Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».
материал

Мастер Людмила Викторовна

В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pedsovet.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная)

 школа - интернат станицы Старолеушковской

Доклад по теме

« Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения

как средство для создания условий адаптации

в социуме и фактор повышения их общего

культурного и интеллектуального уровня».

Подготовила:

учитель русского языка

Мастер Л.В.

2023 год.

(СЛАЙД) В последние годы вопросы обучения детей с интеллектуальными нарушениями в большей степени, чем когда - либо, рассматриваются с позиций обучения практическим умениям, формирования у детей жизненной компетентности, позволяющей адаптироваться в обществе.

(СЛАЙД)  В современной методике обучения русскому языку, в том числе и в специальной методике, основополагающим является коммуникативный подход. Он предполагает изучение языка в естественных для общения целях и функциях. Основной задачей признаётся обучение общению. Иными словами, сущность коммуникативного подхода в том, что процесс обучения строится как копия процесса общения, моделируются принципиально важные, сущностные параметры ситуации общения. В практическом плане решению дидактических задач способствуют комплексы методических приёмов, опирающихся на речь, на живое общение, на языковую коммуникацию.

(СЛАЙД) Речевое недоразвитие, слабость побудительных к речи мотивов вызывает у детей с интеллектуальными нарушениями затруднения в общении с окружающими людьми. Вера Георгиевна Петрова (известный дефектолог) справедливо замечает, что умственно отсталый ребёнок, владея в той или иной степени речью, «… редко участвует в беседах, на вопросы отвечает односложно и далеко не всегда правильно».

(СЛАЙД)  Вместе с тем установлено, что целенаправленное воздействие на речь детей с интеллектуальными нарушениями приводит к её совершенствованию, к развитию навыков более точного выражения мыслей, адекватного ведения диалога и даже навыков построения монологического высказывания. Именно эта закономерность требует, чтобы педагогическая деятельность учителя была нацелена на коррекцию недостатков всех сторон речи детей, на её развитие и активизацию в той степени, в какой она может быть использована как средство общения.

Принцип коммуникативной направленности предполагает, что главным в обучении детей должно быть не столько сообщение о различных аспектах языка (фонетика, морфология, синтаксис), сколько формирование навыков практического использования различных языковых категорий в речи. В результате их отработки школьники получают возможность осознавать некоторую лингвистическую информацию, усваивать и применять орфографические правила и, что особенно важно, более свободно пользоваться речью в коммуникативных целях. Для усвоения орфографических правил использую на уроках опорные схемы-таблицы, правила в стихах.  ( 3  СЛАЙДА)

(СЛАЙД) Применение приемов предметно-схематических моделей на уроках чтения, письма и     развития речи создаёт условия для максимальной мобилизации скрытых резервов, обеспечивая возможности реализации всех компенсаторных возможностей для достижения гораздо большего в усвоении знаний, в умственном развитии, в повышении роли обучения и воспитания личности ребёнка в целом.

Рисунки, схемы, цифровые диктанты, чертежи, эскизы, кроссворды, макеты и другие наглядные средства, каждое из которых служит определённой учебной задаче, а все вместе взятое подчинено достижению высокого развития и более прочного усвоения знаний и навыков всеми обучающимися. Это даёт возможность быстрее запомнить правило и применять его на практике.

(СЛАЙД) Реализация принципа коммуникативной направленности предполагает насыщенность процесса обучения речевыми упражнениями. К таковым относятся: ответы на вопросы, чтение диалогов с соответствующей интонацией, составление диалогов по образцу, на основе заданной ситуации; пересказ; обмен мнениями по поводу выполняемой работы; обсуждение; ролевые игры и др.

Нарушение интеллектуальной сферы умственно отсталых детей приводит к неполноценности их речевой практики. В свою очередь, недоразвитие речи задерживает формирование логического мышления, затрудняет устранение недостатков наглядно - образной и наглядно - действенной его форм.

(СЛАЙД) Разорвать этот замкнутый круг можно, прежде всего в области речи. Как справедливо отмечал Н.И.Жинкин (Николай Иванович - советский лингвист и психолог), «речь – это канал развития интеллекта» и, что особенно важно, канал, доступный для внешнего воздействия.

Формируя речь, мы работаем над обогащением, точностью, выразительностью на любом уровне – будь то слово, предложение или текст. Развитие названных качеств речи положительно влияет на коррекцию недостатков и совершенствование мыслительной деятельности учащихся. «Речь организует, упорядочивает и активизирует мышление школьников, - пишет В.Г.Петрова, - помогает им устанавливать несложные смысловые связи между частями воспринимаемого материала и тем самым способствует осуществлению познавательной деятельности».

Возросшие возможности словесной системы мышления создают условия для лучшего понимания умственно отсталыми детьми языковых закономерностей, содействуют более осознанному пользованию речью.

