зрительный анализатор
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Данный урок  моделирован по технологии развития критического мышления. Одна из основных целей технического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.  Считается, что эта технология является разновидностью личностно ориентированного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anatomiya_zritelnogo_analizatora.docx153.31 КБ

Предварительный просмотр:

            Комитет  по  образованию  администрации Троицкого района.

          МОУ «Зеленополянская средняя общеобразовательная школа»

     

                     

Учитель биологии и географии Зеленополянской средней общеобразовательной  школы                  с. Зеленая Поляна                      Троицкого района                                           Алтайского края                                   Ермоловой Елены   Александровны.

                                                                2011 год

                                      Ермолова Елена Александровна                                                                                                          

               МОУ «Зеленополянская средняя общеобразовательная школа»  

               МОУ «Зеленополянская средняя общеобразовательная школа»

Предмет:  БИОЛОГИЯ                                                                                                                                            Раздел: Анализаторы                                                                                                                            Класс:            8                                                                                                                                    Учитель: Ермолова Елена Александровна                                                                                               Тема урока: Зрительный анализатор

                                                      Пояснительная записка

Данный урок  моделирован по технологии развития критического мышления. Одна из основных целей технического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.  Считается, что эта технология является разновидностью личностно ориентированного обучения.

Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить.

Выделяется четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы:

  1. Оно содержит ситуацию выбора, которую учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;
  2. Предполагает смену ролевых позиций учащихся;
  3. Настраивает на доверие участников группы друг к другу;
  4. Выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).

                                                  Признаки критического мышления

  1. Мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;
  2. Самостоятельное, ответственное;
  3. Аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;
  4. Многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных  сторон;
  5. Индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;
  6. Социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной прием взаимодействия – дискуссия.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.

На данном уроке (тема «Зрительный анализатор») учитель использует два приема, характерных для названной технологии.

  1. Прием «Знаю, хочу знать, узнал» (ЗХУ). Учащиеся чертят в тетради таблицу, в которой три графы:1 – знаю; 2 – хочу знать; 3 – узнал. Таблица заполняется по ходу урока. В начале урока в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.
  2. Прием «Чтение с остановками». Текст для самостоятельной работы учащихся учитель составляет сам или использует текст учебника. Текст должен содержать последовательное изменение мысли. Учитель разбивает его на отдельные части (логические куски). Учащиеся читают текст и останавливаются  в определенном месте (по усмотрению учителя это может быть многоточие в середине предложения или конец абзаца). Затем учитель задает вопрос о дальнейшем развитии мысли. (как вы считаете, о чем пойдет речь в тексте дальше?) ученики высказывают свои суждения, читают текст  дальше и сопоставляют свои предположения с прочитанным. (Текст, с которым работают учащиеся, можно прикрыть чистым листом, чтобы ученики не видели его продолжения.)  

                                                                  Алгоритм работы на уроке

  1. Ввод в проблему – стадия вызова

а) работа по актуализации жизненного опыта и полученных знаниях  о зрительном анализаторе.

б) осмысление ситуационной задачи и недостаточность знаний для полного представления о зрительном анализаторе, самостоятельная работа с основной информацией учебного занятия.

  1. Осмысление содержания

а) отчет каждой группы. Оформление рабочих записей в тетради.

б) определение вывода по изучению основного материала. Работа по обобщающей схемой.

  1. Размышление (рефлексия)

а) анализ записи в тетради. (Чему научились?)  

б) анализ приемов, которые использовались при обучении. (Как учились на занятии?)

в) синквейн (5).

                                               

                                      ТЕМА «Зрительный анализатор».

Цель урока:

  1. сформировать у ребят представление о работе зрительного анализатора. 
  2. сформировать знания учащихся о строении и функциях глаза, его частей, об особенностях восприятия окружающего мира.
  3.  продолжить развитие у школьников умения выделять главное, сравнивать.

Задачи урока: 

  1. Образовательные: 
  1. выяснить, какое участие принимает в восприятии зрительных образов кора головного мозга человека;
  2. объяснить, почему наши зрительные ощущения не всегда соответствуют действительности.
  1. Развивающие: 
  1. вовлечение учащихся в совершение мыслительных операций, формирование навыков самостоятельной, поисковой деятельности.
  1. Воспитательные:
  1. формирование представлений о связи теории с практической жизнью, развитие интереса и положительной мотивации к предмету.

Учащиеся должны знать:

терминологию по теме «Зрительный анализатор», основные     структуры глаза и их работу.

