«Современные подходы к развитию речи учащихся 5-11 классов на уроках русского языка»
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Качанова Оксана Владимировна

Качанова Оксана Владимировна, учитель русского языка  и литературы высшей категории, педагогический стаж – 17 лет.

Методическая разработка «Современные подходы к  развитию речи   у  учащихся  5-11 классов на уроках русского языка» посвящена  актуальной проблеме, с которой в практической деятельности сталкивался каждый учитель-предметник – неумение обучающимися выражать мысли как в устной, так и в письменной форме.  Приучать учащихся к самостоятельной творческой работе – вот  первостепенная задача школы и  каждого учителя. Русский язык и литература в этом плане обладает исключительными возможностями. Однако школьные уроки по-прежнему направлены на «прохождение» программы, а не на развитие мышления, речи. Возникает необходимость поиска форм, методов работы, направленной на развитие у учащихся потребности в развитии речи.

Развивать речь учащихся – значит стремиться к тому, чтобы она стала более свободной и связной, более выразительной и образной, поэтому  в данной разработке отобраны только те  методы и приемы, которые проверены на практике, показали свою эффективность. Практическая направленность данного материала обусловлена актуальностью  формирования логически правильной, точной и выразительной  речи школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx221.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа №7» п. Новый

Рассмотрено методическим объединением  учителей гуманитарного цикла

Протокол заседания МО  03.02.2020г.

 

От 16.01.2020 г. №3

                          Утверждаю

                          Зам. директора по УВР                

                        ________________Баштовая И.В.

                                    03.02.2020 г.

Методическая разработка

«Современные подходы к  развитию речи     учащихся  5-11 классов на уроках русского языка»

Учителям-практикам

    Автор и составитель: Качанова Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы

    Консультант: Подуто Людмила Ивановна, руководитель РМО  учителей русского языка и литературы

П. НОВЫЙ

2020 г.

Аннотация

Качанова Оксана Владимировна, учитель русского языка  и литературы высшей категории, педагогический стаж – 17 лет.

Методическая разработка «Современные подходы к  развитию речи   у  учащихся  5-11 классов на уроках русского языка» посвящена  актуальной проблеме, с которой в практической деятельности сталкивался каждый учитель-предметник – неумение обучающимися выражать мысли как в устной, так и в письменной форме.  Приучать учащихся к самостоятельной творческой работе – вот  первостепенная задача школы и  каждого учителя. Русский язык и литература в этом плане обладает исключительными возможностями. Однако школьные уроки по-прежнему направлены на «прохождение» программы, а не на развитие мышления, речи. Возникает необходимость поиска форм, методов работы, направленной на развитие у учащихся потребности в развитии речи.

Развивать речь учащихся – значит стремиться к тому, чтобы она стала более свободной и связной, более выразительной и образной, поэтому  в данной разработке отобраны только те  методы и приемы, которые проверены на практике, показали свою эффективность. Практическая направленность данного материала обусловлена актуальностью  формирования логически правильной, точной и выразительной  речи школьника.

Следовательно,  целью данной методической разработки является распространение положительного опыта в формировании развитии речи учащихся на уроках русского языка и литературы, ведущего к повышению успешности обучения.

Из цели вытекает ряд первостепенных задач:

  • Формулировка принципов реализации цели.
  • Определение формы и методов обучения.
  • Формулировка ожидаемых результатов.

Эффективность методической высокими разработки подтверждается показателями качества  подготовки учеников к итоговой аттестации (изложение и сочинение), результативного участия в конкурсах, посвященных созданию речевых продуктов,   большим числом коллег-последователей: учителя школ Гиагинского района,   МБОУ СОШ 8 с. Натырбово Кошехабльского района. Материал, изложенный в методической разработке, доступен для использования учителям Республики Адыгея, выложен на популярных сайтах педагогического мастерства.

Содержание

           1.Введение

           2.Основополагающие принципы формирования речи у  

             школьников.

3.Требования к речи выпускника 21 века.

4.Приемы и методы развития речи:

4.1.Упражнения на начала урока с целью развития образного  

       мышления.

   4.2.Интеллектуальные карты в систематической работе по  

         формированию словаря и связной речи.

