выступление на городском методическом объединении с темой "Дефектологическое обследование детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями"
методическая разработка

Ижбулдина Мария Викторовна

                          Из – за сложных диагнозов у детей, которые стали приходить к нам в учреждение - с глубоким поражением ЦНС, с грубыми нарушениями всех сторон психической деятельности, большинство детей с заданиями не справляются в силу дефектов развития, стало понятно, что психолого – педагогическая диагностика, по которой мы работали много лет, неактуальна.

                         Те задания, которые были описаны в методике проведения, стали не доступны для наших детей, например, звуковой анализ слова, или задания, требующие участия речи, так как даже понимание речевых инструкции и предложенных заданий стало недоступно. Система оценивания не показывала результатов динамики работы, поэтому ее тоже пришлось пересмотреть. Большинство детей неговорящие, поэтому, задания, требующие участия речи, стали неактуальны. Данный опыт показал острую необходимость в коррекции учебно-методического пособия, по которому мы работаем на протяжении многих лет. Поэтому,  мы решили разработать на его основе свой диагностический минимум.


Те

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_22.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня бы мы хотели немного рассказать о своей работе.  Все чаще в сад приходят детки с множественными нарушениями, с нарушением поведения, аутистическими проявлениями.

 Понятно, что у нас сад с особыми детьми, и что каждому нужен свой, индивидуальный подход. Но сейчас работа дефектолога отличается от той, которая была даже 5 лет назад. Всегда  к детям и раньше  был индивидуальный подход, но сейчас мы находимся в постоянном поиске решения этого вопроса.

С чего же начинается наша работа как дефектолога? С изучения протоколов, наблюдения за детьми в группе, как дети взаимодействуют с друг другом и со взрослыми, за игровой и продуктивной деятельностью. Дети привыкают к нам в группе и только после периода адаптации мы берем их к себе в кабинет

И тут на этом этапе тоже возникают проблемы… Дети, особенно, имеющие аутистические проявления или поведенческие нарушения с трудом выходят из группы, не только в кабинет дефектолога, но и в музыкальный зал, спортивный, на прогулку и т.д.

Требуется больше внимания и усилий, чтобы, не травмируя ребенка, научить его выходить из группы. Все знают, что для детей с аутистическими проявлениями  нужны «ритуалы», так как они придают уверенности, помогают справиться с тревогой, детям важно чувствовать постоянство, привычный порядок действий позволяет преодолеть стресс.

Мы в качестве приветствия и прощания используем «говорящие стены», бизи – борды, музыкальные, шумовые и тактильные игрушки. И на основе этого формируем дальнейшее зазанятие.

После того, как дети спокойно заходят в кабинет, мы можем уже говорить о диагностике.

Из – за сложных диагнозов у детей, которые стали приходить к нам в учреждение - с глубоким поражением ЦНС, с грубыми нарушениями всех сторон психической деятельности, большинство детей с заданиями не справляются в силу дефектов развития, стало понятно, что психолого – педагогическая диагностика, по которой мы работали много лет, неактуальна.

Те задания, которые были описаны в методике проведения, стали не доступны для наших детей, например, звуковой анализ слова, или задания, требующие участия речи, так как даже понимание речевых инструкции и предложенных заданий стало недоступно. Система оценивания не показывала результатов динамики работы, поэтому ее тоже пришлось пересмотреть. Большинство детей неговорящие, поэтому, задания, требующие участия речи, стали неактуальны.

Данный опыт показал острую необходимость в коррекции учебно-методического пособия, по которому мы работаем на протяжении многих лет.

Поэтому,  мы решили разработать на его основе свой диагностический минимум.

 За основу разработки  мы взяли «Психолого - педагогическую диагностику развития детей дошкольного возраста» под редакцией Е.А.Стребелевой, а также использованы исследования: Наранэ Витальевны  Серебряковой и Лидии Фаварисовны Фатиховой.

Они уже давно говорят о том, что необходима коррекция диагностического материала.

  Фатихова в своей работе предлагает  пособие, которое представлено в виде диагностического материала для дифференциации детей с интеллектуальными нарушениям – ЗПР и УО.

Как показывает практика, в диагностической деятельности специалистам
часто приходится сталкиваться с детьми, отклонения в развитии у которых не позволяют применять традиционные диагностические методики, которые носят, как правило, вербализованный характер, т.е. включают инструкцию, предъявляемую в речевой форме, предполагают вербальную деятельность ребенка (ответы на вопросы, составление рассказов и др.). Такого рода диагностические задачи вызывают трудности у детей, поскольку нарушения психического развития часто сопровождаются той или иной степенью речевой недостаточности, вплоть до полного безречия. Такие результаты не могут объективно свидетельствовать об уровне интеллектуального развития, затрудняют выделение качественных характеристик психической деятельности.

Н.В. Серебрякова в своих работах отмечает:

Несмотря на острую актуальность проблемы диагностики и коррекции отклонений в развитии детей дошкольного возраста, в настоящее время недостаточно разработаны и систематизированы программы, методы и дидактический материал, рассчитанный на работу с детьми.

Наш диагностический минимум представляет собой комплекс заданий, иллюстративный материал для проведения индивидуального психолого–педагогического обследования детей дошкольного возраста.

Представленные материалы для обследования детей с нарушениями интеллекта будут способствовать качественному улучшению диагностики и помогут  нам  осуществлять дифференцированный подход в последующем коррекционном обучении и воспитании.

Что мы ждем от диагностики? Теперь нам проще отследить даже минимальную динамику у детей со сложными диагнозами.  Это будет отражено в сравнительной диаграмме на начало и конец учебного года.

