Выступление на школьном методическом объединении по теме "Технология обучения в сотрудничестве как эффективный метод активизации деятельности обучающихся".
методическая разработка

Сафонова Ирина Николаевна

Технология обучения в сотрудничестве как эффективный метод активизации деятельности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология обучения в сотрудничестве как эффективный метод активизации деятельности обучающихся.

Технология обучения в сотрудничестве - это одна из наиболее эффективных технологий личностно-ориентированного образования, так как при обучении на ее основе создаются условия для взаимопомощи и индивидуальной поддержки, для осуществления учебной деятельности каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям, опыту, интересам, обеспечиваются необходимые условия для активизации познавательной и коммуникативной деятельности каждого ученика.

Преимущества технологии обучения в сотрудничестве состоят в том, что  помимо 

обучающей функции оно также развивает следующие  навыки  и  качества:

  1. Умение работать в команде — очень часто учащиеся предпочитают выполнять  работу  в  одиночку,  чем  в  команде,  поэтому  умение  работать  в  группе  очень  важно  на  различных  этапах  жизни;
  2. Социализацию — то есть те, навыки, образцы поведения, психологические установки, которые помогут учащемуся успешно жить в обществе;
  3. Рефлексию — способность анализировать свои действия, находить и исправлять  ошибки  в  своих  поступках;
  4. Взаимодействие для саморазвития —  учащиеся должны осознавать, что  успех  их  учебной  деятельности  зависит  зачастую  от  совместной  работы.

Алгоритм работы по технологии обучения в сотрудничестве

Разнообразие вариантов организации групповой работы, применяемых на практике, можно представить в виде обобщенной процедуры, в которой представлена система действий от создания целевой установки до представления результатов работы группы:

1. Сообщение ученикам темы, цели и задач учебной деятельности. Чтобы повысить активность и заинтересовать учащихся предварительно можно создать ситуацию: проблемную, представляющую личностный смысл, профессионально или социально значимую.

2. Для решения поставленных задач класс разбивается на группы.

3. Для групповой работы нужно так расставить столы, чтобы детям было удобно слушать учителя, работать в группе, не мешая друг другу при необходимости перемещаться из группы в группу.

4. Для повышения взаимной ответственности учащихся необходимо четко распределить задания и ролевые обязанности как между группами, так и внутри групп. У каждого ученика должно быть свое задание и своя роль, за выполнение которых он несет ответственность перед группой.

5. Для лучшей организации работы в группе необходимо оформить групповые и индивидуальные задания на карточках, с указанием стоимости каждого задания в баллах.

6. Учет работы групп ведется открытым способом в специальной таблице, представленной на части доски, куда заносится суммарное количество баллов, полученное каждой группой.

7. Представитель от каждой группы озвучивает и объяснят выполнение своих заданий. Учитель организует рефлексивное осмысление учащимися своего отношения к изучаемому материалу и к своей деятельности.

8. После этого целесообразно провести индивидуальный опрос по всей теме или предложить самостоятельную проверочную или творческую работу, индивидуальные баллы за которую приплюсовать к суммарному баллу группы.

Варианты применения на практике элементов обучения в сотрудничестве

  1. Усвоение нового материала. После того, как учитель объяснил новый материал, учащиеся объединяются в группы. Возможны два варианта организации работы по усвоению нового материала.

Вариант 1. Каждой группе предлагается одна (своя) проблема, один текст и серия вопросов (заданий к ним, на которые должна ответить эта группа). Учащиеся читают текст, знакомятся с проблемой выбирают вопрос, на который будут готовить ответ. Каждый ученик группы должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос. Когда группы справятся с работой, учитель организует общее обсуждение, в котором участвуют все учащиеся, отвечая на вопросы учителя, дополняют друг друга. Отметки за этот вид работы не ставятся, но оцениваются (качественно, не в баллах) различные формы взаимопомощи и результативность сотрудничества.

Вариант 2. Учащимся предлагаются одинаковые задания по изучаемому материалу для всех групп. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно. В конце работы все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.

Например, в теме "Биография выдающегося писателя (Ф.И.О.) можно выделить ранние годы жизни, творчество этого периода, последние годы жизни и т.д. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией по данному вопросу. Это называется "встречей экспертов". Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали о своей части задания.

Такой метод дает возможность освоить материал всех фрагментов и таким образом изучить всю биографию писателя. Нужно только внимательно слушать партнера по команде и делать записи в тетрадях.

На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос или предложить тест.

  1. Обучение чтению. Ученики разбиваются на пары. Пока учитель работает с одними парами чтецов, другие самостоятельно читают друг другу; составляют план пересказа, выделяют главные мысли, пишут ответы на вопросы по тексту; практикуются в правописании, работают со словарем.

  1. Домашнее задание. Применение данной технологии позволяет решить проблему перегрузки обучающихся путём дозирования домашнего задания, когда каждый обучающийся для подготовки дома получает не всю сумму вопросов или тем, а только ту часть, которую должна подготовить его группа. Таким образом, объём домашнего задания уменьшается, а качество его выполнения.

Таким образом, систематическое применение данной технологии имеет ряд преимуществ, а именно:

- значительно увеличивается активность учащихся, их самостоятельность, занятость (в работе группы так или иначе задействованы абсолютно все, нет возможности отсидеться и отмолчаться, каждый должен в любом случае хоть что-то сказать);

- повышается положительный настрой учащихся, их мотивация, так как внутри группы важен успех каждого и возможность получить положительную отметку значительно возрастает;

- благодаря обсуждению материала внутри группы, уровень его осмысления и осознания значительно повышается;

- многие учащиеся, работая в малой группе, легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны, обнаруживают способности, которые раньше ускользали от внимания и педагогов, и товарищей по классу;

- учащиеся учатся культуре общения, сочувствию, сопереживанию, взаимопомощи, умению организовать свою работу, распределить время;

- развиваются навыки само- и взаимооценки, умение выслушать критику и признать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения, принимать ответственные решения, делать выбор.

Таким образом, технология обучения в сотрудничестве – это одна из наиболее эффективных педагогических технологий, обеспечивающих качественное образование и отвечающих требованиям современной педагогической науки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной направленности обучения"

выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников  на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной на...

Выступление на школьном методическом объединении воспитателей на тему: "Формирование и развитие у обучающихся, воспитанников социально значимых качеств личности"

Выступление на школьном методическом объединении воспитателей на тему: "Формирование и развитие у обучающихся, воспитанников социально значимых качеств личности"...

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Особенности организации процесса формирования геометрических знаний у обучающихся с интеллектуальными нарушениями".

Особенности организации процесса формирования геометрических знаний у обучающихся с интеллектуальными нарушениями....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...