Презентации по биологии
презентация к уроку по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В данном разделе представлены презентации мои и презентации моих детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.85 МБ | |
| 877.16 КБ | |
| 1.29 МБ | |
| 1.26 МБ | |
| 2.01 МБ | |
| 996.71 КБ | |
| 77.43 КБ | |
| 455.56 КБ | |
| 676.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи темы Вы узнаете: О составе крови, лимфы и тканевой жидкости О иммунной системе О причинах возникновения и способах профилактики инфекционных заболеваний О переливании крови О пересадке органов и преодолении тканевой несовместимости Вы научитесь: Определять форменные клетки крови Распознавать инфекционные болезни и пресекать пути их распространения Бороться с болезнетворными микроорганизмами
Содержание 1 . Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма Компоненты внутренней среды Относительное постоянство внутренней среды Состав крови Плазма крови Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты, или кровяные пластинки Анализ крови Проверьте свои знания 2. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет Защитные барьеры организма Иммунная система Воспаление Инфекционные болезни Проверьте свои знания 3. Иммунология на службе здоровья История изобретения вакцин Лечебная сыворотка Естественный и искусственный иммунитет Аллергия Тканевая совместимость Переливание крови Резус-фактор Проверьте свои знания
Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма Внутренняя среда организма состоит из трех жидкостей: - крови - тканевой жидкости - лимфы Кровь – основной компонент внутренней среды циркулирует по замкнутой системе сосудов Кровь состоит из: - плазмы (межклеточное вещество) -50-60% объема крови - форменные элементы крови (40-50%) – эритроциты, лейкоциты и кровяные пластинки – тромбоциты. Тканевая жидкость - компонент внутренней среды, в котором непосредственно находятся клетки организма. Состоит из: - воды 95% - минеральных солей 0,9% - белков 1,5 % - растворенный кислород, углекислый газ и азот - питательные вещества и продукты клеточного распада , другие соединения Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород В тканевую жидкость клетки выделяют продукты распада . Компоненты внутренней среды
Лимфа Лимфа – третий компонент внутренней среды Лимфа перемещается по лимфатическим сосудам Лимфатические капилляры начинаются в тканях мелкими слепыми мешочками из одного слоя эпителиальной ткани Лимфатические капилляры интенсивно поглощают избыток тканевой жидкости , которая превращается в лимфу.
Лимфа Лимфатические сосуды, сливаясь друг с другом, образуют главный лимфатический сосуд (проток) По пути лимфа проходит лимфатические узлы , которые являются фильтрами Лимфатические узлы задерживают посторонние частицы и уничтожают микроорганизмы Лимфатический проток впадает верхнюю полую вену кровеносной системы.
Внутренняя среда находится в подвижном равновесии В стенках кровеносных сосудов находятся рецепторы , которые сигнализируют о повышении или понижении концентрации веществ в крови Изменения концентрации вызывают определенные рефлексы , которые понижают или повышают количество веществ. Благодаря работе нервной и эндокринной систем колебания веществ во внутренней среде не выходят за пределы нормы – например норма ионов К в плазме здорового человека колеблется от 16 до 20 мг% (гомеостаз) Содержания веществ в крови организма человека выражается некоторым диапазоном: от – до. Относительное постоянство внутренней среды
Цельная кровь состоит из кровяной плазмы и кровяных клеток Кровяная плазма состоит из кровяной сыворотки и нерастворимого белка фибрина Если предохранить кровь от свертывания после расслоения на основные части можно найти: - сверху кровяную плазму - нижняя часть – эритроциты (1 /3 ) - небольшой тонкий слой над эритроцитами – лейкоциты . Состав крови
Плазма крови имеет относительно постоянный состав: - воды около 90% - солевой состав около 0,9% (хлористый натрий, соли калия, кальция, фосфорной кислоты и др. - белки около 7% (фибриноген, глобулины, альбумины и др.) - жиры 0,8% - глюкозы 0,12% - продукты жизнедеятельности клеток - ферменты, гормоны. Плазма крови
Эритроциты - красные кровяные клетки Имеют форму двояковогнутой диска (увеличивается поверхность) Содержат особый белок – гемоглобин ( Hb ) придает красный цвет клетке Эритроциты транспортируют кислород к клеткам тканей и углекислый газ к легким : В легких Hb + 4O 2 = HbO 8 – оксигемоглобин, имеет более светлую окраску – артериальная кровь ярко- алая В тканях HbO 8 = Hb + 4O 2 , оставшись без кислорода гемоглобин темно-красный – венозная кровь темно-красная Эритроциты Отстой крови в пробирке 1- плазма крови 2 – лейкоциты 3 - эритроциты Форменные клетки крови
У всех позвоночных , кроме млекопитающих, клетка эритроцита имеет ядро У млекопитающих зрелые эритроциты не имеют ядра Эритроциты Форма эритроцита и отсутствия ядра способствует большему переносу газов: увеличенная поверхность – быстрое поглощение кислорода больший объем клетки – больше молекул гемоглобина Созревание эритроцитов в красном костном мозге
Лейкоциты – белые кровяные клетки Имеют хорошо развитое ядро Известны различные виды лейкоцитов Число лейкоцитов в 1мм 3 от 4 до 8 тыс. Основная функция лейкоцитов – распознавание и уничтожение чужеродных соединений и клеток во внутренней среде организма Лейкоциты – фагоциты захватывают и пожирают чужеродные тела – фагоцитоз (открыт И.И. Мечниковым) Большая группа лейкоцитов созревает в лимфатических узлах и вилочковой железе (тимусе) – это лимфоциты Лимфоциты способны опознавать антигены, чужеродные соединения и вырабатывать особые химические вещества – антитела Антитела нейтрализуют или уничтожают антигены Лейкоциты Фагоцитоз
Тромбоциты принимают участие в свертывании крови При нарушении целостности сосуда тромбоциты слипаются и разрушаются выделяют фермент и происходят реакции, ведущие к свертыванию крови: растворимый белок плазмы фибриноген превращается в нерастворимый белок фибрин в сетке из фибрина задерживаются клетки крови кровяной сгусток остановка кровотечения Условия свертывания: Присутствие в крови солей кальция, витамина К и других веществ При предохранении крови от свертывания – убирают соли кальция Тромбоциты, или кровяные пластинки В организме имеется система противосвертывания : Гепарин –препятствует свертыванию Фибринолизин – растворяет фибрин Работа с учебником
Состав крови – важная характеристика состояния организма Анализ крови часто проводимое исследование : Определяют количество клеток крови Содержание гемоглобина Концентрация сахара и др. веществ Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) Норма СОЭ для мужчин - 2-10 мм / ч для женщин – 2- 15 мм / ч при воспалительном процессе СОЭ увеличивается При нарушении функции красного костного мозга , при недостатке в организме железа , при значительной потере крови – возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия) При анемии в крови снижается содержание эритроцитов и гемоглобина Норма содержания гемоглобина (в граммах в 100 см3 крови): у мужчины 13-16 г% у женщины 12 -14 г% Анализ крови
Форменные клетки крови образуются в красном костном мозге Дозревание многих лимфоцитов происходит в тимусе ( вилочковой железе) и лимфатических узлах Кроветворение – интенсивный процесс, так как продолжительность жизни клеток крови небольшая: лейкоциты живут от нескольких часов до 3-5 суток эритроциты – 120-130 суток тромбоциты – 5-7 суток Разрушаются клетки крови в селезенке и печени Кроветворение Мазок крови К содержанию Проверьте свои знания
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет Организм человека подвергается постоянным атакам со стороны микробов, вирусов, паразитов Первым барьеров является кожа и слизистые оболочки , которые являются физическими преградами и выделяют вещества, губительные для микроорганизмов Слезы, слюна, соляная кислота вредны для микроорганизмов Действует “ экологическая защита ” – на коже и слизистых находятся микроорганизмы, уничтожающие вредных для человека микробов Вторым барьером становятся элементы внутренней среды организма Иммунитет – способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений , сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и тканей Защитные барьеры организма Иммунитет неспецифический специфический Действует на все микроорганизмы, независимо от их химической природы Распознавать и уничтожать только чужеродные клетки и вещества