Учащиеся должны уметь:

  1. Находить на предложенном дидактическом материале структуры зрительного анализатора,
  2. Описывать анатомию и физиологию анализаторов.
  3. Обосновывать необходимость валеологического подхода к себе и окружающим людям.
  4. Иметь навыки здоровьесберегающего поведения. 

Создать условия для развития умения применять знания и опыт в различных ситуациях;

Развивать любознательность;

Воспитывать эмоциональное ценностное отношение к предмету изучения.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: 

  1. Развитие навыков узнавания структур глаза.
  2. Формирование готовности использовать знания и умения, полученные на уроке.
  3. Расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора.
  4. создать условия для осознания и осмысления блока новой                                                учебной информации средствами критического мышления.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебник для 8 класса, рабочая тетрадь, раздаточный материал - листы-опросники, рабочие листы (приложение) модель глаза человека, фотоаппарат, стакан с водой и стеклянная трубочка или игрушечная рыбка,

ТИП УРОКА: комбинированный                                                                                                         - обобщение и систематизация знаний;                                                                                                                           - изучение нового материала.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:                                                                                                                  - частично-поисковый;                                                                                                                                   - репродуктивный.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:                                                  - индивидуальная;                                                                                                                                                    - групповая;

- фронтальная.

                                   

                                                                   СТРУКТУРА   УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организацион-ный момент.

- Добрый день! Садитесь. Я рада видеть вас. Надеюсь, что вы готовы к активной работе на уроке.

- проверка отсутствующих на уроке;

- вводная беседа.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

2.

Актуализация,

целеполагание,

мотивация..

(Вызов)

Контрольно-оценочный по теме

«Анали-заторы»

Урок, на котором нам сегодня предстоит совершить интересные открытия, мне бы хотелось начать со стихотворения печорского поэта Бориса Хватова.

Путь к истине как трудный путь в пустыне
Ты от сомнений чуть живой уже…
Вдруг вспомнишь: дело все в гемоглобине –
И как-то сразу легче на душе.
Огонь любви…
Холодный мрак измены
Где корень зла?
Тупик, хоть околей!
Но кто-то очень мудро скажет: “Гены”, –
И как-то сразу на душе светлей.
Все лето дождь. Холодный ветер стонет,
И мокрой веткой клен стучит в окно
Но вспомнишь вдруг, что дело все в циклоне
И на душе уже не так темно.

– Какая она все-таки удивительная – природа человеческого организма! Пастернак называл наше тело пустым собранием висков, губ и глаз, ладоней, плеч и щек. И вот это собрание способно мыслить, чувствовать, ощущать. Как связано прочитанное мною стихотворение с природой человека?

– Да, но мы стремимся не только понять законы физических явлений, мы пытаемся объяснить, откуда берутся наши мысли, чувства, переживания. Мы пытаемся понять природу своих ощущений. А ощущения – это наши проводники в окружающий мир. Мир этот богат красками, звуками, запахами.                

Блок контроля и взаимоконтроля.

- С помощью каких органов мы воспринимаем все эти явления?

- Что такое анализатор?

- Из чего состоит анализатор?

- Что такое восприятие?

- Какие виды ощущений вы знаете?

- А теперь узнайте орган чувств по описанию. Это сложнейший оптический прибор. Он отвечает на ничтожно малые дозы световой энергии, такие, что потребовалось бы десяток лет, чтобы ими можно было нагреть на 1о один грамм воды?

– Это глаза, органы зрения. Какие ощущения возникают у нас благодаря глазам?                                 – Вот мы и определились с темой урока. Зрительные ощущения. Зрительные анализаторы. Как вы думаете какие цели и задачи мы поставим перед собой?

Перед нами стоит задача.                                                    - Изучить природу зрительных ощущений человека. - изучить строение и функции глаза, его частей,            - особенности восприятия окружающего мира.

Обращает внимание учащихся на тему урока, предлагая её записать в тетрадях.

- Давайте вспомним, что мы знаем о анализаторах в том числе и о зрительных?

На основе ответов учащихся начинает на доске заполнять таблицу ЗХУ, графу «знаю»

                          Знаю

Хочу знать

Узнал

1.Что такое анализатор – это  специальный чувствительный орган благодаря которым мы получаем все сведения об окружающем нас мире.

2. Из чего состоит анализатор – из рецепторов, нервных путей и мозговых центров.

и т.д. (Ответы могут быть разные т.к. в 7 классе изучая животных эта тема встречается)

Ответы детей.

