Презентация "Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов"
презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему

 Презентация "Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов"

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon vzaimodeystvie_analizatorov.pdf1.1 МБ
Microsoft Office document icon chuvstvitelnost_analizatoro.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема урока:

« Чувствительность анализаторов. Взаимодействие

анализаторов»

8 класс

     Учебник: Сонин Н. И., Сапин М. Р. «Биология. Человек»

Составитель: Бурмистрова Инна Евгеньевна

Москва 2009 г.

Цели урока:

проверка усвоения знаний, умений и навыков работы в группах; умение применять знания в комплексе, осуществлять их перенос в новые условия.

Задачи урока:

Образовательная: продолжить формировать понятия органов чувств; продолжить знакомство с особенностями взаимодействия анализаторов при формировании общей картины окружающего мира; повторить и обобщить знания о строении и функциях анализаторов.

Развивающая: развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения; развивать умения делать выводы, обобщать; развивать умения работать в команде; развивать способности стремиться к успеху.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других ; развитие интереса к знаниям, культуры умственного труда; развитие культуры общения; развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся; создание психологически комфортной среды: ощущения учащимися радости творчества и удовольствия от интеллектуального напряжения.

Оборудование:

Мультимедийный проектор Компьютер

Раздаточный материал для групп: ватман, цветные карандаши, клей, напечатанные фотографии

Тип урока: урок повторения, обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: повторительно - обобщающий урок с элементами игры

Виды деятельности учащихся: На первом этапе урока учащиеся работают индивидуально. Используется фронтальная беседа. На втором этапе урока используется групповая форма работы. Класс уже в начале урока поделен на 5 команд.

Ход урока

  1. Организационный этап:

Взаимное приветствие учителя и учащихся: проверка отсутствующих подготовленность учащихся к уроку. Создание рабочего настроение классе.

  1. Этап повторения и обобщения понятий и усвоение системы знаний:

Фронтальный опрос по изученным темам:

  1. Какое значение имеют органы чувств?
  2. Что такое анализатор?
  3. Какое значение имеет зрение для человека?
  4. Строение и функции глаза. Почему не будет восприниматься изображение предмета в области выхода зрительного нерва из сетчатки?
  5. Из каких частей состоит зрительный анализатор?
  6. Каковы причины нарушения зрения?
  7. Почему вредно читать в движущемся транспорте?
  8. Какое значение в жизни человека имеет слух?
  9. Из каких частей состоит ухо?
  10. Как        передаются звуковые колебания слуховым рецепторам?
  11. Какое        значение для человека имеет чувство равновесия? Как работает вестибулярный аппарат?
  12. Какое        значение для человека имеет орган вкуса? Как происходит различение вкуса пищи?
  13. Почему        при насморке плохо различается вкус пищи?

14.Охарактеризуйте орган обоняния человека

15.Развитием каких анализаторов компенсируется у слепоглухонемых людей отсутствие зрения и слуха? Какие рецепторы находятся в коже?

Вывод: почему необходимо взаимосвязанная работа всех анализаторов?

3. Закрепление знаний об анализаторах с помощью игрового приема.

Конкурс 1 « Реклама»

Каждая команда получает задание, о каком-то одном анализаторе:

  1. вкусовой        анализатор

Б) зрительный анализатор

  1. обонятельный анализатор Г) слуховой анализатор

Д) Кожно - мышечный анализатор

Задание группам:

  1. Выберите капитана команды.
  2. Подготовьте рекламу вашего анализатора, чтобы все поняли, что он действительно важен человеку.

У вас на столах имеются раздаточные материалы, которые вы должны использовать для вашей презентации рекламы.

За каждый приведенный аргумент вы получаете по 1 баллу.

На подготовку к конкурсу вам отводится - 4 минуты.

Время на рекламу строго - не более 2 минут


«Черный ящик»

Каждая команда должна ответить на вопрос письменно, на листочках. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

Перед вами «черный ящик». Прошу угадать, что в нем, по моему описанию:

> Этот орган имеет шарообразную форму. Считается, что это самый подвижный орган, из всех органов человеческого организма. Он совершает постоянные движения, даже в состоянии кажущегося покоя. Его движения осуществляются с помощью мышц. (Орган зрения - глаз)

Конкурс 3

«Конкурс капитанов»

Каждый капитан получает карточку, на которой написан вопрос. Время на обдумывание не отводится, т. е ответ предполагается сразу. Для удобства подсчета результатов, за правильный ответ карточка остается у отвечающего.