(СЛАЙД)  Эффективными средствами развития письменной и устной речи на уроке являются:

-создание положительных эмоциональных ситуаций (Организованное начало урока, эмоциональный настрой, спокойный тон учителя, располагающая к общению обстановка)

- проблемное обучение; (Учащиеся решают ряд учебных задач, открывают новые знания, под чутким контролем и руководством учителя)

- дифференцированный подход; (каждый ребёнок индивидуален, никогда не сравниваю детей друг с другом, оцениваю достижения каждого ребёнка)

- использование ИКТ; (с современном мире не обойтись без информационно-коммуникационных технологий)

- игровая деятельность.

(СЛАЙД) Велика роль уроков литературного чтения в развитии речи умственно отсталых учащихся. Содержание материала по чтению в значительной степени влияет на повышение речевой активности школьников: эмоциональная напряженность произведений, созвучие опыту детей, психологические жизненно-проблемные ситуации – все это вызывает интерес к теме, желание в той или иной степени участвовать в оценке поступков героя, рассказывать о своих личных переживаниях в связи с возникающими ассоциациями. В 5 классе живой отклик у детей вызывают произведения «Дорогой подарок» Л. Воронковой, «Бабка» В. Осеевой; в 7 классе отрывки из автобиографической  повести М. Горького «Детство», В.Г. Короленко «Дети подземелья», дети учатся рассуждать, передавать свои эмоции от прочитанного, сопереживают  героям, дают оценку их поступкам. Много возможностей для развития речи даёт чтение по ролям. Учащиеся с помощью голоса могут передать настроение героя, его переживания, а порой и характер.

(СЛАЙД)  Выбор методов, приёмов обучения, видов заданий тесно связан со структурой урока. Вместе с тем он имеет и самостоятельное значение для стимулирования речевой активности школьников. М.Ф.Гнездилов (Гнездилов Михаил Федотович (1887-1968) - отечественный олигофренопедагог, методист. Разработал теоретические основы обучения языку умственно отсталых детей. Автор учебников, методических руководств, пособий, а также программ для вспомогательных школ) замечал по этому поводу следующее: «Организуя процесс деятельности учащихся над выполнением учебного задания, не следует допускать его однообразия, надо по возможности разнообразить приёмы рассмотрения и анализа изучаемого материала. Это способствует мотивации деятельности учащихся, возбуждает у них активные мыслительные процессы».

(СЛАЙД) С этой целью использую на уроке следующие виды упражнений: словарная работа, выборочное чтение, словесное рисовании иллюстраций к тексту, составление характеристики героя, деление текста на части, краткий пересказ, пересказ по плану, ответы на вопросы, чтение по ролям, заучивание наизусть с использованием  мнемотехники и др. Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание путём образования дополнительных ассоциаций.  

(СЛАЙД)  В 5 класс, при изучении стихотворения С.А.Есенина «Берёза» была использована мнемотехника. Следует помнить о том, что мнемотехника не совершенствует память, она только облегчает запоминание.

Большое значение для стимулирования речевой активности школьников имеет поведение учителя на уроке. Педагог вызывает и направляет интерес учеников, поддерживает его путём поощрения, с помощью отметки, посредством установления в классе доброжелательных отношений. Играя активную роль в организации урока, учитель не ограничивает при этом речевую активность детей.

Становление языковой культуры, осознание законов языка в процессе школьного обучения опираются на языковое чутьё, на сформированный в дошкольном возрасте познавательный интерес к языковой материи. В условиях нормального развития ребёнок в процессе общения со взрослыми бессознательно (или на уровне неотчётливого осознания) усваивает языковые нормы и использует их в коммуникативных целях. У детей с интеллектуальными нарушениями чувство языка не развивается в дошкольном периоде, поскольку их речевая практика предельно ограничена, а главное – интуитивно не осознанна для того, чтобы разные единицы языка вошли в круг их интересов.

(СЛАЙД) Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями – одна из важнейших задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у школьников познавательные способности, совершенствуем психические функции. Исследованиями установлено, что «овладение словесной системой перестраивает все основные психические процессы у ребенка и что слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия». Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями выступает фактором повышения их общего  культурного и интеллектуального уровня.

В своей работе использую  «Технология активизирующего обучения речи как средству общения». (автор - Ольга Афанасьевна Белобрыкина - преподаватель Новосибирского университета)

(СЛАЙД) Технология активизирующего обучения речи нацелена на формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.

Лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.

(СЛАЙД) «Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.).

«Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.).

«Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.).

«Чем похожи и чем отличаются?» (кит - кот; кот-крот; кот-ток и т.д.).

«Антидействие» (карандаш - ластик, грязь - вода, дождь - зонт, голод - пища и т.д.).

«Кто кем будет?» (мальчик - мужчиной, жёлудь - дубом, семечка - подсолнухом и т.д.).

«Кто кем был?» (лошадь - жеребёнком, стол - деревом и т.д.).

