Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста
консультация на тему

Астахова Елена Владимировна

Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста

Подготовила: учитель-логопед Астахова Елена Владимировна

     Формирование правильной устной речи детей дошкольного возраста предусматривает освоение языка, его фонетического и грамматического строя, что позволяет детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями окружающей жизни. Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка. Важной предпосылкой для совершенствования речи является создание благоприятной в эмоциональном отношении ситуации, в которой у детей возникло бы желание активно участвовать в речевом общении.

   При нормальном развитии у детей пяти— шестилетнего возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня. В общении со взрослыми и сверстниками их отличает умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие рассказы, правильно грамматически и фонетически строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению детьми монологической речью, что важно для полноценной подготовки их к школе.

    В этом возрасте ребенок продолжает пополнять свой словарь. Желательно особое внимание уделить его качественной стороне: увеличить запас употребляемых в речи глаголов, прилагательных, синонимов, антонимов и т. д. Нужно помогать ребенку как можно активнее включать эти слова в самостоятельную речь. Предлагаемая ниже система упражнений и заданий поможет совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков и умений.

   При обучении детей рассказыванию рекомендуется использовать разные виды упражнений.

Оречевление ряда последовательно выполненных действий. Организуется игровая ситуация, в которой принимают участие взрослые, 1—2 ребенка (можно привлечь и несколько кукол). Один из детей — ведущий. Ему тихо дается несколько заданий, которые он выполняет в названной последовательности. Другой ребенок, внимательно следя за серией действий, запоминает их, а потом рассказывает об увиденном.

В процессе игры возможен диалог типа:

Кому давались задания?

Откуда встал Митя? Куда он пошел?

Что Митя взял с верхней полки? А что с нижней полки?

Куда он отнес большой красный мяч?

Куда он положил маленький синенький мячик?

Кому Митя дал задание?

Составление предложений с использованием фланелеграфа. Объединение этих предложений в рассказ. Играют 1—2 ребенка и взрослый. Дети отбирают несколько персонажей (мальчик, девочка, мама, папа, бабушка) и предметы, с которыми будут манипулировать их «герои» (удочка, мяч, книга, гамак, клубок с нитками). На фланелеграфе оформляются разные ситуации, о которых рассказывают дети. Затем с помощью наводящих вопросов взрослого дети составляют рассказ.

Например: Наступило лето. Дети вместе с родителями выехали на дачу. Дима ловит на реке удочкой рыбу, Оля играет в саду в мяч. Рядом сидит в кресле папа и читает книгу. Мама сидит на веранде и вяжет красный шарф.

Вначале основную роль при составлении рассказа играет взрослый, а затем под его руководством дети самостоятельно составляют небольшие рассказы.

Составление рассказа по картинке и серии картинок. Подготовительная работа включает в себя прослушивание рассказа, читаемого ребенку. По прочтении рассказа полезно предложить выбрать и разложить в нужной последовательности соответствующие картинки. При этом важно помочь ребенку осмыслить взаимосвязь событий, их временную последовательность. Ребенку задается серия вопросов, с помощью которых определяется, что было в рассказе сначала, потом и чем все закончилось.

Упражнения с деформированными предложениями помогают ребенку отличить законченную мысль от беспорядочного набора слов, находить логические связи между 2—3 фразами. Первоначально дети должны придать им правильную форму, а затем, опираясь на предложенную сюжетную картинку, составить рассказ.

Для активизации речи детей, развития навыков самостоятельной речи широко используются сюжетные картинки. Их многообразие позволяет работать над восприятием и воспроизведением детьми текстов разной степени сложности.

Дети испытывают большие трудности в последовательном изложении речевого материала. Серии картинок, являясь как бы планом рассказа, помогают ребенку наглядно установить последовательность различных эпизодов, выделить основное в сюжете рассказа не отклоняясь от его темы.

Во время рассказа ребенок постепенно преодолевает ошибки в построении предложений. В начале занятий с помощью вопросов надо направить внимание ребенка на содержание рассказа. Затем его приучают самостоятельно выделять те или иные моменты содержания картинки и выражать свое к ним отношение. Обращается внимание на мимику, жесты персонажей, задаются вопросы более аналитического характера, помогающие детям вскрывать причинно-следственные связи изображенных действий и явлений.

