Доклад на тему: «Современные подходы к профильному трудовому обучению по строительному делу обучающихся с интеллектуальными нарушениями 8-11 классов в школе-интернате.»
методическая разработка

Слайд 1.Докдад по теме «Современные подходы к профильному трудовому обучению по  строительному делу обучающихся с интеллектуальными нарушениями 8-11 классов в школе-интернате».

Слайд 2. Работаю в школе- интернате с 2020 года, в параллели с учителем строительного дела высшей категории Потаповой А.Д. по адаптированной основной рабочей программе профильного труда по профилю «Строительное дело» для 8-11 классов, разработанной на основании программы В.В.Воронковой.

  • Провожу обучение по профессионально-трудовой подготовке по строительному делу в 8-10 классах и в 11 классах- по производственному обучению;
  • Провожу кружковую работу, во время которой ребятами изготовляются различные поделки и изделия;
  • Постоянно веду работу над усовершенствованием и обновлением оборудования кабинета.

Основная цель моей деятельности в процессе обучения детей строительному делу  направлена на коррекцию и социальную адаптацию учащихся, социализацию выпускников в обществе после окончания школы по специальности «Мастер отделочных работ 3 разряда».

 Непосредственная подготовка обучающихся к трудовой деятельности осуществляется на занятиях профильного труда в учебных мастерских и во внеурочной деятельности.

Слайд 3.  Основной задачей  учебного процесса по профессионально-трудовой подготовке по строительному делу ставлю формирование устойчивого, положительного отношения к труду, стремления достичь хороших результатов, устойчивой привычки к труду.

Успешность выполняемой работы во многом зависит 

от тех мотивов, которые побуждают человека к активному труду, поэтому перед выполнением  какого-либо задания всегда ставлю цель:  для чего выполняется  и где будет применяться.

Слайд 4. На уроках строительного дела использую следующие методы обучения:

  1. Словесный метод: рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа с книгой.
  2. Наглядный метод: демонстрация изучаемых объектов, приемов работ, таблицы, дидактический материал.
  3. Практический метод: практическое выполнение трудовых заданий.

Слайд 5. Особое внимание уделяю практическому и наглядному

методу, сочетая со словесным методом, что позволяет решать задачи формирования знаний и умений при получении определенных результатов в исправлении недостатков психики обучающихся. Стараюсь максимально приблизить изучение программного материала к жизни. При планировании урока, при использовании того или иного метода  или приёма ставлю вопрос  «А интересно ли это будет ученикам?», заранее стараюсь представить себе, каким образом можно заинтересовать учащихся тем, что происходит на уроке, как удержать их неустойчивое внимание на нужном материале, как вызвать к уроку положительное отношение. Дети с отклонениями в развитии имеют низкий уровень мотивации и познавательной активности, у них отсутствует интерес к обучению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают, нарушена эмоционально-волевая сфера, поэтому важным является активной деятельность ученика на уроке. А это требует более широкого включения в процесс обучения активных методов, вызывающих интерес к обучению: использование познавательных игр, создание нестандартных и занимательных ситуаций.

Слайд 6.  Индивидуально-дифференцированный подход я рассматриваю как организацию учебного процесса создающего оптимальные условия  для максимальной реализации потенциальных возможностей и запросов каждого обучающегося или отдельных групп обучающихся, исходя из этого даю  задания отдельным ученикам изготовить изделие проще, а другим сложнее, по конструкции.

Слайд 7. Вместе с тем, широко практикую взаимопомощь, когда более сильные обучающиеся оказывают помощь более слабым, при затруднении выполнения ими каких-либо операций.

Слайд 8,9. Использую в учебно-трудовом воспитании приём примера активных обучающихся - опору на лидеров в классе. Обычно это учащиеся, для  которых характерны общительность, самостоятельность, уравновешенный характер, физическая сила, аккуратность, хорошие трудовые умения и навыки. Эти ребята постоянно  совершенствуют свои трудовые навыки, умения, знания.

Слайд 10. Дозируя умственную и физическую

 нагрузку обучающихся, имею  в запасе на каждый урок несколько вариантов  трудовых операций через  различные способы контроля и самоконтроля, в том числе тесты по пройденной общей теме учащиеся обучаются выполнять рациональными приемами.

Слайд 11. Для получения объективной  информации о степени усвоения знаний и умений, в конце изучения темы учащиеся выполняют тематические контрольные работы. На этом этапе часто требуется корректировка, дополнение ответов обучающися.