                                                                 

Ответы детей.                            – С помощью органов чувств: глаз, органов слуха, обоняния.                                         – специальный чувствитель-ный орган благодаря которым мы получаем все сведения об окружающем нас мире.

- рецепторов, нервных путей и мозговых центров.

- различные ощущения на явления внешнего мира.

световые,звуковые,болевые…

Ответы детей.                           

- Зрительные.

Ответы учащихся.

Учащиеся пишут тему урока в тетрадях.

Работают в своей тетради заполняют таблицу ЗХУ, графу «знаю»

Знаю

Хочу знать

Узнал

см  в графе (деятельность учителя)

3. Постановка проблемы

1. как объяснить мысль Аристотеля: “В уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств”?
- как устроены и работают разные виды анализаторов у человека, по каким причинам возникают сбои в их работе – это и предстоит нам выяснить.

2. С.С.Смирнов в своей книге "Рассказы о неизвестных героях" описывает такой случай. Русский солдат 9 лет находился в подземелье Брестской крепости. Запасов продовольствия и воды у него было в достатке, а спичек и свечей, хватило только на 4 года. Когда он вышел на свет тут же ослеп. Как вы думаете почему это случилось?

- Ребята вам не хватает определенных теоретичес-ких знаний, я предлагаю  погрузиться в изучение нового материала, который поможет вам ответить на этот вопрос.                                                                    Физминутка.                                                                     Поморгайте, посчитав до 10. Это способствует улучшению кровообращения.

Ответы учащихся……..                              -головной мозг анализирует разнообразную информацию, полученную из внешней внутренней среды благодаря органам чувств.

Ребята строят свои предположения по этому поводу, но дать грамотный ответ им не удается.

Учащиеся выполняют физминутку.

4. Организацион

но-деятель-

ностный.

Изучение

нового

материала и

его

закрепление

(Осмысление)

Работать на уроке мы будем следующим образом: класс разбит на группы, в каждой группе есть учащиеся - хранитель времени (он же руководитель группы). При получении задания начинается индивидуальная работа с текстом в течении 1 мин, затем идет групповое обсуждение 1-2 мин вопроса и назначается выступающий от группы.

А сейчас я предлагаю вам еще раз обратить внимание на тему нашего сегодняшнего урока и его цели. (называет тему урока и цели урока) и исходя из темы урока и целей, которые я назвала, подумайте, пожалуйста, что вы хотели бы узнать сегодня на уроке, какие обсудить вопросы и чему научиться?

Исходя из перечисленных вами вопросов в графе «хочу знать» давайте запишем основные вопросы, ответы на которые мы будем сегодня рассматривать.                            Продолжает заполнять таблицу на

доске графу «хочу знать». (наиболее значимые)

Знаю

                         Хочу знать

Узнал

1. Значение зрения.                                 2. Расположение глаз.                              3. Строение глаза.                                        4. Оптическая система глаза.        5. Бинокулярное зрение.

Физминутка.                                                                     Ваши глаза немного утомились. Крепко зажмурьте глаза и посчитайте до 5, затем откройте их и посчитайте до 5 снова. Повторите 5-6 раз. Это упражнение снимает усталость, укрепляет мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

Ну вот, наши глаза отдохнули, и мы переходим к следующему этапу урока. 

Давайте послушаем сообщение: «Значение зрения», а вы в это время делайте заметки в своих тетрадях. Сообщение. См прил. У.

- Вы прослушали сообщение, обсудите первый вопрос «Значение зрения»                                                                       На основе ответов учащихся начинаю на доске заполнять таблицу ЗХУ, графу «Узнал»

 

Знаю

Хочу знать

                           Узнал

  1. Значение зрения.

а) 95% информации человек получает с помощью зрения.

б) опознает предметы, определяет его место в пространстве, следит за перемещениями. (познаём внешний мир)

в) благодаря зрению люди научились читать и писать. и.т.д.

Используя приём «чтение с остановками», организует самостоятельную работу с текстом. Стр. 244 – 245. и ответьте на вопросы.

1. Где расположены глаза?

2. Что такое глазное яблоко?

3. Что такое глазница?

- Координируя ответы учащегося на вопросы:                                        

Знаю

Хочу знать

                           Узнал

2. Расположение глаз.    

-  Глаза, точнее глазные яблоки, расположены в глазницах – парных углублениях черепа.                        

- Ни для кого не секрет, что зрительные ощущения возникают благодаря глазам. Я предлагаю вам повернуться лицом друг к другу и заглянуть в глаза соседа. Что вы в них увидели, какие они глаза вашего соседа?

