конспект урока по развитию речи 3 класс: Дикие дивотные: ёж
план-конспект урока по теме

Шилохвостова Татьяна Николаевна

 На  уроке необходимо  пополнить знания детей   о внешнем виде  ежа, его повадках;

   развивать словарный запас детей через многозначность слова "иголка"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye.pptx1.52 МБ
Файл razrabotka_uroka.docx69.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дикие животные: ёж

Слайд 2

Сердитый недотрога живёт в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной!

Слайд 3

Внешний вид

Слайд 4

К . Д. Ушинского «Заяц и ёж» Для чего ежу иголки?

Слайд 6

В конце осени ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке-норке устланном травой, мхом и листьями . Перед тем, как залечь в спячку, ему нужно много еды съесть. А просыпаются ежи только весной, когда станет совсем тепло. Жилище ежа



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное   специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII  вида

пгт. Кумены Куменского района Кировской области

Конспект урока

 по развитию речи 3 класс

Тема:

«Дикие животные: ёж»

Составил

учитель начальных классов Т.Н.Шилохвостова

Тема: Дикие животные: ёж.

Цели:

Образовательные:

  1. формировать знания учащихся о диком животном-еже: его внешнем виде, повадках
  2. Развитие словарного запаса через знакомство с многозначностью слова «иголка»

Коррекционные:

  1. Развивать слуховое восприятие, внимание. память, речь                              
  2. Развитие речи учащихся через умение работать  по плану.
  3. Развитие навыков устной речи путем полного и точного ответа на вопросы учителя

Воспитательные:

  1. Развивать интерес к уроку через использование наглядного материала, игровых моментов;
  2.  Воспитывать усидчивость,
  3. Привитие  любви к природе, желание заботиться о животных
  4. Воспитывать дружелюбие, умение работать в группе

Оборудование:

Картинки с изображением диких и домашних животных. Предметная наглядность: швейная игла, шприц с иглой, иголочки сосны. Карточки для закрепления, карточки для оценивания, шаблон ежа, картинка с изображением ежа. Планы рассказов. Презентация. Выставка художественных книг о животных.

Ход урока

1.Организационный момент:

Цель: создание положительного настроя на работу, подготовка к уроку.

Деятельность учащихся и учителя

А теперь дружок, проверь, готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке.

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»

-Чему мы учимся на уроках развития речи?

Психологический настрой на урок, дети проверяют готовность к уроку

Ответы учащихся:

-«Мы учимся красиво и правильно говорить»

2.Речевая разминка (артикуляционная гимнастика)

Цель: подготовка органов речи к работе

  1. Язык лопаткой положи и немножко удержи

1, 2, 3,4,5-язычок пошел гулять (вправо-влево)

  1. Свои губки как лягушка. Растяну я прямо к ушкам.
  2.  Подражаю я слону, губы хоботом держу.

 

Учитель говорит, а дети выполняют упражнения

3.Коррекционные упражнения

*Игра «Кто назовет больше»

1) Коррекция зрительного восприятия ( приложение №1)

_Что изображено на  рисунке?

-Чем отличаются предметы справа от предметов слева?

-Что вы можете рассказать о корове?

-А каких домашних животных вы еще знаете?  Давайте поиграем в игру «Кто больше назовет»

2) Коррекция логического мышления (приложение № 2)

-Прочитайте и найдите разницу в понятиях между словами правого и левого столбика.

-Что надо сделать, чтобы маленькая овечка стала большой?

Учащиеся работают с таблицами, отвечают на вопросы учителя, делают вывод.

  Учитель следит за полными ответами учащихся, речью.

Учитель объясняет правила игры

4. Повторение

Цель: актуализация знаний, полученных на  прошлом уроке.

А каком животном мы с вами разговаривали на прошлом уроке?

-Расскажите по плану о домашнем животном- овце.

  1. Внешний вид.
  2. Питание.
  3. Жилище.
  4. Уход.
  5. Польза, приносимая людям

- Молодцы! Вы правильно составили рассказ.

Мы с вами повторили сведения о домашнем животном-овце.

Учащиеся рассказывают о домашнем животном-овце с помощью плана.

Учитель одобряет ответы детей.

Овца-это домашнее животное. Тело овцы покрыто густой шерстью. Она питается травой. За овцой ухаживает человек, из шерсти овцы получают пряжу, валенки, ткани. В пищу употребляют мясо, жир)

5. Физминутка.

Поиграем в игру «Овцы и волки»

Задание: при игре произносить характерные звуки овцы

Учитель объясняет правила игры

6. Подготовка к изучению нового материала

1) Работа в группе

*работа над кроссвордом

( приложение № 3)

- Как можно назвать одним словом, какие это животные?

