Орган равновесия и кожно-мышечной чувствительности. Обонятельный и вкусовой анализаторы.
презентация к уроку по биологии (8 класс)

Презентация к уроку

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Орган равновесия и кожно-мышечной чувствительности. Обонятельный и вкусовой анализаторы . Урок 42

Слайд 2

Цель урока: Сформировать знания о строении и функциях обонятельного, вкусового, вестибулярного анализатора и органа кожно-мышечной чувствительности.

Слайд 3

Вестибулярный аппарат По пар. 52 и рис. 142 1. Из каких частей состоит? 2. Чем образован и где расположен? 3. Каковы функции? 4. Почему возникает укачивание? 5. Как можно тренировать его? 6. Для каких профессий важна корректная работа его? Вестибулярный аппарат о твечает за чувство равновесия. Вестибулярный аппарат расположен в области внутреннего уха. Вестибулярный аппарат представлен круглым и овальным мешочками, которые заполнены эндолимфой . Внутри них расположены кристаллы оксалата кальция. Также к вестибулярному аппарату относятся 3, расположенные во взаимно-перпендикулярных плоскостях, полукружные каналы. Они также заполнены эндолимфой . Стенки мешочков и каналов снабжены вестибулярными рецепторами – волосковыми клетками. Когда мы наклоняем голову или меняем положение тела, то кристаллы оксалата кальция передвигаются, и меняется уровень жидкости, заполняющий полукружные каналы. Это приводит к возбуждению волосковых клеток. Информация передается по вестибулярным нервам сначала в средний мозг, мозжечок, затем в таламус и в теменную область КБП . С вестибулярным аппаратом связана морская болезнь (укачивание). Когда мы едем в транспорте, возникает сильный импульс от постоянного раздражения волосковых клеток. Это перенапряжение и приводит к тошноте.

Слайд 5

Отолитовый аппарат — это расположенное во внутреннем ухе рецепторное образование вестибулярного анализатора, адекватными раздражителями для которого являются изменения положения головы, воздействие на организм гравитационных сил, прямолинейных и центробежных ускорений.

Слайд 8

Обонятельный анализатор Органы обоняния и вкуса – это органы, отвечающие за химическое чувство. То есть это органы, которые воспринимают молекулы вещества. Обонятельный рецептор воспринимает запах аммиака в ничтожной концентрации, но , если капнуть аммиаком на обонятельный нерв, то никакой реакции не будет. Почему? Рецепторы обонятельного анализатора расположены в верхней части носовой полости . Его площадь – 4-5см2. На этой площади расположено 100 млн. обонятельных клеток. Эти клетки имеют волоски, которые улавливают молекулы пахучих веществ. Возбуждение передается в тело обонятельных клеток, затем по блуждающему и лицевому нерву поступает в височную долю КБП - отдел обоняния.

Слайд 9

Обонятельный анализатор Раздражение от обонятельного анализатора напрямую поступает в КБП головного мозга . Человек может различать до 4000 запахов . Основные запахи, которые различает человек : фруктовый, цветочный, гнилостный, пряный, смолянистый, горелый. По недавним данным, ученые установили, что не от всех запахов информация поступает в височную долю. Некоторые из них поступают в лимбическую систему, где расположены центры тревоги и страха. Поэтому некоторые запахи напрямую вызывают у человека чувство тревоги (запах гари).

Слайд 10

Вкусовой анализатор Основной орган вкусового анализатора – это язык . На нем расположена большая часть рецепторов, воспринимающих растворенные химические вещества. Часть вкусовых рецепторов также расположена в ротовой полости и глотке, но их там значительно меньше . Вкусовые рецепторы называются вкусовыми сосочками . Они имеют вид бугорка. Внутри такого бугорка расположено до 50 рецепторных клеток. Наш язык воспринимает 4 разных вкуса. И их восприятие зависит от части языка. Вкусовое ощущение у человека целостное . Здесь большую роль также играет обоняние. Так, если у человека заложен нос, он не чувствует вкуса пищи.

Слайд 11

Вкусовой анализатор Вкусовые раздражители (химические вещества) взаимодействуют со специфическими молекулами, которые находятся в микроворсинках рецепторных клеток, погруженных в бокаловидные образования- вкусовые почки, «встроенные» в сосочки языка. Так же роль играют тактильные рецепторы языка – они воспринимают консистенцию пищи . Информация от вкусовых сосочков языка по вкусовым нервам через средний мозг, затем через таламус поступает во вкусовую зону КБП – на внутреннюю сторону теменной доли и в глубину височной доли.

Слайд 12

Осязательный анализатор Органом осязания является кожа. Она пронизана тактильным рецепторами . Тактильные рецепторы делятся на 2 группы : реагирующие на легкое и сильное нажатие. Тактильные рецепторы расположены неравномерно. Больше всего их на коже подушечек пальцев. И на языке. Также тактильные рецепторы расположены в волосках нашего тела . Информация от всех рецепторов собирается в спинном мозге. По восходящим путям спинного мозга (по белому веществу) эта информация передается в таламус , а оттуда – в КБП . Кроме тактильных рецепторов также есть терморецепторы. Они реагируют на холод и тепло. Функции у них четко разделены. Холодовых рецепторов (250000) больше, чем тепловых (10000). Информация от них поступает сначала в таламус , а затем в КБП.