 

Слайд12,13,14. На уроках строительного дела приучаю обучающихся трудолюбию и на примерах практических заданий показываю востребованность их в жизни, мотивируя детей  к стремлению выполнять задания максимально точно, аккуратно и эстетично. Учащиеся старших классов умеют пользоваться необходимыми строительными инструментами, соблюдая правила техники безопасности и охраны труда на практике. Только выполнение практических заданий и их объём позволяет усвоить приемы работы с инструментом и умение владения им. Один из примеров - изготовление нами многофункциональных демонстрационных стендов для школьных выставок и мероприятий.

 

Слайд 15,16.  На внеклассных занятиях обучающиеся пользуются теми же материалами и инструментами, что и на уроках труда. Однако характер занятий  и виды изделий существенно отличаются. Подведением итогов   являются проведение мероприятий по профориентации обучающихся, самый главный – это ежегодный традиционный школьный праздник «Неделя труда» в феврале-марте. Организовываются различные мероприятия по  обмен опытом среди обучающихся разных звеньев, экскурсии в школьные мастерские, профильные открытые  уроки, школьные  выставки. Вся школа активно участвует в проведении трудового праздника и по итогам активные участники  всегда имеют награды

(грамоты и подарки). С поделками декоративно-прикладного творчества регулярно участвуем в конкурсах и выставках разных уровней, за что имеем награды участников и победителей.

 

Слайд 17. Результаты экзаменов в 2021-2022у.г. в 9 «А», экзаменуемых- 6 человек, 2 чел.-5, 3 чел.-4, 1чел.-3.

По окончании 9 и 11 классов для обучающихся проводится экзамен по трудовому обучению. Экзамен по трудовому обучению выпускников 9 класса проводится в форме практической экзаменационной работы и устных ответов по билетам.

Учитывая особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта и важность оценки подготовленности выпускников к самостоятельной трудовой деятельности, можно рекомендовать оценку знаний не по экзаменационным билетам, а в форме собеседования членов комиссии отдельно с каждым учеником. Задача собеседования заключается в том, чтобы выявить не только уровень теоретических знаний, умений и навыков выпускников, их дальнейшие планы.

 В 11классе обучающиеся сдают квалификационный экзамен на разряд  на базе школы с представителями   учреждения начального профессионального образования с которыми заключается ежегодно договор. Учителя трудового обучения знакомят экзаменуемых с содержанием билетов и помогают им составить конспекты ответов. При составлении конспектов необходимо использовать имеющиеся пособия, учебники. Занятия по трудовому обучению в выпускном классе должны предусматривать систематическое повторение ранее пройденного теоретического материала.  Совместно с учителем высшей квалификационной категории Потаповой  А.Д. подготавливаем материалы, инструменты, заготовки, необходимые для выполнения практической экзаменационной работы.

По результатам проведения квалификационного зкзамена оцениваются знания и умения, соответствующие квалификационной характеристики по специальности « Мастер отделочных работ 3разряда» и выдаются свидетельства.

Правильная организация профессиональной ориентации детей с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения улучшает качество знаний учащихся и активизирует процесс обучения и воспитания.

Как итог, можно подчеркнуть, что профессиональная ориентация на уроках технологии может и должна проводиться поэтапно и целенаправленно. И многое здесь зависит от неравнодушного отношения учителя к своему предмету и ответственности за будущее своих воспитанников.

 

Слайд 18. Спасибо за внимание. (Фото- Обучающиеся 6 и 11 классов провели ремонт кабинета парикмахерского дела под руководством своих учителей: Потаповой А.Д. и Николенко С.Н.). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nikolenko_s.n._na_rmo.docx28.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  образовательное учреждение                реализующее адаптированные основные образовательные программы  «Старогородковская специальная (коррекционная)  школа-интернат                                   имени Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В.»

Доклад

на тему: «Современные подходы к профильному трудовому обучению

по  строительному делу

обучающихся с интеллектуальными нарушениями 8-11 классов
в школе-интернате.»

                         

                         Выполнил: учитель трудового обучения первой категории Николенко Сергей Николаевич

                              Февраль 2023г.

Слайд 1.Докдад по теме «Современные подходы к профильному трудовому обучению по  строительному делу обучающихся с интеллектуальными нарушениями 8-11 классов в школе-интернате».

