Урок обобщения по теме " Вегетативные органы растения"
план-конспект занятия по биологии (6 класс)

Матыцина Надежда Николаевна

Урок обобщения материала по теме " Вегетативные органы растения" в форма увлекательной игры " Ключи от форта ВОРКСЛ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Урок - игра «Ключи от Форда ВОРКСЛ» по теме «Вегетативные органы растения – корень, стебель, лист»

Воробьева Татьяна Александровна, учитель биологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашская гимназия г.Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

Цель: обобщить знания учащихся по темам «Побег», «Корень», «Лист»

Задачи:

1. Повторить, закрепить и обобщить знания учащимся по разделу «Вегетативные органы растения»;

2. Развивать логическое мышление учащихся, память, умения применять собственные знания в новых ситуациях, внимательность, сообразительность, познавательный интерес;

3. Формировать научно-материалистическое мировоззрение учащихся, научную картину мира

Тип урока: обобщающий урок

Методические приемы: демонстрация иллюстраций, натуральных объектов, рисунков, схем, беседа

Оборудование: изображение форда, 6 ключей, путеводный лист игры, название форда, таблицы «Крестики - нолики», сигнальные карточки, индивидуальные задания

Литература:

1. В.Г.Смелова «Игры на обобщающих уроках ботаники»

2. А.Д.Шукайло «Тематические игры по химии»

3. Н.Н.Баранникова «Контрольная работа по темам: «Побег» и «Стебель» // журнал «Биология. Приложение к «Первое сентября», № 2, 2005

4. Е.В.Можчиль «Зеленый мир» // журнал «Биология. Приложение к «Первое сентября», № 17, 2005

5. Пасечник В.В. «Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения»

Ход урока:

1) Организационный момент

2) Нацеливание учащихся

- Сегодня я вас приглашаю поиграть в игру «Форд ВОРКСЛ». Главное в этой игре, расшифровать название форда. Для того, чтобы это сделать, вам необходимо пройти комнаты с заданиями, получить 6 ключей. Собрав все ключи и используя все подсказки, получить его название.

j0090386

- Каждый из вас получает путеводный лист нашей игры, в котором вы будете выставлять набранные баллы.

Ключи от Форда ВОРКСЛ

Ф.И. учащегося

№ задания

Прохождение комнаты

Количество баллов

1

2

3

4

5

6

3) 1 задание «Вопрос-ответ». 1 ключ – тагеветивные

- Чтобы получить 1 ключ из 1 комнаты, необходимо правильно ответить на вопросы:

  1. Что такое корень?
  2. Какие бывают корни?
  3. Какую корневую систему называют стержневой? Мочковатой? Примеры.
  4. Перечислите зоны корня.
  5. Перечислите видоизменения корней.
  6. Что называют побегом?
  7. Каким бывает листорасположение у растений?
  8. Чем отличается простой лист от сложного?
  9. Перечислите виды жилкования.

10) Какую роль играют устьица в жизни растений?

11) Перечислите видоизменения листьев.

12) Какие виды стеблей вы знаете?

13) Перечислите видоизменения побегов.

- Вы получаете 1 ключ, на котором написано слово «ТАГЕВЕТИВНЫЕ».

4) 2 задание «Крестики-нолики». 2 ключ – орган

- Давайте в следующей комнате поиграем в «Крестики-нолики». Найдите выигрышные пути на таблицах, где их составляют:

 а) названия видоизменений различных частей растений (корней, побегов и листьев)

Корневище

Корнеклубни

Корни-прицепки

Колючки

Клубень

Воздушные корни

Усики

Корнеплоды

Луковица

   

б) названия частей внутреннего строения органов растения

Зона всасывания

Губчатая ткань

Столбчатая ткань

Луб

Древесина

Сердцевина

Зона проведения

Зона растяжения

Камбий

- Вы получаете 2 ключ, на котором написано слово «ОРГАН».

5) 3 задание «Определи тип корневой системы». 3 ключ – ярастени

- Определите тип корневой системы у следующих растений. Для ответа используйте сигнальные карточки: красная – с буквой «С» и зеленая – с буквой «М».