Чужеродные вещества , способные вызвать иммунную реакцию называются антигенами Антигенами могут быть микробы, вирусы и любые чужие клетки Следует различать клеточный и гуморальный механизм иммунитета : Клеточный механизм – уничтожает вредный фактор клетками-фагоцитами (И.И. Мечников) Гуморальный механизм – уничтожает вредный фактор особыми веществами – антителами Во внутренней среде организма вырабатываются антитела, соответствующие по строению антигену (как ключ к замку) Результатом взаимодействия антигена и антитела является образование безвредного неактивного соединения Эти соединения уничтожают фагоциты Защитные барьеры организма
У человека есть специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции: красный костный мозг вилочковая железа (тимус) - формируются Т-лимфоциты лимфатические узлы – формируются В-лимфоциты Т-лимфоциты способны распознавать микробные и другие антигены , расшифровывать их химическую структуру В-лимфоциты , получив информацию об антигене от Т-лимфоцитов, начинают стремительно размножаться и выделять в кровь антитела (определенное антитело нейтрализует определенный антиген только вне клетки) С антигенами , попавшими в клетку, борется сама клетка особыми веществами, например - интерферон Иммунная система
Проникшие в организм микробы сначала сосредотачиваются в одном месте, поражая орган или его часть Это вызывает местную реакцию – воспаление , которое не допускает распространение микробов на весь организм, затем их полностью уничтожает. При воспалении происходит: покраснение пораженного участка расширение капилляров, усиленно притекает кровь повышается местная температура раздражаются рецепторы, вызывающие боль С кровью к воспаленному месту прибывают лейкоциты крови и макрофаги из тканей – начинается фагоцитоз : образуется защитный вал и уничтожаются возбудители, гибнут клетки крови – образуется гной. Воспаление Воспаление Работа с учебником
Болезни, вызванные живыми возбудителями – вирусами, микробами, грибами, называются инфекционными Паразитарные болезни вызываются простейшими, червями-паразитами, паразитическими насекомыми, клещами и др. организмами Инфекционные болезни : заразны им свойственно циклическое течение формируют постинфекционный иммунитет Цикличность течения заболевания – смена симптомов болезни : Скрытый период болезни (заражение, размножение возбудителя, нарастание иммунной реакции, наработка антител) Если антитела подавляют возбудителей – болезнь не наступает В противном случае – развиваются симптомы болезни – острый период – накопление возбудителя и вредных веществ Период выздоровления (антитела начинают сдерживать возбудителя, нейтрализуют яды) наступает облегчение, затем выздоровление Инфекционные болезни
Инфекционные болезни – заразные болезни , важно знать пути передачи инфекции Путь передачи инфекции – “ ворота инфекции ” Наиболее часто инфекционными поражениями являются острые респираторные заболевания (ОРЗ), в том числе и грипп ОРЗ и грипп передаются воздушно-капельным путем , поэтому нужно следить за чистотой воздуха, удалять пыль, изолировать больного Уничтожать бактерии кипячением, хлорированием Ряд инфекционных болезней, поражающих преимущественно детей - “ детские болезни ” : корь, ветряная оспа, коклюш, свинка Эти заболевания оставляют стойкий иммунитет Значительную опасность для окружающих представляют бацилло - и вирусоносители , люди переболевшие инфекционной болезнью, но не полностью освободившиеся от возбудителей Инфекционные болезни К содержанию Проверьте свои знания
Иммунология на службе здоровья Иммунология –наука изучающая иммунитет организма Первую вакцину изобрел английский ученый Эдуард Дженнер (1749-1823) Женщины –доярки гораздо реже болели натуральной оспой На оцарапанную кожу мальчика Дженнер перенес жидкость из оспенных пузырьков доярки, болеющей коровьей оспой Через некоторое время он заразил этого мальчика натуральной оспой , но мальчик не заболел Вирус коровьей оспы, неопасный для человека вызвал в организме мальчика появление антител, нейтрализующих вирус черной оспы. Луи Пастер (1822-1895) – французский микробиолог продолжил дело Эдуарда Дженнера . Он первым понял: возбудителями инфекционных болезней являются микробы после перенесения болезни человек, как правило, ею не болеет если ослабить микроорганизмы, они вызывают болезнь в легкой форме человек перенесший такую болезнь, оказывается защищенным от микробов, вызывающих натуральное заболевание Вакцина – препарат из ослабленных микробов или их ядов Прививка - процедура введения вакцины. История изобретения вакцин Работа с учебником
Лечебную сыворотку -получают: из крови переболевшего данным заболеванием человека либо животного предварительно иммунизированного, вводя ему возбудителя инфекционного заболевания или его токсины (яды) В организме животного вырабатываются защитные антитела – антимикробные или антитоксичные Все вакцины и сыворотки специфичны , т.е. обладают строгой направленностью (например, антигриппозная не предохранит от дифтерии) Лечебная сыворотка Изготовление сыворотки 1,2,3,4 – многократная вакцинация лошади 5 – взятие крови с антителами 6,7 – приготовление лечебной сыворотки 8 – ампулы с сывороткой 9 – введение сыворотки для профилактики заболевания
Естественный и искусственный иммунитет ИММУНИТЕТ Естественный (природный) Искусственный (приобретенный) видовой наследственный приобретенный Пассивный (с молоком матери) Активный (после болезни) Активный (после вакцинации) Пассивный (после введения лечебной сыворотки) Луи Пастер разработал методы, которые используются в борьбе с различными заразными заболеваниями, формируя искусственный иммунитет
Аллергия – повышенная чувствительность организма к некоторым факторам окружающей среды Повышенная чувствительность проявляется : к продуктам питания Пахучим веществам Медицинским препаратам Предметам бытовой химии Аллерген – вещество, вызывающее аллергию Попавший аллерген вызывает иммунную реакцию . Антитела прикрепляются к стенкам сосудов, к клеткам различных тканей и органов При вторичном попадании аллергена в организме эти антитела с первыми антителами комплексы антиген-антитело Выделяются вещества, повреждающие клетки , возникает покраснение, зуд, насморк, чихание, кашель и др. Аллергеном может быть цветочная пыльца, комнатная пыль, стиральный порошок, корм для рыб, шерсть собак, антибиотики и др. Аллергия
При пересадке ткани одного человека другому возникает иммунная реакция – пересажанная ткань отторгается Чужая ткань по биохимическому составу несколько отличается от ткани пациента , поэтому организм их воспринимает как антигены Чем меньше пересаживаемая ткань содержит антигенов, тем больше шансов, что она приживется Хирурги отыскивают таких доноров , ткани которых были бы совместимы с тканью реципиента Другой путь пересадки тканей заключается в подавлении иммунной реакции , используя специальные препараты Тканевая совместимость
Донор – люди, дающие кровь Реципиенты – люди принимающие кровь Когда наследственный иммунитет реципиента и донора не совпадают, эритроциты донорской крови разрушаются и это может привести к гибели больного Открыто четыре группы крови: I , II , III , IV В течение всей жизни человека группа крови не меняется Люди I группой крови – универсальные доноры Люди IV группы крови - универсальные реципиенты Антигены (А,В) – белки эритроцитов Антитела ( α , β ) – белки плазмы крови Переливание крови Схема переливания крови
Резус-фактор – белок в эритроцитах крови многих людей ( Rh ) Кровь людей, которые имеют этот белок, называют резус-положительный, если отсутствует - резус-отрицательный При переливании крови резус-отрицательному реципиенту резус-положительную кровь возникнет иммунная реакция При повторном переливании возникает иммунный конфликт – реакция несовместимости Резус-фактор При первой беременности накапливается немного антител, рождается нормальный ребенок При второй беременности происходит резус-конфликт и разрушаются эритроциты плода – развивается гемолитическая болезнь Сразу после рождения проводят обменное переливание крови К содержанию Проверьте свои знания
Заключение Внутренняя среда организма состоит из трех компонентов, объединенные в одну систему Кровь состоит из плазмы и форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов Эритроциты переносят кислород и углекислый газ с помощью гемоглобина Лейкоциты участвуют в формировании иммунитета Тромбоциты участвуют в свертывании крови Кровь переливают согласно группам крови К содержанию
