МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ГИА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ
учебно-методический материал по биологии (11 класс)
Выступление на методическом объединении учителей биологии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.31 КБ | |
| 780.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Методические рекомендации по повышению эффективности подготовки обучающихся к ГИА на основе анализа результатов государственной итоговой аттестации по биологии
Слайд 2
В целом в 2024 году результаты ОГЭ по биологии выше, чем в 2023 году на 5,68%.
Результаты ОГЭ дают возможность составить общее представление об уровне достижения учебных целей обучения биологии на территории Белгородской области – о сформированности естественно-научного мировоззрения, биологической грамотности, творческого мышления, а также о готовности выпускников 9 классов Белгородской области к дальнейшему обучению предмету.
Остановимся на заданиях с невысоким процентом выполнения.
Слайд 3
Задание №13 повышенного уровня сложности проверяло умение соотносить морфологические признаки животного или его отдельных частей с предложенными моделями по заданному алгоритму. С заданием справились 38,97% обучающихся.
Типичной ошибкой выпускников на данное задание является неверное определение характеристик, соответствующих внешнему строению животного.
Возможные причинами получения выявленных типичных ошибочных ответов вы видите на слайде.
Задание № 22 повышенного уровня сложности проверяло умение объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей; умения распознавать и описывать на рисунках (изображениях) признаки строения биологических объектов на разных уровнях организации живого. С заданием справились 29,51% обучающихся.
Типичные ошибки обучающихся – определение существенных признаков биологических объектов (явлений), причин и мер профилактики заболеваний у человека.
Слайд 4
Задание № 23 высокого уровня сложности проверяло умение объяснять результаты биологических экспериментов. С заданием справились 33% обучающихся.
Типичными ошибками выпускников на данное задание являются затруднения в анализе, объяснении и определении результатов экспериментов.
Задание № 26 высокого уровня сложности проверяло умение решать учебные задачи биологического содержания: проводить качественные и количественные расчёты, делать выводы на основании полученных результатов; умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания. С заданием справились 28,78% обучающихся.
Типичные ошибки обучающихся – отсутствие обоснования необходимости рационального и здорового питания, ошибки в математических расчетах. Кроме того, ряд выпускников испытывают затруднения в правильном округлении чисел. Следует отметить, что обучающиеся больше всего допускают ошибок в третьем элементе ответа, связанном с теоретическим вопросом по теме задания.
Учителям рекомендуется включать в образовательный процесс задания, направленные на формирование:
- Прочных теоретических знаний по учебному предмету «Биология». Стоит уделить особое внимание содержанию раздела «Человек и его здоровье», поскольку в экзаменационных материалах высока доля заданий по данному разделу и именно в нём рассматриваются наиболее актуальные для обучающихся практико-ориентированные вопросы сохранения и укрепления физического и психического здоровья человека.
Умений анализировать информацию, представленную графически, проводить сравнение и сопоставление, выявлять причинно-следственные связи.
- Умений производить верные математические расчеты.
- Умений применять знания в практической деятельности, в новой и измененной ситуациях.
Слайд 5,6
Педагогам необходимо обратить особое внимание выпускников на оформление решения некоторых заданий с развернутым ответом. На слайде вы видите образ решения задания, оцененный на максимальный балл и образ работы с наиболее часто встречающимися ошибками.
Слайд 7,8,9
Анализ результатов ОГЭ по биологии среди выпускников 2024 года в Белгородской области показал, что на успешность выполнения заданий 1, 16, 13, 22, 23, 26 могла повлиять слабая сформированность следующих метапредметных умений, навыков, способов деятельности которые вы видите на слайдах.
Проанализировав метапредметные навыки, можно сделать вывод, что большие затруднения у выпускников 9 классов возникают при работе с информацией, а также наблюдается слабая сформированность базовых логических действий и навыков самоорганизации.
Вот именно несформированность указанных выше метапредметных умений, навыков, способов деятельности привела к типичным ошибкам:
- неверное определение характеристик, соответствующих внешнему строению животного;
- неверно определены существенные признаки биологических объектов (явлений), причины и меры профилактики заболеваний у человека;
- затруднения в анализе, объяснении и определении результатов экспериментов;
- отсутствие обоснования необходимости рационального и здорового питания, ошибки в математических расчетах.
Слайд 10
Проведенный анализ выполнения заданий КИМ ОГЭ по биологии девятиклассниками позволяет сделать следующие выводы, которые вы видите на слайде.
