выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной направленности обучения"
методическая разработка на тему

Панкратова Светлана Степановна

выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников  на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной направленности обучения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Пестречинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида.

Выступление на школьном методическом объединении начальных классов и предметников

«Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной направленности обучения»

Выступила воспитатель

                                                    1 квалификационной

                                                     категории Панкратова С. С.

                                               

Октябрь 2014г.

Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной направленности обучения.

Использование информационных технологий помогает людям ориентироваться в современном мире. Школа не должна оставаться в стороне от этого процесса. Уроки с применением  ИКТ одинаково хорошо воспринимают дети  различных возрастных  категорий. Использование информационных технологий в школе -  объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня.

Школьное обучение в школе любого типа требует развития у ребёнка вербально - логического, наглядно-образного мышления в системе.

   В современном мире предъявляются новые требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории:

 умение выполнять познавательные и практические задания через поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

умение находить нужную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать и преобразовывать в соответствии с решаемой задачей   (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать).

Модернизация образования ориентирует педагога на овладение новыми информационно - коммуникационными технологиями, требует осваивать  информационно – коммуникативные технологии, с помощью которых  возможна разработка новых приёмов и методов обучения. Современное обучение невозможно представить без использования информационных технологий, как в общеобразовательных школах, так и в коррекционных образовательных учреждениях.

Применение интерактивных технологий на уроке сегодня очень актуально.

Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

        Использование ИКТ на уроках  истории способствует формированию информационной компетентности учащихся, повышению познавательной активности и учебной мотивации.

Психология предмета «История» требует от учащихся овладения как общими, так и специфическими методами исторического познания. Поэтому наряду с традиционными методами возможно использование и методов познания, связанных с информационно-коммуникативными технологиями, что значительно активизирует познавательную деятельность учащихся и разнообразит индивидуальную траекторию личностного и интеллектуального развития каждого ребенка.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

 Применение ИКТ в учебном процессе позволяет:

1. сделать урок современным, т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени;

2. приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;

3. использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению;

4. установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем;

5. активизировать познавательную деятельность учащихся.

Формы и методы использования информационных технологий на уроках истории

 Информационные технологии на уроках истории можно использовать в следующих вариантах:

1). Самый распространённый вид - мультимедийные презентации.  Подготовка презентаций - серьёзный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

 В преподавании истории использование мультимедийных возможностей компьютера качественно изменяет восприятие обучающимися информации. Для детей с ограниченными возможностями здоровья более эффективны такие уроки, так как  они более восприимчивы к ярким иллюстрациям, для них интересны виртуальные экскурсии,  погружающие в атмосферу исторического прошлого. На  уроках я стараюсь использовать мультимедийные технологии.  Приятно, когда ученик увидел, услышал, впитал в себя то, новое, что ему предложил учитель. Тем более, что наши дети особенные и им труднее впитывать сложный исторический материал. Многие психофизические функции организма у таких детей нарушены, в частности и слуховое восприятие.  Поэтому большая часть информации должна поступать зрительно. А когда ребёнок наяву видит ход какого-нибудь сражения, чувствует атмосферу того или иного периода времени, может представить себя в роли какой-нибудь исторической личности, то это явный результат того, что на следующем уроке он сможет многое вспомнить и рассказать.

 Для работы на уроке истории применяются презентации, которые реализуют принцип наглядности на уроке. В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у умственно отсталых обучающихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений. Поэтому использование мультимедийных технологий особенно оправдано именно на  уроках истории. Использование компьютера на уроках, облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объёмных и ярких представлений о прошлом.

         При использовании презентаций,  в программе Power Point тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что даёт возможность обучающимся в течение рассказа учителя сконцентрировать на них внимание. Лекция  сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами. Фотографии, видеоматериалы, звуковое оформление позволяют учителю создать на уроке атмосферу изучаемой эпохи, помочь обучающимся ощутить реальность происходившего, это существенно влияет на их заинтересованность, повышает мотивацию к обучению. Анимация боевых сражений позволяет обучающимся чётко проследить ход событий и лучше усвоить материал.

  На таких уроках есть возможность привлечь большое количество цифровых данных, цитат, что позволяет их использовать в нужный момент, не затрачивая времени на их написание или чтение, нет необходимости писать на доске, вывешивать карты, настраивать видеомагнитофон во время урока и т.д., поэтому уроки отличаются слаженностью.

В качестве примера рассмотрим применение презентации на уроке «Россия в Первой мировой войне» в 9 классе.

  Обучающиеся видят перед собой карту, это позволяет учителю предложить обучающимся расшифровать тему урока: что им предстоит узнать на уроке, причины войны и сам ход войны. После чего осуществляется переход на второй слайд к плану урока. Преподаватель концентрирует внимание обучающихся на ключевых проблемах урока. Далее следует слайд «Задание на урок», которое обучающиеся к концу урока должны выполнить.

Далее следуют слайды с основным содержанием урока. Мультимедийные технологии позволяют вносить разнообразие в подаче материала. Также в презентации используются схемы, карты, слайд-шоу,  видеофрагменты. Так  знания лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. В конце урока учитель просит ребят сделать выводы по теме урока, после чего демонстрирует свой слайд с выводом по теме.

Таким образом, можно сделать вывод, что на уроке компьютер выполняет несколько ролей:

  • заменяет записи на доске (тема урока, план, домашнее задание, определение и т.д.);
  • предъявляет наглядность (фотодокументы, карты, репродукции картин);
  • осуществляет контроль (первичный, закрепление, проверка домашнего задания в виде тестов и др.)

Систематическое использование компьютера на уроке приводит к ряду последствий:

  • резко возрастает уровень использования наглядностей на уроке;
  • повышается производительность труда учителя и обучающихся на уроке.
  •  изменяется отношение к компьютеру,
  • как к игрушке обучающиеся начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.

Таким образом, мультимедийный урок – это урок, когда есть деятельность учителя и учеников с применением медиа средств.

Преимущества использования презентаций:

1. Преподаватель сам конструирует урок;

2. Возможность использовать информацию в любой форме  представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- аудио фрагменты  и т.д.);

3. Позволяет успешно чередовать различные виды деятельности такие  как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране;

4. Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.

5. Урок становится более ярким!

      Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения:

психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;

возбуждает живой интерес к предмету познания;

расширяет общий кругозор детей;

возрастает уровень использования наглядности на уроке;

повышение интереса к изучению истории и успеваемости;

идёт более полное усвоение теоретического материала;

идёт овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;

формируется умение кратко и чётко формулировать свою точку зрения.

повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

При этом необходимо соблюдать нормы использования компьютеров для детей разных возрастов.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остаётся всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям.

Обобщив все выше сказанное можно сказать, что использование компьютерных технологий на уроках помогает формировать ЗУНы учащихся, делает для них урок более привлекательным и, что немаловажно, учит их ориентироваться в огромном количестве информации, перерабатывать ее, анализировать, что и является основой формирования ИКТ- компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в целях повышения мотивации к изучению предмета учащихся с ОВЗ »

Эта статья отражает опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности ИКТ учителем математики коррекционной школы....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ МУЗЫКИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Использование компьютерных программ позволяет эффективней развивать все виды восприятия и задействовать при проведении урока все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную....

Использование компьютерных технологий на уроках математики с целью повышения эффективности урока

Использование компьютерных технологий на уроках математики с целью повышения эффективности урока...

Выступление на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»

Материалы выступления на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»....