4.3.Особенности работы с приемом «Распространи  

      предложение».

           4.4.Перевернутые задания: на всякий ли ответ есть вопрос?

4.5.Использование элементов технологии ТРИЗ с целью  

      развития речи учащихся.

4.6.Воссоздающее воображение как основа работы  

       с изложением.

4.7.Разноуровневая работа с текстом при написании сочинения.

            5.  Заключение.

             

                                                               Введение

Нельзя не согласиться с тем, что развитая речь – это не только необходимый  инструмент познания и  удобное  средство общения, но и зеркало мышления.  Над систематизацией работы по развитию речи  я задумалась еще в  2017  году. На протяжении трех лет проходили проверку методы и приемы, используемые для реализации цели данной методической разработки. Актуальность её   обусловлена  тем, что процесс создания текста (высказывания) является большой трудностью для современного школьника, привыкшего к «словесной экономии». Работая  над темой, я пришла к выводу, в результате наблюдений,  что для  речевого развития характерны следующие проблемы:

  1. Неумение правильно и грамотно выстроить распространенное предложение.
  1. Маленький словарный запас.
  2. Речь, в которой избыток сленговых слов (итог просмотра телевизора),

применение нелитературных выражений и слов.

  1.  Неумение  доступно и грамотно, к месту  задать вопрос.
  1. Неспособность  пересказать полученный текст своими словами.

          6.Отсутствие в своих выводах и утверждениях логического обоснования.

     7.Отсутствие культуры речи: неспособность употребить интонацию,  

        корректировать темп речи и громкость голоса.

Как же  рационально  применять  приемы и методы, работающие на достижение цели -  развитие речи? Однажды итальянский экономист Вильфредо Парето заметил, что 20% гороха, посаженного в его саду, дают 80% урожая. Это позволило ему сформулировать правило про 20% усилий, дающих 80% результата.  Принцип 20/80 встречается на каждом шагу в повседневной жизни, однако, его можно и даже нужно применять в  работе, особенно в учительской деятельности, где время  - золото, особенно с современным темпом развития.  Применяя закон Парето, мы сможем улучшить  те сферы, где есть проблемы. Поэтому, приводя в систему накопленный материал, мне хотелось бы обратить внимание на те 20%  приемов,  методов и средств, которые дадут 80% результата при решении   проблемы  недостаточного уровня развития  устной и письменной речи учащихся.

                                                             

1

В своей работе по развитию речи я опираюсь на следующие принципы:

  1. Принцип приоритета речи -  означает включение в работу всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, писания, а не только анализ извлеченных из речи примеров; при этом уделяется немалое внимание повседневной речи школьников и их окружения, а не только художественным произведениям мастеров слова.
  2. Принцип интеграции (русский язык и литература): сближение понятийного аппарата в области языка и литературы (жанр, персонаж, сюжет как цепь событий).
  3. Принцип системности: регулярное применение приемов, а не эпизодическое.

Что же можно считать хорошей речью? К чему следует стремиться учителю и ученику? Современная программа предъявляет довольно высокие требования к речевому развитию школьников.

Во-первых, речь должна быть содержательной. Содержание для бесед, для рассказов, письменных сочинений дают книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания - вся окружающая ребенка жизнь. Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ( невыдуманных)  ученику материалах:  наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, фактах: говорить или писать можно только о том, что хорошо знаешь. Тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем высказываются обдуманные, невыдуманные переживания. Эту, казалось бы, очевидную истину приходится повторять, потому что нередко в школе детям предлагают рассказывать о том, чего они не знают, к чему не готовы.

Во-вторых, любое высказывание должно соответствовать законам логики: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие  лишнего, наличие выводов, вытекающих из содержания.

В – третьих, точность речи предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты и  чувства, но и выбрать для этого наилучшие языковые средства.

2

Из этого вытекает  четвёртое требование - богатство языковых средств, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающих содержание.

Пятое требование - ясность речи, доступность слушателю и читателю, её ориентированность на восприятие адресатом. Речь «портит» излишняя запутанность,  не рекомендуется перегружать речь цитатами, терминами.

