Исследование особенностей связной речи детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушения
статья

Арина Эльназарова

Аннотация: В данной  статье раскрываются особенности связной      речи у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями посредством комплексного диагностического обследования. Исследование выполнено с помощью серии диагностических заданий авторской методики О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной  «Методика обследования речи и коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста». Для чистоты исследования диагностировалось две группы: 1 группа – дети старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями  и 2 группа – дети старшего дошкольного возраста с норматипичным развитием.

Ключевые слова: связная речь, старший дошкольный возраст, интеллектуальные  нарушения, обследование, рассказ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx47.39 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование особенностей связной речи детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Аннотация: В данной статье раскрываются особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями посредством комплексного диагностического обследования. Исследование выполнено с помощью серии диагностических заданий авторской методики О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной «Методика обследования речи и коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста». Для чистоты исследования диагностировалось две группы: 1 группа – дети старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и 2 группа – дети старшего дошкольного возраста с норматипичным развитием.

Ключевые слова: связная речь, старший дошкольный возраст, интеллектуальные нарушения, обследование, рассказ.

В ФГОС ДО область «Речевое развитие» определена как одна из основных образовательных областей. Речь - база для развития всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской и др. Поэтому одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ является развитие речи ребёнка.

Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.

Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, но это еще и умение рассказывать, не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и обязательно характеризовать важнейшие стороны и свойства описываемого предмета; события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь должна быть связной.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности, которая носит характер последовательного систематического развернутого построения слов во фразы и фраз в предложения.

Данная проблема ещё более актуализируется, когда речь идёт о детях с нарушением интеллекта (умственной отсталостью). Ведь связная речь - это основное средство коммуникации.

По данным ряда исследователей (Л.Н. Ефименкова Р.И. Лалаева, А.К. Аксенова, И.Н. Садовникова) у детей с нарушением интеллекта не сформирован как план содержания, так и план выражения связного текста. Но особенно грубыми и стойкими являются нарушения плана содержания, внутренней (смысловой) программы связного высказывания, что еще более подтверждает необходимость глубокой работы над внутренним программированием связного текста.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью помимо недостатков в интеллектуальном недоразвитии отмечаются проблемы в развитии речи: могут наблюдаться сложности в звукопроизношении, речь проста, не развернута, развитие фонетико-фонематической сторон речи и формирование лексико-грамматических конструкций недоразвито, вследствие чего констатируется несформированность связной речи. А это в свою очередь, сказывается на дальнейшем обучении и социализации детей в обществе.

Целенаправленное и систематическое формирование связной речи у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями требует углубленного исследования различных сторон этого вида речевой деятельности у детей.

Целью исследования стало определение состояния и выявление особенностей связной речи у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями.

Выявление особенностей развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта проводилось на базе МДОУ - детский сад №8 г. Котово Волгоградской области. В исследовании приняли участие 12 воспитанников в возрасте 6,5 – 7 лет группы для детей с нарушением интеллекта (экспериментальная группа) и 12 дошкольников того же возраста с норматипичным развитием (контрольная группа). Для обследования использовалась диагностическая методика О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной «Методика обследования речи и коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста», которая представляет собой серию заданий. Исследование направлено на выявление возможностей детей использования различных видов связных высказываний – от единичной фразы до составления рассказов с элементами собственного творчества.

Диагностическое обследование проводилось индивидуально, в два-три приема, длительностью не более 20 минут. Временные промежутки между обследованиями не превышали одного-двух дней. Диагностические задания давались в интересной, игровой форме. Дети получали одобрение, похвалу, если высказывали правильные ответы. В случае затруднения, ребенку не говорилось, что он не справился, просто назывался правильный ответ, но в протоколе отмечалось как невыполненное задание. Все высказывания детей заносились в протокол.

Первое задание – «Что нарисовано»

Цель – выявление умения построить фразу (простое высказывание) адекватно передающую изображенное действие.

Материал: картинки мальчик проливает цветы из лейки, картинка девочка ловит бабочку сачком.

Процедура проведения: взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос «Скажи, что здесь нарисовано?»

Второе задание - «Описание по картинке».

Цель: выявление умения описывать предмет.

Материал: картинка куклы, картинка собаки.

Процедура проведения: взрослый предлагает ребенку описать куклу по картинке. «Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют», «Опиши мне собаку, какая она».

Третье задание - «Составление рассказа по серии сюжетных картинок».

Цель: выявления умения раскладывать картинки в правильной последовательности и составлять рассказ.

Материал: 4 картинки, объединенные одним сюжетом.

Процедура проведения: Взрослый предлагает ребенку серию сюжетных картинок, объединенных сюжетом, предлагает разложить их в правильной последовательности и составить рассказ.

Четвертое задание - «Составление рассказа».

Цель: выявление уровня и особенности владения детьми фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

Процедура проведения: взрослый предлагает ребенку составить самостоятельно рассказ на тему «На нашей площадке» по плану, состоящему из 5 вопросов-заданий:

  1. Что находится на площадке?
  2. Чем занимаются дети на площадке?
  3. В какие игры играют дети на площадке?
  4. Назвать свои любимые игры на площадке?
  5. Рассказать о занятиях и играх на площадке зимой?

Бальное оценивание высказываний воспитанников.

№1 Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; №2 использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; №3 неумение связывать между собой предложения — 1 балл.

№1 Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3 балла; №2 некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; №3 однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.

№1 Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; №2 прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; №3 монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.

Оценку выполнения всех заданий педагог дает, подсчитав общее количество баллов. Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает 3 балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это средний уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это низкий уровень.

Ушаковой О.С., Струниной Е.М. выделены 3 уровня развития связных описательных высказываний детей:

I уровень развития связной речи – высокий. Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.

II уровень развития связной речи – средний. Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом

III уровень развития связной речи – низкий. Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний.

Проанализировав полученные данные по первому заданию «Что нарисовано» выявлено, что в экспериментальной группе у 50% воспитанников (6 человек) средний уровень умения построить простую фразу, и у 50% воспитанников (6 человек) низкий уровень. Это свидетельствует, что многие дети с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы, в связи с чем у педагога возникала необходимость в дополнительном вопросе, требующим назвать изображенное действие «Что мальчик (девочка) делает?». При этом, у большинства детей отмечаются ошибки на употребление словоформ, которые нарушают связь слов в предложении. В речи наблюдаются длительные паузы для поиска нужного слова. Часто отмечаются нарушение порядка слов в предложении.

В контрольной группе у 100% воспитанников (12 человек) выявлен высокий уровень умения составлять простую законченную фразу. Все дети с норматипичным развитием не испытывают трудности в самостоятельном составлении высказываний простой законченной фразы.

Количественные результаты исследования по второму заданию «Описание по картинке» в экспериментальной группе выявили, что у 41,7% воспитанников (5 человек) средний уровень развития связной речи, а у 58,3% воспитанников (7 человек) – низкий уровень, высокого уровня развития не было выявлено ни у одного ребенка.

Мы выяснили, что у детей старшего дошкольного возраста со средним уровнем развития в речи отмечались незначительные заминки, паузы. При описании назывались признаки, качества и действия описываемой картинки. Использовались однообразные способы связей между предложениями и частями высказывания (союзы «и», «а», наречие «потом»). Отмечались грамматические ошибки в согласовании слов в предложении, больше использовались простые предложения. Педагогом оказывалась небольшая помощь, в виде наводящих вопросов. Низкий уровень показали дети, которые строили высказывания только с помощью наводящих вопросов педагога. Часто воспитанники просто перечисляли отдельные части тела куклы и собаки. Называли отдельные слова, не связывая их в предложение. Отмечалась бедность словаря, примитивность речи.

Все 100% детей контрольной группы успешно справились с заданием, что свидетельствует о высоком уровне умения описывать предмет.

Подобные результаты были получены и при диагностическом обследовании воспитанников следующего показателя развития связной речи – умения составить рассказ по серии сюжетных картинок, предварительно разложив их в правильной последовательности (задание третье).

В результате проведения диагностического задания было установлено, что в экспериментальной группе у 83,3% воспитанников (10 человек) преобладает низкий уровень. Большинство дошкольников с интеллектуальными нарушениями не справились с полученным заданием, вся работа осуществлялась по наводящим вопросам взрослого. Постоянно требовалась помощь педагога: вспомогательные вопросы, указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Два ребенка с помощью педагога разложили картинку по порядку по порядку, но не смогли лексически правильно объяснить, почему они так сделали. У многих детей в рассказах отмечались пропуски моментов действия, представленных на картинках или вытекающих из изображенной ситуации. У трех испытуемых отмечалось нарушение смыслового соответствия рассказа изображаемому сюжету. Почти у всех детей рассказы сводились к простому называнию действий персонажей. У 16,6% воспитанников (2 человека) – средний уровень развития. Дети расположили картинки в правильном порядке без помощи педагога, но в процессе объяснения вся работа осуществлялась по наводящим вопросам. Для всех испытуемых экспериментальной группы были характерны затруднения при переходе от одной картинки к другой (перерыв в повествовании, затруднение в самостоятельном продолжении рассказа).

В контрольной группе 91,7% воспитанников (11 человек) имеют высокий уровень развития. Дети придумывали интересный сюжет и смогли правильно расположить картинки по порядку. Лишь 1 ребенок, что составляет 8,7% , имеет средний уровень развития. Испытуемый допустил одну ошибку при расположении картинок по порядку, но при составлении рассказа самостоятельно исправил ошибку.

