Конспект урока по развитию речи в 3 классе по теме "Насекомые: муравей"
план-конспект урока по теме

Чаплицкая Ольга Александровна

Конспект урока по развитию речи в 3 классе (для детей с лёгкой степенью умственной отсталости) по теме "Насекомые: муравей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Муравей42.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по развитию речи  (3 класс).

учитель: Чаплицкая О.А.

Тема: Насекомые: муравей.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: Ознакомление учащихся с насекомым – муравьём.

Задачи: 1. Формировать умение отличать муравьёв, составлять  рассказ описательного характера   с опорой на схему.

2. Развивать у детей мыслительную деятельность, формируя умение отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений (как, зачем, почему) .

3. Воспитывать бережное отношение к природе; к муравьям.

Оборудование: Изображение раннецветущих растений (Мать-и-мачехи, подснежника, первоцвета); изображение зелёного луга; аудиозапись «Звуки леса»; изображение муравейника, муравья; карточки с названиями частей тела муравья, карточки с вопросами о муравье;  письмо муравьёв; изображение маленьких муравьишек с пожеланиями (каждому ученику); ноутбук, телевизор; мяч.

Ход урока:

I.  Орг. Момент.

- Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Слушаем внимательно

Работаем старательно.

(Проверка рабочих мест учащихся).

- Как называется урок? (Развитие речи)

- Вспомните девиз урока развития речи. (Говорим неторопливо, очень внятно и красиво.) Слайд1.

II. Фенологическая минутка.

Дежурный выходит к доске, называет число, месяц, год, день недели.

- Какие изменения заметили в неживой природе?  В живой природе (в жизни растений и животных)?

- Какой месяц наступит после апреля?

- Какой по счёту месяц апрель  с начала нового года? (4)

- Как вы думаете сейчас начало, середина или конец весны? Почему?

III. Повторение пройденного.

- Вспомните, о каком раннецветущем растении мы говорили на прошлом уроке? (О подснежнике)

- Посмотрите на доску, здесь изображены растения. Под каким номером изображён подснежник? (3) Остальные растения тоже раннецветущие и имеют названия :мать-и-мачеха,  первоцвет.

- А что вы запомнили про подснежник? (Почему имеет такое название, почему занесён в Красную книгу(т.к.  редкое растение, нельзя срывать)

IV. Вступительная беседа.

- А сейчас закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что уже наступило лето. (Звучит аудиозапись “Звуки леса”)

- Светит яркое солнце, нам тепло и приятно. Вдохните аромат цветов. Вокруг весело поют птицы. Мы с вами оказались на зеленой лужайке. Открывайте глазки (Слайд 2-  картина “Зеленый луг”)

V. Изучение нового материала.

1) Обобщение знаний о насекомых

Посмотри на летний луг, 
Приглядись внимательно, 
Ты поймешь, что жизнь вокруг, 
Очень занимательна.
И зеленая картинка
Сразу оживает:
Сел
кузнечик Щ на травинку,
Бабочка Щ порхает,
Полосатый
шмель Щ  гудит
Радостно и звучно…
Целый день здесь жизнь кипит,
Здесь совсем не скучно.

- Придумайте название картине.

- Перечислите обитателей зеленого луга, изображенных на картине.

- Назовите их одним словом. (Насекомые)

- Кто помнит, почему эти животные так названы? (на брюшке у всех насекомых имеются поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда и произошло название “насекомые” - от слова насекать.)

- А ещё, что объединяет всех насекомых? (У всех насекомых 6 лапок)

2) Сообщение темы занятия

- А о каком насекомом мы будем говорить сегодня на уроке, вам предстоит догадаться.

Кто они? Откуда? Чьи?                                          В лесу у пня суетня, беготня.
Льются черные ручьи.                                            Народ рабочий весь день хлопочет.
Дружно маленькие точки 
Строят дом себе на кочке.

- Кто это? (Муравьи)

- По каким признакам догадались? С чем сравнивают муравьев?

На доске – изображение муравья.Слайд3. 

- Кто догадался, какая тема урока?

- А что бы вы хотели сегодня на уроке узнать о муравье?

3) Рассматривание изображения муравья.

- Кто видел муравья?