Литература 1. А.С. Батуев и др. “ Биология. Человек ” . Дрофа. 2002 2. Н.А. Фомин. “ Физиология человека ” , Просвещение, 2000 3. Д.В. Колесов “ Биология. Человек ” ,Дрофа. 2006
Кровь и остальные компоненты внутренней среды Проверьте свои знания 1. Из чего состоит внутренняя среда организма? Почему клеткам для процессов жизнедеятельности необходима жидкая среда? 2. Как связаны компоненты внутренней среды организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа? 3. Какие функции выполняет кровь, тканевая жидкость и лимфа? 4 . Каков состав плазмы крови? 5 . Объясните, что такое лимфатические узлы, что в них происходит. Покажите на себе, где находятся некоторые из них. 6. Каковы функции эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов? 7. Выполните задания 1,2, 3 на стр. 89 со знаком ! Ответьте на вопросы К содержанию К слайду
Борьба организма с инфекциями. Иммунитет Проверьте свои знания 1. Как организм человека защищается от микроорганизмов? 2. Что такое иммунитет? 3. К какому виду иммунитета относится фагоцитоз? 4 . Как образуются антитела? Могут ли антитела, выработанные против дифтерии, обезвредить столбнячный яд? 5 . Что такое воспаление? Каковы его признаки? 6. Какие заболевания называются инфекционными? Что для них характерно? 7. Что такое “ ворота инфекции ” ? Почему опасны бацилло - и вирусоносители? 8. Выполните задание на стр. 93 со знаком ! Ответьте на вопросы К содержанию К слайду
Иммунология на службе здоровья Проверьте свои знания 1. Чем занимается вирусология? 2. Чем искусственный иммунитет отличается от естественного? 3. Почему прививка против кори не обеспечивает иммунитет к столбняку? 4 . Что такое аллергия и как она возникает? 5 . Почему тканевая несовместимость является препятствием при пересадке органов? 6. Каковы группы крови у человека? Какие выполняются требования при переливании крови ? 7. Как можно объяснить конфликт между резус-положительнум плодом и резус-отрицательным материнским организмом? 8. Выполните задания 1 и 2 на стр. 99 со знаком ! Ответьте на вопросы К содержанию К слайду
Тромбоциты, или кровяные пластинки Работа по учебнику § 17 страница 86 Прочитайте часть статьи “ Тромбоциты, или кровяные пластинки ” последний абзац на стр.86 и далее Составьте последовательную схему образования тромба при травме кровеносного сосуда К слайду
Воспаление Работа по учебнику § 18 страница 91 Прочитайте часть статьи “ Воспаление ” четвертый абзац на стр.91 Рассмотрите рис. 47 на стр. 92 Ответьте письменно в тетради: Что такое воспаление? Каково значение воспаления? Какие признаки воспаления? К слайду
История изобретения вакцин Работа по учебнику § 19 страница 94 Прочитайте часть статьи “ История возникновения вакцин ” на стр.94 Составьте в тетради небольшой конспект, записав имена ученых и их открытия в иммунологии К слайду
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое желудок ? Желудок – это орган, имеющий полость, который следует за пищеводом. Предназначен для поступления пищи и начала ее переваривания. В желудке частично всасываются питательные вещества, после чего содержимое поступает в двенадцатиперстную кишку.
Где находится желудок ? Желудок располагается в верхней половине брюшной полости. Примерно ¾ части органа находится в левом подреберье, ¼ - в эпигастральной области (под мечевидным отростком грудины)¹. Внутри тела человека желудок тесно соприкасается с такими органами² : Д иафрагма ; Н адпочечник ; С елезенка ; Т олстая кишка; П ечень ; Л евая почка; П оджелудочная железа. После приема пищи форма желудка меняется, он более тесно соприкасается с другими внутренними органами, достигая уровня пупка. В опорожненном виде орган как бы уходит кзади, не касаясь передней брюшной стенки. Относительная стабильность в брюшной полости обеспечивается за счет комплекса связок и малой подвижности входного/выходного отверстий².
Строение: В желудке выделяют 4 части: Кардиальная часть - часть, в которую открывается пищевод. Дно желудка - слева от кардиальной части выступает в виде купола кверху . Тело желудка - граничит с кардиальной частью и дном (самый большой отдел ). Пилорическая часть (состоит из приваратниковой пещеры и канала привратника; или антральный отдел и привратниковый канал) переходит в двенадцатиперстную кишку.
Строение стенки желудка: Стенка желудка состоит из слизистой, подслизистой, мышечной и серозной оболочек. Слизистая оболочка в незаполненном желудке образует складки благодаря выраженной подслизистой основе. На поверхности слизистой оболочки находятся мелкие (1-3 мм) возвышения - желудочные поля, образованные скоплениями желез, выраженные в наибольшей степени в привратниковой части желудка .
Функции желудка: . 1 .Депонирование и механическая обработка. Пища находится в желудке несколько часов, набухает и разжижается . 2 .Частичное переваривание (химическая обработка) пищи. Осуществляется благодаря желудочному соку, который продуцируется специальными клетками, расположенными в слизистой оболочке. У человека в среднем выделяется около 2-2,5 л сока в сутки. Он имеет кислую реакцию (рН 1,5-1,8), состоит из воды, соляной кислоты, слизи и ферментов . 3 .Порционная эвакуация пищевого комка в тонкий кишечник. Происходит примерно каждые 20 секунд. Медленное постепенное прохождение необходимо для нейтрализации кислого содержимого щелочным соком поджелудочной железы — пока пищевой комок не достиг нежной слизистой оболочки тонкой кишки . 4 .Секреция биологически активных соединений: серотонин, гистамин, мотилин , гастрин , вещество Р, грелин (гормон голода ). 5 .Всасывание некоторых веществ: вода (частично), аминокислоты, небольшая часть этанола из спиртных напитков, кофеин, лекарства (аспирин), малая доля водорастворимых витаминов . 6 .Обезвреживание и/или уничтожение болезнетворных микроорганизмов (иммунологическая защита ). 7 .Выделение фактора Касла , необходимого для всасывания из продуктов витамина В12.
Спасибо за внимание ! HiSlide.io
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одной из самых распространенных и самых частых причин является инфекция . Она может развиться в результате неправильной гигиены, при незащищенном половом акте и даже может быть занесена в бассейне, если там находился разносчик этой самой инфекции. На втором месте среди факторов, вызывающих почечную боль, является травматизация . Это может быть удар, падение. Кстати, даже попадание мяча в область почек на уроке физкультуры может стать провокатором, вызвав этот дискомфорт. Почему болят почки ?
Одной из самых распространенных и самых частых причин является инфекция . Она может развиться в результате неправильной гигиены, при незащищенном половом акте и даже может быть занесена в бассейне, если там находился разносчик этой самой инфекции. На втором месте среди факторов, вызывающих почечную боль, является травматизация . Это может быть удар, падение. Кстати, даже попадание мяча в область почек на уроке физкультуры может стать провокатором, вызвав этот дискомфорт. Причины заболеваний почек :
Симптомы: К основным симптомам заболеваний почек относят: Затруднение мочеиспускания Проблемы с мочеиспусканием Отечность при болезнях почек Необъяснимая боль в спине Частые позывы (преимущественно ночью) Повышение температуры тела и артериального давления Отечность нижних конечностей Одутловатость лица Появление крови или пены в моче Тошнота или рвота Высыпания и зуд кожи
Женщины чаще страдают от инфекционных заболеваний почек. Их признаки являются более выраженными и проявляются уже спустя 40–48 часов после попадания в организм инфекции. Неприятным симптомом становится и болезненность мочеиспускания. При некоторых патологиях возможна даже задержка менструации. Женщины нередко жалуются на отечность ног и лица, которая особенно ярко выражена утром, сразу после сна. Мужчины обычно не обращают внимания на невыраженные симптомы и идут в клинику уже при сильных болях, помутнении мочи и серьезном повышении температуры. К основным жалобам также относят сухость во рту, сонливость и шелушения кожи. Болезни почек у женщин и мужчин К наиболее распространенным заболеваниям относят: Мочекаменную болезнь Нефроптоз Почечную недостаточность Пиелонефрит Гидронефроз Острый и хронический гломерулонефрит .
