Урок по развитию речи учащихся в 5 классе на тему «Почему мы так говорим?»
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Зинова Ольга Георгиевна

Урок по развитию речи учащихся в 5 классе на тему «Почему мы так говорим?» является завершающим в блоке «Расширяйте свой словарь!» Это урок совершенствования знаний, умений и навыков. Умение применять знания на практике. С этой целью детям предлагается самостоятельная работа (тем самым организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся). Учитывая психолого-возрастные особенности детей- неустойчивое внимание, нежелание много писать на уроках, любознательность- был использован компьютер.

Рассказывая о русской фразеологии, преследовалось стремление заинтересовать учащихся, сделать их исследователями русской речи, возбудить желание заняться наблюдениями за этими удивительными образованиями. Безусловно, происходит воспитание интереса к урокам русского языка. В ходе подготовки этого урока мною была поставлена скромная цель: как правило, учитель русского языка всегда загружен, сделана попытка освободить преподавателя в какой-то мере от частичного поиска материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zinova_o.g.-_prezentatsiya.ppt2.3 МБ
Microsoft Office document icon zinova_o.g.-stsenariy.doc60 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почему мы так говорим? Ещё великий М.Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословиями», предлагая включать их в словари. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел науки о языке - фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

Слайд 2

Знаете ли вы…

Слайд 3

Крокодиловы слёзы…

Слайд 4

Жить на большую (широкую) ногу…

Слайд 5

хватать звёзды с неба Рассмотри рисунки. Какие фразеологизмы они вам напоминают?

Слайд 6

рубить сук,на котором сидишь

Слайд 7

крокодиловы слёзы

Слайд 8

Как курица лапой

Слайд 9

Замени фразеологические обороты словами-синонимами. В час по чайной ложке Рукой подать Кривить душой Повесить нос Себе на уме Гонять лодыря Во все лопатки Куры не клюют Кожа да кости Худой Мало Хитрый Грустить Бездельничать Много Лгать Близко Быстро

Слайд 10

Вставьте недостающие слова. Говорил товарищ мой вчера, что в кино сходить уже пора. Только я хотел уж собираться, как ему взбрело ... купаться. По дороге передумал он, потащил меня на стадион. — Что ты,— закричал я, — в самом деле! У тебя семь …. Глеб у доски повесил… краснеет до корней…. Он в этот час, как говорится, готов сквозь… О чём же думал он вчера, когда баклуши ... с утра? в голову пятниц на неделе нос землю провалиться волос бил

Слайд 11

Замени одним словом, менее выразительным. На краю света Намылить шею Пешком ходит под стол Зуб на зуб не попадает Зарубить на носу Как в воду глядеть Мастер на все руки Не покладая рук Подать руку Далеко Проучить, наказать Маленький Замёрз Запомнить Предвидеть Умелец Неустанно Помочь

Слайд 12

Вспомните фразеологизмы со словами. НОГИ: УХО: уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, одна нога здесь, другая- там… пропустить мимо ушей, держать ухо востро, развесить уши, медведь на ухо наступил.

Слайд 13

ГЛАЗА: ЗУБЫ: НОС: мозолить глаза, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, как бельмо на глазу. ни в зуб ногой, скалить зубы, заговаривать зубы, говорить сквозь зубы. задирать нос, водить за нос, клевать носом, нос по ветру…

Слайд 14

По словам выдающегося учёного современности, академика Д.С. Лихачёва: «…Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно- прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно- это надо, надо».

Слайд 15

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ФРАЗЕОЛОГИЯ». 1. Вместо точек вставьте названия животных(птиц): Голоден, как…., труслив, как…, болтлив, как…, надут, как…, упрямый, как …. 2.Сгруппируйте фразеологизмы по значению : а)бездельничать б)обманывать в)быстро бежать. Запишите в три колонки. Сломя голову, втирать очки, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, лодыря гонять, со всех ног , сидеть сложа руки, обвести вокруг пальца. 3.Вспомните и запишите фразеологизмы со словом КАК следующего значения: - хорошо, непринуждённо себя чувствовать - проливной дождь, ливень - быть в постоянных хлопотах, суетиться - очень много людей в тесном помещении - тщательно, заботливо охранять что – либо. 4. Подберите к фразеологизмам из первого столбца слово-объяснение из второго столбца, запишите через тире. Клевать носом приуныл Как снег на голову медленно Вылетело из головы дремать Повесил нос неожиданно В час по чайной ложке забыл 5. Подберите к фразеологизмам фразеологизмы-антонимы, запишите через тире. Засучив рукава, душа в душу, набрать в рот воды, рукой подать, на ночь глядя. 6. Вспомните и запишите грамотно по 2-3 фразеологизма со словами : ГОЛОВА, ГЛАЗ, ЗУБ, УХО, ЯЗЫК, РУКА, НОГИ, НОС.



Предварительный просмотр:

Сценарий урока с использованием компьютера.

 

Автор- Зинова Ольга Георгиевна

Предмет- Русский язык

Тема- Почему мы так говорим ?