-Как вы думаете, что значит дикие животные?

 Дети разгадывают кроссворд.  По ходу ответов выставляются картинки с животными

Ответы учащихся  ( учитель следит за правильностью и полнотой  ответов учащихся)

7. Изучение нового материала

*Упражнение на внимание (физминутка)

1. Сообщение темы урока.

-Сегодня мы познакомимся с лесным животным. Его название вы угадаете, отгадав загадку

Сердитый недотрога живет в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки ни одной! Слайд №1 , 2

2. Беседа с опорой на знания учащихся.

-Ёж является диким или домашним животным?

3. Работа с таблицей

-А сейчас будем работать с этой таблицей- планом

Презентация о еже

  • Внешний вид слайд №3

-Рассмотрите внимательно иллюстрацию, скажите, какой формы тело?

-Какой формы мордочка, ушки?

-Какой цвета глаза

-Чем покрыто тело ежа?

- А как вы думаете, для чего нужны ежу иголки? Слайд №4

-Давайте узнаем это, прочитав произведение К.Д.Ушинского «Заяц и ёж»

  • Питание ежа  слайд №5

-Как выдумаете, чем питается еж?

  • Жилище ежа  слайд №6

Цель: Коррекция слухового восприятия

_-А сейчас,  проверим  вашу внимательность, слушайте внимательно и хлопайте в ладоши если фразу верная, а топайте, если я вам говорю не про ежа.

Он живет в доме у человека. Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. Питается он медом, вареньем. Он любит молоко, грибы. Желуди. У него есть два крыла.  Почуяв опасность, еж сворачивается  в шар и выставляет иглы. Если он свернется в клубок, нет ни головы, ни ног. Они засыпают, свернувшись клубком, под кучей опавших листьев.

-Молодцы! Вы очень внимательны.

Учащиеся отгадывают загадку

Ответы учащихся

(Ёж относится к диким животным, потому что живет в лесу без помощи человека)

 

Работа по плану и иллюстрациями

На доске  план

  1. Внешний вид.
  2. Питание
  3. Жилище

(Тело округлое, шея короткая, мордочка вытянутая, заостренная. Уши небольшие, стоячие, глаза маленькие, черные. Ноги короткие. Тело покрыто жесткими, торчащими иглами.)

Чтение  произведение учащимися по ролям

8. Словарная работа.

Работа над словом «иголка».

-Маленького роста я, тонкая и острая,

За собой я хвост тащу, носом путь себе ищу (иголка)

-Давайте попробуем объяснить ежу, что не только у него есть иголки, ведь он пришел в гости у нас поучиться, очень многое желает знать

-Где еще мы встречаемся с иголкой.  Про какие иголки можно еще рассказать

загадка

 

Демонстрация предметной наглядности ( швейная иголка, иголки от сосны, шприц с иголкой)

9. Закрепление

Работа с деформированным текстом на карточках

Ёж живет в ______. Тело ежа покрыто_______. Ёж питается насекомыми,______,_____

Текст напечатан на карточках, работают без дополнительных слов

-взаимопроверка

10. Домашнее задание

Прочитать произведение о еже с выставки.

Сделать зарисовку  по трафарету.

Выставка книг

Трафареты раздаются

11. Итог урока на рефлексивной основе+оценивание

-С каким животным мы сегодня познакомились на уроке??

-Домашнее или дикое животное еж?

-Что интересного вы узнали про ежа?

-как вы поступите, повстречав живого ежа?

-Я уверена, что никто из вас никогда не обидит ежа. Вот вам и книги, из которых вы многое ещё можете узнать о ежах самостоятельно

-Сейчас вы должны оценить свою работу на уроке.

-Красную карточку вы поднимаете, если довольны своей работой на уроке.

Зеленую, если работали хорошо, но  чуть-чуть затруднялись .

Коричневую, кому не интересно было на уроке, и не поняли материал.

А  я хочу вас поблагодарить за активность на уроке  и угостить вас  гостинцами от ежа  (яблоки)

 

Оценивают свою работу, выбрав карточку

Приложение №1

Приложение №2

Маленькая козочка

Коза

Маленькая овечка

Овца

Маленький барашек

Баран

Маленький олененок

Олень

Литература, используемая к уроку:

Учебник «Развитие речи», 3 класс

Большая книга животных, стр. 130-132.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по развитию речи в 1 классе школы 1,2 вида

Обучение разговорной речи осуществляется на всех уроках  по всем учебным дисциплинам и во  внеурочное время.В соответствии с ведущими принципами обучения произношению и развития речив школах...

План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".

План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)

Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи:...

Конспект урока по развитию речи "Дикие животные".

Конспект урока разработан для обучения детей с ОВЗ, обучающихся по 2 варианту ФГОС....