конспект урока по теме: Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Телегина Наталья Ивановна

Конспект урока по теме:" Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус." На этом уроке показаны приемы, которые помогают без использования ИКТ повысить интерес к предмету, активизировать познавательную активность учащихся.На уроке учащиеся углубляют знания об анализаторах, их взаимодействие, на примере вкусового и обонятельного; развивают умения сравнивать, делать выводы; воспитывают бережное отношение к своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozhno-myshechnaya_chuvstvitelnost._obonyanie._vkus.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

Цель: Углубить знания об анализаторах, их взаимодействие, на примере вкусового и обонятельного; развивать умения сравнивать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

      Ход урока:

  1. Актуализация знаний.
  1. – Какова роль слуха в жизни человека?

Каким образом происходит передача звуковых волн на слуховые рецепторы?

- Определите, где находится источник звука, если звуковые воины раньше достигли правого уха?

- Почему глухие от рождения люди обычно становятся немыми?

- Как с помощью органов равновесия человек может определить положение своего типа в пространстве?

      2. К столу выходит ученик и разбирает и сортирует определение, которые относятся к слуховому анализу и органу равновесия. Затем выходит эксперт и проверяет правильность.

        2. Формирование новых знаний

  1. Обонятельный анализатор.

а) Слово учителя

- Запах – стихия непреодолимая: от яркого света можно закрыть глаза, от громкой музыки – уши, но при воздействии запаха – зажать надолго нос невозможно.

- Мы живем в мире запахов и ароматов, принятых, свежих, удивительно близких и родных.

- Ту же самую мысль, можно найти в книге «Значение и власть запаха» Классена и Синотта: «Запах – великая сила. Обонятельные ощущения воздействуют на нас на физическом, психологическом и социальных уровнях. Однако в большинстве случаев мы, вдыхая окружающие ароматы, не осознаем в полной мере значения запахов в нашей жизни. И лишь когда по каким-то причинам у нас не в порядке с обонянием, мы начинаем понимать, сколь важно восприятие запахов для психологического комфорта.

б) Подготовка к восприятию по теме

- Каким же образом мы воспринимаем запахи.

- Поверхность слизистой оболочки, где меняются обонятельные клетки, не превышает 5 кв.м., которые несут 60 мин обонятельных клеток.

- Почему у человека обоняние слабее, чем у животных?

в) Сообщение учащегося по теме «Обоняние у животных».

г) Практическая работа «Исследование адаптации обоняния» (вывод по работе)

  1. Вкусовой анализатор.

а) Слово учителя

– Нет ничего ужаснее силы воображения без вкуса.

 - Ни в кислом, ни в соленом, ни в сладком нет настоящего вкуса. Настоящий же вкус неощутим.

                                                 Вкусовые сосочки

                              сладкое     горькое      соленое    кислое

- Остальные сочетания этих четырех основных ощущений.

- Восприятие вкуса

А) температура

Б) практическая работа (1 уч.- сахар-рафинад; 2 уч.- кусочек шоколада).

Почему быстрее ощущается вкус шоколада, а не сахара-рафинада. Вывод.

б) Сообщение учащегося по теме «Развитие вкуса».

  1. «Теплые чувства» - кожно-мышечное чувство.

а) Слово учителя.

А) болевая чувствительность

- с какими эпитетами у вас связывается слово боль?

- полезна или вредна боль?

- почему в Древней Греции боль называли сторожевым псом здоровья?

Б) тепло и холод

                                  Всего рецепторов 280000

 

                        30000 (тепло)                      250000 (холод)

- почему количество ходовых рецепторов больше чем тепловых

В) прикосновение и давление

- опыт с волосом

- ощущения, которые мы получаем при помощи рецепторов, воспринимающих прикосновение и давление, довольно точные, но их показания всегда проверяются другими органами чувств. При отсутствии достаточного контроля со стороны других органов получается ложное представление.

- Используя данные таблицы, сделайте вывод о расположении рецепторов на различных участках кожи, их чувствительность к давлению, и какое значение имеет такое расположение?

 б) Сообщение ученика по теме «Тренировка мышечного чувства».

- Можно ли натренировать мышечное чувство?

  3.Формирование умений и навыков.

- На доске представлено несколько утверждений касающихся личностной значимости, внимательно прочитайте, подумайте, выберите то, что вам ближе и попытайтесь обосновать свой выбор.

4. Рефлексия.

- Открыть дневники, возьмите карандаш и поставьте оценку, которая бы отражала ваше участие в данном уроке.

        4. Домашнее задание стр. 86-91 учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)

План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...

Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».

Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: Раздел: Баскетбол. Тема урока: Бросок в кольцо с 2-х шагов.

Тема урока.  Баскетбол. Бросок в кольцо с 2-х шагов.Тип урока: урок изучения нового материала, урок  обучающе – развивающий.Оборудование урока: спортивный зал ПК «Энергия», детские баскетбол...

Конспект урока по предмету "Стимуляция обонятельной чувствительности" на тему "Упражнения по привлечению внимания к источнику запаха".

Конспект урока составлен на основе программы "Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умтсвенной отсталостью" и предназначен для учащихся с глубокой умственной отсталостью....

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения на уроке английского языка по теме Хобби»

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения на уроке английского языка по теме Хобби» Rainbow English 5 класс...

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)»

Конспект урока по теме  «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)» по учебнику STARLIGHT 4...

конспект урока по теме " Повторение по теме Местоимение", по форме: урок-аниме и прием "Ромашка Блума"

Конспект содержит элементы приема "Ромашка Блума" для повторения учебного материала. По форме: урок-аниме....