Выразительность - шестое требование, которому должна соответствовать речь, включает в себя умение ярко, убедительно, сжато передать мысль.  Выразительность и ясность речи предполагает ее чистоту, т.е. отсутствие лишних слов (слов- паразитов): ну, значит, понимаешь, так сказать; грубых просторечных слов и выражений, ненужных иностранных слов.

Для меня, как учителя русского языка и литературы,  особенно большое значение имеет правильность речи (седьмое требование) -  соответствие литературной норме.

Таким образом, хорошая речь может быть получена при соблюдении всего комплекса требований. Однако нельзя забывать и о том, что весь процесс формирования устной и письменной речи основывается на таких психологических качествах человеческого мозга как память, внимание, мышление (создание образов). Без их учета развитие речи учащихся невозможно.

C:\Users\HP\AppData\Local\Temp\Rar$DIa940.35695\3. Учимся создавать образы.pngC:\Users\HP\AppData\Local\Temp\Rar$DIa940.18351\1. Работаем над концентрацией внимания.pngУпражнения на начало урока,  цель которых  - концентрация внимания, развития образного мышления.   Упражнение «Дальтоник». Это упражнение может показаться ученикам простым, пока они не попробуют выполнить его без ошибок. Ученикам нужно работать в паре. Один ученик должен смотреть на карточку и называть цвета слов, то есть не читать слово, а называть цвет текста. Можно проработать с классом.

Упражнение «Друдлы». Друдлы (по-английски droodles) – придумали американский автор-юморист Роджер Прайс: комбинации трех слова: «doodle» (каракули), «drawing»  (рисунок) и «riddle» (загадка).  Суть игры с друдлами заключается в поиске как можно большего количества интерпретаций. Каждый видит в этих рисунках что-то свое, их можно дорисовывать или раскрашивать. Это развлечение нравится детям и взрослым, а также развивает мышление.

3

2.  Упражнение на начало урока,   повторение пройденного.  Методика: «Заработай извилину» Сергея  Фаера создает среду для данного вида работы:

а) Учитель - помощник, который ищет путь решения вместе с детьми.

б) Разрешается детям размышлять.

в) Принимать разнообразные идеи и мысли.

д) Ценить мнение учащихся и учить уважать мнение других.

На доске учитель записывает 3 слова. Например: Солнце. Собака. Помидор.

Из них слов нужно оставить только одну пару, которая имеет какую - либо схожесть, а третье - лишнее исключение. У кого есть свое решение, тот выходит к доске и символом показывает.

1. Солнце и помидор круглые.

2. Помидор и собака находятся на земле.

З. Собака и помидор живые, растут.

4. Собака и солнце на букву «с».

5. В слове собака и помидор 3 слога.

Данный метод может быть использован на уроках литературы, например, в 11 классе: писатель, направление, время (чаще всего на этапе контроля, что дает возможность определить уровень качества, подготовки к уроку и уровень качества изученной темы). На уроках русского языка использую в качестве мотивационного блока: например: слово, предложение, словосочетание.

4.Методический прием: «Скажи фразу по теме».

В начале урока литературы предлагаю учащимся, прежде чем сесть за рабочие места, сказать фразу по изучаемому произведению. Если она  глубока, осмысленна и проанализирована, нестандартна, значит, ученик читал осмысленно текст, готов к диалогу на уроке. Если фразы поверхностны, может и не осознаны, то это определяет уровень качества подготовки к уроку конкретного ученика. Если ученик не может высказаться, значит, он не читал главы произведения.

Преимущество такого приема: подготовка учащихся к уроку на лицо. По времени это занимает 7-8 мин. От интересных фраз учитель может оттолкнуться и начать урок.

4

Интеллектуальные карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет сделать привычным использование образов. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.

Правила составления интеллектуальных карт:

  1. В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ).
  2. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.
  3. Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.
  4. Добавляются символы и иллюстрации.
  5. Писать надо разборчиво (печатными) буквами.
  6. Важные идеи записываются более крупным шрифтом.
  7. Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.
  8. При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.

Так же прекрасным тренировочным упражнением являются задания на распространение простого предложения. Такие задания можно предлагать на каждом уроке. Работать  можно как в группе, так и индивидуально. Например: распространить простые предложения, используя как можно больше слов.  