– А теперь анатомический вопрос. Какие части глаза вы наблюдали?

Используя приём «чтение с остановками», организует самостоятельную работу с текстом. Стр. 244 – 247. – изучают строение глаза.

1. Приложение 1. Рассмотри рисунок 1. Сравни его с рис. 102 в учебнике. Подпиши названия частей глаза. (это приложение вклеивается в тетрадь уч-ся)                                                                                   2. Приложение 2. Заполните таблицу и ответьте на вопросы или дополните предложение:

1)  Глаза состоят из ……….    

2) Вспомогательный аппарат глаза состоит из…..

3) К защитным образованиям относятся …………   4) Каково их значение?

5) Слезный аппарат представлен …………    

6) Что такое зрачок? Каковы его функции?

7) Как работает хрусталик?

8) Где располагаются колбочки и палочки? Каковы их свойства?

9) Что такое слепое пятно? (место выхода зрительного нерва, где нет рецепторов)

Знаю

Хочу знать

                           Узнал

3. Строение глаза.                                        

 рис.1.

(ответы учащихся можно тоже фиксировать в графу «Узнал»)

Используя приём «чтение с остановками», организует самостоятельную работу с текстом. Стр. 247 – 248. и приложение 4 выполните демонстрационный опыт и

лабораторную работу на стр. 249  ответьте на вопросы.

1.Что является адекватным раздражителем для глаза?                                                                                      2. Как меняется зрачок в зависимости от освещения?                                                                             3. Что такое бинокулярное зрение?  

4. Объясните: Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением.  

5. Как вы думаете из каких частей состоит зрительный анализатор?

Известно, что глаза реагирует на свет. Немецкий ученый Гельмгольц считал, что моделью глаза является фотокамера. В руках я держу фотоаппарат и модель глаза человека. Нам предстоит сравнить эти приборы. Для этого выполните задание – соотнеси на листах-опросниках, напротив деталей фотоаппарата выпишите части глаза им соответствующие.

Далее учитель показывает детали фотоаппарата, а один из учеников показывает на модели глаза соответствующие ему части.

- У нас есть объектив, диафрагма, фотопленка, чего не хватает?

– Если бы понадобилось установить соответствие, какую часть зрительного анализатора вы бы написали напротив фотографии?”

– Зрительная зона в затылочной доле коры. Значит, видят не глаза, а мозг человека. Фотография и есть наше зрительное ощущение. Мы можем определить кто на ней изображен, узнать знакомые лица, как расположены относительно друг друга объекты и.т.д.

                           

Физминутка.

1. Учитель дает энергичную команду: “Потянитесь, сядьте прямо! Сплетите кольца рук перед собой. Выверните кисти рук ладонями наружу. С полным вдохом поднимите руки со сплетенными пальцами над головой. С резким выдохом опустите руки”. Повторить 2 раза.

2. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.

Вот и заканчивается наше путешествие на очередной остров загадочной страны анатомии. Впереди у вас, ребята, долгая, интересная жизнь, и я желаю, чтобы ваши глаза помогали вам познавать красоту окружающего мира даже в то непростое время, которое мы живем. А девизом пусть станут слова Максимилиана Волошина:                                   Все видеть, все понять, все знать, все пережить,        Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,  Пройти по всей земле горящими ступнями,                Все воспринять и снова воплотить.

Делают записи в тетрадях.                                

Знаю

Хочу знать

Узнал

см  в графе (деятельность учителя)

Учащиеся выполняют физминутку.

Слушаем сообщение, делаем заметки в тетради в графе «Узнал»

Знаю

Хочу знать

Узнал

см  в графе (деятельность учителя)

Делают записи в тетрадях в графу «Узнал»                              

Знаю

Хочу знать

Узнал

см  в графе (деятельность учителя)

Ответы детей.

- Веки, ресницы, брови – приспособления для защиты глаз. Зрачок, радужку, роговицу.

Работа с приложением.

Ответы учащихся.

1)  из глазного яблока и вспомогательного аппарата. 2) из защитных образований, слезного и двигательного аппарата.                                       3) брови, ресницы, веки.

4) Ответы уч-ся.

5) слезной железой и слезовыводящими каналами.

6) Отверстие в радужной оболочке, окруженное мышцей. Регулирует количество света, расширяясь и сужаясь

7) Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией.

8) 9) Приложение 3 «Строение сетчатки» Колбочки и палочки (зрительные рецепторы) располагаются в сетчатке глаза. Палочки – рецепторы сумеречного света, колбочки раздражаются только ярким светом, с ними связано цветное зрение.