За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

  • Каких светочувствительных клеток больше в желтом пятне? (колбочек)
  • Что относится к вспомогательным органам глаза?

(глазодвигательные мышцы, слезные железы, брови, веки, ресницы)

Где расположены рецепторы зрения? (в сетчатке)

  • Где находятся слуховые рецепторы? (в улитке)

 Каково значение слуховой трубы? (уравнивает давление в полости среднего уха с атмосферным)


«Викторина»

Каждой команде задается по вопросу. Номер вопроса вытягивается с помощью жребия.

За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

  1. вопрос: Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывает переутомление, бессонницу, психические заболевания. Во всем мире ученые думают о защите человека от производственного и бытового шума. Какие меры вы можете предложить? (замена шумного транспорта бесшумным; увеличение зеленых насаждений в городах, т.к деревья заглушают шум; применение при строительстве домов звукоизолирующих материалов; создание новых бесшумных машин; соблюдение в общественных местах тишины)
  2. вопрос: Человек обладает хорошо развитым обонянием. Однако, находясь долго в прокуренной комнате, люди через некоторое время перестают ощущать неприятный запах дыма. Почему? ( длительное раздражение одним запахом понижает чувствительность обонятельных рецепторов)
  3. вопрос: Вкусовой анализатор наиболее чувствителен к горьким веществам. Хинин ощущается в концентрации одной миллионной части. Сахар в этой концентрации не чувствуется. Какое биологическое значение имеет такая особенность вкусового анализатора? ( высокая чувствительность вкусового анализатора к горькому имеет защитное значение в силу того, что большинство ядовитых веществ горькие)
  4. вопрос: Один ученик сказал: « Глаз смотрит, а мозг видит». Как вы понимаете это выражение? (в глазу, сетчатке, происходит только возбуждение рецепторов в определенном сочетании, а воспринимаем мы изображение только тогда, когда нервные импульсы достигают зрительной зоны КБП)

5 вопрос: Человек и животные живут, развиваются и везде им сопутствуют приятные и неприятные ощущения. Однако выяснено, что исключительно важную роль в их жизни играет боль. Почему? ( боль в процессе эволюции стало мощным фактором сохранения здоровья. Она предупреждает об опасности, заболевании организма, необходимости выявления причин и принятия мер к их устранению)

  1. Подведение итогов урока

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Учитель задает ученикам вопросы:

  1. Чем мы сегодня занимались?
  2. Что у нас получилось хорошо?
  3. Что мы для этого делали?
  4. Довольны ли мы результатом?
  5. Сегодня я понял...
  6. Сегодня я научился...

Выставление оценок за урок, их аргументация.

  1. Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе по теме « Координация и регуляция функций в организме».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

зрительный анализатор

Данный урок  моделирован по технологии развития критического мышления. Одна из основных целей технического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать и передавать информацию, ...

Зрительный анализатор

Проведения  уроков с РВГ проходит по технологии РКМЧП, которая позволяет разнообразить совместную работу детей, обеспечить индивидуально-ориентированный подход к групповой работе. Учащиеся ...

Анализаторы. Зрительный анализатор (строение). Предупреждение глазных болезней, травм глаз

Маршрутный лист к уроку по теме «Анализаторы. Зрительный анализатор (строение). Предупреждение глазных болезней, травм глаз». I.  При работе с текстом мультипроектора выполните за...

Обобщающий урок по теме «Анализаторы. Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов»

Цель урока:  повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся об особенностях восприятия человеком окружающей среды с помощью анализаторов.Тип урока: систематизации и обобщения изученного ...

урок "Анализаторы. Слуховой анализатор"

Открытый урок"Анализаторы. Слуховой анализатор"...

План конспект урока по биологии в 8 классе на тему: «Анализаторы. Зрительный анализатор»

Разработка урока  по технологии "Развитие критического мышления" в  рамках проекта Преобразование обучения в XXI веке: развитие культуры мышления. Критическое мышлен...

Деятельность анализаторов. Зрительный анализатор

Презентация для 8-ого класса на тему "Деятельность анализаторов. Зрительный анализатор"...