П ровоцирующие факторы Самостоятельно понять , почему появилась боль в почках, сложно – у этого симптома немало причин и провоцирующих факторов. Чаще всего такая жалоба бывает у пациентов, страдающих следующими болезнями: пиелонефритом – это гнойное инфекционное воспалительное заболевание, которое проявляется плохим анализом мочи, повышенной температурой, болью в пояснице; мочекаменной болезнью; радикулитом с обострениями в поясничной области; спондилоартрозом , когда в позвоночнике начинают происходить дистрофические, не поддающиеся лечению изменения; онкологическими новообразованиями; доброкачественными опухолями в этой области; почечной кистой, что может вызвать появление крови в моче, сильную боль в пояснице, а размеры органа значительно увеличиваются; тромбозом почечной артерии – это состояние встречается тогда, когда главный сосуд, питающий почки, перекрывается тромбом, что вызывает сильную боль, запор, тошноту и другие симптомы ; атеросклерозом крупных почечных сосудов; защемлением нерва при остеохондрозе. Боль в почках у женщин может появиться на фоне беременности. Часто такое состояние сопровождается появлением белка в моче, что является первым признаком того, что эти парные органы не справляются со своей задачей, и женщине срочно нужна консультация гинеколога . Боль в почках у мужчин может появиться в результате травмы, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта или инсульте . Важно помнить, что этот симптом не всегда говорит о том, что поражены именно описываемые парные органы. Иногда он появляется из-за заболеваний других органов, и тогда требуется обязательная консультация невропатолога, флеболога или других специалистов. К редко встречающимся провоцирующим факторам можно отнести как острую, так и хроническую почечную недостаточность , нефрит, пионефроз и карбункул почки, генетические аномалии, нефропатию, гепаторенальный синдром.
Диагностика Как отличить боль в почках от поражения других органов? Обычно сделать это может только врач при осмотре и после опроса пациента. Самостоятельно определить причину появления этих неприятных ощущений невозможно. Огромное значение для диагностики играют анализы. Их необходимо делать в первую очередь и тянуть с их сдачей не стоит. Главное – это анализ мочи. Он покажет наличие специфических изменений, которые происходят в этой жидкости только при заболевании почек. Это может быть наличие большого количества белка, эритроцитов, лейкоцитов, бактерий. Анализ мочи может делаться обычным методом с исследованием осадка, а может проводиться по Зимницкому или по Нечипоренко. Анализ крови часто показывает повышенную СОЭ, а также высокое количество лейкоцитов. Это говорит о развитии воспалительного процесса. В биохимическом исследовании акцент делается на уровень белка и альбуминов, а также креатинин и мочевину. Чтобы определить, как работают почки, проводится УЗИ . Оно помогает определить наличие опухолей, кист, а также размеры почек, найти очаги воспаления и точно понять, где именно протекает патологический процесс. Кровоток в парных органах определяется с помощью допплерографии. К дополнительным методам можно отнести рентгенографию с контрастом, КТ или МРТ , а также урографию и биопсию.
Лечение болей в почках часто проводится в стационаре . Пациенту назначается специальная диета с минимальным содержанием соли и белка. Также при остром воспалении рекомендуются постельный режим и ограничение физической нагрузки. Что принимать, если есть боль в почках, способен сказать только врач. Диуретики рекомендуются для снятия отеков и нормализации диуреза. Кортикостероиды эффективно устраняют воспалительный процесс, который часто бывает причиной заболевания. Гормональные препараты обычно применяются при гломерулонефритах или же обычных нефритах. Что делать, если боль в почках вызвана инфекционным заболеванием? В этом случае рекомендуется принимать антибиотики, но определиться с их назначением можно только после определения чувствительности к антимикробным препаратам. Самостоятельное назначение этих препаратов может грозить многочисленными осложнениями. Гипотензивные препараты используются при хронической почечной недостаточности, а также при повышенном давлении. Чем снять боль в почках, если сделать это необходимо экстренно? Лучшим решением станут препараты группы спазмолитиков. Обезболивающие при болях в почках лучше выбирать из группы НПВС. Но принимать их можно только после еды, к тому же у них немалое количество противопоказаний и необходимо внимательно читать инструкцию. Таблетки от боли в почках не рекомендуется принимать слишком долго – если неприятные ощущения не прекратились на протяжении 1-2 дней, необходимо немедленно обратиться к врачу. Операции в нефрологии обычно проводятся по поводу наличия камней, если они не могут выйти самостоятельно. В случаях тяжелых аномалий развития этого парного органа или тотальном поражении всей почки выполняется ее удаление с дальнейшей пересадкой. Лечение
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ротовая полость Пищеварение в ротовой полости Пищевод Желудок Сегодня рассмотрим:
Полость рта — начальный участок переднего отдела пищеварительной системы человека. Служит для приёма пищи и её первичной обработки (включающей механическое измельчение при пережёвывании и начальный этап переваривания, в ходе которого содержащиеся в пище полисахариды расщепляются под действием амилазы и мальтазы , присутствующих в слюне). В результате образуется пищевой комок, поступающий через глотку в пищевод. Ротовая полость
Ротовая полость
Пищеварительная деятельность начинается с момента поступления пищи в ротовую полость. В полости рта определяется вкус пищи, начинается ее первичная механическая и химическая обработка. Пища измельчается (разжевывается), смачивается слюной (имеющей щелочную реакцию), формируется пищевой комок. Пища остается в ротовой полости не более 15-20 сек, поэтому действие ферментов слюны, начавшееся в полости рта, продолжается в полости желудка, пока пищевой комок не пропитается кислым желудочным соком. Ротовая полость
Ф ерменты слюны (амилаза и мальтаза ) расщепляют углеводы (крахмал) до моносахаров . Однако роль слюны как пищеварительного сока невелика. После попадания пищевого комка в желудок и пропитывания его кислым желудочным соком действие их прекращается, так как ферменты слюны работают в щелочной среде. Количество слюны, ее состав определяются характером пищи. Помимо участия в процессе пищеварения, слюна выполняет в организме и другие функции. Она смачивает полость рта, предохраняя ее от высыхания, и этим способствует речевой функции. Кроме того, слюна обладает обладает защитными свойствами (прежде всего, антибактерицидными ). Ротовая полость
При отсутствии в полости рта раздражителей (пищи), слюна из трех пар главных слюнных желез не выделяется. Постоянно функционируют только мелкие слюнные железы, смачивающие полость рта. При поступлении пищи в рот или попадании непищевых, отвергаемых веществ слюна выделяется рефлекторно благодаря распространению возбуждения от рецепторов слизистой оболочки языка к главному отделу слюноотделительного центра, расположенному в продолговатом мозге, и оттуда по волокнам парасимпатического и симпатического нервов к слюнным железам. Это безусловно-рефлекторный механизм возбуждения слюнных желез. По безусловно-рефлекторному механизму с полости рта в работу вовлекаются и другие пищеварительные железы. Через 6-8 минут после попадания пищи в полость рта начинается секреция желез желудка, а секреция поджелудочной железы начинается через 3-4 минуты. Возбуждение слюноотделительного центра может вызвать не только сама пища, попавшая в рот, но и представление о ней, а также вид пищи, запах, т. е. слюноотделение происходит и по условно-рефлекторному типу. Ротовая полость
Строение зуба
