Интегрированный урок биологии\физкультуры в 9 классе ГКОУ школе-интернате для детей с интеллектуальными нарушениями
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Лещенко Инна Васильевна

Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения.

Цель: - повторить знания о опорно-двигательной системе, дать понятие о плоскостопии, искривлении 

             позвоночника;

          - развивать умения выполнять правильно физ. упражнения на востановление осанки, исправление

            плоскостопия;

          - осуществлять патриотическое и нравственное воспитание школьников;

          - коррекция осанку, плоскостопия, мышления, памяти, речи.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема интегрированного урока:

Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения.

Цель: - повторить знания о опорно-двигательной системе, дать понятие о плоскостопии, искривлении  

             позвоночника;

          - развивать умения выполнять правильно физ. упражнения на востановление осанки, исправление

            плоскостопия;

          - осуществлять патриотическое и нравственное воспитание школьников;

          - коррекция осанку, плоскостопия, мышления, памяти, речи.    

1 слайд.

Построение. Приветствие.

Ф. - Зарядку делай каждый день,
Прочь отгони подальше лень,
Скажи привычкам вредным "Нет"!
Спаси себя от страшных бед.
Таким пусть будет твой маршрут.
Науку эту как зовут:.?
(Физкультура)

Б. - Наук так множество вокруг,
Но эту надо знать, мой друг.
Здоровым, бодрым, ты, расти.
И от беды себя спаси.
Она сегодня с вами тут.
Скажите, как ее зовут:.?
(Биология)

Б.   -  Да, сегодня мы проведём необычный урок, мы совместим физкультуру и биологию. Мы думаем, что всё у нас получится, и будет интересно! Итак, начнём.

Ф. -   1  слайд Тема нашего урока «Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения». Задачи урока: … ,   …  ,   …   ,    …   ,    …   .

Б.   -  Что является опорой для нашего организма? (скелет)

          2Слайд  Покажите части скелета.

-3-4 слайд -  Упр. для головы.  - Назовите отдел позвоночника .

Упр. повороты туловища.  – Покажите отдел позвоночника, который был задействован в этом упражнении.

Упр. вдох-выдох. -  Покажите отдел позвоночника, который был задействован в этом упражнении.

Упр. приседание.-  Какой отдел позвоночника, словно чаша, поддерживает все внутренние органы снизу?

Упр.  …              -  Какой отдел позвоночника является остатками от хвоста наших предков, многие его называют хвостом.

     - Что приводит в движение скелет ? (мышцы)

5  слайд – Даже Аристотель говорил: « Ничто так не истощает и разрушает человека,
как продолжительное физическое
бездействие.»  Да,  главное действие, движение и тогда человек будет красивым, сильным, здоровым!

Ф.  – Проверку домашнего задания проведём в виде экзамена. Вопросы будут как по биологии, так и по физкультуре.

  1. Назовите внешние признаки нарушения осанки.   6 слайд   
  2. 7 слайд Как влияет правильная осанка на жизнедеятельность человека?
  3. 8 слайд. Причины искривления.
  4. 9 слайд. Развитие плоскостопия и способы его предупреждения.

за хорошее выполнение наклейку на майку.

Б.  – Молодцы, с домашним заданием вы справились все.

Ф.  -  Разминка: разновидности  ходьбы для профилактики плоскостопия, бег.

Б.   -  10-24 слайды  В теме урока звучат основные слова ОПОРА и ДВИЖЕНИЕ. - Как вы знаете, наше тело способно выполнять огромное количество разнообразных движений. Мы можем (10 слайд) танцевать,(11 слайд) бегать и прыгать, (12 слайд)делать взмахи руками, поднимать тяжести. Все эти перемещения в пространстве,(13 слайд) сокращаясь или напрягаясь, обеспечивают мышцы.

14 слайд  Сокращаясь, мышцы приводят в движение кости, действуя на них как рычаги.

 Учитель: 15 слайд постоянные занятия спортом, физическим трудом способствуют увеличению объёма мышц, возрастанию их силы и работоспособности. Без работы мышцы быстро атрофируются. Но если они работают без перерыва, наступает утомление.16 слайд.  17 слайд После отдыха работоспособность восстанавливается. Утомление связано с процессами, происходящими в нервной системе и накоплением в мышцах продуктов обмена веществ. Во время отдыха кровь уносит эти вещества, восстанавливается работоспособность нервных клеток. Скорость работы зависит от тренированности организма.

18 слайд. В древности человек не мог не двигаться по той простой причине, что он не смог бы добыть себе пищи.19 слайд.  Дикарю необходимы были крепкие мышцы и выносливое сердце. Самой природой организм человека настроен на физическую активность. 20 слайд. Но с развитием производства, с совершенствованием индустрии питания, возникновении механизации труда и развитием транспорта движение перестало быть необходимым для жизни.   21 слайд. ХХI век ознаменован бурным развитием науки и техники, широким внедрением их достижений в быт и во все области производства, интенсивным использованием механизированных видов транспорта, освоением новых сфер жизнедеятельности. Что и говорить, достижения научно- технического прогресса значительно облегчили нам жизнь: на заводе или фабрике многие операции выполняют машины, да и дома мы не обходимся без техники:22 слайд лифт, пылесос, полотёр и многое другое. Да, облегчив жизнь, они её и… усложнили. Мы стали болеть.

23 слайд. Причина многих заболеваний — реакция на современные условия существования и образ жизни.  24 слайд. Человек в значительной степени сам виноват в развитии болезней. 25 слайд. Многим знакомо выражение: “Мы молоды, пока гибок позвоночник”. А почему? 26 слайд. Дело в том, что внутрии позвоночного сочленения проходит тоненькая “косичка” спинного мозга, осуществляющего большинство рефлексов. Корешки спинномозговых нервов, иннервирующие внутренние органы, выходят из межпозвонковых промежутков. И тогда … радикулит,  головные боли, падает зрение, отнимаются ноги, ну и т.д..

-  А как определить в каком состоянии у нас сейчас позвоночник? А что нужно делать?

Б.   -  А что у вас на  данный момент  с вашим позвоночником проверит следующая практическая работа.

- Разделитесь на пары.

-На столе возьмите сантиметровую ленту.

- Измерьте расстояние между крайними костными точками спереди и сзади, выступающими над правым и левым плечевым суставами.

- Внесите данные в таблицу.

Ф.И. учащегося

Ширина плеч

Величина дуги спины

Показатель состояния осанки

Показатели осанки рассчитываются по формуле:

А = (Ширина плеч / Величина дуги спины) х 100%,
где А – показатель состояния осанки.

Полученные результаты сравниваются со среднестатистическими. Учащиеся делают вывод о состоянии своей осанки. [7]

Оценка полученных результатов: в норме показатель состояния осанки колеблется в пределах 100–110%. Если он менее 90 или более 125%, то это свидетельствует о выраженном нарушении осанки. Соотношение между окружностью талии и ростом в норме составляет 45%.

-  Вы выполнили практическую работу по биологии. Результаты и анализ работы разберём чуть по позже.  (пока ребята выполняют комплекс упражнений учитель биологии подсчитывает результаты практической работы ).

Ф.  -  Какие упражнения необходимо выполнять для поддержки  хорошей осанки  …

  1. И.п. – скакалка, сложенная в четверо, внизу.1 – подняться на носки, скакалка вверху, 2 – скакалка за головой,3- положение счета1; 4 – и.п.
  2. И.п. – скакалка, сложенная вчетверо, за головой, стойка ноги врозь. 1 – полуприсед на обеих, поворот туловища вправо, скакалка вверх; 2 – и.п.; 3 – то же, что на счет 1, но поворот в другую сторону; 4 – и.п.
  3. И.п. – скакалка вверху, сложенная вчетверо. 1 – наклон вниз, скакалкой коснуться пола; 2 – приподнимая носки, продеть скакалку под пятки; 3 – подняться на носки и продеть скакалку под пятками назад; 4 – выпрямиться, скакалка внизу за спиной; 5 – наклон вниз; 6 – приподнимая пятки, скакалку перевести под ступни; 7 – передавая вес тела на пятки и поднимая носки, перевести скакалку под носками вперед; 8 – и.п. При переводах скакалки ноги не сгибать.
  4. И.п. – стойка ноги врозь, скакалка сложена вдвое, над головой.1. – присесть, левую руку со скакалкой согнуть к плечу, правую в сторону –вниз; 2- и.п. ; 3 – то же, что на счет 1; 4 – и.п.
  5. И.п. – скакалка, сложена вчетверо впереди, разноименные махи. При взмахах ноги в коленях не сгибать. [4]
  6. Прыжки на месте на обеих ногах с вращением скакалки вперед.  за хорошее выполнение наклейку на майку.

Б.  -  Итак, раздаю  результаты практической работы. Анализируем результаты.

Итог урока:

Ф. – Вспомнить и закрепить приобретенные знания нам поможет кроссворд:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

   

7.

8.

Делимся на 2 команды. Какая команда быстрее отгадает кроссворд прочитает ключевое слово .  28слайд. 