Делают записи в тетрадях в графу «Узнал»                              

Знаю

Хочу знать

Узнал

см  в графе (деятельность учителя)

Ответы учащихся. Заполняют графу «Узнал»

5) Зрительный анализатор: рецептор – колбочки и палочки сетчатки; путь – зрительный нерв; зона больших полушарий – затылочная.

Сообщение уч-ся. Это интересно см. приложение 5

Просвет диафрагмы – зрачок. Объектив – хрусталик, стекловидное тело (преломляющие среды глаза). Фотопленка – сетчатка глаза.

(Фотографии.)

(Кора головного мозга.)

Учащиеся выполняют физминутку.

5.

Рефлексивно-

оценочный.

(подведение

итогов урока)

Садимся на свои места т.к. следующий этап урока – индивидуальный.

1. Предлагает проанализировать записи в тетради и сделать вывод: что нового мы узнали о «Зрительном анализаторе»? Заканчивает заполнение таблицы ЗХУ (графа «узнал») на доске.

2. Для закрепления изученного материала вам предлагаются тестовые задания на карточках.

См. прил. 6

Проверка результатов биологического

диктанта.  Построим   «Розу    ветров (оценок)»

3. Подведение итогов урока предлагаю проделать в форме «СИНКВЕЙНА»

1 строка – Тема или предмет (1 существительное)

2 строка – описание предмета (2 прилагательных)

3 строка – описание действия (3 глагола)

4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение к предмету.

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

Формулируют выводы, заканчивают заполнение таблицы ЗХУ в тетради (графа «узнал»).

Работа индивидуальная.

Работа индивидуальная

6.

       Д/з

  1. § 49 стр. 244 – 249 прочитать и ответить на вопросы.         ИЛИ
  2. Проанализировать записи в тетради.
  3. По желанию доклады - сообщения. Доклады – сообщения: «Причины нарушения зрения», Гигиена зрения».

Общее задание: Научи друзей и близких людей делать упражнения для глаз.

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя.

Приложение. У1. 

На протяжении почти целого учебного года мы с вами познавали тайны строения нашего организма – главного чуда света. Мы изучали строение нашего мотора-сердца; узнали, зачем мы дышим, едим, благодаря чему двигаемся, говорим, думаем. Но в стране Анатомии – самой удивительной в царстве Биологии – остались еще несколько неизведанных нами островов Органов чувств. Эта группа островов имеет общее название, оно то и было темой нашего прошлого урока.

Удивительный механизм наши глаза. Как много дают они нам, людям, каждому человеку в отдельности и всему миру живого! Однажды я прочла фразу Платона о том, что “из органов боги прежде всего устроили светоносные глаза”. Именно благодаря глазам мы с вами получаем 95 % информации об окружающем нас мире, они же по подсчетам Сеченова дают человеку до тысячи ощущений в минуту. Для нас же эти малые цифры - все или почти все.

Что значат подобные цифры для человека XXI века, привыкшего оперировать двузначными степенями и миллиардами? И все же они для нас очень важны.

Я просыпаюсь утром и вижу лица своих родных людей. Я выхожу утром на улицу и вижу солнце или тучи, желтые одуванчики среди зеленой травы или заснеженные сопки вокруг. Я иду коридорами своей школы и вижу вас, своих учеников, – и вы улыбаетесь мне. Рафаэль, Рембрандт, Пикассо... – “Это надо видеть”, – говорим мы друг другу. “Посмотри мне в глаза”, – просим мы любимых. Ведь еще В. Гюго сказал о том, что “глаза – зеркало души”. Именно в них можно увидеть правду и ложь, самое высокое чувство и самое низкое.

Художники, поэты и писатели всех эпох, создавая свои шедевры, отводили большую роль описанию глаз. Посмотрите на портрет Струйской, принадлежащий кисти русского художника Федора Рокотова. Взгляд этой прекрасной женщины завораживает, притягивает, заставляет задуматься. А вот как описал его Мастер поэтических строк Николай Заболоцкий:

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полу плач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок.
Полу восторг, полу испуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

А теперь представьте на минуту, что вся красота окружающего нас мира исчезла. Вернее, это голубое небо, вулканы под белым покрывалом, лица друзей, улыбающиеся весеннему солнцу, существуют, но где-то вне нас, точнее, вне нашего зрения. Мы не можем этого увидеть, или видим только часть... Вы скажете, слава Богу, это не с нами. Мы просто не представляем свою жизнь в темноте.