К вероятными причинами затруднений и типичных ошибок обучающихся Белгородской области можно отнести следующие:
- невнимательное изучение фотографий и рисунков;
- небольшой визуальный опыт;
- слабая сформированность таких элементов содержания как признаки и свойства живого, строение организма человека;
- слабая сформированность умения анализировать информацию, представленную графически, умения проводить сравнение и сопоставление;
- несформированность умений выявлять причинно-следственные связи, объяснять (устанавливать) взаимосвязи человека и окружающей среды и зависимость собственного здоровья от её состояния;
- слабая сформированность умений анализировать, делать выводы, объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности;
- слабая сформированность умений работать с табличными данными, давать письменный развернутый ответ;
- несформированность умений выполнять математические расчеты;
- слабая сформированность умения применять биологические знания в практической деятельности и в новой ситуации;
- слабая сформированность таких элементов содержания, как «Млекопитающие»,
«Взаимосвязи организмов и окружающей среды», «Человек и его здоровье», «Научные методы изучения живой природы».
Рекомендации учителям по совершенствованию методики преподавания биологии на уровне основного общего образования на основе выявленных типичных затруднений и ошибок
- Особое внимание необходимо уделять биологическому эксперименту, формируя умения устанавливать особенности объекта изучения, причинно-следственных связей, оценивать на достоверность и применимость информацию, полученную в ходе эксперимента, самостоятельно формулировать выводы и обобщения.
- Усилить практико-ориентированность обучения биологии, данный подход должен являться одним из основных направлений в деятельности учителя в условиях реализации обновленных ФГОС ООО, т.к. формирование функциональной грамотности (в том числе и естественно-научной) на сегодняшний день является ключевой задачей школьного образования. Значимая роль в этом направлении отводится практико- ориентированным, реальным, жизненным задачам.
Учителям биологии, работающим в 5 классах необходимо:
- в целях формирования визуального опыта чаще предлагать ученикам задания с фотографиями, рисунками;
- включать практико-ориентированные задания на применение знаний в новой ситуации, а также задания, предполагающие применение математических знаний и умений, проведение расчетов, закрепление вычислительных навыков;
- отрабатывать умение применять методы биологии
- Эффективными приемами являются «Дополни определение, предложение», «Лови ошибку», «Восстанови текст», которые формируют умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.
Учителям биологии, работающим в 6-7 классах следует выделять время на отработку умений:
- работать с текстом посредством заданий на формулирование оснований для извлечения и обобщения информации из нескольких источников, преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую;
- применять биологические термины и понятия в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
- выполнять практические и лабораторные работы, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов;
- описывать усложнение организации организмов в ходе эволюции;
- демонстрировать на конкретных примерах связь знаний по биологии со знаниями по другим учебным предметам, например, по математике, географии, различным видам искусства.
Учителям биологии, работающим в 8 классах следует уделить должное внимание изучению таких тем, как «Человек – биосоциальный вид», «Питание и пищеварение». В ходе изучения указанных тем, у обучающихся будут сформированы умения: объяснять положение человека в системе органического мира, обосновывать необходимость рационального и здорового питания.
Учителям биологии, работающим в 9 классах необходимо уделить особое внимание:
- изучению следующих тем: «Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира», «Уровни организации живой природы», раздела «Живые системы и их организация».
Слайд 11
На слайде мы видим результатов ЕГЭ по биологии, которые показывают положительную динамику в сравнении с результатами 2023 года: средний процент выполнения всех заданий увеличился на 1,35%, тестовый балл – на 4,04%. Необходимо отметить, что уменьшилось количество участников, не преодолевших минимальный балл, на 0,06 %.
Успешность выполнения заданий КИМ представлена в виде среднего процента выполнения, который составляет 54,75%.
Содержательный анализ результатов единого государственного экзамена по биологии даёт возможность составить общее представление об уровне достижения учебных целей при обучении биологии. Для содержательного анализа и конкретики заданий используется открытый вариант КИМ ЕГЭ по биологии (Вариант № 311).
Слайд 12
Остановимся на заданиях которые вызвали наибольшее затруднение:
Задание № 25 (высокий уровень сложности, проверяемые элементы содержания – обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов, средний процент выполнения – 21%).) На слайде вы видите какие знания и умения проверяет это задание, а также типичные ошибки.