                               Чеснок – М                           Репа - С

                               Редька – С                            Мятлик - М

                               Свекла – С                            Морковь - С

                               Пшеница – М                       Рожь - М

                               Лук – М

- Вы получаете 3 ключ, на котором написано слово «ЯРАСТЕНИ».

6) 4 задание «Биологический хоккей». 4 ключ – горень (1 ряд), 5 ключ – мебель (2 ряд), 6 ключ – тсил (3 ряд)

- Я – нападающий, вы – защитники (бросок – вопрос, отражение атаки - ответ)

- Игру будем проводить по рядам, для каждого есть свое задание:

1 ряд – «Вставьте пропущенные слова вместо точек»

 

2 ряд – «Выберите правильное суждение»

3 ряд – «Найдите лишнее слово»

самостоятельная работа по карточкам

Ответы:

- Внимание! Если кто-то отвечает неверно, у вас есть шанс набрать еще баллы.

проверка заданий

- 1 ряд получил 4 ключ – «ГОРЕНЬ»,

   2 ряд получил 5 ключ – «МЕБЕЛЬ»,

   3 ряд получил 6, последний, ключ – «ТСИЛ».

7) Дополнительное задание «Гонка за лидером» (t`)

- Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

  1. Докажите, что клубень – видоизмененный побег.
  2. Что происходит, если на срез клубня капнуть йодом?
  3. Докажите, что луковица – видоизмененный побег.
  4. Почему луковица растет, хотя находится не в почве, а в воде?
  5. Как можно определить возраст деревьев?
  6. Рассмотрите растения и определите, в каких условиях они произрастали на своей родине? На основании каких признаков вы сделали свой вывод?
  7. Почему рыхление почвы называют «сухой поливкой»?
  8. Известно, что один и тот же лист растения утром и вечером имеет разную массу. Как вы считаете, когда он легче? Объясните свое предположение.
  9. Почему насекомоядные растения питаются насекомыми? Как они к этому приспособились?

8) Расшифровка названия форда

   - Итак, у нас получилось! Вместе мы смогли добыть 6 ключей.

на доске

«ТАГЕВЕТИВНЫЕ» «ОРГАН» «ЯРАСТЕНИ» «ГОРЕНЬ» «МЕБЕЛЬ» «ТСИЛ»

- Чтобы расшифровать название форда, надо ответить на мои вопросы-  подсказки:

  1. Поменяйте местами 1 и 3 слоги в слове (вегетативные).
  2. Поставьте слово во множественном числе (органы).
  3. Поставьте 1 букву в слове на конец слова (растения).
  4. Замените 1 букву в слове на соответствующую ей парную глухую согласную (корень).
  5. Замените 1 букву в слове на сочетание букв СТ (стебель).
  6. Прочитайте слово в обратную сторону (лист).

- Какое название носит наш форд «Вегетативные органы растения: корень, стебель, лист».

9) Подведение итогов. Оценивание. Домашнее задание

- Подсчитайте количество набранных вами за игру баллов: если вы набрали 1-2 балла, то получаете за урок оценку «4», 3 и более баллов – оценку «5».

- Домашнее задание: составьте свои ребусы, кроссворды, загадки, интересные задания по теме «Вегетативные органы растения – корень, стебель, лист».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачет по теме "Вегетативные органы растения", 6 класс

Урок содержит конспект и презентацию. итоги урока не подрозумевают отрицательные оценки, что способствует большей заинтересованности и активности учащихся. Применяя различные формы контроля, можно ср...

Вегетативные органы растения

Урок обобщения в 6 классе...

Презентация к уроку "Вегетативные органы растений"

Презентация  соответствует программным  требованиям. Может использоваться  на  уроках по  теме "Корень", "Побег", а  также при подготовке к ГИА. Раскрывает  основные...

Раздел Растения . Тема " Вегетативные органы" Побег. 6 класс

Тестовая работа в 2-х вариантах.Выбрать  правильный ответ...

Урок обобщения на тему: Органы цветковых растений.6 класс.Автор Н.И.Сонин

Урок обобщения на тему: Органы цветковых растений.6 класс.Автор Н.И.Сонин...

Тест Вегетативные органы растений.

Тест для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по биологии....

Тренировочный тест ЕГЭ по биологии по теме: "Вегетативные органы растения"

Данный тест предназначен для учащихся, которые занимаются биологией на профильном уровне обучения...