединной части языка
  • на корне языка
  • во всех зонах языка
  • затрудняюсь ответить

3. В какой зоне языка появилось вкусовое ощущение раствора № 3?

на кончике языка

по краям языка

в срединной части языка

на корне языка

во всех зонах языка

затрудняюсь ответить

  • 5

Опыт 1.

Зажав нос, закрыв глаза, не перемещая кусочки пищи во рту, испытуемый смог определить вкус ... .

яблока

лука

картофеля

ничего

  • Опыт 2.

6. Зажав нос, закрыв глаза, перемещая кусочки пищи во рту, испытуемый смог определить вкус ... .

яблока

лука

картофеля

ничего

  • 7

Опыт 3.

Не зажимая нос, но не перемещая кусочки пищи во рту, испытуемый смог определить вкус ... .

яблока

лука

картофеля

ничего

  • 8

Опыт 4 (контрольный).

Не зажимая нос и перемещая кусочки пищи во рту, испытуемый смог определить вкус ... .

яблока

лука

картофеля

ничего

  • 9

Нарисуйте контур языка, нанесите и подпишите на нём вкусовые зоны, которые вы смогли определить.

Сфотографируйте свой рисунок и разместите здесь фотографию.

Загрузите до 10 изображений.

  • Этап 2. Подводим итоги

Отличается ли вкусовая карта, которую вы создали, от той, которая приведена в учебнике?

да

нет

затрудняюсь ответить

11

На основании полученных вами результатов экспериментов можно ли сказать, из каких ощущений складывается вкус пищи?

Этап 3 . Рефлексивно-оценочный этап

1. Решение биологических задач

– Назовите профессии людей, где необходима повышенная чувствительность того, или иного органа чувств?
– Почему иногда говорят «вкусно пахнет»?
– Что такое токсикомания? Чем опасна данная привычка?
– Почему боль – это защитное чувство?
– Что происходит с человеком, если у него какой – то орган чувств функционирует плохо?

2.  Вывод (продолжи высказывание)

Органы чувств нужны и важны, потому что…

3. Домашнее задание 

В § 54 статью «Орган равновесия» и материал § 55. Выполнить задания и ответить на вопросы рубрики «Проверьте себя» (с. 211, 212). Возможно сообщения о людях-исключениях в вопросе чувствительности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План занятий школьной лаборатории "ЭксперименТаниум"

Примерный план лабораторных занятий...

Школьная лаборатория и современная наука

Из опыта создания проблемно-познавательных программ молодых людей, идущих из времени их ученичества....

Сетевые сообщества школьных библиотек.

Сетевые сообщества в помощь школьным библиотекарям -тема презентации. ...

Психологические основы формирования личности школьника защищённого типа средствами дополнительного образования. (Из опыта работы туристско-краеведческого сектора школьной лаборатории юного петербуржца)

Основываясь на данных эксперимента по проблеме «Физическое, духовное и социальное оздоровление школьников через туристское направление краеведческой деятельности» можно констатировать: Совершенст...

Исследование жевательной резинк в школьной лаборатории.

исследованием   можно  заниматься  с  детьми  на  кружке.  такие  вещи  вызывают  у  них  интерес и  любовь  к  предмету....

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной площадки сетевой программы «Школьная лига Роснано"

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной плащадки сетевой программы "Школьная лига Роснано&q...