У туркменского народа есть такая пословица: “От глазных болезней человек не умирает, но и о его здоровье никто не придет справляться”. И действительно, – от глазных болезней, как правило, не умирают. В нашей жизни, полной таких страшных слов, как рак. СПИД, инфаркт, инсульт, их существование не вызывает ощущение безысходности. Мы настолько смирились с неизбежностью потери зрения в той или иной степени, что вряд ли позвоним по телефону другу, чтобы поинтересоваться: “Ну, как там твои глаза?” На счет горла, печени, сердца обязательно спросим, а вот о глазах нет. Хотя еще в Древнем Египте именно глаза помогали ставить диагнозы больным. Этот метод известен и в настоящее время и называется “иридодиагностика”. Каждый орган имеет свою зону пятен на радужке глаза, и при заболеваниях эти пятна темнеют.

“Береги как зеница око”, – говорят о самом дорогом.

Вообще, надо отметить, что человеку, в отличие от многих млекопитающих, повезло. Мы обладаем цветовым зрением, но не воспринимаем ультрафиолетовые волны и поляризованный свет, помогающий ориентироваться в тумане некоторым насекомым.

Как же устроены наши глаза, в чем состоит принцип их работы? Сегодня на уроке мы приоткроем эту тайну.

Приложение 1.

        Рис.1.

Рассмотри рисунок 1. Сравни его с рис. 102 в учебнике. Подпиши названия частей глаза.

Приложение 2.

Строение глаза

Системы

Придатки и части глаза

Строение

Функции

Вспомогательные

Брови

Веки

Слезный аппарат

Оболочки глазного яблока

Белочная

Сосудистая

Сетчатка

Оптическая

Роговица

Водянистая влага

Радужная оболочка (радужка)

Зрачок

Хрусталик

Стекловидное тело

Световоспринимающая (зрительный анализатор)

Фоторецепторы (нейроны)

Зрительный нерв

Строение глаза

Системы

Придатки и части глаза

Строение

Функции

Вспомогательные

Брови

Волосы, растущие от внутреннего к внешнему углу глаза

Отводят пот со лба

Веки

Кожные мышечные складки с ресницами

Защищают глаз от световых лучей, пыли, пересыхания

Слезный аппарат

Слезная железа и выводящие пути

Слезы смачивают, очищают, предохраняют от инфекции глаз

Оболочки глазного яблока

Белочная

Наружная, плотная оболочка.

Защита глаза от механического и химического воздействия.

Сосудистая

Срединная оболочка, пронизанная кровеносными сосудами

Питание глаза

Сетчатка

Внутренняя оболочка глаза, состоящая из фоторецепторов – палочек и колбочек

Восприятие света, преобразование в электрический импульс.

Оптическая

Роговица

Прозрачная передняя часть белочной оболочки

Преломляет лучи света

Водянистая влага

Прозрачная жидкость, находящаяся за роговицей

Пропускает лучи света

Радужная оболочка (радужка)

Передняя часть сосудистой оболочки

Содержит пигменты придающий цвет глазу

Зрачок

Отверстие в радужной оболочке, окруженное мышцей

Регулирует количество света, расширяясь и сужаясь

Хрусталик

Двояковыпуклая прозрачная линза, окруженная ресничной мышцей

Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией

Стекловидное тело

Прозрачное тело в состоянии коллоида

Заполняет глазное яблоко ,пропускает лучи света

Световоспринимающая (зрительный анализатор)

Фоторецепторы (нейроны)

В сетчатке в форме палочек и колбочек

Палочки воспринимают сумеречный свет, колбочки – цвет (цветовое излучение)

Зрительный нерв

Нервные окончания начинаются от рецепторов сетчатки, соединяются в центростремительный нейрон, идущий в зрительную зону коры

Воспринимает возбуждение рецепторных клеток и пере дает в зрительную зону коры головного мозга, где происходит анализ возбуждения и формирования зрительных образов

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                  Приложение 3

                                                             «Строение сетчатки»

Сетчатка – светочувствительная часть глаза, которая прилегает изнутри к сосудистой оболочке глаза. Сетчатка имеет толщину 0,2 мм и состоит из нескольких слоев нервных клеток. Первый слой прилегает непосредственно к черным пигментным клеткам. Он образован зрительными рецепторами – палочками и колбочками. В сетчатке насчитывается  примерно 130 млн палочек и около 7 млн колбочек различают цвет: одни - синий, другие - зеленый, третьи - красный. Человек способен различить до 250 основных тонов и 5-10 млн. оттенков.