Продолжительность занятия- 90 минут

Класс- пятый

Образовательное учреждение - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Тогурская средняя общеобразовательная школа»

Авторский медиапродукт - презентация 20 слайдов (среда POWER POINT,WINDOWS XP), последовательная взаимосвязь кадров по ходу урока.

Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.

План урока:

Части- блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Временная реализация

Организационный момент: приветствие, объявление темы урока, напоминание основных правил техники безопасности в кабинете

5 минут

Практическая часть включает пять заданий.

20 минут

Краткое обобщение и анализ проделанной работы. Вывод.

5 минут

Самостоятельная работа. Задача - стимулирование интереса обучаемых, закрепление полученных знаний, понятий.

40минут

Проверка работ. Задача – убедиться в освоении обучаемыми предложенного материала.

20 минут

Задачи урока:

1.      Обобщить и систематизировать знания по теме «Фразеология».

2.         Развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.

3.          Воспитание интереса к урокам русского языка.

Оборудование: 5 компьютеров, медиапроектор.

Ход урока.

1.       Организационный момент.  Правила техники безопасности в компьютерном классе. Тема урока.

Тема урока представлена визуально на презентационном экране (слайд № 1).

(Слайд озвучен, звук включается автоматически.)

ТЕМА УРОКА: « Почему мы так говорим?»

              - Ещё великий учёный Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами»,

                 «пословиями», предлагая включать их в словари.                                                                    

              - Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке.

                  Родился особый раздел науки о языке – фразеология.

             -  Фразеологизмы по- своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких

                   Времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

     

  1. Рассказ о  фразеологических оборотах ( из истории происхождения ).

(Слайды озвучены, звук включается автоматически.)

Знаете ли вы… (слайд № 2). Рог изобилия…

                           (слайд №3).  Крокодиловы слёзы…

                           (слайд №4). Жить на широкую ногу…

                                                  (слайд №5). Заметать следы… Сесть в калошу…  Ходить по струнке…

3. Практическая часть.

Первое задание. Ребята, перед вами картинки, а какие фразеологизмы они вам напоминают?

                            Список предлагаемых картинок (ОТВЕТЫ ПО ЩЕЛЧКУ МЫШИ).

                      ХВАТАТЬ ЗВЁЗДЫ С НЕБА (СЛАЙД№6).

                      РУБИТЬ СУК, НА  КОТОРОМ СИДИШЬ (СЛАЙД №7).

                      КРОКОДИЛОВЫ СЛЁЗЫ (СЛАЙД №8).

                      СТОЯТЬ НА ЗАДНИХ ЛАПАХ (СЛАЙД№9).

                      НАЛОМАТЬ ДРОВ, ГЛАЗА НА ЛОБ  (СЛАЙД №10).

                      КАК КУРИЦА ЛАПОЙ (СЛАЙД №11).

                      БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА (СЛАЙД №12).

                                     ДВА САПОГА ПАРА, РАЗДУВАТЬ ИЗ МУХИ СЛОНА (СЛАЙД№ 13).

Второе задание. А теперь, ребята, нужно к фразеологизмам из первого столбца подобрать слово-объяснение                                                                                                                                                        

              из второго столбца.

Список продублирован на презентационном экране. Задание, а также правильные                                                                             ответы появляется по ЩЕЛЧКУ МЫШИ (СЛАЙД№14).    

- В ЧАС ПО ЧАЙНОЙ ЛОЖКЕ                                                      - ХУДОЙ

-РУКОЙ ПОДАТЬ                                                                            - МАЛО

-КРИВИТЬ ДУШОЙ                                                                        - ХИТРЫЙ

-ПОВЕСИТЬ НОС                                                                            - ГРУСТИТЬ

-СЕБЕ НА УМЕ                                                                                - БЕЗДЕЛЬНИЧАТЬ

-ГОНЯТЬ ЛОДЫРЯ                                                                         - МНОГО

-ВО ВСЕ ЛОПАТКИ                                                                        - ЛГАТЬ

-КУРЫ НЕ КЛЮЮТ                                                                        - БЛИЗКО

-КОЖА ДА КОСТИ                                                                         - БЫСТРО

Третье задание. Перед вами текст, прочитайте его про себя и подумайте какие слова необходимо                                                                вставить? (Ребята читают, а затем говорят свои варианты ответов). Проверка правильного варианта (ПО ЩЕЛЧКУ МЫШИ ПОЯВЛЯЮТСЯ НЕОБХОДИМЫЕ СЛОВА - СЛАЙД№15).

               

               Говорил товарищ мой вчера,

               Что в кино сходить уже пора.

               Только я хотел уж собираться,

               Как ему взбрело …. купаться.

               По дороге передумал он,

               Потащил меня на стадион.

                -Что ты,- закричал я, - в самом деле!

                У тебя семь …………….

                Глеб у доски повесил….

                Краснеет до корней……

                Он в этот час, как говорится,

                Готов сквозь ………….

                О чём же думал он вчера,

                Когда баклуши……… с утра?