Зуб – это особые образования в ротовой полости, служащие для первичной обработки пищи . Зубы образуют зубной ряд, который отвечает за пережевывание пищи для ее переваривания пищеварительной системой. Каждый зуб выполняет свою определенную функцию. Самые частые заболевания зубов – кариес, пульпит, периодонтит и пародонтит . Ротовая полость
Пищевод- часть пищеварительного канала. Представляет собой сплющенную в переднезаднем направлении полую мышечную трубку, по которой пища из глотки поступает в желудок. Стенка пищевода построена из слизистой оболочки, подслизистой основы, мышечной и адвентициальной оболочек. Мышечная оболочка пищевода состоит из двух слоев: наружного продольного и внутреннего циркулярного. В верхней части пищевода мышечная оболочка образована поперечно-полосатыми мышечными волокнами. Пищевод
Пищевод
Пищевод взрослого человека имеет длину 25—30 см. Является продолжением глотки, начинается в области шеи на уровне VI—VII шейного позвонка, затем проходит через грудную полость в средостении и заканчивается. Функция пищевода состоит в продвижении пищевого комка от глотки до желудка. В его обеспечении основную роль играет мускулатура пищевода, обладающая собственной перистальтической активностью. После попадания пищи в пищевод глоточно-пищеводный сфинктер смыкается, а кардиальный жом (физиологическая кардия ) расслабляется. Пищевод
Заболевания пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки: Гастриты разной этиологии Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ ) Дуоденит Хронический хеликобактерный гастрит Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки Пищевод
Из пищевода еда попадает в желудок, его делят на 4 части: - Кардиальная часть желудка находится сверху и прилежит к отверстию из пищевода в желудок, которое называется " кардия " -Дно или свод – часть желудка, которая находится вверху и образует своеобразный купол - Тело желудка является основной средней частью желудка - Привратниковая или пилорическая часть находится у входа в двенадцатиперстную кишку, где расположен сфинктер, регулирующий поступление пищевого комка в двенадцатиперстную кишку – пилорус Также стенка желудка состоит из слизистой оболочки, подслизистого слоя, мышечного слоя и наружного серозной оболочки. Желудок
Желудок
Желудок служит резервуаром для проглоченной пищи, которая в нём перемешивается и обеззараживается (препятствуя проникновению в организм болезнетворных бактерий и микробов) под влиянием желудочного сока, содержащего в своём составе пепсин, липазу, соляную кислоту, слизь и другие активные соединения. Выполняет эндокринную функцию путём секреции целого ряда биологически активных веществ — гистамина, мотилина , гастрина , вещества Р, серотонина и др. Также в нём происходит всасывание сахаров, спирта, воды, соли. Желудок
Размеры желудка варьируются в зависимости от типа телосложения и степени наполнения. Умеренно наполненный желудок имеет длину 24—26 см, наибольшее расстояние между большой и малой кривизной не больше 10—12 см, а передняя и задняя стенки отделены друг от друга на 8—9 см. У пустого желудка длина — 18—20 см, а расстояние между большой и малой кривизной — 7—8 см. Основные заболевания: Гастрит , дуоденит, язва желудка, а также грыжа пищеводного отверстия диафрагмы. Желудок
Пищеварительная система человека состоит из органов желудочно-кишечного тракта и вспомогательных органов, является сложным организмом и необходимым для переваривания пищи и жидкости. Заключение
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи урока: обобщить , углубить и систематизировать знания о систематике растений; - актуализировать и углубить знания об особенностях семейств цветковых растений, значении растений в хозяйственной деятельности человека; -закрепить знания о принадлежности растений к определенным семействам.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Представление команд Каждая команда представляется название команды и девиз. Жюри оценивает по 10 бальной шкале. ТУР 1 Разминка 1 правильный ответ – 1 балл. Отвечает любой из игроков команды. Другие команды ждут своей очереди.
1.Как называется процесс получения растением органических веществ из углекислого газа и воды при помощи энергии света ? 2. Какую часть цветка образуют чашелистики? 3.Что образуется внутри тычинок? 4.Что образуется из завязи после оплодотворения? Фотосинтез Чашечку Пыльца Плод
1.Что придает растениям зеленый цвет? 2.Какая основная функция листа ? 3.Какая зона корня самая длинная ? 4.Как называется корень, образующийся из зародышевого корешка ? Хлорофилл , хлоропласты Фотосинтез. Зона проведения Главный.
ТУР 2 Загадки Команды по очереди отгадывают загадки. Называют растение ( 1 балл) и семейство (1 балл), к которому оно относится. Итого, за каждую правильно отгаданную загадку, команда может получить 2 балла .
Загадка 1. Кто ни прикасается, За того цепляется. Привязчивый и колкий, Кругом торчат иголки. Репейник, Сложноцветные ?
Загадка 2. У извилистой дорожки Растет солнышко на ножке. Как дозреет солнышко – Будет горстка зернышек Подсолнечник, Сложноцветные ?
Загадка 3. Шариком пушистым Белею в поле чистом. Дунул ветерок – Остался стебелек. Одуванчик, Сложноцветные ?
Загадка 4. Лоскуток на лоскутке – зеленые заплатки, Целый день на животе нежится на грядке. Капуста, Крестоцветные ?
Загадка 5. На троне В зеленой короне Царь сидит на припеке И лоснятся от важности красные щеки. Ветер поднялся, Трон зашатался, Царь удивился, С трона свалился Томат, Пасленовые ?
Загадка 6. Она на клумбе расцвела И вскоре названа была Королевой красоты. Эту «мисс» не знаешь ты? Роза, Розоцветные ?
Загадка 7. Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. Поцарапаешь все руки, И порвешь колючкой брюки, Пока ягод наберешь, И варенье запасешь. Малина, Розоцветные ?
Загадка 8. Разломился тесный домик На две половинки, И посыпались оттуда Бусинки-дробинки. Бусинки зеленые, Сладкие ядреные. Горох, Бобовые ?
Загадка 9. Весь из золота отлит, на соломинке стоит. Золотист он и усат , В ста карманах сто ребят. Я загадку загадаю, зерно в поле закопаю; как год пройдет; калач взойдет Пшеница, Злаки ?
Загадка 10. Появились бубенчики – белые горошки. Распустились колокольчики на зелёной ножке. Ландыш, Лилейные ?
Загадка 11. Кто его раздевает, тот слёзы проливает . Лук, Лилейные ?
Загадка 12. Эта ягода на юге На бахче у нас живёт. И всегда в тельняшке «ходит». Кто её мне назовёт? Арбуз, Тыквенные ?
Напишите названия растений, из которых варятся: Рисовая каша Манная каша Ячневая каша Геркулесовая каша Мамалыга 1 правильный ответ – 1 балл . рис из зёрен пшеницы дроблёный ячмень. овёс к укуруза
ТУР 4 «НАЙДИ ОШИБКУ» Каждая команда получает карточку с систематическим положением растений, в ней содержатся ошибки, найдите эти ошибки и исправьте их, время ограничено – 1 минута. За каждую найденную ошибку вам присуждается 1 балл.
ЦАРСТВО: РАСТЕНИЯ ТИП: ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ КЛАСС: ВИД: ШИПОВНИК КОРИЧНЫЙ ТУР 4 «НАЙДИ ОШИБКУ» ДВУДОЛЬНЫЕ ОДНОДОЛЬНЫЕ СЕМЕЙСТВО: РОЗОЦВЕТНЫЕ РОД: ШИПОВНИК СЕМЕЙСТВО: РОЗОЦВЕТНЫЕ РОД: ШИПОВНИК
ЦАРСТВО: РАСТЕНИЯ КЛАСС: ОДНОДОЛЬНЫЕ СЕМЕЙСТВО:ЛИЛЕЙНЫЕ ТИП: ГОЛОСЕМЕННЫЕ РОД: ТЮЛЬПАН ЛЕСНОЙ ВИД:ТЮЛЬПАН ТИП: ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РОД: ТЮЛЬПАН ВИД:ТЮЛЬПАН ЛЕСНОЙ
ТУР 5 «УЗНАЙ ПО ФОРМУЛАМ ЦВЕТКА СЕМЕЙСТВО» Каждая команда получает карточку , на которой находятся формулы цветков, определите семейства растений, которые имеют такие формулы цветков. На это задание вам отводится 1 минута. За каждый правильный ответ вам присуждается 1 балл. ( максимум 6 баллов)
ТУР 5 «УЗНАЙ ПО ФОРМУЛАМ ЦВЕТКА СЕМЕЙСТВО» *Ч4Л4Т4+2П1 * Ч(5)Л(5)Т5П1 ↑ О2+2Т3П1 *Ч0Л(5)Т(5)П1 * Ч5Л5Т∞П∞ ↑ Ч(5)Л1+2+( 2)Т9П1 крестоцветные пасленовые злаковые сложноцветные розоцветные бобовые
ТУР 6 «третий лишний» 1.Команды отвечают по очереди. Необходимо найти из предложенного - лишнее , не принадлежащее к данному семейству. 2.Назвать семейство представленное на слайде. Называют « лишнее» ( 1 балл) и семейство (1 балл ). Итого команда получает 2 балла.