Задание проверяет знание о многообразии организмов, основных закономерностях организации животных организмов. Для выполнения данного задания необходимо уметь обобщать и применять знания по биологии, формулировать грамотный, развёрнутый и обоснованный ответ на вопрос.
Типичные ошибки, допущенные выпускниками:
в ответах называли один вид рыб вместо двух;
не смогли определить два физиологических изменения в крови, которые приводят к повышению кислородной ёмкости Выпускники не смогли установить причинно- следственные связи между строением органов и систем органов с выполняемыми функциями, так как не знают механизмы газообмена в связи со средой обитания.
Слайд 13
Задание № 26 (высокий уровень сложности, проверяемые элементы содержания – обобщение и применение знаний по общей биологии (клетке, организму, эволюции органического мира и экологических закономерностях) в новой ситуации, средний процент выполнения – 18%).)
Выпускники показали недостаточные знания по типам видообразования и его механизмах, критериях вида, поэтому они не смогли установить причинно-следственные связи между половым отбором и видообразованием.
Таким образом, анализ выполнения заданий 2 части позволяет сделать вывод о том, что традиционно наиболее низкую решаемость имеют задания высокого уровня сложности (линии 23 – 28).
Это свидетельствует о недостаточной сформированности у выпускников умений самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, грамотно формулировать свой ответ; применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания из предметов естественно-научного цикла; формулировать выводы и делать прогнозы; решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.
Слайд 14,15
Педагогам необходимо обратить особое внимание выпускников на оформление решения некоторых заданий с развернутым ответом. Далее на слайде вы видите образ решения задания, образ работы с наиболее часто встречающимися ошибками.
Слайд 16
Включённые в КИМ ЕГЭ задания выявляют достижение метапредметных и предметных результатов освоения федеральной образовательной программы среднего общего образования. При выполнении заданий, помимо предметных знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности, востребованы также универсальные учебные познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Рассмотрим задания, на успешность выполнения, которых могла повлиять слабая сформированность метапредметных умений; обратим внимание на типичные ошибки при выполнении заданий КИМ, обусловленные слабой сформированностью метапредметных умений в 2024 г.
Это задание №23 (высокий уровень сложности, средний процент выполнения – 28%). При выполнении данного задания необходимо на основе данных предположить частоту внесения препаратов А, В и их комбинацию с ингибиторами ферментов бактерий для достижения наибольшего антибактериального эффекта.
Анализ выполнения задания свидетельствует о том, что у выпускников недостаточно сформированы следующие УУД, которые вы видите на слайде.
Слайд 17
Задание №26 (высокий уровень сложности, проверяемые элементы содержания – обобщение и применение знаний по общей биологии (клетке, организму, эволюции органического мира и экологических закономерностях в новой ситуации), средний процент выполнения – 21%). Задание направлено на проверку сформированности метапредметных умений: выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения. Анализ выполнения задания показал, что у выпускников слабо сформированы следующие УУД, которые видим на слайде.
Слайд 18
На основе результатов статистического анализа результатов экзамена можно считать, что недостаточно сформированы у выпускников следующие умения и виды деятельности:
- самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, грамотно формулировать свой ответ;
- умение выявлять причинно-следственные связи между исследуемыми биологическими объектами;
- умения объяснять основные направления и результаты эволюции органического мира, основные ароморфозы и идиоадаптации в эволюции растительного и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции;
- применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания из предметов естественно- научного цикла;
- формулировать выводы и делать прогнозы;
- решать биологические задачи по цитологии, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.
Рекомендации для учителей по совершенствованию методики преподавания биологии на уровне среднего общего образования на основе выявленных типичных затруднений и ошибок
Слайд 19
С целью формирования естественно-научной грамотности, как способности применять в жизненных ситуациях знания и умения, полученные на уроках, необходимо совершенствовать следующие компетентности обучающихся 10 класса:
- умение владеть методами научного познания в биологии: наблюдение и описание живых систем, процессов и явлений, организация и проведение биологического эксперимента, выдвижение гипотезы, выявление зависимости между исследуемыми величинами, объяснение полученных результатов, использованных научных понятий, теорий и законов, умение делать выводы на основании полученных результатов;
- умение применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей;
- умение решать элементарные генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивание, сцепленное наследование, составлять схемы моногибридного скрещивания для предсказания наследования признаков у организмов;
- умение выполнять лабораторные и практические работы, соблюдать правила при работе с учебным и лабораторным оборудованием.
