Выступление на школьном методическом объединении воспитателей на тему: "Формирование и развитие у обучающихся, воспитанников социально значимых качеств личности"
методическая разработка на тему

Панкратова Светлана Степановна

Выступление на школьном методическом объединении воспитателей на тему: "Формирование и развитие у обучающихся, воспитанников социально значимых качеств личности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пестречинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

8 вида.

Выступление на школьном методическом объединении  воспитателей.

«Формирование и развитие у обучающихся, воспитанников социально значимых качеств личности»

Выступила воспитатель

                                                    1 квалификационной

                                                     категории Панкратова С. С.

                                               

Декабрь  2014г.

Формирование и развитие у обучающихся, воспитанников социально значимых качеств личности.

         Социализация – развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе овладения новыми видами деятельности, социальными нормами и ценностями.

В условиях решения стратегических задач развития России важнейшими качествами личности становится инициативность, нацеленность на результат, умение сплоченно работать, способность находить нестандартные решения задач и проблем, готовность к самоизменению, саморазвитию, самовоспитанию. Овладение социальными ценностями – умение проявлять нравственное, патриотическое, толерантное отношение в коллективе, в незнакомом обществе. Средством достижения результатов служат учебный материал и задания учебника.

 Актуальность темы обусловлена потребностью общества в том, чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонениями в развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений социальной политики РФ.  Главной задачей обучения и воспитания детей,  находящихся в специальной  коррекционной школе, является развитие их потенциальных возможностей, коррекция их поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики  обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, является проблема становления личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.  Невозможна интеграция учащихся  коррекционной школы  в общество и полноценное функционирование в нем, если они находятся на низком уровне социальной адаптации. Наши воспитанники  отличаются конфликтностью, кругозор ограничен, прочные эмоциональные связи  с семьей на низком уровне. Особое внимание педагогу необходимо уделять работе по снятию агрессивности и коррекции девиантного поведения учащихся.

В воспитательной работе по формированию социально значимых качеств личности у учащихся применяю диагностику по критериям социального развития учащихся, разработанных Н.И. Монаховым. Данные исследования позволяют определить уровень социальной адаптации, сформированность  социально значимых качеств. Таким образом, по результатам диагностики с целью формирования социально значимых качеств у учащихся работаю по направлениям: гражданское воспитание, расширение кругозора, культура общения и поведения, физкультура и здоровье.

 С целью гражданского воспитания  организовала мероприятия, рассказывающие  о русской природе и традициях, страницах истории.

В направлении «культура общения и поведения» включила беседы и практические занятия, во время которых ребята учатся  общаться друг с другом.

Значима и работа с родителями учащихся  коррекционной школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагог может добиться положительных результатов в подготовке детей с проблемами в развитии к жизни и к труду. Большинство родителей детей, имеющих проблемы в развитии, имеют низкий уровень образования и культуры. Отношение их к ребенку во многих случаях отличается неустойчивостью. На нервной системе ребенка губительно сказывается напряженная семейная обстановка, конфликты между родителями.

Наши воспитанники  мало знают о жизни, о различных ее проявлениях, познания их ограничиваются бытовой сферой, да и то в малом объеме. Для решения этой проблемы организуем экскурсии в экзотариум, районную  библиотеку, краеведческий музей.

Значительные результаты в воспитании и развитии детей направленные на интеграцию учащихся в общество были достигнуты благодаря взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса (учитель, воспитатель, психолог,   медицинский работник).

Заметна положительная динамика в развитии и социальной адаптации.

Занятия в группе по коррекции девиантного поведения приносят положительный результат: ученики становятся  более уравновешенными, спокойно относятся к критике со стороны одноклассников. Сформированы необходимые для возраста навыки самообслуживания. Появился интерес к занятиям, проводимым в игровой форме.

Направленная работа по  организации социального развития учащихся специальной коррекционной школы в воспитательной работе способствует сплочению коллектива, формирует культуру общения.

   Формирование социально значимых  качеств личности у учащихся младших классов коррекционной школы возможно при условии: использования в работе комплексного изучения семейного и социального воспитания, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в воспитании и развитии умственно отсталых детей (учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог, медицинский работник)  организации общения детей посредством сюжетно-ролевых и народных игр, творческой деятельности направленной на развитие активности детей,  включение в разнообразные социальные отношения.

Практическая значимость  работы в том, что предложенный мною опыт воспитательной работы может являться одним из путей решения проблемы формирования социально значимых  качеств личности у учащихся   коррекционной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащегося как зффективное средство развития социально значимых качеств личности ученика.

Метод проектов давно ипрочно вошел в педагогическую практику многих стран мира. Такая популярность метода проектов обясняется тем, что он позволяет последовательно и эффективно формировать у учащихся ...

Мастер – класс : «Формирование духовно – нравственных установок учащихся с целью развития социально значимых качеств личности.»

Главной целью моего проекта является воспитание молодого человека с активной жизненной позицией и широким кругозором, готовому к  дальнейшему обучению и адаптации во «взрослую» жизнь, гражд...

Выступление на школьном методическом совете на тему: "Ролевое общение на иностранном языке как фактор социального развития личности"

Среди критериев эффективности школьного образования особо выделяется обеспечение выпускникам готовности и умения активно включаться во все сферы социальной жизни. В связи с этим, как отмечает И.Л. Бим...

Выступление на школьном методическом объединении воспитателей "Хорошее настроение-лучший помощник в работе воспитателя".

Ноябрь-месяц,когда люди особенно подвержены унынию и депрессии.Но даже этот мрачный осенний месяц можно сделать ярким,весёлым и запоминающимся!!! Вдыхайте любимые запахи;ухаживайте за собой;смените об...

«Направления организации воспитательного процесса» Выступление на заседании методического объединения воспитателей ГОУ ТО «Тульской школы для обучающихся с ОВЗ №4»

              Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В социальном смысле воспитание - передача накопленного опыта ...

«Профессиональный стандарт воспитателя ГПД» Выступление на заседании методического объединения воспитателей ГОУ ТО «Тульской школы для обучающихся с ОВЗ №4»

                Воспитатель группы продленного дня (или ГПД) – это человек, который занимается всесторонним развитием потенциала и возможностей реб...