ТУР 6 «третий лишний» Дурман обыкновенный Горох посевной Паслён чёрный семейство пасленовые
ТУР 6 «третий лишний» Формула Ч4 Л4 Т 4+2 П1 Плод стручок Плод ягода Семейство Крестоцветные
ТУР 6 «третий лишний» Плод костянка Плод ягода Плод многоорешек семейство розоцветные
ТУР 6 «третий лишний» Плод боб Клубеньковые бактерии семейство Бобовые Формула цветка
ТУР 7 «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ » Условия: 1 представитель от команды за короткое время должны ответить на 10 вопросов. Оценка: 1 балл за вопрос
1.К какому семейству относится картофель? 2.Сколько тычинок у розы? 3.Как называется плод у вишни? 4.Какое соцветие у ромашки? 5.Какое жилкование листа у пшеницы? ( паслёновые ) ( много ) ( костянка ) ( корзинка ) ( параллельное )
6.Из какого растения получают масло? 7 .Какое лакомство из картофеля любят дети во всём мире? 8 .Без какого простого агротехнического приёма невозможно вырастить картофель? 9 .Каким способом опыляются цветы подсолнечника? 10.Какой плод у малины? ( подсолнечник ) ( чипсы ) ( окучивание ) ( насекомыми ) ( многокостянка )
1.Какой континент является родиной картофеля? 2.Как называется плод у гороха? 3.Какое жилкование у листьев ландыша? 4.Помидор – овощ или фрукт? 5.Сколько лепестков в цветке вишни? ( Ю. Америка ) ( боб ) ( дуговое ) ( овощ) ( пять )
6.Как называется плод у капусты? 7.Какое насекомое – главный враг картофеля? 8.Как называются подземные побеги картофеля? 9.Какое соцветие у ландыша? 10.Какая корневая система у злаков? ( стручок ) ( колорадский жук ) ( столоны ) ( кисть ) ( мочковатая )
ИГРА ЗАВЕРШЕНА ! ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Часть 1. Строение нефрона. Нефрон — структурно-функциональная единица почки . Нефрон состоит из почечного тельца , где происходит фильтрация, и системы канальцев, в которых осуществляются реабсорбция (обратное всасывание) и секреция веществ . Нефрон вместе с собирательной трубочкой образует мочевой каналец , который также рассматривается как функциональная единица почки.
Виды нефронов. Кортикаотные нефроны- основные нефроны, где происходит образование мочи на 60-70% Юкстамебуллярные нефроны- нефроны с длинными петлями Генле , которые пронизывают весь мозговой слой. Обеспечивают концентрирование мочи. 10-20% Суперфициальные нефроны- короткие петли Генле 20-30%- выполняют роль шунтов
Капсула нефрона Капсула Боумена — Шумлянского окружает клубочек и состоит из висцерального (внутреннего) и париетального (внешнего) листков. Внешний листок представляет собой обычный однослойный плоский эпителий . Внутренний листок составлен из подоцитов , которые лежат на базальной мембране эндотелия капилляров, и ножки которых покрывают поверхность капилляров клубочка. Ножки соседних подоцитов образуют на поверхности капилляра интердигиталии . Промежутки между клетками в этих интердигиталиях и образуют, собственно, щели фильтра, затянутые мембраной. Размер этих фильтрационных пор ограничивает перенос крупных молекул и клеточных элементов крови. Между внутренним листком капсулы и внешним, представленным простым, непроницаемым, плоским эпителием, лежит пространство, в которое поступает жидкость, профильтровавшаяся через фильтр, который сформирован мембраной щелей в интердигиталиях , базальной пластинкой капилляров и гликокаликсом , секретируемым подоцитами . Нормальная скорость клубочковой фильтрации (СКФ) составляет 180—200 литров в сутки, что в 15—20 раз превышает объём циркулирующей крови — иными словами, вся жидкость крови за сутки успевает профильтроваться приблизительно двадцать раз. Измерение СКФ является важной диагностической процедурой, её снижение может быть показателем почечной недостаточности. Небольшие молекулы — такие, как вода, ионы Na + , Cl - , аминокислоты, глюкоза, мочевина, одинаково свободно проходят через клубочковый фильтр, так же проходят через него белки массой до 30 кДа , хотя, поскольку белки в растворе обычно несут отрицательный заряд, для них определённое препятствие составляет отрицательно заряженный гликокаликс . Для клеток и более крупных белков клубочковый ультрафильтр представляет непреодолимое препятствие. В результате, в пространство Боумена — Шумлянского , и далее в проксимальный извитой каналец, поступает жидкость, по составу отличающаяся от плазмы крови только отсутствием крупных белковых молекул.
Ч асть 2. Функция. Нефрон обеспечивает нормальную работу всего организма, выполняя ряд важнейших функций: 1 . Очищает циркулирующую по сосудам кровь. 2. Участвует в формировании мочи первичного и вторичного типа. 3. Осуществляет возврат воды, ионов, аминокислот. 4. Регулирует водный, кислотно-основной и солевой баланс в органах и системах. 5 . Обеспечивает поддержание артериального давления в пределах нормальных значений. 6. Секретирует ряд гормонов.
Функция капсулы. Какова функция капсулы нефрона ? Капсула нефрона напоминает бокал с двумя стенками. Щель между ними (полость капсулы ) сообщается с канальцем. В капсуле происходит фильтрация крови: часть плазмы крови проходит через стенку кровеносного сосуда в щель капсулы . В артериолах остаются форменные элементы и белки.
Часть 3. Заболевания. У нефрона есть много типов заболиваний : Нефросклероз, гломерулонефрит , Острый пиелонефрит , Интерстициальный ( тубулоинтерстициальный ) нефрит. Что это? Нефросклероз- это вторичное поражение почек, которое заключается в уменьшении их размеров и постепенном замещении фиброзной тканью . В настоящее время термин нефросклероз входит в понятие хронической болезни почек. Гломерулонефрит – это заболевание почек иммуновоспалительного генеза с преимущественным вовлечением в процесс клубочкового аппарата. Острый пиелонефрит - это острое инфекционное воспаление почек, которое сначала вовлекает чашечки и лоханку, а позже может переходить на интерстициальную (межуточную) ткань . Интерстициальный ( тубулоинтерстициальный ) нефрит- это не бактериальное, воспалительное поражение почек, протекающее с повреждением канальцев и межуточной ткани .
Финал. Как лечить. Как лечить заболевания нефрона: Чтобы терапия была успешной, необходимо избавиться от причины, которая привела к развитию нефроза. Для избавления от липидного нефроза необходимо определить, какая именно инфекция спровоцировала развитие заболевания. С учётом этого фактора подбирается антибактериальная терапия. Для лечения некротического нефроза необходимо проведение дезинтоксикационной терапии, а также мероприятий, которые позволят не допустить развития шокового состояния у больного. Для лечения амилоидного нефроза больному назначают специальную диету, обогащённую фруктами, овощами, витаминами и продуктами, содержащими калий. Во время острой фазы болезни пациенту осуществляют переливание крови, назначают мочегонные препараты и препараты альбумина. Чтобы уменьшить отёки, которые сопровождают любую форму нефроза, пациентам рекомендуется придерживаться диеты с уменьшенным содержанием соли и воды. В сутки необходимо употреблять не более 1-2 г соли. Параллельно больному назначают мочегонные препараты.
Спасибо за просмотр!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задача №1 Участок молекулы ДНК, кодирующий часть полипептида, имеет следующее строение: -А –Ц –Ц –А –Т –А – Г –Т – Ц – Ц – А – А – Г – Г – А – Определите последовательность аминокислот в полипептиде.
1 ) Зная последовательность кодирующей цепи по принципу комплементарности достраиваем и-РНК ДНК: -А –Ц –Ц – А – Т – А – Г – Т – Ц – Ц – А – А – Г – Г – А – и –РНК:-У – Г – Г – У – А – У – Ц – А – Г – Г –У – У – Ц – Ц – У –
Используя таблицу генетического кода, определяем последовательность аминокислот в полипептиде. УГГ – триптофан УАУ – тирозин ЦАГ – глутамин ГУУ – валин ЦЦУ – пролин
Ответ: триптофан – тирозин – глутамин – валин – пролин
Задача №2 Сколько нуклеотидов содержит ген (обе цепи ДНК), в котором запрограммирован белок инсулин из 51 аминокислоты?
Обоснование решения: Одним из свойств генетического кода является то, что каждая аминокислота кодируется триплетом ДНК.
