Мастер-класс по развитию речи учащихся 5-7 классов на уроках русского языка "Визитная карточка человека"
методическая разработка

Гончарова Ирина Викторовна

 «Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть».

  Действительно, как много о каждом из нас  может рассказать  наша  речь.  Речь является показателем уровня культуры человека, его мышления, интеллекта, воспитания, образования. Речь  человека - это его визитная карточка.  Во все времена будут востребованы люди, которые владеют ораторским искусством.  Умение чётко и убедительно говорить, правильно сформулировать мысль и донести её  до собеседника, слушателя  играют важную роль в построении взаимоотношений  в семье, в кругу друзей, на работе.  Современная школа должна подготовить человека думающего, чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речи.  В школе  эта задача  решается в первую очередь на уроках русского языка  и литературы через использование разных методов, приемов. У каждого учителя  есть свои  наработки  в данном направлении. Я бы хотела поделиться своим  опытом работы в этой  области и предложить некоторые из заданий, которые я использую на уроке. Вначале давайте немного поиграем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_2.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Визитная карточка человека».

  «Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть». 

 Действительно, как много о каждом из нас  может рассказать  наша  речь.  Речь является показателем уровня культуры человека, его мышления, интеллекта, воспитания, образования. Речь человека - это его визитная карточка.  Во все времена будут востребованы люди, которые владеют ораторским искусством.  Умение чётко и убедительно говорить, правильно сформулировать мысль и донести её  до собеседника, слушателя  играют важную роль в построении взаимоотношений  в семье, в кругу друзей, на работе.  Современная школа должна подготовить человека думающего, чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речи.  В школе  эта задача  решается в первую очередь на уроках русского языка  и литературы через использование разных методов, приемов. У каждого учителя  есть свои  наработки  в данном направлении. Я бы хотела поделиться своим  опытом работы в этой  области и предложить некоторые из заданий, которые я использую на уроке. Вначале давайте немного поиграем.

    Игра–ассоциация по цепочке. Я называю первое  слово   солнце, вы называете  к нему ассоциацию - лето,  потом следующий  -  каникулы, другой -    друзья и т.д.

      Школа. Знания. Учитель. Наставник. Помощник.         Март. Праздник. Радость. Улыбка. Доброта.

    Игра «Лесенка».  Я называю первое  слово, а каждый из вас  добавляет по одному слову, подходящему по смыслу, чтобы получилось предложение. «Жёлтый»; жёлтый цыплёнок; гуляет жёлтый цыплёнок; по траве гуляет жёлтый цыплёнок; по зелёной траве гуляет жёлтый цыплёнок; на лугу по зелёной траве гуляет жёлтый цыплёнок; на широком лугу по зелёной траве гуляет жёлтый цыплёнок. 

      Друг.   Настоящий друг. Настоящий друг поможет. Настоящий друг поможет в беде. Настоящий друг всегда поможет в беде. Настоящий друг всегда мне поможет в беде.  (и не предаст)

    Учитель. Молодой учитель. Молодой учитель математики. Молодой учитель математики у доски.

    Такие игровые задания можно использовать в начале урока. Они не занимают много времени.

      Построение предложения по алгоритму. Составьте любое количество предложений, не связанных между собой. Их структура и содержание должны соответствовать алгоритму:  кто-где-чем-зачем-когда. У Вас 2 мин. на  подготовку.    Прочитайте предложения.

      Следующее задание. Я назову  слова, которые вы должны запомнить, а затем  записать  по памяти. Лошадь, дорога, мост, грузовик, ананас, моряк, игрушка, Новосибирск.  Записываем. Проверяем. Кто написал все  8 слов? Прочитайте. Допишите пропущенные  слова.  Составьте  текст, используя данные слова. У вас 5 минут. Прочитайте полученный текст.

     Ещё одна интересная форма работы – синквейн, который  можно использовать на обобщающих уроках или  можно  давать задание на свободные темы.  Я хочу вам предложить иную форму, которую я использую недавно. Даймонд –7-стишие.   Составляется сверху и снизу по алгоритму.  (На слайде)                                     

   Первая и последняя строчки представляют собой существительные – антонимы.

Вторая строчка – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к первому существительному.

Третья строчка – 3 глагола или деепричастия, которые относятся также к первому существительному.

4-я строчка –  фраза (два противоположных по смыслу нераспространенных предложения), в качестве подлежащих выступают существительные из первой и последней строчек.

5-я и 6-я строчки зеркально повторяют 2-ю и 3-ю, только относятся уже к последнему существительному.  Пример даймонда. День - Ночь

    Составим   даймонд  «Учитель – Ученик»  (Лист А3)

 1. Учитель.   

 2. Активный, знающий.         

 3.  Воспитывает, обучает, организует.

 4. Учитель отдаёт, а ученик получает.

 5. Учится, узнаёт, подражает.

 6. Пассивный, обучаемый.    

 7. Ученик.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по развитию речи учащихся в 5 классе на тему «Почему мы так говорим?»

Урок по развитию речи учащихся в 5 классе на тему «Почему мы так говорим?» является завершающим в блоке «Расширяйте свой словарь!» Это урок совершенствования знаний, умений и навыков. Умение применять...

Интегрированный урок развития речи «Этюд как вид творчества на уроках русского языка».

На этом уроке развития речи обучающиеся познакомятся с этюдом как жанром творчества,научатся писать сочинения-этюды....

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе на тему: С. Михалков « Будь человеком»

Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе в специальной (коррекционной) школе 8 вида...

«Современные подходы к развитию речи учащихся 5-11 классов на уроках русского языка»

Качанова Оксана Владимировна, учитель русского языка  и литературы высшей категории, педагогический стаж – 17 лет.Методическая разработка «Современные подходы к  развитию речи...

Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».

В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения....