Выступление на школьном методическом объединении по теме "Особенности организации процесса формирования геометрических знаний у обучающихся с интеллектуальными нарушениями".
методическая разработка по математике

Вилкул Елена Анатольевна

Особенности организации процесса формирования геометрических знаний у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации процесса формирования геометрических знаний у обучающихся с интеллектуальными нарушениями

В процессе изучения геометрического материала у  обучающихся  развиваются наблюдательность, внимание, способность абстрагироваться от конкретных свойств предметов (кроме формы). Они учатся сравнивать, дифференцировать, классифицировать геометрические фигуры. У обучающихся  развивается способность к логическому мышлению, к анализу и синтезу, к обобщениям, формируется умственная деятельность. Речь школьников обогащается специфическими геометрическими терминами, выражениями, расширяется и активизируется словарь.

Овладение навыками измерения, черчения, работы с измерительными и чертежными инструментами совершенствует моторику, развивает самостоятельность, уверенность учащихся.

Введения многих геометрических понятий осуществляется посредством рассмотрения моделей фигур (треугольника, квадрата, окружности, куба, цилиндра и др.), предметов окружающей обстановки (классной комнаты, учебных принадлежностей, железнодорожных рельсов и т.п.), тем самым происходит использование наглядно-чувственной основы, обеспечивающей широкое и разностороннее ознакомление учащихся с конкретным геометрическим материалом. Такое непосредственное восприятие, осуществляемое в определенной ситуации, создает предпосылки для успешного обогащения чувственного опыта школьников с нарушением интеллекта разнообразными по форме, положению в пространстве образами геометрических фигур. Количественное и качественное обогащение чувственного опыта учеников обеспечивает благоприятные условия для формирования обобщенных представлений и понятий.

Выполнение упражнений способствует не только мотивации введения понятия, но и позволяет повторить и систематизировать ранее изученные. Причем происходит это не в традиционной «вопросно-ответной» форме, а в ходе практической деятельности учащихся, что ведет к осознанному усвоению материала. Кроме того, при решении задач ученики выполняют различные построения, создают чертеж, вычленяют элементы чертежа, комбинируют и переосмысливают их в плане различных фигур, осуществляется переход от конкретных действий к оперированию образами, что способствует развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления школьников с нарушением интеллекта. Важным этапом изучения геометрических понятий является выявление существенных свойств понятия, составляющих его определение. При этом нужно учитывать, что учащимся с нарушением интеллекта присуща такая особенность, как неумение из многочисленных признаков предмета выбрать значимые, существенные (М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, Н.М. Стадненко, Ж.И. Шиф и др.). Следовательно, необходимо указать ученикам на существенные свойства изучаемого понятия, акцентировать на них внимание. Это достигается при условии, когда система существенных признаков понятия становится объектом разнообразных действий учащихся через систему упражнений. Сюда входят упражнения практического характера, на построение объектов, удовлетворяющих указанным свойствам, с использованием моделей геометрических фигур, на применение ранее изученных понятий.

Выполняя активные действия при выделении существенных свойств понятий, ученики оказываются вовлеченными в объяснение нового материала, они становятся равноправными участниками педагогического процесса, а не просто пассивными слушателями. Это особенно важно при обучении школьников с нарушением интеллекта, так как именно активная деятельность при получении знаний, заинтересованность в них, использование ранее изученных понятий применительно к новым способствует хорошему и прочному запоминанию и систематизации геометрического материала. А как показало проведенное нами исследование, именно неустойчивость геометрических знаний, их быстрое забывание, бессистемность знаний присущи многим учащимся с нарушением интеллекта. На следующем этапе формирования понятия выделенные существенные свойства синтезируются и формулируется определение понятия. Отличительной особенностью школьников с нарушением интеллекта является трудность в формулировании определений, правил, выводов (М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, Н.М. Стадненко, Ж.И. Шиф и др.). Поэтому важно, чтобы ученикам был понятен смысл каждого слова, используемого в определении понятия, так как непонимание смысла отдельных слов затрудняет усвоение определения, мешает полноценному запоминанию. Усвоению определения понятия способствуют упражнения на распознавание объектов, принадлежащих понятию, на выведение следствий из определения понятия. При формировании геометрических понятий у учащихся с нарушением интеллекта удобно для упражнений на распознавание объектов, принадлежащих изучаемому понятию, использовать готовые чертежи или рисунки. При этом у учеников формируются такие действия, как вычленение на рисунках объектов, принадлежащих понятию, рассмотрение объектов с точки зрения других понятий. Например:.

Раздел «Геометрические тела – куб, брус, шар. Элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины, их количество, свойства» можно разделить на несколько частей:

-введение понятия геометрического тела (объёмной геометрической фигуры);

-введение понятия грани куба, бруса;

-введение понятия ребра куба, бруса;

-установление взаимосвязи между элементами куба, бруса.

Результатом усвоения перечисленных понятий будет овладения обучающимися действиями распознания куба, бруса и шара; вывод из факта принадлежности объектов к элементам куба, бруса и шара;  установления связи между гранью, ребром  и вершиной куба и бруса.

Введение понятия геометрическое тело.

-упражнения на сравнение геометрическое тело и фигура (визуально, тактильно)

- изготовление из пластилина

      2.   Распознание понятий и применение в различных практических ситуациях.

            - подписать название геометрических фигур и тел

            - распределить название геометрических фигур и тел в таблицу

            - упражнения с моделями геометрических тел и фигур

            - поиск окружающих предметов, которые имею форму кубу, бруса и шара

            - использование деталей конструктора для постройки заданной модели из куба и бруса, подсчет количества деталей в форме куба и бруса.

        3. Грани куба и бруса.

            - обводка на бумаге куба и бруса

            -работа с разборными моделями куба и бруса

         4. Ребра куба и бруса.

            - работа с моделями и каркасами  бука и бруса

        5. Вершины куба и бруса

          - выделение точек пересечения ребер куба и бруса

          -работа с каркасными моделями куба и бруса

       6. Установление взаимосвязи между элементами куба, бруса

         Выполнение перечисленных упражнений способствует формированию  у учащихся умение выделять существенные признаки понятия, отличать их от несущественных. Обучающиеся учатся распознавать объекты, принадлежащие понятию, делать выводы принадлежности объекта понятию.

Литература:

  1. Бибина О.А. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIIIвида
  2. Перова М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
  3. О.В. Бобкова, О.А. Бибина, А.Н. Гамаюнова, Н.Н. Кузьмина, Н.В. Рябова  Формирование знаний и умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, Саранск 2002

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на школьном методическом объединении воспитателей на тему: "Формирование и развитие у обучающихся, воспитанников социально значимых качеств личности"

Выступление на школьном методическом объединении воспитателей на тему: "Формирование и развитие у обучающихся, воспитанников социально значимых качеств личности"...

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий"

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий"...

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Приемы формирования орфографической зоркости у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка".

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Приемы формирования орфографической зоркости у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка"....