- Какого муравьи размера? (Маленького)

- Какого цвета муравьи? (бывают коричневого,  бывают рыжего).

4) Анализ строения муравья, обозначение частей тела.

- Как называется эта часть? (карточки со словами “голова”, «грудь», «брюшко», «лапки», «усики» , «глаза» прикрепляется рядом и т. д.)

- Как называется часть муравья, которая прикрепляется к голове?

- На какой части тела муравья имеются насечки?

- Что есть на голове у муравья?

- С помощью чего муравей передвигается?

- Из скольких частей состоит тело муравья? (повтор и показ частей слабым учащимся)

5)  Физминутка.

Муравей не отдыхает.

 За день много успевает:

 Наклониться, потянуться,

Перепрыгнуть, изогнуться,

Чтоб на месте не споткнуться.

Так весь день. Назад – вперёд

 И совсем не устаёт.

6) Рассказ учителя о муравьях.

Жильё муравьёв.

- Где же живут муравьи? (в лесу)

- Как называется их дом, в котором они живут? (Муравейник – чтение детьми по слогам, целиком)

- А кто видел муравейник? Как он выглядит?

Просмотр учебного фильма про муравейник. (25сек. – 1мин.15сек.)

-Из чего муравьи делают муравейник? (Строят из сухих травинок, хвоинок, обломков веточек)

-Высота муравейника может достигать 1м. У всех муравьёв  свои обязанности : кто строит дом, кто добывает пищу, а кто ухаживает за  детьми.

-Вот как выглядит муравейник внутри и снаружи .Слайд 4, 5

Чем питаются муравьи?

- Как вы думаете, чем питаются муравьи? Слайд 6.

Пища муравьев – различные гусеницы, бабочки, улитки, черви, мухи, жучки. Крупную добычу (гусеницу) тащат в муравейник сразу несколько муравьев: одному из них такая ноша не под силу.

Польза муравьёв.

- Как вы думаете муравьи полезные или вредные насекомые? Почему?

- Муравьи – полезные насекомые. Они уничтожают вредителей леса. Муравьев называют “санитарами леса”, (лесными докторами) т. к. они уничтожают различных насекомых, повреждающих кору и листья деревьев (Например гусениц, бабочек) К тому же муравьи рыхлят почву и разносят семена растений. А сами служат пищей птицам (рябчикам, тетереву), их едят барсуки, лисы, медведи.

- Мы теперь узнали, что  муравьи – это полезные насекомые.

Письмо.«Здравствуйте, дорогие ребята. Мы живём в лесу. Мы очень маленькие и беззащитные. Некоторые взрослые и дети, когда встречают наш необычайно красивой дом, пытаются его разрушить, разорить, дети палками ломают, то, что мы строим годами.  А ведь мы столько добра делаем: мы очищаем лес от всяких вредных насекомых. Почему тогда люди к нам, к нашим семьям бывают очень жестоки? Ведь в  этих домах живут наши детки…. Пожалуйста, не причиняйте нам вреда! »

- Кто написал это письмо? (Муравьи) Я бы даже сказала, что это крик о помощи.        

- Что мы сможем ответить муравьям? Можем ли мы пообещать, что не будем разорять муравейники!

VI.  Закрепление.

Игра “Вопрос-ответ”

(дети по одному вытягивают листочек с вопросом, и готовятся отвечать на него)

- Какого размера муравьи?

- Какого цвета муравьи?

- Из каких частей состоит муравей?

- Где живет муравей?

- Чем питаются муравьи?

-  Муравьи полезные или вредные насекомые?

-  Как называют муравьёв?

-  Муравьи ленивые или трудолюбивые насекомые?

Составление учащимися рассказа о муравье по плану. ( 2-3 ученика )

Муравьи – это насекомые. Они бывают коричневого и рыжего цвета. Муравьи очень маленькие и трудолюбивые. У муравья есть голова, грудка, брюшко, усики, глаза, рот, 6 лапок. Живут муравьи в лесу. Их гнезда называются муравейники, высота которых может быть более 1 м. Их строят из сухих травинок, хвоинок, обломков веточек.  Все это - надземная часть жилища муравьев. Из нее по проходам муравьи попадают в подземную часть жилища. Муравьи строят свое жилище несколько лет. В одном муравейнике живут десятки тысяч муравьев.

Дидактическая игра “Мяч лови, назад бросай – одним словом называй”.

  • живет в лесу - лесной
  • небольшого размера - маленький
  • любит труд - трудолюбивый
  • не боится врагов - смелый
  • приноси пользу - полезный
  • заботятся друг о друге - заботливые
  • черная грудка - черногрудый

 

VI.  Подведение итогов урока. Выставление оценок.

День закончился, но впрок
Быстро повторим урок:

- О каком насекомом говорили на уроке?

- Что нового узнали о муравье?

- Ребята, к вам под стул, каждому, приполз муравьишка, и оставил вам своё пожелание и совет. Прочитайте и подумайте, что хотел сказать вам муравьишка.

 ( Не ленись, а трудись!, Лень портит человека, Труд – это жизнь, Трудись с усердием, Лекарство от безделья – труд, Дела важнее слов, Хорошо трудиться – в жизни пригодится, Работа – это главное в жизни. Доводи дело до конца)

- Природа – это наш общий дом. Ее надо беречь насколько хватает сил! С разрушенного муравейника начинается разрушение природы. Помните всегда об этом и берегите природу!

Дополнительный материал.

Игра «Хлопни-топни»

Если я скажу про вас, 
Отвечаете сейчас:
“Это я, это я, это все мои друзья!”
Не согласен – так кричи,
Всем ребятам сообщи:
“Это не я, это не я, это не мои друзья!”

- Муравейник мы найдем, 
Понаблюдаем и уйдем.

- С берега кидаем в реку
То пакеты, то газеты.

- Мы ежонка увидали
И домой его забрали.

- Не развожу костров в лесу,
Берегу его красу.

- Чтобы ягоды собрать, 
Надо ветки обломать!

- По тропинке кто шагает,
На муравьев не наступает?

- В выходной мы в лес идем,
Музыку с собой несем,

Чтобы вдоволь накричаться
И на ветках покачаться.

Составление рассказа по картинно–графическому плану.

http://festival.1september.ru/articles/512190/img1.gif

Просмотр документального фильма о муравье.

.«Здравствуйте, дорогие ребята. Мы живём в лесу. Мы очень маленькие и беззащитные. Некоторые взрослые и дети, когда встречают наш необычайно красивой дом, пытаются его разрушить, разорить, дети палками ломают, то, что мы строим годами.  А ведь мы столько добра делаем: мы очищаем лес от вредных насекомых. Почему тогда люди к нам, к нашим семьям бывают очень жестоки? Ведь в  этих домах живут наши детки…. Пожалуйста, не причиняйте нам вреда! »

Какого размера муравьи?

Какого цвета муравьи?

Назови части тела муравья.

Где живёт муравей?

Чем питаются муравьи?

Муравьи полезные или вредные насекомые?

Как называют муравьёв?

Муравьи ленивые или трудолюбивые насекомые?

Не ленись, а трудись!

Дела важнее слов.

Лень портит человека.

Хорошо трудиться – в жизни пригодится.

Труд – это жизнь.

Работа – это главное в жизни.

Трудись с усердием!

Доводи дело до конца.

Лекарство от безделья – труд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".

План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Конспект урока по развитию речи. 4 класс ."Петя и волки".

формировать умение составлять связный рассказ из деформированного текста...

конспект урока по развитию речи 3 класс: Дикие дивотные: ёж

На  уроке необходимо  пополнить знания детей   о внешнем виде  ежа, его повадках;   развивать словарный запас детей через многозначность слова "иголка"...

Конспект урока по развитию речи 4 класс «Начало зимы. Зимние забавы детей».

Конспект урока про развитию речи "Начало  зимы.Зимние забавы" для детей с умеренной умственной отсталостью,на уроке использованы наглядно-дидактический материал:сюжетные , опорные схемы,предметны...

Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)

Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи:...

Конспект урока по развитию речи 3 класс II отделение Составление рассказа по картинкам

УРОК: Развитие речиУЧИТЕЛЬ: Сивохо А.С.КЛАСС:  3 «Б» 2 отделениеДАТА: 14 марта 2018 гУЧЕБНИК:  ТЕМА: Составление рассказа  по картинкамТИП УРОКА: урок усвоения новых з...