Слайд 15

Строение и значение анализаторов. Анализатор Части анализатора Значение анализатора Органы чувств, где расположены рецепторы Путь, по которому проходит нервный импульс Центры анализатора в коре больших полушарий Зрительный анализатор Глаз, рецепторы (колбочки и палочки) расположены на сетчатке глаза По зрительному нерву в кору больших полушарий Зрительная зона расположена в затылочной доле коры больших полушарий Воспринимает цветное объемное изображение и определяет расстояние до него. Слуховой анализатор Ухо, рецепторы расположены в кортиев орган (внутри перепончатого лабиринта улитки) По слуховому нерву в кору больших полушарий Слуховая зона расположена в височной доли коры больших полушарий Воспринимает звуковые колебания.

Слайд 16

Строение и значение анализаторов Анализатор Части анализатора Значение анализатора Органы чувств, где расположены рецепторы Путь, по которому проходит нервный импульс Центры анализатора в коре больших полушарий Обонятельный анализатор Нос. Рецепторы слизистой оболочки верхнего носового хода По обонятельным нервам в кору больших полушарий В височной доле коры больших полушарий Формирование целостного обонятельного ощущения. Вкусовой анализатор Язык. Вкусовые сосочки языка, на дне которых волосковые клетки-вкусовые рецепторы По лицевому, языкоглоточному блуждающему нерву в кору больших полушарий В височной и теменной долях коры больших полушарий Определяют вкус пищи

Слайд 17

Строение и значение анализаторов Анализатор Части анализатора Значение анализатора Органы чувств, где расположены рецепторы Путь, по которому проходит нервный импульс Центры анализатора в коре больших полушарий Осязательный анализатор Кожа и язык. Рецепторы кожи и языка По восход. Путям спин. Мозга проходит в таламус, от туда в кору больших полушарий. В теменной доле коры больших полушарий Способность организма воспринимать болевые, термические и механические воздействия

Слайд 18

Строение и значение анализаторов. Анализатор Части анализатора Значение анализатора Органы чувств, где расположены рецепторы Путь, по которому проходит нервный импульс Центры анализатора в коре больших полушарий Вестибулярный анализатор Вестибулярный аппарат состоит из 3-х полукружных каналов, овальный и круглый мешочки в полости внутреннего уха; рецепторы- волосковые клетки расположены в стенках двух мешочков и трех полукружных каналов. По преддверно-улитковому нерву (VIII пара черепно-мозговых нервов), нервный импульс проходит через средний мозг, мозжечок и таламус в кору больших полушарий. В теменной доле коры больших полушарий Его участие в осуществлении сознательных движений позволяет управлять телом в пространстве.

Слайд 19

Термины Отолитовый аппарат — это расположенное во внутреннем ухе рецепторное образование вестибулярного анализатора, адекватными раздражителями для которого являются изменения положения головы, воздействие на организм гравитационных сил, прямолинейных и центробежных ускорений.

Слайд 20

Закрепление нового материала Можно ли утверждать, что вкус и обоняние стоят на страже здоровья? Почему при насморке человек, как правило, плохо различает вкус пищи? Боль полезна или вредна?

Слайд 21

Домашнее задание Посмотреть Фильм https://interneturok.ru/lesson/biology/8-klass/borgany-chuvstv-analizatoryb/organy-ravnovesiya-osyazaniya-obonyaniya-vkusa Пар. 52, повторить пар. 46 («зоны коры больших полушарий») Презентация (выучить таблицу) Пройти тест: Основная ссылка: https://onlinetestpad.com/hnnfoakyhrnjw Повторить главы 11 и 12, готовиться к контрольной работе, которая будет на следующем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Органы равновесия, кожно-мышечная чувствительность

Данный урок рассматривается в курсе 8 класса , в разделе "Анализаторы. Органы чувств"....

конспект урока по теме: Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

Конспект урока по теме:" Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус." На этом уроке показаны приемы, которые помогают без использования ИКТ повысить интерес к предмету, активизировать познаватель...

Методическая разработка урока биологии по теме «Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»

Методическая разработка урока биологии по теме«Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»" 8 класс включает в себя краткий конспект урока с тестом- опросом, сопроводительную мультимедийн...

Строение и функции обонятельного анализатора.

Методическая разработка урока....

Презентация "Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов"

Презентация "Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов"...

Конспект урока по предмету "Стимуляция обонятельной чувствительности" на тему "Упражнения по привлечению внимания к источнику запаха".

Конспект урока составлен на основе программы "Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умтсвенной отсталостью" и предназначен для учащихся с глубокой умственной отсталостью....

Стимуляция обонятельной чувствительности

Пояснительная записка       Рабочая программа по обонятельной чувствительности 1 класса разработана  на основе программ коррекционных курсов для детей и подростков с...