  1. Пришла зима.   2.Выпал снег.   3.Ударил мороз.

Дети, сами того не зная, раскрывают свои возможности, иногда с неожиданной стороны даже для них самих.

Оптимальным возрастом для формирования ценностного отношения к чтению и системы читательских умений является возраст учащихся 5-9 классов, что является базисом формирования речи и читательской компетенции в условиях открытой развивающей образовательной среды. Поэтому именно в этот период необходимы те 20% упражнений, которые научат ребят работать с текстом.

5

Одним из них является «Перевернутое  задание». Говорят, что на всякий вопрос есть ответ. А на всякий ли ответ есть вопрос? Обычно мы отвечаем на вопросы, то есть формулируем ответы. А если дать готовые ответы, а саму формулировку скрыть, обозначив лишь раздел предмета, поле поиска?

В таком задании учащимся дается готовый вывод в виде цифры, слова, условного обозначения. Область поиска - предложение или небольшой (для начала) текст.

Вопрос к тексту

Ответ

 

7

 

11

 

16

 

5

Самое интересное педагогическое наблюдение — такие перевернутые задания выполняют первыми ученики, которых трудно назвать академически успешными. Возможные вопросы…

Вопрос к тексту

Ответ

 Сколько слов с чередующейся гласной в корне ?

7

 Сколько обособленных обстоятельств?

3

 Сколько сложных предложений?

2

6

 Главная задача обучения русскому языку – развивать школьника как личность, умеющую полноценно владеть устной и письменной речью, ведь «с русским языком можно творить чудеса.  Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимало использование таких технологий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика.  Одной из таких технологий является технология ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Сформировавшись в конце прошлого века (Генрихом Сауловичем Альтшуллером ), она стала довольно популярной, так как главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ-педагогика, - это формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творчества, её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.

Для активизации познавательной деятельности и повышения мотивации к учению на разных уроках в начальной школе эффективно использовать следующие методы технологии ТРИЗ:

1) системный оператор;

2) типовые приемы фантазирования;

3) дихотомия (сужение поля поиска);

4) системный лифт;

5) морфологическая копилка;

6) создай паспорт;

7) составление плана (раскадровка);

8) методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).

Остановлюсь на наиболее эффективных приемах: модель «Системный оператор» или многоэкранная схема талантливого мышления.

7

Использование в полной мере всех шагов системного оператора позволяет не только систематизировать представление детей о каком-либо объекте, но и научить ребенка делать прогнозы развития систем на доступном для его возраста уровне. В зависимости от цели можно задействовать не все 9 экранов.

Если мы рассмотрим что-то,

Это что-то для чего-то (объект и его функция), 1 экран      

Это что-то - из чего-то? (подсистема), 2 экран

Это что-то - часть чего-то? (надсистема - окружение), 3 экран

Чем-то было это что-то7 (система в притом), 4, 5, 6 экраны

Что-то будет с этим что-то? (перспективное развитие), 7, 8, 9 экраны.

Что-то ты сейчас возьми,

На экранах рассмотри.

Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Его можно использовать для систематизации знаний учащихся.

Рассмотрим еще один метод технологии ТРИЗ – метод создания речевых творческих продуктов. Не секрет, что у учащихся вызывают затруднения описание предметов, составление рассказов по картинам, использование в речи средств выразительности русского языка (сравнений, метафор и т.д.)  Незаменимыми помощниками на уроке русского языка для развития речи, для подготовки к написанию сочинений будут методы создания речевых творческих продуктов:  загадок, метафор.

Обратимся к составлению метафор. Метафора создается путем переноса свойств одного объекта на другой и основана на скрытом сравнении. Метафоры - «Посланцы Королевы Красивой речи». Например, составим метафору про морковь. Работаем по алгоритму:

1. Что? Морковь.

2. Какая? Красивая.

3. Кто такая же? Принцесса.

4. Где? В огороде.

8

5. В каком? В веселом огороде.

6. Какого? Веселого огорода.

Что получилось?  Принцесса веселого огорода.

Составим предложение: Оранжевая принцесса веселого огорода красовалась на солнышке.

Такие приемы необходимо использовать систематически, начиная с 5 класса, чтобы добиться положительного  результата к 7 классу.