«Назови все части» (велосипед - рама, руль, цепь, педаль, багажник, звонок и т.д.).

«Кто где работает?» (повар - кухня, певец - сцена и т.д).

«Чем был, чем стал» (глина - горшок, ткань - платье и т.д.).

«Так было раньше, а теперь?» (серп - комбайн, лучина - электричество, телега - автомобиль и т.д.).

«Что умеет делать?» (ножницы - резать, свитер - греть и т.д.).

 (СЛАЙД) Формирование связной речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи. Выбирая педагогические технологии для развития связной речи, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям обучающихся, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы.

Ни для кого не секрет, что приобщение человека к речевой культуре происходит, конечно, не только при изучении родного языка и других предметов в школе, но и под влиянием того, что мы читаем, слышим, видим, с кем общаемся, - одним словом, под влиянием той среды, той речевой среды, в которую мы погружены, от которой зависим постоянно, ежедневно, ежечасно. Это влияние, эту зависимость особенно чутко воспринимает ребёнок.

А что же делать, если мы видим, что естественная речевая среда, окружающая ребёнка, - язык радио, телевидения, газет, современных книг, речь взрослых и сверстников – не только не приобщает к культуре, но и отторгает от неё? Многие смирились с тем, что ребёнок мало читает, что общение с книгой вытесняется общением с компьютером, с телевизором, что давно исчезла традиция семейного чтения вслух.

В тридцатые годы прошлого века М.М.Пришвин писал о целебном, врачующем действии любимых произведений русских классиков, о потребности их перечитывать “ежедневно на сон грядущий”:

На телевидении и на радио можно часто слышать неправильную речь не только в исполнении простых людей, но и ведущие, журналисты грешат грубыми ошибками, очень много используется слов иностранного происхождения. В социальных сетях употребляются нецензурные слова.

(СЛАЙД) С детьми регулярно провожу беседы о красоте, богатстве  и многозвучии русского языка. Пытаемся слова, используемые детьми в речи, перевести на русский язык, обращаемся к произведениям классиков.

Ещё раз хочу подчеркнуть, что  чтение расценивается как важнейшее коммуникативное умение, на базе которого развиваются и совершенствуются другие коммуникативные умения, прежде всего умение излагать свои собственные мысли.

(СЛАЙД) На основе чтения и анализа текстов ученики овладевают навыками изложения собственных мыслей, идут по пути от наблюдений к мысли. Именно поэтому уроки чтения следует рассматривать как один из этапов подготовки учащихся к самостоятельному воспроизведению мысли. В процессе чтения школьники знакомятся с различными видами высказываний, учатся анализировать их содержательные, смысловые и структурные особенности, познают их жанровую и стилистическую специфику, что создает базу для развития других видов речевой деятельности, прежде всего говорения и письма. Все виды речевой деятельности взаимосвязаны, и нельзя развивать какой – либо один из них, не заботясь о развитии всех остальных.

(СЛАЙД) Много веков назад Сократ произнёс удивительно ёмкую фразу: ”Заговори, чтоб я тебя увидел!” Действительно, речь своего рода зеркало человека: из неё можно узнать, добр или зол человек, мудр или глуп, образован или невежда.

Правильная, грамотная, развернутая речь является показателем уровня развития человека. В процессе общения человек стремится быть понятым, поэтому процесс общения обладает большим социальным значением.

(СЛАЙД) Полноценное общение - это средство повышения коммуникабельности, путь к развитию ребенка как личности, способ достижения наилучшей социальной адаптации. Развивать речь учащихся - значит способствовать тому, чтобы она была более точной и связной, правильной и содержательной, выразительной и образной.

Образование есть то, что остается после того,  когда забывается все, чему нас учили. 
                                                                                                                            А. Эйнштейн

Список литературы

  1. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М, 2004.
  2. Лихачёв Д.С. Экология культуры// Д.С.Лихачёв. Прошлое – будущему. – Л., 1985.
  3. Журнал «Русский язык в школе». - №1, 1994.
  4. Журнал «Русский язык в школе». - №4, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Развитие навыков грамотного письма обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) на уроках русского языка.

Статья о формировании функционалной грамотноти обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) на уроках русского языка....

«Современные подходы к развитию речи учащихся 5-11 классов на уроках русского языка»

Качанова Оксана Владимировна, учитель русского языка  и литературы высшей категории, педагогический стаж – 17 лет.Методическая разработка «Современные подходы к  развитию речи...

Мастер-класс по развитию речи учащихся 5-7 классов на уроках русского языка "Визитная карточка человека"

laquo;Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть».  Действительно, как много о каждом из нас  может рассказать  наша  речь.  Речь является показателем уровня культуры ...

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Приемы формирования орфографической зоркости у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка".

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Приемы формирования орфографической зоркости у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка"....

«Коррекция недостатков словарного запаса у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе».

Данный материал будет полезен учителям русского языка и чтения коррекционных и общеобразовательных школ....