Проблемное обучение на уроках биологии
материал по биологии

Проблемное обучение на уроках биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon problemnoe_obuchenie_bio.ppt1.27 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемное обучение

Слайд 2

Проблемное обучение ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Слайд 3

Из истории Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.

Слайд 4

Основное понятие Проблемно-поисковое обучение – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, а также активная самостоятельная поисковая деятельность учащихся по разрешению проблем

Слайд 5

Функции проблемного обучения усвоение учениками с нарушением слуха системы знаний и способов умственной и практической деятельности, развитие интеллекта глухих учащихся, то есть их познавательной самостоятельности и творческих способностей, формирование диалектического мышления школьников, формирование всесторонне развитой личности. Кроме этого, проблемное обучение имеет и следующие функции: воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности), воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы, формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности),

Слайд 6

Особенности проблемного обучения самостоятельное усвоение новых понятий путем решения учебных проблем. средство формирования мировоззрения связи обучения с жизнью разнообразие самостоятельных работ учащихся. индивидуальный подход. подвижная взаимосвязь элементов эмоциональная активность ученика

Слайд 7

Виды проблемного обучения Первый вид («научное» творчество) Второй вид (практическое творчество) Третий вид (художественное творчество)

Слайд 8

Традиционный урок Проверка д/з учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3. Объяснение темы учителем. 4. Закрепление знаний учениками. Проблемно-диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражение решения. 5. Применение знаний учениками. Организация проблемного обучения Чем же отличается традиционный урок от проблемно-диалогического урока?

Слайд 9

Методы проблемного обучения 1. Метод проблемизации. 2. Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы. 3. Метод уяснения готового знания из печатного источника 4. Методы проблемного обсуждения.

Слайд 10

Элементы проблемно-диалогического обучения на уроках биологии. Проблемное изложение Число бактерий различно в воздухе проветренных и непроветренных помещений. Так, в классе после проветривания перед началом урока бактерий в 13 раз меньше, чем в той же комнате после урока. Как же распространены бактерии на Земле?

Слайд 11

Поисковая беседа Цианобактерии нередко называют сине-зелеными водорослями. Почему? 1.Какой пигмент определяет способ питания цианобактерий? 2. Как делятся бактерии по способу питания?

Слайд 12

Игровая деятель ность Используя фото и иллюстративный материал, проводим игру «Грибной сезон» по определению съедобных и ядовитых грибов. Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность Используя дополнительную литературу, как выращивают грибы в искусственных условиях?

Слайд 13

Проблемное изложение Во многих местах земного шара наблюдается так называемый «красный снег». У нас в стране это явление встречается на Кавказе, северном Урале, Арктики. Необычную окраску снега вызывает – хламидомонада снежная. Какой пигмент содержа её клетки?

Слайд 14

Поисковая беседа О чем свидетельствует наличие лишайников в данной местности? Как растут лишайники? Почему лишайники медленно разрушают горы? Где используют лишайники?

Слайд 15

Решение проблемных задач Почему плауны, хвощи, папоротники относят к высшим споровым растениям?

Слайд 16

Проблемное изложение Заполнить пропуски в тексте: « Мхи распространены преимущественно в хорошо ______________________. В отличии от водорослей мхи имеют ______________. Размножаются _________. Мхи сплошным ковром покрывают ________ и, отмирая, образуют _________ Самостоя-тельная поисковая и исследова-тельская деятельность Написать сочинение от имени мха

Слайд 17

Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. - Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? - Какая будет тема урока? 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал - Вопрос был один? А сколько мнений? или Задание было одно? А как вы его выполнили? - Почему так получилось? Чего мы не знаем? 3. Шаг 1 . Обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2 . Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, расчетом или наглядностью. - Вы сначала как думали? А как на самом деле? 4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. - Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Слайд 18

Этапы урока Действия учителя (наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками) Действия ученика Доска и оборудование Создание проблем-ной ситуации Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающее удивление. Приемы: - предъявляет ученикам одновременно два противоречивых факта, мнения; - задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их; - задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (в виде сообщения, эксперимента, наглядно); - дает задание, не выполнимое вообще или при имеющемся у учащихся уровне знаний и умений - Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание? Вступая в диалог с учителем ( выполняя задания ), выявляют противоречие, проговаривают и осознают его Например, в двух разных углах доски фиксируются (словами, символами) два противоречащих факта ОБЩАЯ МОДЕЛЬ проблемно-диалогического урока изучения нового материала

Слайд 19

Формулирование проблемы - Какой у вас возникает вопрос (проблема)? // Что предстоит выяснить? По-разному формулируют вопрос Основной вопрос записывается Версии - Какие у вас есть версии решения проблемы? Предлагают версии; принимаются и абсурдные От проблемы стрелками ключевые слова Актуализация имею-щихся знаний Планирование деятельности - Что мы уже знаем по этой проблеме? Здесь и везде используются: Либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества). Либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики). - Что нужно узнать для решения проблемы? Вспоминают изученный ранее материал - понятия, факты, которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум); определяют , каких знаний им не хватает, где и как их добыть (открыть) Например, в виде призна-ков понятия, опорного сигнала и т.п. План действий: 1…, 2…, …

Слайд 20

Поиск решения (открытие нового знания) Если на уроке одно новое знание (понятие, закономерность, правило), то открытие осуществляется в один шаг, но в разных формах: через побуждающий или подводящий диалог, через решение продуктивного задания. Вывод: - Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске). - Если новое знание состоит из нескольких информационных единиц, то открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме. Вступают в диалог (пассив-ных можно вытас-кивать фразами «Объясни, как ты понял, что сказал Миша..»; Выполняют за-дания на новый материал (всем классом) Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проб-леме Ответы, преодолевающие учебную проблему фиксируются на доске в виде тезисов, рисунков-символов, таблицы и т.п.

Слайд 21

!!! Принципиально важно при этом: 1) Чередовать формы работы : индивидуальную, парную, групповую с общей беседой; 2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь. Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос : 1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…».

Слайд 22

Выражение решения. Применение нового зна ния. Рефлексия - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? - Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок и т.п.) Обобщают , делают вывод по проблеме. Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание Графическое выражение решения проблемы может использоваться как основа для последующей работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"

опминееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее7шшлгпортолдрчкашлдолрвчальбтимоеаеншщлдб ркенршщлдбьим6п78шщгшльпенгшлджлрп...

Проблемное обучение на уроках биологии

Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который:начинает воспринимать себя по-иному;бол...

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения".

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения"....

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно – ориентированного обучения

Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения ...