Выступление на школьном методическом объединении по теме "Приемы формирования орфографической зоркости у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка".
методическая разработка

Сафонова Ирина Николаевна

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Приемы формирования орфографической зоркости у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы формирования орфографической зоркости у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка.

Русский язык один из основных предметов в специальной (коррекционной) школе, важнейшей задачей которого является формирование навыков грамотного письма у учащихся с интеллектуальными нарушениями.

         Овладение навыком правильного письма требует достаточной сформированности ряда психических компонентов (акустического, рече- двигательного, зрительного, моторного), а также большое значение имеет умение сохранять внимание на протяжении длительного времени. В силу того, что у ребёнка с нарушенным интеллектом вся система анализаторов, участвующих в формировании навыка письма, недостаточно развита, учащиеся с трудом овладевают умениями и навыками грамотного письма.

       Поэтому одним из главных направлений при обучении русскому языку является формирование орфографической зоркости у учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости:

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учителю необходимо развивать фонематический слух.

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание.

С целью формирования орфографической зоркости можно использовать следующие упражнения:

  1.  Различные виды диктанты: зрительный, слуховой, предупредительный, комментированный, письмо по памяти, выборочный.  

Зрительный диктант. Текст для диктанта пишется на доске заранее. По усмотрению учителя берутся 1, 2, 3 предложения. Для лучшего восприятия текста учащимися каждое предложение начинается с новой строки. По ходу работы запись закрывается, но не стирается, так как она понадобится учащимся для самоконтроля и анализа. Даётся установка на зрительное запоминание предложения. Учащиеся запоминают. Предложение записывается в тетрадь по памяти. Затем производится самопроверка и анализ.

Зрительные диктанты направлены на тренировку внимания, активизацию мышления и способствуют осознанному запоминанию правильного написания.  

       Слуховой диктант предлагаю детям с целью формирования умения распознавать фонему за произносимым звуком и обозначать её соответствующей буквой, путём соотнесения речи, звучащей и письменной, а также с помощью решения орфографических задач и развития слухового восприятия, памяти. Даётся установка на запоминание первого предложения. Учитель читает предложение, чётко проговаривая незнакомые орфограммы. Их должно быть в предложении не более двух (во избежание перегрузки запоминания). Остальное произносится в соответствии с орфоэпической нормой. Учащиеся сразу же повторяют предложение про себя. (Как и в случаях со зрительным запоминанием, именно первые мгновения обеспечивают предельную точность запечатления.) При повторении про себя ребята должны приучиться копировать не только порядок слов в предложении, но и интонацию, и чёткий выговор учителем отдельных слов — это развивает, помимо объёма, ещё и качество слуховой памяти. Учащиеся записывают предложение в тетрадь. То же самое со вторым предложением и т. д. Проверка под руководством учителя.

        Предупредительный диктант состоит в том, что ошибки предупреждаются до записи текста. Учащиеся повторяют предложение и объясняют, как нужно написать то или иное слово.

         Комментированный диктант используется на уроках русского языка при записи слов, предложений. Учащиеся проговаривают опасные места (орфограммы). Сначала комментируют сильные учащиеся, затем постепенно включаются и все остальные.

        Письмо по памяти развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль. Учащиеся знакомятся с текстом. Находят и объясняют орфограммы, знаки препинания. Учитель читает первую строчку. Обучающиеся записывают в тетради схематический рисунок к этой строке. Аналогичная работа проводится со следующими строками. Далее текст разучивается. Затем записывается с выделением орфограмм и знаков препинания. В конце проводится самопроверка.

        Выборочный диктант позволяет за короткое время повторить большой объём материала. Учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определённой орфограммой. Данный вид диктанта позволяет выявить, насколько школьники усвоили материал.

         Большую самостоятельность учащихся предполагает такой вид работы, как списывание. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге, на классной доске и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

         Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала вместе с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

  1. Игровые приемы:
  • Разгадывание ребусов, загадок.
  • «Повтори – ка» (один из играющих называет слово на изучаемое правило, допустим – играть (гл н.ф.), другой повторяет слово играть и добавляет своё: думать, третий говорит: играть, думать и добавляет своё).
  • «Найди опасное место».  Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять.
  • Игра «Буквы И, У, А после шипящих». Кто больше вспомнит названия животных, птиц, в которых есть сочетание шипящих ж,ч,ш,щ с буквами и. у , а? (Жираф, жаба, чайка, чибис,
  • чижик, ежик, журавль, медвежата). 
  • «Угадай слово». Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова, учащиеся записывают составленные слова. Го- (город, горох, гореть, горизонт). И наоборот, можно дать конец слова, а обучающиеся придумывают начало.
  • Игра «Поднимаем руку» (если в окончании глаголов пишется е, разделительный ъ, после шипящих на конце пишется ь ит.д.)».  Подсчитывается количество ошибочно поднятых (не поднятых) рук (по командам или по рядам). В итоге подсчитываются очки, определяется победитель. 
    Игра-эстафета. С последней парты передается по рядам листочек с примерами на какое-либо правило (например, на разделительный ъ и ь). Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листочки, с меньшим количеством ошибок в записанных словах. 
  • Волшебный квадрат (5х5). Этот квадрат лежит   на партах учеников на уроке русского языка. Квадрат накладывается на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, открывается первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом ученик легко обнаружит пропуск буквы.  Квадрат притормаживает движение глаз и заставляет детей быть внимательнее.

Таким образом, включая в работу игровые упражнения, кроме развития орфографической зоркости, происходит активизация познавательной деятельности учащихся, появляется интерес к предмету.

       На каждом уроке проводить словарная работа, с использованием разнообразных видов заданий. Изучая слова с непроверяемыми написаниями, если не работать над ними систематически, детьми они плохо усваиваются и забываются. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память.

3. Приемы работы со словарными словами:

  • Запись слов под диктовку или по памяти.  После записи учащиеся проводят самопроверку по словарику или взаимопроверку.
  • Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные а, о, и, е, я. Учитель называет слова из словаря, дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой.
    Запись словарных слов с непроверяемыми безударными гласными по вариантам (1в – с гласной а, 2в –
  • с гласной о).
    Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?).
    Выписать слова, в которых 2, 3  букв О.
    Выписать слова на определённую тему.
  • Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.
    Дописать предложение. Рабочие приняли участие в…(забастовка, демонстрация).
    Отгадать загадку, записать.
    Чудо – птица, алый хвост, прилетела в стаю звёзд. (Ракета)
  • Всегда шагаем мы вдвоём, похожие, как братья.
    Мы за обедом - под столом, а ночью под кроватью. (Ботинки)
  • Написать по памяти словарные слова в три столбика с:
  • о                                                  е                                                      и
  • Игра «Найди лишнее слово». Учащимся предлагается словарный диктант: зима, охота, охрана, конверт. Учащиеся должны назвать «лишнее» слово. Слово -  зима «лишнее»,  так как в этом слове
  • проверяемая гласная и. Хирург, продавец, слесарь, население; население – «лишнее», т.к. обозначает не профессию.  
  • «Шифровальщики». Шифровка – алфавит.
  • Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.
  • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
  • а б в г д е ё ж з…
  • 1, 13, 13, 6, 33 - (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.
  • «Испорченная печатная машинка». Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово.

Например: дрктр (директор).

          Данная работа детям очень нравится. Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты. У учащихся развивается внимание, сообразительность, умение найти отличительные признаки, сгруппировать слова по видам орфограмм.

  1. Орфографическая работа на материале текстов для чтения.
  • Прием – “воображаемое письмо”. В читаемом тексте учитель обращает внимание учеников на трудное по написанию слово. Предлагается прочесть слово медленно и, закрыв глаза, мысленно написать его. Затем дети открывают глаза, проверяя себя, перечитывают слово с доски. Такое упражнение акцентирует внимание читающих учеников на трудных словах, способствуют их запоминанию и, не требуя записи в тетрадь, меньше отвлекает внимание учащихся от читаемого произведения, экономии время на уроке.
  • Составление словариков опорных слов для пересказа. После чтения некоторых произведений (небольших по объему) составляется список наиболее интересных, слов или словосочетаний, встретившихся в данном произведении. Работа ограничивается одним непременным условием: слова должны быть написаны грамотно красиво. Упражнения по составлению словариков развивает у учащихся память на орфографическую норму, расширяет логический запас.

Целенаправленная работа по формированию орфографической зоркости, дает положительные результаты:

- учащиеся находят «опасные» места в слове;

-  распознают вид орфограммы, доказывают и обосновывают свой выбор;

- приобщаются к самостоятельной работе над ошибками;

-- возрастает интерес детей к урокам русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"

Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу,  что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...

Учебно-методическое пособие для учителей русского языка "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся 5--9 классов на уроках русского языка"

Цель данной работы – систематизировать работу по формированию коммуникативной компетенции у обучающихся 5-9 классов, показать пути решения конкретных вопросов методики развития речи....

Методическая разработка «Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-9 классов на уроках русского языка »

Теоритические сведения и практическая работа по формированию УУД на уроках русского языка...

Развитие навыков грамотного письма обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) на уроках русского языка.

Статья о формировании функционалной грамотноти обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) на уроках русского языка....

выступление на городском методическом объединении с темой "Дефектологическое обследование детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями"

                        Из – за сложных диагнозов у детей, которые стали приходить к нам в учреждение - с глубоким поражением Ц...

Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».

В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения....

«Коррекция недостатков словарного запаса у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе».

Данный материал будет полезен учителям русского языка и чтения коррекционных и общеобразовательных школ....