Четвёртое задание. Слева даны фразеологизмы, ваша задача – заменить одним словом, менее выра          зительным. (Слайд№16).

                На краю света                                   далеко

                Намылить шею                                 проучить, наказать

                Пешком ходит под стол                  маленький

                Зуб на зуб не попадает                     замёрз

                Зарубить на носу                              запомнить

        Как в воду глядеть                           предвидеть

                Мастер на все руки                          умелец

                Не покладая рук                               неустанно

                Подать руку                                      помочь

Пятое задание. Вспомнить фразеологизмы со словами. (Слайды№17,18)

Дети называют те, которые знают. После, по щелчку мыши, на презентационном экране появляются варианты ответов.

              НОГИ                                                            - уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног,

                                                                                        одна нога здесь, другая – там…

               УХО                                                             - пропустить мимо ушей, держать ухо востро,

                                                                                        развесить уши, медведь на ухо наступил.

               ГЛАЗА                                                         - мозолить глаза, пускать пыль в глаза, глазом не                  

                                                                                        моргнуть, как бельмо на глазу.

               ЗУБЫ                                                           - ни в зуб ногой, скалить зубы, заговаривать          

                                                                                        зубы, говорить сквозь зубы.

               НОС                                                             - задирать нос, водить за нос, клевать носом,

                                                                                        нос по ветру.

4.       Вывод.

 На презентационном экране продублированы слова академика Д. С. Лихачёва (Слайд№19).

      Слова учителя: Ребята, закончить практическое занятие хочется словами выдающегося учёного

        современности, академика Д. С. Лихачёва:

                                    «..Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

                                        И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том,

                                        с кем имеем дело ... Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и

                                        внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.

                                        Но хоть и трудно – это надо, надо».

5. Самостоятельная работа.

Работа предлагается визуально на презентационном экране для детей, которые не владеют навыками работы на компьютере. Остальные садятся за компьютеры.(слайд №20).

                              ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ФРАЗЕОЛОГИЯ».

  1. Вместо точек вставьте названия животных(птиц):

Голоден, как…., труслив, как…, болтлив, как…, надут, как…, упрямый, как ….

  1. Сгруппируйте фразеологизмы по значению : а)бездельничать  б)обманывать в)быстро

бежать. Запишите в три колонки.

Сломя голову, втирать очки, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, лодыря гонять,

со всех ног, сидеть сложа руки, обвести вокруг пальца.

  1. Вспомните и запишите фразеологизмы со словом КАК следующего значения:

- хорошо, непринуждённо себя чувствовать

- проливной дождь, ливень

- быть в постоянных хлопотах, суетиться

- очень много людей в тесном помещении

- тщательно, заботливо охранять что – либо.

       4.   Подберите к фразеологизмам из первого столбца слово-объяснение из второго столбца,

             запишите через тире.

                Клевать носом                                приуныл

               Как снег на голову                           медленно

               Вылетело из головы                        дремать

               Повесил нос                                      неожиданно

              В час по чайной ложке                  забыл

         5. Подберите к фразеологизмам фразеологизмы-антонимы, запишите через тире.

            Засучив рукава, душа в душу, набрать в рот воды, рукой подать, на ночь глядя.

         6. Вспомните и запишите грамотно по 2-3 фразеологизма со словами : ГОЛОВА, ГЛАЗ, ЗУБ,  

             УХО, ЯЗЫК, РУКА, НОГИ, НОС.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1.Гвоздарёв Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Книга для внеклас. чтения уч-ся ст. классов.- М.: Просвещение, 1988.-192 с.:ил.- (Мир знаний).

2. Григорян Л.Т. ЯЗЫК МОЙ – ДРУГ МОЙ: Материалы для внеклас. работы по рус. яз.: Пособие для учителя.- 2-е изд.,испр. и доп.-М.:Просвещение, 1988.-207 с.

3. Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1980.-447.с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи в 3 классе (ЗПР)Тема: Сочинение по закрытой картинке " Кошка"

Тема: Сочинение по закрытой картине «Кошка»Цель: 1) обогащать словарный запас учашихся,           2) развивать логическое мышление,...

Конспект открытого урока по развитие речи в 1 классе на тему: "Дикие и домашние животные".doc

Конспект открытого урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе. Тема: "Дикие и домашние животные"...

Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".

Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по  технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс...

Урок по развитию речи в 5 классе на тему: «Хвойные деревья. Ель и сосна»

Урок подготовлен для учеников 5го класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интернат VIII вида. На уроке используются природный материал, красочная наглядность, задания творческог...

Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Рассказ по заданному сюжету".

Урок по развитию речи с повторением литературных терминов, в повторением содержания текста и рассказа, с самостоятельной творческой работой учащихся....

Конспект урока по развитию речи в 3 классе по теме "Насекомые: муравей"

Конспект урока по развитию речи в 3 классе (для детей с лёгкой степенью умственной отсталости) по теме "Насекомые: муравей"....

Разработка урока по развитию речи в 7 классе по теме "описание внешности человека"

Урок поможет учителю-словеснику провести урок по развитию речи на тему "Описание внешности человека" в 7 классе...