Анкетирование, проведенное  среди пятиклассников, показало, что трудности среди всех видов работ вызывает изложение (26%) и сочинение (52%). А ведь с недавних пор наши школьники, сдавая экзамен в форме ОГЭ за курс основной школы, выполняют именно эти виды работы. Поэтому подготовку к этим видам работ следует начинать, на мой взгляд, с 5 класса. Обратимся к изложению, которое по программе средней школы учащиеся пишут с первых лет обучения. Однако при кажущейся лёгкости экзамена многие ученики терпят неудачу из-за принципиально неверной установки на изложение: «Дважды прослушал, запомнил, написал. Главное – без ошибок». Что же делать.

Во-первых, давайте выясним, что же вызывает затруднение при выполнении данного вида работы? Отвечая на вопросы анкеты, учащиеся называют следующие причины:  «плохая  память», «на слух текст тяжело воспринимаю», «плохо запоминаю чужие мысли, не могу сохранить стиль автора», «слишком сложные, запутанные тексты», «нравится писать изложение,  но двух прочтений не хватает», «трудно выделить главную мысль», «не могу разделить текст на абзацы».  Есть и положительные моменты, например, «написание изложения развивает память, словарный запас», «легче писать по памяти, чем под диктовку, то есть диктант», « приучает к внимательному прослушиванию», «изложения писать интересно, потому что проверяю свою память».

Во-вторых, определимся: зачем нужно учиться писать изложения? Где это умение сейчас и впоследствии может пригодиться? Ответы  учащихся неоднозначны, но осознанны: «Я собираюсь стать журналистом, и мне необходимо научиться пересказывать вкратце, выделяя самое важное из рассказа другого человека»,

9

«умение сжимать большие тексты развивает память», «навык написания изложения может пригодиться разведчикам, а также при оформлении бумаг в полиции», «умение запоминать чужую информацию поможет  сохранять в памяти просьбы людей и передавать их», «чтобы другие экзамены  тоже успешно сдать», «в политической деятельности, о которой я мечтаю», «использовать в разговоре чужие мысли, цитаты», «в социальной сфере деятельности»,  «запоминать большие тексты», « для передачи информации из уст в уста», «при записи  лекций в вузе», «запоминая чужие мысли, пробуем формулировать свои».

Разработчики КИМов, к сожалению, не учитывают, что в классах обучаются  разные дети. Если текст сложен для сильного ученика, что делать  слабому?  

Выяснив причины затруднений, обратимся к методике обучения написанию изложения. Я считаю, что главным недостатком является  подмена обучения, в полном смысле этого слова,  контролем. Сразу же спрашиваем себя: для чего? Принесет ли мне, как учителю, данная форма работы 80% результата. В результате наблюдений, однозначно, нет. Я предлагаю отталкиваться при обучении данному виду работы на воображение учащихся. Следует заметить, что оно, по мнению психологов, бывает разным: творческое и воссоздающее. В отличие от творческого воображения, направленного на создание новых образов, воссоздающее воображение пронизывает весь учебный процесс, без него невозможно представить себе полноценное обучение.

Учитель воспроизводить на электронном носителе текст первый раз. Ученики, слушая, стараются понять и запомнить текст. После первого восприятия следует пересказать то, что смогли запомнить. Затем учитель предлагает  прослушать  текст второй раз, а ученики обращают внимание на те места, которые пропустили во время первого слушания.  Текст пересказывается ещё раз, в черновике делаются необходимые записи, составляется план, формулируется главная мысль, только после этого пишется изложение. В отличие от традиционной методики, во время пересказа дети отмечают не то, что они и так хорошо запомнили, а то, что они пропустили, слушая текст. Такая методика учитывает психологические механизмы, действующие в процессе восприятия текста, - механизмы запоминания и понимания. Проговаривая текст про себя, ученик, пусть и не сразу, осознаёт, что не запомнил какие-то части текста потому, что не понял их. На начальном этапе обучения текст может пересказывать один из учеников.

10

Другие учащиеся внимательно следят за запоминанием и пониманием: они отмечают фактические ошибки, пропуски, логические неувязки. В результате такой несовместимости деятельности с классом постепенно даже самые слабые ученики научаются пересказу.