Слайд 2. Работаю в школе- интернате с 2020 года, в параллели с учителем строительного дела высшей категории Потаповой А.Д. по адаптированной основной рабочей программе профильного труда по профилю «Строительное дело» для 8-11 классов, разработанной на основании программы В.В.Воронковой.

  • Провожу обучение по профессионально-трудовой подготовке по строительному делу в 8-10 классах и в 11 классах- по производственному обучению;
  • Провожу кружковую работу, во время которой ребятами изготовляются различные поделки и изделия;
  • Постоянно веду работу над усовершенствованием и обновлением оборудования кабинета.

Основная цель моей деятельности в процессе обучения детей строительному делу  направлена на коррекцию и социальную адаптацию учащихся, социализацию выпускников в обществе после окончания школы по специальности «Мастер отделочных работ 3 разряда».

 Непосредственная подготовка обучающихся к трудовой деятельности осуществляется на занятиях профильного труда в учебных мастерских и во внеурочной деятельности.

Слайд 3.  Основной задачей  учебного процесса по профессионально-трудовой подготовке по строительному делу ставлю формирование устойчивого, положительного отношения к труду, стремления достичь хороших результатов, устойчивой привычки к труду.

Успешность выполняемой работы во многом зависит  

от тех мотивов, которые побуждают человека к активному труду, поэтому перед выполнением  какого-либо задания всегда ставлю цель:  для чего выполняется  и где будет применяться.

Слайд 4. На уроках строительного дела использую следующие методы обучения:

  • Словесный метод: рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа с книгой.
  • Наглядный метод: демонстрация изучаемых объектов, приемов работ, таблицы, дидактический материал.
  • Практический метод: практическое выполнение трудовых заданий.

Слайд 5. Особое внимание уделяю практическому и наглядному

методу, сочетая со словесным методом, что позволяет решать задачи формирования знаний и умений при получении определенных результатов в исправлении недостатков психики обучающихся. Стараюсь максимально приблизить изучение программного материала к жизни. При планировании урока, при использовании того или иного метода  или приёма ставлю вопрос  «А интересно ли это будет ученикам?», заранее стараюсь представить себе, каким образом можно заинтересовать учащихся тем, что происходит на уроке, как удержать их неустойчивое внимание на нужном материале, как вызвать к уроку положительное отношение. Дети с отклонениями в развитии имеют низкий уровень мотивации и познавательной активности, у них отсутствует интерес к обучению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают, нарушена эмоционально-волевая сфера, поэтому важным является активной деятельность ученика на уроке. А это требует более широкого включения в процесс обучения активных методов, вызывающих интерес к обучению: использование познавательных игр, создание нестандартных и занимательных ситуаций.

Слайд 6.  Индивидуально-дифференцированный подход я рассматриваю как организацию учебного процесса создающего оптимальные условия  для максимальной реализации потенциальных возможностей и запросов каждого обучающегося или отдельных групп обучающихся, исходя из этого даю  задания отдельным ученикам изготовить изделие проще, а другим сложнее, по конструкции.

Слайд 7. Вместе с тем, широко практикую взаимопомощь, когда более сильные обучающиеся оказывают помощь более слабым, при затруднении выполнения ими каких-либо операций.

Слайд 8,9. Использую в учебно-трудовом воспитании приём примера активных обучающихся - опору на лидеров в классе. Обычно это учащиеся, для  которых характерны общительность, самостоятельность, уравновешенный характер, физическая сила, аккуратность, хорошие трудовые умения и навыки. Эти ребята постоянно  совершенствуют свои трудовые навыки, умения, знания.

Слайд 10. Дозируя умственную и физическую

 нагрузку обучающихся, имею  в запасе на каждый урок несколько вариантов  трудовых операций через  различные способы контроля и самоконтроля, в том числе тесты по пройденной общей теме учащиеся обучаются выполнять рациональными приемами.

Слайд 11. Для получения объективной  информации о степени усвоения знаний и умений, в конце изучения темы учащиеся выполняют тематические контрольные работы. На этом этапе часто требуется корректировка, дополнение ответов обучающися.