Более чувствительны к свету палочки – их называют аппаратом сумеречного зрения. Колбочки, чувствительность к свету которых в 500 раз меньше. Это аппарат дневного и цветного видения.

Решение экспериментальной задачи

– Колбочки и палочки распределены на сетчатке неравномерно. Вы днем видите все предметы в цвете. Наступил вечер. Освещения нет. Вы идете по темной улице. В каком цвете вы видите? (сумеречное). Вы подходите к фонарю. А как теперь вы видите? (цветное). Попробуйте ответить на вопрос: Почему в сумерки мы не различаем окраску предметов? Почему справедлива поговорка «В темноте все кошки серы?»

Как распределены колбочки и палочки на сетчатке?

На дне глаза, напротив зрачка, находится желтое пятно – место наилучшего видения. Здесь располагаются только колбочки. По направлению к периферии количество колбочек уменьшается, а палочек возрастает. Периферия сетчатки содержит только палочки.
Недалеко от желтого пятна ближе к носу расположено слепое пятно (место выхода зрительного нерва), в нем нет фоторецепторов. В сетчатке одного глаза разветвляется примерно 1 млн. волокон зрительного нерва. Внутри глаз заполнен прозрачным и бесцветным стекловидным телом.

Интересно! Профессионалы текстильщики различают до 100 оттенков черного цвета.

Опытный шлифовальщик способен увидеть просвет в 0,5 микрона. Человек может различать цвета до 130 оттенков спектра. В комическом полете глаз может воспринять даже отдельные ядерные частицы, которые вызывают вспышки фосфены.

Приложение. 4. 

Оптическая система глаза

– Адекватным раздражителем для глаза является видимый свет. Видимый свет от предметов проходит через роговицу, переднюю камеру, зрачок. Заднюю камеру, хрусталик он преломляется.

Демонстрационный опыт

На столах стоят два стакана. Один стакан пустой, а в другом – вода. В оба стакана помещены стеклянные палочки. Учащиеся видят как в стакане, в котором находится вода происходит преломление изображения стеклянной палочки. Стекловидное тело, которое состоит из 98,5% воды тоже преломляет солнечные лучи, отраженные от предметов.
Зрачок регулирует его интенсивность солнечного света. Зрачок то сужается, то расширяется. Зрачковый рефлекс – это безусловный рефлекс. В этом процессе активно участвует вегетативная нервная система. Парасимпатический отдел сужает зрачок, а симпатический – расширяет.
Изображение на сетчатке получается перевернутое и уменьшенное. Но человек воспринимает предметы правильно, потому что деятельность одних анализаторов корректируется другими.
 

–Средняя оболочка глаза -  эта оболочка богата сосудами, отсюда и название. В ней выделяют три части: радужка, ресничное тело, собственно-сосудистая оболочка.
Передняя радужка имеет вид плоского кольца и располагается непосредственно под роговицей. Так как роговица прозрачна, то мы видим расположенную под ней радужку.

Вопрос учащимся: Какова цвета радужка у вас? (…………….)

– Почему радужка получила такое название? (Так как может быть разных цветов.)

Радужка может быть разных цветов, отсюда и название. А цвет глаз зависит от пигментов, расположенных в радужной оболочке. Луч света же проникает внутрь глаза через зрачок, который расположен в середине радужной оболочки. Проведем эксперимент.

Эксперимент . Работа в парах

Цель работы: обнаружение сужения и расширения зрачка.

Ход эксперимента: работа проводится в парах. Учащимся предлагается смотреть друг другу в глаза и наблюдать за шириной зрачка. При этом учитель включает и выключает несколько раз свет в кабинете.

После проведения эксперимента учащиеся должны ответить на вопрос: что происходит с зрачком при ярком освещении и в полутьме?

                           Да или Нет

Итог. Расширяется зрачок под влиянием света, а суживается под влиянием темноты. Величина зрачка регулируется специальными глазными мышцами, расположенными в радужке.
Средняя часть сосудистой оболочки ресничное тело. Ресничное тело это круговой валик, в котором заложена ресничная мышца, сокращение которой передается на хрусталик, меняющий при этом свою кривизну.
Собственно сосудистая оболочка содержит черный пигмент, который поглощает свет и богата кровеносными сосудами.

Бинарное зрение. Сравните панорамность и объем зрительных полей разных животных. У хищников – самый большой объем - так легче определять расстояние (сравни: заяц - кошка), а у травоядных больше панорама, чтоб все видеть. Заяц вообще ничего не видит перед носом, поэтому скашивает глаза.