1.Подсчитаем количество нуклеотидов в одной цепи ДНК. 51* 3=153 нуклеотида 2.Подсчитаем, сколько нуклеотидов содержит ген (обе цепи ДНК) 153* 2 =306 нуклеотидов Ответ: 306 нуклеотидов.
Задача Антикодоны тРНК поступают к рибосомам в следующей последовательности нуклеотидов УЦГ, ЦГА, ААУ, ЦЦЦ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК , последовательность нуклеотидов на ДНК, кодирующих определенный белок и последовательность аминокислот во фрагменте молекулы синтезируемого белка, используя таблицу генетического кода
Решение 1) По принципу комплементарности последовательность нуклеотидов на и-РНК : иРНК АГЦ-ГЦУ-УУА-ГГГ; 2) тогда по принципу комплементарности на основе иРНК находим ДНК: ТЦГ-ЦГА-ААТ-ЦЦЦ , 3) С помощью таблицы генетического кода на основе иРНК определяем последовательность аминокислот : СЕР-АЛА-ЛЕЙ-ГЛИ.
Задача Последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка следующая: ФЕН-ГЛУ-МЕТ. Определите , пользуясь таблицей генетического кода, возможные триплеты ДНК, которые кодируют этот фрагмент белка.
Задача Последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка следующая: ФЕН-ГЛУ-МЕТ. Определите , пользуясь таблицей генетического кода, возможные триплеты ДНК, которые кодируют этот фрагмент белка.
Решение 1) Аминокислота ФЕН кодируется следующими триплетами иРНК : УУУ или УУЦ, следовательно, на ДНК ее кодируют триплеты ААА или ААГ. 2) Аминокислота ГЛУ кодируется следующими триплетами иРНК : ГАА или ГАГ . Следовательно, на ДНК ее кодируют триплеты ЦТТ или ЦТЦ. 3) Аминокислота МЕТ кодируется триплетом иРНК АУГ. Следовательно, на ДНК ее кодирует триплет ТАЦ.
Задача Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок тРНК , имеет следующую последовательность нуклеотидов : ТТГ-ГАА-ААА-ЦГГ-АЦТ . Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК который синтезируется на данном фрагменте. Какой кодон иРНК будет соответствовать центральному антикодону этой тРНК ? Какая аминокислота будет транспортироваться этой тРНК ? Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
Решение 1) Нуклеотидная последовательность участка тРНК ААЦ-ЦУУ-УУУ-ГЦЦ-УГА; 2) нуклеотидная последовательность антикодона тРНК — УУУ; 3) нуклеотидная последовательность кодона иРНК — ААА; 4) транспортируемая аминокислота — лизин.
Примечание В данном типе заданий ключевыми словами являются: « все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице ». Т. е. нам необходимо найти именно тРНК — молекулы, состоящие из 70—90 нуклеотидов, которые свернуты определенным образом и напоминают по форме клеверный лист и переносят аминокислоты в биосинтезе белка. Синтезируются они на ДНК в определенных участках, которые видны под микроскопом в виде ядрышек. Поэтому, сначала на ДНК по принципу комплементарности определяем участок тРНК (так же как мы это делали при определении иРНК ). Затем находим тот триплет, который является центральным, именно его по принципу комплементарности переводим в иРНК и только теперь по таблице генетического кода находим аминокислоту.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Глухарь Крупная птица из семейства фазановых, отряда курообразных . Названием «глухарь» птица обязана известной особенности токующего в брачный период самца утрачивать чуткость и бдительность, чем часто пользуются охотники.
Рябчик Небольшая лесная птичка с пестрой расцветкой, благодаря которой и получила свое название. Любит как и растения, так и различных букашек. Зимой прячется в снег ,чтобы переждать сильные морозы и переночевать
Бородатая куропатка Очень шустрая и быстробегающая птичка, живет в степи, в зарослях трав и кустов, и никогда не садится на ветки деревьев и кустарников. Очень любит жуков и муравьев, а также семена растений, ягоды и плоды растений. Летает недалеко и невысоко, с характерным звуком кррр кррр крррр .
Чомга (большая поганка) Обитает в прудах и озерах. Весной у птиц на голове отрастают два пуска перьев, похожих на ушки, и огненно рыжий воротничок вокруг шеи. Строят плавучее гнездо из камыша и тростника, в которое и откладывают яйца.
Серая цапля Птица отряда пеликанообразных , семейства цаплевых . Внешность весьма характерна. Это длинноногая, длинношеяя птица, серой окраски сверху и белой снизу, с включениями чёрного цвета, с довольно длинным острым клювом. Размеры достаточно большие, вес взрослого самца может достигать 2 кг. Самки несколько меньше самцов, однако в остальном от них почти не отличаются.
Ласточка Маленькая длинная птичка, имеющая хвост с большим разрезом в форме вилки и изогнутые длинные острые крылья. Л Легко приспосабливаются к различным условиям, гнезда строят под нависающими элементами, крышами, карнизами, обрывами, мостами и тому подобное. Питаются мухами, кузнечиками, жуками, стрекозами и другими летающими насекомыми.
Дятел Мелкая или среднего размера птица, ведущая древесный образ жизни. Питается насекомыми, которых с помощью клюва добывает из-под коры дерева. Гнездятся в дуплах ,выбирая, как правило, больные или погибшие деревья. Дятлы иногда используют в качестве барабана пустые консервные банки, либо куски железа, для того, чтобы их было слышно как можно дальше . Таким образом они призывают других дятлов.
Удод Небольшая яркая птица с длинным клювом и хохолком. Обитает на открытых лугах и пастбищах с редкими деревьями и кустами. Осторожна, но не пугли ва , при приближении человека сразу улетает. Много времени проводит на земле, охотясь за насекомыми.
Б елопоясный стриж Обитает практически во всех районах, селиться старается в защищенных местах, таких как пещеры , речные и горные обрывы, под крышами зданий. П Гнездо представляет собой полушарие из сухой травы и других материалов , собранных во время полета, и скрепленные между собой слюной. Питается исключительно насекомыми, пойманными во время полета.
Ушастая сова Отличается от обычной совы большими пучками перьев на голове. Жить предпочитает в лесах, занимая старые гнезда ворон и сорок. При этом довольно спокойно относится к человеку, поэтому нередко селиться в городских парках и в лесах на окраине города. Питается мелкими грызунами и птицами, насекомыми.
Филин Хищная , очень крупная по размеру птица. Живет в степных и лесных районах республики, однако не боится человека , и может селиться в городской черте. Охотится на зайцев, грызунов , ежей, ворон водоплавающих и куриных птиц, а также множество других мелких животных. Гнезда устраивает в ямке на земле, используя укрытия из наваленных веток, камней, промоин, расщелин. Также с удовольствием занимает уступы на крутых склонах гор и горных речек.
Лебедь - кликун Одна из красивейших водоплавающих птиц Бурятии. С вое название получил за громкий трубный крик. Взлетая, долго разбегается, молотя лапками по воде. Лебеди- кликуны питаются в основном растительной пищей, водными растениями, а также поедают мелких беспозвоночных животных. Птенцы питаются в основном животным кормом на мелководье, добывая пищу со дна, наполовину ныряя в воду, как утки.
И ещё много других птиц обитают у нас в Бурятии Такие как: Турпан(дикая утка) Степной орел Сапсан Пустельга Дрофа Воробей Голубь Кукушка Серый журавль Чибис Чайка
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общая характеристика Скелет хрящевых рыб состоит не из костей, а из хрящей. Изначально хрящи более мягкие, чем кости. Но со временем из-за отложения минералов становятся почти такими же твердыми. Общими характеристиками всех представителей класса, помимо хрящевого скелета, являются: плакоидная чешуя; горизонтальное расположение плавников; жабры, лишенные крышек; отсутствие плавательного пузыря; вентральное расположение ротового отверстия. Продуктом обмена всех подобных организмов является мочевина. Некоторым хрящевым рыбам свойственно живорождение.