Слайд12,13,14. На уроках строительного дела приучаю обучающихся трудолюбию и на примерах практических заданий показываю востребованность их в жизни, мотивируя детей  к стремлению выполнять задания максимально точно, аккуратно и эстетично. Учащиеся старших классов умеют пользоваться необходимыми строительными инструментами, соблюдая правила техники безопасности и охраны труда на практике. Только выполнение практических заданий и их объём позволяет усвоить приемы работы с инструментом и умение владения им. Один из примеров - изготовление нами многофункциональных демонстрационных стендов для школьных выставок и мероприятий.

Слайд 15,16.  На внеклассных занятиях обучающиеся пользуются теми же материалами и инструментами, что и на уроках труда. Однако характер занятий  и виды изделий существенно отличаются. Подведением итогов   являются проведение мероприятий по профориентации обучающихся, самый главный – это ежегодный традиционный школьный праздник «Неделя труда» в феврале-марте. Организовываются различные мероприятия по  обмен опытом среди обучающихся разных звеньев, экскурсии в школьные мастерские, профильные открытые  уроки, школьные  выставки. Вся школа активно участвует в проведении трудового праздника и по итогам активные участники  всегда имеют награды

(грамоты и подарки). С поделками декоративно-прикладного творчества регулярно участвуем в конкурсах и выставках разных уровней, за что имеем награды участников и победителей.

Слайд 17. Результаты экзаменов в 2021-2022у.г. в 9 «А», экзаменуемых- 6 человек, 2 чел.-5, 3 чел.-4, 1чел.-3.

По окончании 9 и 11 классов для обучающихся проводится экзамен по трудовому обучению. Экзамен по трудовому обучению выпускников 9 класса проводится в форме практической экзаменационной работы и устных ответов по билетам.

Учитывая особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта и важность оценки подготовленности выпускников к самостоятельной трудовой деятельности, можно рекомендовать оценку знаний не по экзаменационным билетам, а в форме собеседования членов комиссии отдельно с каждым учеником. Задача собеседования заключается в том, чтобы выявить не только уровень теоретических знаний, умений и навыков выпускников, их дальнейшие планы.

 В 11классе обучающиеся сдают квалификационный экзамен на разряд  на базе школы с представителями   учреждения начального профессионального образования с которыми заключается ежегодно договор. Учителя трудового обучения знакомят экзаменуемых с содержанием билетов и помогают им составить конспекты ответов. При составлении конспектов необходимо использовать имеющиеся пособия, учебники. Занятия по трудовому обучению в выпускном классе должны предусматривать систематическое повторение ранее пройденного теоретического материала.  Совместно с учителем высшей квалификационной категории Потаповой  А.Д. подготавливаем материалы, инструменты, заготовки, необходимые для выполнения практической экзаменационной работы.

По результатам проведения квалификационного зкзамена оцениваются знания и умения, соответствующие квалификационной характеристики по специальности « Мастер отделочных работ 3разряда» и выдаются свидетельства.

Правильная организация профессиональной ориентации детей с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения улучшает качество знаний учащихся и активизирует процесс обучения и воспитания.

Как итог, можно подчеркнуть, что профессиональная ориентация на уроках технологии может и должна проводиться поэтапно и целенаправленно. И многое здесь зависит от неравнодушного отношения учителя к своему предмету и ответственности за будущее своих воспитанников.

 

Слайд 18. Спасибо за внимание. (Фото- Обучающиеся 6 и 11 классов провели ремонт кабинета парикмахерского дела под руководством своих учителей: Потаповой А.Д. и Николенко С.Н.).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к педсовету по теме "Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся".

Презентация содержит историческую справку, анализ анкеты, проведённой среди обучающихся и учителей школы с.Комаровка....

«Модель организации досуга детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной среды школы-интерната в соответствии с требованиями ФГОС»

Под досуговой деятельностью - мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в школе - интернате, одну из форм организации свободного времени обучающихся, воспитанников. Внеурочная деятел...

Доклад "Наглядные методы на уроке истории в образовательном учреждении для обучающихся с интеллектуальными нарушениями".

На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью наглядности в процессе обучения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями формируются образные представления и понятия об историческо...

Клубный час: "Загадочный космос" (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1-2 класс)

Цель: Расширять и углублять представления детей о космосе.Задачи:-Закрепить знания о планетах солнечной системы.-Расширять запас слов, связанных с понятием «Космос».-Совершенство...

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Особенности организации процесса формирования геометрических знаний у обучающихся с интеллектуальными нарушениями".

Особенности организации процесса формирования геометрических знаний у обучающихся с интеллектуальными нарушениями....