Слайд 20
В 11 классе при организации работы с текстом следует обратить внимание учащихся на необходимость внимательного прочтения условия заданий, чёткого выполнения заданий, исходя из содержания условия задания, разработки алгоритма ответа на задания. Поэтому необходимо использовать при обучении приемы технологии формирования смыслового чтения, которые направлены на развитие читательской грамотности: «Толстые и тонкие вопросы», «Лови ошибку», заполнение таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал»,«Составление кластера», «Чтение с пометками на полях: «V» - знаю, «+» - новое, «?» - есть вопросы и др.
Для качественной подготовки к ГИА по биологии в практике преподавания рекомендуется использовать материалы и пособия, информация о которых содержится на официальных сайтах: http://www.fipi.ru; http://www.examen.ru, «Майская дистанционная школа» для выпускников (https://beliro.ru/deyatelnost/metodicheskaya-deyatelnost/virtual- cabinet/majskaya-distanczionnaya-shkola-dlya-vyipusknikov)
Полезным будет проведение интегрированных уроков с математикой, физикой, биологией для формирования целостной картины мира во взаимосвязи и взаимозависимости всех его компонентов.
Индивидуальные пробелы в предметной подготовке обучающихся могут быть компенсированы за счёт дополнительных занятий во внеурочное время, выдачи обучающимся индивидуальных заданий по повторению конкретного учебного материала к определённому уроку и обращения к ранее изученному в процессе освоения нового материала.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание № 13 повышенного уровня сложности проверяло умение соотносить морфологические признаки животного или его отдельных частей с предложенными моделями по заданному алгоритму. С заданием справились 38,97% обучающихся. Возможными причинами получения выявленных типичных ошибочных ответов являются: невнимательное изучение фотографии и рисунков; слабая сформированность умения анализировать информацию, представленную графически, умения производить измерения линейкой, умения проводить сравнение и сопоставление; слабая сформированность таких элементов содержания, как «Млекопитающие». Задание № 22 повышенного уровня сложности проверяло умение объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей; умения распознавать и описывать на рисунках (изображениях) признаки строения биологических объектов на разных уровнях организации живого. С заданием справились 29,51% обучающихся. Возможными причинами получения выявленных типичных ошибочных ответов являются: небольшой визуальный опыт, несформированность умений выявлять причинно-следственные связи, объяснять (устанавливать) взаимосвязи человека и окружающей среды и зависимость собственного здоровья от ее состояния; слабая сформированность таких элементов содержания, как «Животный мир», «Человек и его здоровье».
Задание № 23 высокого уровня сложности проверяло умение объяснять результаты биологических экспериментов. С заданием справились 33% обучающихся. Возможными причинами получения выявленных типичных ошибочных ответов являются: слабая сформированность знаний об особенностях строения и функций органов и систем органов биологических объектов, умений анализировать, делать выводы, объяснять причины достижения ( недостижения ) результатов деятельности; несформированность таких элементов содержания, как «Научные методы изучения живой природы». Задание № 26 высокого уровня сложности проверяло умение решать учебные задачи биологического содержания: проводить качественные и количественные расчёты, делать выводы на основании полученных результатов; умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания. С заданием справились 28,78% обучающихся . Возможными причинами получения выявленных типичных ошибочных ответов являются: слабая сформированность умений работать с табличными данными, давать письменный развернутый ответ, выполнять математические расчеты, применять биологические знания в практической деятельности и в новой ситуации; несформированность таких элементов содержания, как «Энергетическая емкость (калорийность) пищи» и «Рациональное питание».
Задание № 22 Проверяемые элементы содержания / умения – объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей. Распознавать и описывать на рисунках (изображениях) признаки строения биологических объектов на разных уровнях организации живого. Образ работы выпускника Белгородской области, получившей максимальный балл Образ работы выпускника Белгородской области, получившей минимальный балл Комментарий. Задание оценено в 0 баллов. Учащийся неправильно определил объект на рисунке и его систематическое положение, т.е. отсутствует первый элемент критерия. В ответе приведена одна мера профилактики заражения паразитом вместо двух, поэтому и этот элемент оценен в 0 баллов.
Образ работы выпускника Белгородской области, получившей минимальный балл Комментарий. В ответе на задание с рисунком неправильно определен объект, указан не тот тип червей. В работе нет ни одной из двух профилактических мер по предотвращению заражения паразитом.