Внешнее строение Начнем с покровов. Форма тела разнообразна: у акул — напоминает торпеду, у скатов — тело сплющено в спинно-брюшном направлении. У рыб есть парные и непарные плавники: брюшные и грудные, а также спинной и хвостовой соответственно. У хрящевых рыб может наблюдаться шелуха, которая представляет собой дентиновую пластинку. Она покрыта тонкой эмалью зубца и пронизывает эпидерму. Кожа хрящевых рыб способна выделять слизь, благодаря которой бактерии не могут попасть через покровы. А еще слизь нужна для того, чтобы облегчать движение рыб в толще воды . Скелет состоит из следующих отделов: хребет (состоит из позвонков); череп; скелет плавников и их поясов. Можно выделить 2 отдела позвоночника: Туловище. Хвост. На протяжении всей жизни у этих рыб сохраняется хорда. Она представляет собой тонкий тяж, находящийся в центре тел позвонков и заполняющий пространство между ними. Тела позвонков туловища формируют верхние дуги: через них проходит спинной мозг. Что касается хвостового отдела, то там хребты имеют нижние дуги, через которые проходят вена и хвостовая артерия.
Внешнее строение Череп представляет собой два отдела: мозговой и висцелярный. Мозговой отдел полностью покрывает головной мозг, а висцелярный — это опора для дыхательного аппарата. Под висцелярным отделом понимают комплекс жаберных дуг и челюсти. Хрящевая дуга — это пояс передних конечностей или плечевой пояс. Пояс задних конечностей или тазовый пояс представляет собой непарную хрящевую пластинку. Формирование свободных плавников происходит при помощи ряда хрящей. Если говорить о мускулатуре, то она представляет собой поперечнополосатые мышечные сегменты .
Дыхательная система Жабры. Они связаны с пищеварительной системой. Жаберные щели (5–7) открываются с одного бока в глотку, с другого — наружу. Жаберные отверстия отделяются жаберными перегородками. В их толще содержатся хрящевые жаберные дуги. На внутренней стороне жабр расположены жаберные тычинки . Жаберные тычинки вместе образуют цедильный аппарат , который процеживает воду и препятствует проникновению пищи в дыхательную систему. Сами жабры состоят из жаберных лепестков , в них происходит газообмен. Жаберные лепестки сидят на передней и задней стенках перегородок жаберных щелей.
Пищеварительная система На челюстях расположены большие зубы. У хищных видов зубы расположены в несколько рядов и очень острые. Ротовая полость открывается в глотку. В виде слизистой складки на дне глотки находится язык. Задняя часть глотки пронизана жаберными щелями. Короткий пищевод переходит в желудок, который дугообразно загнут. Кишечник разделен на тонкий, толстый и прямую кишку. В тонкую кишку впадает желчный проток большой двухлопастной печени. В печени может откладываться жирообразное вещество, которое уменьшает удельный вес животных, увеличивает плавучесть. Поджелудочная железа лежит в брыжжейке тонкой кишки. В толстом кишечнике расположен спиральный клапан (внутренний вырост со спиральными завитками), который увеличивает всасывательную поверхность. В прямой кишке есть особая железа, которая играет определенную роль в солеобменных процессах организма. Прямая кишка открывается в клоаку.
Нервная система Хорошо развит головной мозг. Он состоит из пяти отделов: продолговатый мозг, мозжечок, средний, промежуточный и передний мозг. Передний мозг большой, не имеет полушарий и коры. Выполняет функцию обонятельного центра, принимает участие в координации движений. Средний мозг образует зрительные доли. Хорошо развит мозжечок, координирует движения. От головного мозга отходят 10 пар черепных нервов. Спинной мозг имеет вид тонкой трубки. Расположен в спинномозговом канале, образованном дугами позвонков.
Нервная система Хорошо развиты органы чувств. На голове расположены глаза (органы зрения). Глаза имеют плоскую роговицу, шарообразный хрусталик. Могут видеть на близком расстоянии, распознавать цвет и форму предметов. Есть парные ноздри, которые ведут к обонятельным капсулам (органы обоняния). Орган слуха представлен внутренним ухом (имеет три полукружных канальца в отличие от круглоротых). Орган боковой линии состоит из канала, который лежит в коже и соединяется с внешней средой. Он расположен у акул и химер по бокам тела и разветвляется на голове. На дне канальца расположены чувствительные рецепторы, воспринимающие колебания воды.
Кровеносная система Кровеносная система замкнутая. Один круг кровообращения. Сердце двухкамерное, состоит из желудочка и предсердия. От желудочка отходит артериальный конус, а от конуса ведет начало брюшная аорта. Венозная кровь проходит через сердце и по брюшной аорте попадает в жаберные сосуды, где насыщается кислородом. По сонным артериям насыщенная кислородом кровь попадает в голову, а по спинной аорте — в разные органы тела. Кровь превращается в венозную и по венам течет в сердце. Есть воротная система печени. Селезенка расположена рядом с желудком. Это орган, который содержит большое количество эритроцитов. Кровь имеет красную окраску, так как в ней есть кровяные тельца — эритроциты.
Выделительная система Органы выделения представлены парными почками и выделительными канальцами. В почках образуется моча и выводится через мочеточники в клоаку, а из клоаки — наружу.
Размножение Половая система состоит из половых желез и половых протоков. Половые органы парные. Семенники лентовидные. От них отходят семявыносящие канальцы, которые впадают в верхнюю часть почки. Собственных половых протоков, которые открываются в клоаку, у самцов нет. Их функцию выполняют мочеточники. У самцов часть брюшных плавников преобразована в копулятивные органы. Яичники парные. У самок парные яйцеводы сливаются и образуют общую воронку. В расширении яйцеводов сформированы скорлупные железы, которые образуют оболочку яиц. Яйцевод открывается в клоаку собственным отверстием. Яйцеклетки имеют большое количество желтка. Из яичника выходят зрелые яйцеклетки в полость тела и захватываются воронкой. Оплодотворение внутреннее. Оно происходит в яйцеводе. Нижняя часть яйцеводов расширена и образует своеобразную матку. Развитие прямое.
Размножение Яйца откладываются наружу (большие, в роговой оболочке, небольшое количество). Яйца часто имеют разные выросты, которыми цепляются за подводные предметы. Мальки хрящевых рыб некоторое время питаются за счет питательных веществ яйца. Некоторые виды яйцеживородящие, тогда яйца развиваются в матке. При этом необходимые питательные вещества находятся в яйце. Яйцо окружено оболочкой, а при выходе малька она разрывается. При настоящем живорождении зародыш получает питание из материнского организма. У него образуется плацента — особая оболочка, через которую поддерживается связь с кровеносной системой матери.
Развитие Для хрящевых рыб свойственно прямое развитие. В некоторых случаях можно говорить о яйцеживорождении. В этом случае развитие эмбриона происходит при помощи запасов яичного желтка — при этом, в яйцепроводах матери. Есть и живородящие виды. Здесь можно увидеть образование выростов яйцепровода : через них зародыш рыбы получает питательные вещества из материнского организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по биологии "экскурсии по биологии 6 класс"
Экскурсия № 1Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животныхЭкскурсия №2Зимние явления в жизни растенийЭкскурсия № 3Мир растений малой РодиныЭкскурсия № 4Природное сообществ...

Презентация по биологии на тему "Кожа человека" (биология 8 класс)
Тема "Значение кожи и ее строение" занимает в программе всего 1 урок. Чтобы материал был интересен и легче запоминаем я и подготовила данную презентацию. В ней доступно и наглядно представлены основны...

Презентация по биологии на тему "Мочевыделительная система человека" (биология 8 класс)
Презентация для учащихся 8 класса по биологии к теме "Мочевыделительная система человека" призвана помочь учащимся увидеть наглядно строение мочевыделительной системы, ее макро и микростроение, а такж...

Презентация по биологии на тему «Жить здорово. Молоко». (8 класс, биология)
Это презентация к уроку обобщения , систематизации и практического применения знаний с экспериментальным определением краткого химического анализа качества молока , в теме &laq...

Презентация по биологии на тему:" Жизнь на разных материках" для 5 класса. К учебнику "Введение в биологию" 5 класс автор Н.И. Сонин, А.А. Плешаков
Презентация позволит лучше усвоить материал учащимися....

Презентация по биологии на тему «Кровь - носительница жизни». (8 класс, биология)
Урок проводится в 8 классе в ходе изучения главы - III «Кровь. Кровообращение » и рассчитан на 45 минут. На уроке реализуются различные формы, методы и приёмы обучения: самостоятельн...

Презентация по биологии "Методы биологии"
Презентация направлена на знакомство детей с методами биологии....