Каждый должен разложить их в нужном порядке и передать их со держание связным рассказом.

Серии сюжетных картинок помогают продолжить работу над лексическим материалом. Новые слова уточняются, усваиваются уже не путем механического запоминания, а в процессе активного использования их в речи, в разных грамматических формах и связях.

Для речевого общения ребенок должен уметь пользоваться диалогом. При составлении рассказов по серии картинок дети учатся составлять реплики, диалоги к данной ситуации.

Серии картинок имеют также воспитательное и познавательное значение. Нужно, чтобы сюжеты картинок были близки и понятны детям, а картинки — просты по композиции, красочно оформлены.

Укажем на некоторые конкретные приемы работы с сериями сюжетных картинок. Картинки даются по принципу нарастающей трудности.

l. Ha столе раскладываются сюжетные картинки одной серии и детям предлагается их рассмотреть. Затем детей знакомят с содержанием рассказа. Рассказ повторяется, а вызванный ребенок должен найти и показать соответствующую картинку. (Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай».)

2. Детям раздаются предметные картинки, а взрослый, показывая отдельные эпизоды из данной серии, сопровождает их рассказом. Дети подбирают к соответствующей серии предметные картинки, называя их, определяют их назначение.

3. Детям раздается по одной (начальной) картинке из каждой серии. Остальные картинки перемешиваются и раскладываются стопками на столе. Открывая по одной картинке, дети спрашивают: «Что здесь изображено?» (Например, на картинке изображен больной мальчик, лежащий в постели). «Кому дать эту карточку?» Каждый ребенок должен посмотреть на свою первую (начальную) картинку и определить, подходит ли к ней картинка. Получив все картинки своей серии, каждый должен разложить их в нужном порядке и передать их содержание связным рассказом.

4. Взрослый читает рассказ и расставляет на наборном полотне картинки. Затем он снимает их и предлагает детям самостоятельно разложить картинки и построить рассказ. В случае затруднений можно задавать наводящие вопросы.

5. На наборном полотне расставлены сюжетные картинки. Дети задают вопросы по их содержанию, помогая установить причинно-следственные связи.

6.  Детям раздают картинки одной серии в любой последовательности. Дается план рассказа, по которому дети должны разложить их в нужном порядке. Вслед за этим детям предлагается составить рассказ.

7. Детям раздают серию картинок для определения их последовательности . Взрослый начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.

8. Дети получают по одной картинке и каждый рассказывает, что нарисовано на его картинке: В заключение один ребенок составляет полный рассказ по всем картинкам. Дети самостоятельно придумывают имена персонажей.

9. Каждый ребенок получает серию картинок. Его задача —
подобрать в последовательном порядке картинки-эпизоды и передать содержание каждой из них, составив целый рассказ.

10.        Все картинки перемешиваются, каждому ребенку раздается по две-три. Дети обмениваются картинками так, чтобы подобрать нужную серию.

11. Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их
последовательность, потом переворачивают картинки и
рассказывают их содержание по памяти.

12. Получив серию картинок, дети составляют рассказ. Затем они учатся задавать друг другу вопросы по содержанию картинок.

13. Дети рассматривают серию картинок, составляют рассказ, придумывая реплики, диалоги к данному сюжету.

14. Составив рассказ по серии картинок, ребята придумывают к нему название, а также дополняют его описанием предыдущего или последующего события.

15.После составления рассказа по серии сюжетных картинок дети в лицах передают его содержание. Важно при этом учить детей строить не только повествовательные, но и описательные рассказы.

Составление рассказов-описаний. Процессу обучения детей различным видам рассказов-описаний предшествует большая работа по сравнению предметов. К. Д. Ушинский писал о том, что сравнение является основой всякого понимания и мышления, что мир познается через сравнение. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности. Поэтому, как только ребенок познакомится с2—3 новыми предметами, его надо учить их сравнивать.