Результаты исследования диагностического задания «Составление рассказа» оценивались по показателям как содержательной, так и собственно речевой сторон составленных детьми рассказов. Особенно большое значение придавалось анализу фразовой речи, используемой воспитанниками в условиях составления сообщения без наглядной опоры.

Анализ рассказов в экспериментальной группе показал, что у 100% воспитанников с интеллектуальными нарушениями низкий уровень развития связной речи. Несмотря на установку на составление рассказа по пяти вопросам-заданиям, у большинства детей фразовые ответы отсутствовали в одному или нескольким вопросам-заданиям и заменялись простым перечислением предметов и действий. У 7 человек фразовые ответы содержались только в одном – двух вопросах-заданиях. При составлении рассказа воспитанники преимущественно использовали короткие фразы – в 2 – 4 слова. В большинстве случаев, сложные предложения неправильно оформлены. Это свидетельствует о недостаточном уровне использования фразовой речи, что затрудняло детям составление связного развернутого сообщения.

Сравнительный анализ показал, что рассказы детей с интеллектуальными нарушениями и детей контрольной группы резко отличаются как по объему, так и по уровню информативности. Так, средний объем рассказов у детей экспериментальной группы был равен 25 – 30 словам, то у детей с норматипичным развитием - 80 – 100 словам, то есть в 3 раза больше. Среднее число информативных элементов в рассказах детей разных групп так же отличается. У детей контрольной группы их в 2 раза больше. В рассказах детей с норматипичным развитием информативные элементы развернуты, включая пояснения, уточнения.

Анализ рассказов старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями позволяет предположить, что трудности при выполнении последнего диагностического задания обусловлены недостатками различных сторон речевой деятельности: планирования, реализации замысла высказывания, несформированностью контроля за его выполнением, бедностью словарного запаса, грамматико-синтаксическими нарушениями и др.

Анализ выполнения всех диагностических заданий показал следующее. На фоне значительного отставания в развитии связной речи у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями отмечались существенные, значительные различия в овладении навыками этого вида речевой деятельности. Сравнение результатов выполнения диагностических заданий позволило определить две группы детей в зависимости от степени сформированности различных сторон связной речи и навыков рассказывания.

Первую, более слабую группу составили 6 человек ( 50%), у которых были выявлены серьезные нарушения уже при построении высказываний на уровне простой фразы, резко выражены нарушения при выполнении всех или большей части диагностических заданий. Требовалась постоянная помощь взрослого. Наблюдались серьезные затруднения в смысловой организации высказываний. Не владеют навыками самостоятельного составления рассказа. Для их высказываний характерны крайняя бедность языковых средств, наличие грубых аграмматизмов.

У детей второй группы 6 человек (50%) нарушения в построении отдельных высказываний и развернутых сообщений были выражены в меньшей степени по сравнению с первой группой. Как правило, они справлялись с заданием на построение высказываний по наглядной опоре. Отмечались недостатки в грамматико-синтаксическом оформлении высказываний. У детей этой группы были выявлены недостатки в языковом оформлении сообщений. Отмечаются нарушения связности повествования, лексические затруднения, различные аграмматизмы.

Выделение выше перечисленных групп имеет огромное значение в плане дифференцированного подхода к детям при реализации коррекционной-развивающей работы по формированию связной речи у детей. Кроме того, комплексное исследование детей с использованием различных видов диагностических заданий дает возможность выявить, в каких видах связной речи у каждого ребенка отмечаются наибольшие затруднения и на какие виды можно опираться в процессе коррекционного обучения. Следовательно, на основе результатов диагностического обследования можно выстроить путь индивидуального подхода в условиях групповой работы.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями отмечается существенное отставание в развитии и формировании навыков связной речи по сравнению с норматипичными сверстниками. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: учеб. пособие / В. К. Воробьева – М.: Астрель, Транзиткнига, 2006. – 158 с.
  2. Екжанова Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст]: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – М., 2005. – 272 с.
  3. Закрепина, А. В. Умственно отсталые дети: синдромы, педагогическое изучение, коррекционная помощь [Текст] / А. В. Закрепина // Дошкольное воспитание. – 2012. – №1 – С. 58-66.
  4. Катаева А. А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева – М., 2001. – 204 с.
  5. Мамонько О. В. Формирование игровой и речевой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст]: учеб. метод. пособие / О. В. Мамонько, М. И. Хотько – Минск: БГПУ, 2007. – 45 с.
  6. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Е. А. Стребелевой – М., 2013. – 352 с.
  7. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб-метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию)  состоит из 3 частей 1часть содер...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста

Одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве является овладение родным языком.  Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок н...

Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...

Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста

Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста...

Сообщение для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

 Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложен...

"Особенности межличностного общения детей дошкольного возраста с нарушением речи"

laquo;Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [1]. Отсутствие п...