Приложение 5

Почему у человека зрачки круглые?

подсказка

У лошадей горизонтальные зрачки. Это расширяет угол зрения в горизонтальной плоскости. Они обитают на открытой равнине, где хищников нужно обнаруживать заблаговременно, как только они появляются на горизонте.

У кошек и лисиц зрачки расположены вертикально потому, что эти животные, отыскивая свою добычу, смотрят чаще всего вверх и вниз.

Минута на обдумывание.

Проверим ответ. Человек не боится хищников и не высматривает добычу, но он нуждается в максимально возможной зрительной информации.

 Приложение 6

Дополнительный материал (если осталось время)

Иногда анализаторы дают нам искаженное восприятие. Мы привыкли, что чем дальше находится объект, тем меньше его изображение на сетчатке. Поэтому дальние предметы кажутся более мелкими.

Учитель: Искаженные восприятия называют иллюзиями (от лат.illusio – обманывать). На рисунке вы наблюдали иллюзию перспективы. Художники очень часто используют перспективу в живописи, например, когда хотят изобразить далекие предметы. С иллюзиями мы часто встречаемся в жизни. Например, руки в белой и черной перчатках (демонстрация), или когда мы рассматриваем рыбок в аквариуме (демонстрация). В воде предметы кажутся увеличенными, деформированными. Все это примеры оптического обмана. Мы любим смотреть фильмы. Движение в кино воспринимается как непрерывный процесс, но на пленке зафиксированы лишь отдельные моменты этого движения. Наши анализаторы могут сохранять следы возбуждения после того, как раздражение, вызвавшее его, прекратило свое действие. Это явление последействия. Что ж, опять обман? Нет, иллюзия. Раньше кинотеатры называли иллюзионами.
Тем не менее, мы во многом полагаемся на наши зрительные ощущения. И правильно делаем, ведь 70% всех ощущений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Как правило, наше зрение работает замечательно, но ресурсы мозга ограничены. Есть некий предел. И я предлагаю сейчас провести тест на наблюдательность.
(Демонстрация рисунка 1, на котором изображены силуэты синих и красных человечков).

Что вы увидели на этом рисунке? (Силуэты человечков в красных и синих костюмах.)

– Сейчас я опять подниму рисунок, и буду держать его 3–4 секунды. Ваша задача успеть сосчитать количество синих человечков. (Демонстрация рисунка 2, на котором добавлен новый силуэт).

Сколько сосчитали? Молодцы! Кто-нибудь заметил что-то необычное? Поднимите руку?
Что это было, посмотрим вместе. Оказывается, вам было продемонстрировано два рисунка, и на втором появился новый силуэт.
Как получилось, что большинство ребят не заметили подмены, ведь это столь очевидно? Все дело в работе нашего мозга. Я предлагаю вам подумать над этим вопросом дома. Как нам его сформулировать?

Вопрос №1. Почему при подсчете синих человечков большинство ребят не заметили появления новой фигурки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зрительный анализатор

Проведения  уроков с РВГ проходит по технологии РКМЧП, которая позволяет разнообразить совместную работу детей, обеспечить индивидуально-ориентированный подход к групповой работе. Учащиеся ...

Компетентностно-ориентированные залания и презентация к уроку биологии в 8кл. "Зрительный анализатор"

Компетентностно-ориентированные задания позволяют сформировать у учащихся информационно-познавательную компетентность и осуществить индивидуальный подход при изучении нового материала. Презентация соп...

Орган зрения и зрительный анализатор

Разработка педагогического сценария урока биологии с использованием средств мультимедийных технологий...

Модульный урок по биологии в 8 классе по теме "Зрительный анализатор"

Организация обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам. а учитель - осуществить мотивационное управление его учением. В современной школе должна быть создана такая система обучения которая ...

Анализаторы. Зрительный анализатор (строение). Предупреждение глазных болезней, травм глаз

Маршрутный лист к уроку по теме «Анализаторы. Зрительный анализатор (строение). Предупреждение глазных болезней, травм глаз». I.  При работе с текстом мультипроектора выполните за...

План конспект урока по биологии в 8 классе на тему: «Анализаторы. Зрительный анализатор»

Разработка урока  по технологии "Развитие критического мышления" в  рамках проекта Преобразование обучения в XXI веке: развитие культуры мышления. Критическое мышлен...

Деятельность анализаторов. Зрительный анализатор

Презентация для 8-ого класса на тему "Деятельность анализаторов. Зрительный анализатор"...