Анализ результатов ОГЭ по биологии среди выпускников 2024 года в Белгородской области показал, что на успешность выполнения заданий 1, 16, 13, 22, 23, 26 могла повлиять слабая сформированность следующих метапредметных умений, навыков, способов деятельности: Познавательные УУД: Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев); делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; Работа с информацией: применять различные методы, инструменты при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; Коммуникативные УУД: общение – выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
Регулятивные УУД: Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; ориентироваться в различных подходах принятия решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм; делать выбор и брать ответственность за решение; Самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; объяснять причины достижения ( недостижения ) результатов деятельности; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения ( недостижения ) результатов деятельности; оценивать соответствие результата цели и условиям.
Кроме того, на успешность выполнения задания № 23 могла повлиять слабая сформированность следующих познавательных УУД (базовые исследовательские действия): оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы из результатов проведённого исследования (эксперимента), владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений.
Выводы об итогах анализа выполнения заданий, групп заданий Анализ результатов участников ОГЭ по биологии в 2024 году показал, что низкие показатели успешности продемонстрировали школьники при выполнении заданий, направленных на проверку следующих элементов содержания/умений, навыков, видов познавательной деятельности: понимание роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира; умение применять систему биологических знаний; владение основами понятийного аппарата и научного языка биологии; умение объяснять положение человека в системе органического мира; умение описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать важнейшие биологические процессы в организмах растений, животных и человека; соотношение морфологических признаков животных или его отдельных частей с предложенными моделями по заданному алгоритму; экосистемная организация живой природы; работа с информацией биологического содержания, представленной в виде фрагмента экосистемы; объяснение результатов биологических экспериментов; работа с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать); решение учебных задач биологического содержания; умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ КИМ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ Средний процент выполнения заданий по биологии в Белгородской области в 2024 году
Задание № 25 (высокий уровень сложности, проверяемые элементы содержания – обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов, средний процент выполнения – 21%).) Задание проверяет знание о многообразии организмов, основных закономерностях организации животных организмов. Для выполнения данного задания необходимо уметь обобщать и применять знания по биологии, формулировать грамотный, развёрнутый и обоснованный ответ на вопрос. Педагогам необходимо развивать умение устанавливать взаимосвязи между строением и функциями органоидов, клеток разных тканей, органами и системами органов, обосновывать и объяснять биологические процессы, явления, применять знания в изменённой и новой ситуациях. Для этого необходимо строить опорные схемы по царствам живых существ; систематизировать большой объём информации в виде таблиц и схем для лучшего запоминания, что имеет огромное практическое значении при изучении предмета.
Задание № 26 (высокий уровень сложности, проверяемые элементы содержания – обобщение и применение знаний по общей биологии (клетке, организму, эволюции органического мира и экологических закономерностях) в новой ситуации, средний процент выполнения – 18%).) Задание направлено на проверку умений применять знания в изменённой и новой ситуациях; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы и делать прогнозы.
Задание № 25. Проверяемые элементы содержания / умения – обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов. Образ работы выпускника Белгородской области, получившей минимальный балл Комментарий. Участник ЕГЭ не называет свойство роста корня, обусловленное статолитами, соответственно не объясняет его. Учащийся не отмечает расходования крахмала для метаболических процессов при нахождении растения в темноте, т.е. не связывает отсутствие фотосинтеза (и, как следствие, поступление питательных веществ) с использованием питательных веществ статолитов в темноте.
Образ работы выпускника Белгородской области, получившей минимальный балл Комментарий. Участник ЕГЭ не понимает смысла вопроса, не называет свойство роста корня, обусловленное статолитами, соответственно не объясняет его, не отвечает на поставленные вопросы.
Анализ метапредметных результатов обучения, повлиявших на выполнение заданий КИМ Задание № 23 (высокий уровень сложности, средний процент выполнения – 28%). Познавательные УУД ( формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; владеть навыками проектной и исследовательской деятельности, уметь интегрировать знания из разных предметных областей; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду). Регулятивные УУД (самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения, прогнозировать неблагоприятные экологические последствия).
Задание № 26 (высокий уровень сложности, проверяемые элементы содержания – обобщение и применение знаний по общей биологии (клетке, организму, эволюции органического мира и экологических закономерностях в новой ситуации), средний процент выполнения – 21%). Задание направлено на проверку сформированности метапредметных умений: выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения. Познавательные УУД (владение научной терминологией, ключевыми понятиями; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях). Регулятивные УУД (выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения).