Родителям, педагогам визуально проще оценивать результаты психолого – педагогического обследования. Ведь даже небольшой прогресс должен фиксироваться и радовать нас и родителей. Теперь в диагностике есть задания и критерии оценивания неговорящих детей.

Обратите внимание на слайд. Перед вами задания для среднего возраста старого и нового образца. Красным цветом мы выделили задания, которые мы изменили.

Например, в задании на выявление уровня восприятия цвета «Дом животного» детям было необходимо целенаправленно, ориентируясь на образец, расставить фишки возле изображения животных. Сейчас,   детям предлагается соотнести изображение с цветным окошком.

В задании на сравнение картинок «Угадай, чего нет». Детям необходимо было сравнивать 2 картинки, находить сходство и различие, уметь решать задачи в обратном порядке с опорой на наглядность. Мы заменили   его на более простое задание, где дети должны сказать, указать, чего не хватает, или, при затруднении приложить недостающую деталь.

Сложность у детей вызывает и конструктивная деятельность, с заданием практически все дети не справлялись.  Мы немного упростили задание, и добавили к нему вариант выполнения по образцу или способом наложения палочек на него.

Также изменено графическое задание и  рассказ по сюжетной картинке. Здесь мы добавили вариант оценивания – использование указательного жеста, понимание смысловой стороны, узнавание предметов и объектов. Хотелось бы сказать о том, что при выполнении задания, у детей тоже возникали трудности, так как не у всех сформировано наглядно – образное мышление и возможно еще требуется доработка.

В старшем возрасте также изменилось задание по конструированию.

Группировка картинок по цвету и форме  на более облегченное.

Серия сюжетных картинок «Утро мальчика», направленная на определение последовательности событий, обобщение практического опыта было заменено с  4 на 3 картинки с изображением ситуаций.

Сравнение сюжетных картинок, направлено на выявление уровня развития наглядно – образного мышления, восприятия целостности ситуации, умение сравнивать и понимать изменение динамического события. Мы поменяли  на более доступную картинку для понимания.

В подготовительном к школе возрасте практически все задания, требовали участия речи.

 Поэтому в задании «Представление об окружающем», мы добавили в картинный материал предметные картинки, чтобы выявить уровень пассивного словаря, выяснить, понимает ли ребенок предметные картинки, которые окружают его в саду и дома. А у говорящих детей с этим материалом провести обобщение.

Задание «Дорисуй» заменили на «Нарисуй человека», так как у детей продуктивное воображение не развито, и слабо развиты графо – моторные навыки.

Практически все графические задания выполняются методом «рука в руке», либо требуется помощь в виде образца.

Задание по сюжетной картинке «В лесу», направленное на развитие элементов логического мышления, умение воспринять целостную ситуацию, устанавливать причинно – следственные связи. Мы заменили на картинку «Разбитое стекло».

Звуковой анализ слова, направленный на проверку умения анализировать звуковой состав слова, уровень развития предпосылок к обучению грамоте, с данной категорией детей не актуален.

Поэтому, мы заменили его на составление предложений с помощью 2 – 3 предметных картинок. Их мы разработали в рамках городской творческой группы на базе детского сада № 33 и активно используем в своей работе.

Например, Девочка идет домой.

Задание «Узнавание фигур», направленное на проверку уровня развития памяти   немного упростили.

 После проведённой диагностики, мы переходим к оцениванию результатов. Расскажем немного об этом.

Раньше количественная оценка результатов обследования умственного развития детей была представлена в 4  балльной системе, но мы разбили ее на 7 баллов. Почему? Так как она стала не актуальна. Оценка действий ребенка не определяла критерии умственного развития, не прослеживалась динамика в течение года, тяжело отслеживать результаты деятельности детей со сложными дефектами развития.

Для наших детей важна любая динамика, но не всегда она была отражена в балльной системе оценок.

В связи с тем, что изменились критерии оценки действий ребенка, соответственно, поменялись и бланки обследования. Ранее мы заполняли эти бланки дважды в год, теперь мы оцениваем деятельность детей в едином бланке.

Протокол  обследования на начало и конец учебного года мы также внесли в бланк обследования.

Также для удобства и наглядности в конце бланка сравнительная диаграмма в форме графиков.    

В том году мы начали работу по данной разработке, утвердили ее на педсовете учреждения.

На данный момент диагностический минимум в стадии апробации и усовершенствования.

.

Надеемся, что данный диагностический материал будут работать в нашем учреждении в полном объёме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

годовой план работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Примерное выполнение годового плана по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.В плане отражены современные требования к построению образовательного проц...

«Система музыкально-коррекционной работы по приобщению детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарумениями к игре на музыкальных инструментах

Исследования педагогов: Т.С.Бабаджан,  И.Л.Дзержинской,  Н.А.Ветлугиной,  О.П.Радыновой, А.Н.Зиминой,  А.И.Бурениной и психологов: В.Н.Шацкой, Л.К.Шлегер, Б.В.Астафьева, Н.А.Метлов...

Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»

Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недост...

Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов "Методы и приемы работы по развитию речи детей с РАС

описаны этапы работы по развитию речи детей с расстройством аутистического спектра...

Статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и их коррекция через реализацию комплекса коррекционно-развивающих за...

Выступление на Педагогическом совете «Диагностический минимум учителя – дефектолога для обследования детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями»

Данное пособие  предназначено для учителей - дефектологов дошкольных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями, детьми-инвалидами с интеллектуальными нарушениями....