    Тем не менее даже такая форма работы не сможет сразу решить проблем  развития речи. Поэтому на своих уроках работу по  обучению изложению я начинаю с 5 класса и провожу систематически.

     Следующим видом, вызывающим проблемы у ребят, является сочинение, к которому мы обратимся в 9, а затем и в 11 классах. Этот вид работы   по русскому языку, требующий от выпускника умения работать с текстом,  может принести ученику заветные 9 и  24 балла. Поэтому в 5 классе я применяю нестандартные задания, зачастую представляющие собой проблемные ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует искать творчески. При планировании таких заданий учителю необходимо учитывать 4 уровня проявления активности учащихся: а) нулевой, б) относительно-активный, в) исполнительно-активный, г) творческий. Ведь иногда на уроках мы даем интересное задание, а для значительной части ребят оно бывает недоступно. Интерес мгновенно пропадает. Так, например,  ребята 5 класса получили задание написать за 20 минут мини-сочинение по картине Левитана “Над вечным покоем”. На доске также были репродукции картин осенней тематики других художников. Распределим задания по уровням.

Ребята нулевого уровня подбирали прилагательные к данным мною существительным (по картине) и составляли с ними предложения.

Ребята относительно-активного уровня должны были придумать словосочетания и распространить их так, чтобы получилось 5 интересных предложений по данной картине.

Следующий уровень - исполнительно-активный, здесь ребята писали мини-сочинение из 5-6 предложений.

А творчески работающие дети должны были сравнить репродукции картин и написать, какая понравилась больше и почему.

Таким образом, одновременно с обучением на таком уроке ребята показали свои творческие способности и получили эстетическое наслаждение.

11

                                                       Заключение

Развитие речи – это долгая кропотливая работа учащихся и учителей, которая при систематичности  обязательно даст плоды. Ведь всем известно, что малый успех приводит к большому, речь совершенствуется и обогащается, потому что голос и речь даны человеку для выражения мысли и чувства. Это закон природы. Научиться соблюдать его - задача каждого человека.

 Результативность работы по данной теме отражена в  выступлениях, результатах моих учеников во время сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

12

Использованная литература:

  1. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: «Беларусь», 2004 г.
  2. Мастерство устной речи: Пособие для учителя.// Под ред. В.В. Голубкова - М., 2015 г.
  3. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? - Томск, 2010 г.
  4. Гин С.И.  Мир фантазии.  – Москва: «Просвещение»,  2006 г.
  5. Зусман А.В., Злотин Б.Л.   Воображайте! Школа креативного мышления. – Москва: «Просвещение», 2015 г. 

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка в 5-7 классах.

Авторы статьи размышляют, каковы возможности деятельностного  подхода к организации читательской грамотности на   уроках русского языка...

«Реализация системно-деятельностного подхода к обучению учащихся 5-6 классов на уроках русского языка»

Приводится  описание  форм  и  методов, способствующих  реализации  системно-деятельностного  подхода  на  уроках  русского  языка...

Формирующее оценивание как современный подход к оценке образовательных результатов учащихся. (Уроки русского языка и литературы).

Освоение новых приемов формирующего оценивания позволяет  повысить  профессиональный уровень, сделать уроки более эффективными и интересными, достичь более высоких итоговых результатов ...

Доклад на конференции Эффективное использование современных информационных технологий, электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.

Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения. А именно:- повысить темп урока;- увеличит...

Урок русского языка в 8 классе. Тема урока: "Русский язык в современном мире"

Урок русского языка в 8 классе. Тема урока: "Русский язык в современном мире"Цель урока: выявление функций языка в целом и русского языка в частности, определение статуса русского языка в со...

Мастер-класс по развитию речи учащихся 5-7 классов на уроках русского языка "Визитная карточка человека"

laquo;Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть».  Действительно, как много о каждом из нас  может рассказать  наша  речь.  Речь является показателем уровня культуры ...

Материал к мастер-классу по теме «Учебно- деятельностный подход при формировании читательской грамотности на уроках русского языка»

Материал может быть востребован при подготовке к урокам русского языка в среднем звене....