На основе результатов статистического анализа результатов экзамена можно считать недостаточный уровень подготовки выпускников по следующим элементам содержания: «Многообразие организмов. Грибы, Растения. Животные» (средний процент выполнения – 45%); «Организм человека. Установление соответствия» (средний процент выполнения – 44%); «Эволюция живой природы. Происхождение человека. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера» (средний процент выполнения – 39%); «Применение биологических знаний в практических ситуациях, анализ экспериментальных данных (методология эксперимента)» (средний процент выполнения – 45%); «Задание с изображением биологического объекта» (средний процент выполнения – 30%); «Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов» (средний процент выполнения – 21%); «Обобщение и применение знаний по общей биологии (клетке, организму, эволюции органического мира и экологических закономерностях) в новой ситуации» (средний процент выполнения – 18%); «Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации» (средний процент выполнения – 35%);
С целью формирования естественно-научной грамотности, как способности применять в жизненных ситуациях знания и умения, полученные на уроках, необходимо совершенствовать следующие компетентности обучающихся 10 класса: умение владеть методами научного познания в биологии: наблюдение и описание живых систем, процессов и явлений, организация и проведение биологического эксперимента, выдвижение гипотезы, выявление зависимости между исследуемыми величинами, объяснение полученных результатов, использованных научных понятий, теорий и законов, умение делать выводы на основании полученных результатов; умение применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей; умение решать элементарные генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивание, сцепленное наследование, составлять схемы моногибридного скрещивания для предсказания наследования признаков у организмов; умение выполнять лабораторные и практические работы, соблюдать правила при работе с учебным и лабораторным оборудованием. Рекомендации для учителей по совершенствованию методики преподавания биологии на уровне среднего общего образования на основе выявленных типичных затруднений и ошибок
Рекомендации для учителей по совершенствованию методики преподавания биологии на уровне среднего общего образования на основе выявленных типичных затруднений и ошибок В 11 классе при организации работы с текстом следует обратить внимание учащихся на необходимость внимательного прочтения условия заданий, чёткого выполнения заданий, исходя из содержания условия задания, разработки алгоритма ответа на задания. Поэтому необходимо использовать при обучении приемы технологии формирования смыслового чтения, которые направлены на развитие читательской грамотности: «Толстые и тонкие вопросы», «Лови ошибку», заполнение таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал»,«Составление кластера», «Чтение с пометками на полях: «V» - знаю, «+» - новое, «?» - есть вопросы и др. Для качественной подготовки к ГИА по биологии в практике преподавания рекомендуется использовать материалы и пособия, информация о которых содержится на официальных сайтах: http://www.fipi.ru; http://www.examen.ru, «Майская дистанционная школа» для выпускников (https://beliro.ru/deyatelnost/metodicheskaya-deyatelnost/virtual- cabinet / majskaya-distanczionnaya-shkola-dlya-vyipusknikov ) Полезным будет проведение интегрированных уроков с математикой, физикой, биологией для формирования целостной картины мира во взаимосвязи и взаимозависимости всех его компонентов.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации по математике
Анализ итоговой аттестации по математике в 9 классе....

Результаты государственной (итоговой) аттестации 2011 года в форме единого государственного экзамена по русскому языку Результаты государственной (итоговой) аттестации 2011 года в форме единого государственного экзамена по русскому языку
Сравнительный анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2010, 2011 годах. Наблюдается положительная динамика роста среднего балла, качества обучения....

Анализ результатов государственной итоговой аттестации по географии в 2013 -2013 учебном году
анализ результатов ГИА пл географии...
План мероприятий по повышению качества результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся
План мероприятий по повышению качества результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся...

Анализ результатов государственной итоговой аттестации выпускников IX и XI классов
Представлен анализ результатов государственной итоговой аттестации выпускников 9-х ,11-х классов за 2017-2018 учебный год...

Протокол проверки результатов государственной итоговой аттестации обучающихся в 2019 году
Протокол проверки результатов государственной итоговой аттестации обучающихся в 2019 году...

Протокол проверки результатов государственной итоговой аттестации обучающихся в 2018 году
Протокол проверки результатов государственной итоговой аттестации обучающихся в 2018 году...