 

  1. Основа всего скелета - …   (позвоночник)
  2. Залог здоровья - …   . (движение)
  3. Заболевание стопы, развивающиеся при неправильном подборе обуви, при раннем использовании каблуков, при искривлении позвоночника. (плоскостопие)
  4. Вид упражнений на уроках физкультуры.     …   со скакалкой. (прыжки)
  5. Положение тела при ходьбе, стоянии, сидении.  Держи   …   правильно. (осанка)
  6. Сколиоз ещё называется  -   …     позвоночника.    (искривление)
  7. Школьный предмет,  урок, развивающий мускулатуру, силу, оправляющий сколиоз.  (физкультура)
  8. Упражнение, которое можно делать на месте и в движении. (бег)

Проверяем. 29-36 слайды. Победителям наклейка на майку. 

Ф. - Так нужны ли  физические упражнения  для формирования  хорошей осанки (системы опоры и движения)? А если нужны, то какие?

Рефлексия.

   Б. - Вам почти всем уже исполнилось 18. А могут ли вас взять в армию???

Сейчас мы это и проверим.

У учителей в руках цветные листы бумаги А4. Они обозначают:

Красный –  я урок не понял, было скучно.

Жёлтый –  обычный урок,  хороший.

Голубой –  я всё понял, было очень интересно, познавательно.

Снимите обувь, намажьте  ногу кремом, и наступите стопой на лист бумаги. Обведите свою стопу. Теперь видно, кто из вас может попасть в армию.

 Итог урока.

  Ф. – Поработали хорошо.

          Биология – выполнили практическую работу .

          Физкультура - …..    .  За этот урок вы получили отличные оценки и по биологии,  и    по Физкультуре.  До свидание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока «Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения».

Слайд 5

Ничто так не истощает и разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие . Аристотель

Слайд 27

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.

Слайд 28

1.п о з в о н о ч н и к 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.

Слайд 29

1.п о з в о н о ч н и к 2.д в и ж е н и е 3. 4. 5. 6. 7. 8.

Слайд 30

1.п о з в о н о ч н и к 2.д в и ж е н и е 3.п л о с к о с т о п и е 4. 5. 6. 7. 8.

Слайд 31

1.п о з в о н о ч н и к 2.д в и ж е н и е 3.п л о с к о с т о п и е 4.п р ы ж к и 5. 6. 7. 8.

Слайд 32

1.п о з в о н о ч н и к 2.д в и ж е н и е 3.п л о с к о с т о п и е 4.п р ы ж к и 5.о с а н к а 6. 7. 8.

Слайд 33

1.п о з в о н о ч н и к 2.д в и ж е н и е 3.п л о с к о с т о п и е 4.п р ы ж к и 5.о с а н к А 6.и с к р и в л е н и е

Слайд 34

1.п о з в о н о ч н и к 2.д в и ж е н и е 3.п л о с к о с т о п и е 4.п р ы ж к и 5.о с а н к А 6.и с к р и в л е н и е 7.ф и з к у л ь т у р а

Слайд 35

1.п о З в о н о ч н и к 2.Д в и ж е н и е 3.п л О с к о с т о п и е 4.п Р ы ж к и 5.О с а н к А 6.и с к р и В л е н и е 7.ф и з к у л Ь т у р а 8. Б Е Г

Слайд 36

Красный – я урок не понял, было скучно. Жёлтый – обычный урок, хороший. Голубой – я всё понял, было очень интересно, познавательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.

Многолетний опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании  неслышащего ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирован...

Создание опыта работы по организации социального партнёрства в школе-интернате для социализации детей с нарушением интеллекта

 Несмотря на огромные изменения, происходящие в наших учреждениях, проблема общения, активности, самостоятельности   выпускников, существует по-прежнему остро. Как одним из решен...

Интегрированный урок во 2 классе коррекционной школы-интерната. «Что такое школьные принадлежности?»

Интеграция предметов:  Развитие речи –Школьные принадлежности,  их предназначение, правила обращения с ними.                    ...

Доклад на методическом объединении .«Интегрированные уроки письма, развития речи и изобразительного искусства в 6 классе как эффективная форма формирования познавательной активности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями».2017-2018 учебный год

Каждый учитель, работая с такими детьми,  сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение...

Урок чтения в 5 классе специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями.

Урок чтения в 5 классе специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями.             Тема: А.Прокофьев «Бер...

Доклад на тему: «Современные подходы к профильному трудовому обучению по строительному делу обучающихся с интеллектуальными нарушениями 8-11 классов в школе-интернате.»

Слайд 1.Докдад по теме «Современные подходы к профильному трудовому обучению по  строительному делу обучающихся с интеллектуальными нарушениями 8-11 классов в школе-интернате».Слайд 2...