Во время такого занятия сравниваемые предметы (картинки) находятся обязательно перед детьми. Сначала дети должны определять различие между предметами по их характерным признакам, а затем перейти к сходным. «За сравнением предмета должно следовать описание предмета, извлекаемое из сравнения» (Ушинский). Обучение составлению рассказов-описаний занимает важное место в работе с детьми. На первых занятиях обязательным является описание предметов, данных как образец, а затем такими образцами будут лучшие рассказы самих детей. Каждому такому рассказу предшествует вопросный план.

Пересказ текстов. Обучать детей пересказу можно тогда, когда они уже овладеют фразовой развернутой речью, научатся слушать и понимать содержание текста, а также когда захотят рассказать о том, что им прочитали. Пересказ помогает совершенствовать речевые навыки, развивает внимание ребенка и его мышление.

При подборе текстов для пересказа особенно важно учитывать индивидуальные речевые, возрастные и интеллектуальные возможности ребенка. Тексты должны быть просты и доступны

по своему содержанию и построению, иметь четко выраженный сюжет, ведь ребенку придется передавать последовательность и логику в описании событий, сопоставлять отдельные факты, анализировать поступки героев, делая при этом соответствующие выводы.

Словарная работа проводится до чтения текста, трудные слова объясняются и проговариваются всеми детьми и индивидуально.

Перед чтением рассказа может быть устроена небольшая вводная беседа, подводящая детей к содержанию произведения. Установка на пересказ текста дается после первого чтения.

Когда дети прослушали рассказ, задаются вопросы, чтобы выяснить, понято ли его содержание.

Различные виды пересказа на разных ступенях обучения могут варьироваться.

1. Взрослый пересказывает, а ребенок (в зависимости от своих речевых возможностей) вставляет необходимое слово или предложение.

2. Ребенок пересказывает, как правило, с большими паузами, а взрослый своими вопросами направляет его мысль и помогает лучше изложить и грамматически правильно оформить предложение.

3. Перед началом пересказа дается короткий план рассказа, что помогает ребенку собраться с мыслями и направить пересказ в нужное русло.

4. Пересказ организуется «по цепочке», когда один ребенок начинает пересказывать, следующий продолжает, а третий заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у детей устойчивое внимание, умение слушать товарища и следить за его речью.

5. Часто употребляется пересказ в лицах, типа простой драматизации. Этот вид работы очень нравится детям, так как близок к игровому. В то же время он помогает вникнуть в содержание образа, передать интонационно характер действующих лиц.

Для детей, у которых уровень развития повествовательной речи довольно высокий, можно рекомендовать и более сложные виды работы, а именно:

Выборочный пересказ

Перед детьми ставится задача выделить из рассказа только то, что относится к данному поступку. Это возможно только в том случае, если ребенок в состоянии проанализировать все произведение.

 

Краткий пересказ

Ребенок рассказывает не все подряд, а только самое главное, существенное.

 

Творческое рассказывание:

а)        пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов,
событий из жизни героев;

б)        составление рассказа на основе своего личного опыта по
аналогии с услышанным;

в)        составление рассказа из нескольких текстов на заданную
тему.

Разучивание стихотворений. Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить и рассказать. При выборе стихотворного материала надо прежде всего обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям.

При заучивании стихотворных текстов можно пользоваться общими методическими установками, рекомендованными в дошкольных учреждениях, но вносить определенные поправки с учетом речевых особенностей детей.

1. Каждое новое стихотворение должно быть сначала прочитано взрослым выразительно (наизусть).

2. После прочтения стихотворения взрослый говорит, что это стихотворение дети будут заучивать наизусть. Затем ещё раз читает стихотворение.

3. После этого отдельно читается каждая строчка стихотворения. Дети проговаривают ее хором, а потом индивидуально.

4. Далее задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает детям уяснить его основную мысль.

5. После этого выясняется, какие слова детям непонятны, в доступной форме объясняется их значение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию)  состоит из 3 частей 1часть содер...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста

Одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве является овладение родным языком.  Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок н...

Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...

Сообщение для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

 Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложен...

Семинар "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"

 Связная речь высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Овладение связной устной речью составляет важне...

Презентация "Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста"

Рассмотрены теоритические основы  компетентности  педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста...