Модульные уроки "Химические вещества клетки. Неорганические вещества. Органические вещества"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Материал можно использвать при изучении тем "Химические вещества клетки. Неорганические вещества. Органические вещества" в 5 классе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Предлагаемые уроки составлены в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования и на основе рабочей программы по биологии.
В основе нового Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся. Модульное обучение является такой технологией обучения, которая базируется на позициях деятельного, активного, гибкого подхода к построению педагогического процесса. Эта педагогическая технология обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Ученик полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных учебно-познавательных целей в процессе работы с модулем. Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им. В модуль входят: целевой план действия, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Модуль выступает как программа обучения. Индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. При модульном обучении каждый ученик включается в эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программе. Идёт индивидуализация контроля, самоконтроля, консультирования, степени самостоятельности. Ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться и это способствует мотивации учения. Данная система представляет большие возможности для развития таких качеств личности ученика, как самостоятельность и коллективизм, гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения.
План-конспект модульного урока по биологии в 5 классе
Тема урока – «Химический состав клетки.
Неорганические вещества. Органические вещества»
Дидактическая цель: в результате овладения содержанием этих модулей
обучающиеся должны знать химический состав клеток, сформировать понятия
«неорганические вещества», «органические вещества».
Интегрирующая цель 1 модуля – «Химический состав клетки.
Неорганические вещества»: в результате работы обучающиеся должны
познакомиться с химическим составом клеток; сформировать понятие
«неорганические вещества» и показать их роль в клетке.
Интегрирующая цель 2 модуля - «Химический состав клетки. Органические
вещества»: в результате работы обучающиеся должны познакомиться с
органическими веществами , входящими в состав клетки; сформировать понятие
«органические вещества» и показать их роль в клетке.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.
Формы организации познавательной деятельности: используется блочно-
модульная технология обучения ( работа по готовому модулю индивидуальная,
групповая работа).
Оборудование: распечатанный учебный материал с указанием номера учебного
элемента, заданий, рекомендации по выполнению заданий (модуль 1, модуль 2),
таблицы, схемы.
Базовые знания: клетка, вещества клетки, вода, минеральные соли.
Основные понятия и термины: клетка, неорганические вещества, органические
вещества, вода, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
Методические рекомендации и задачи урока:
1.Развиваем умение учащихся работать по алгоритму учебного модуля; работе с
текстом учебника; работе групповой и индивидуальной.
2.Закладываем основы для дальнейшего развития общебиологических понятий.
3.Развиваем интерес учащихся к самостоятельной деятельности, предложив им оценить свою работу по шкале баллов, полученных за выполнение разных заданий учебного модуля.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая работа по алгоритму учебных модулей.
Приёмы организации учебной деятельности учителя: организация проверки заданий учебных элементов, беседа, работа с учебником, тетрадью, таблицами, обсуждение, контроль.
Организация деятельности учащегося: самостоятельная работа.
Развитие умений учащихся: развиваем умение самостоятельной работы с текстом учебника, учебным модулем; умение оценивать ответы выступающих и свою работу.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: обучающие знакомятся с химическим составом клетки, с
неорганическими веществами, органическими веществами и их ролью в клетке.
Метапредметные: обучающиеся учатся устанавливать общность живой и
неживой природы на основании сравнения и установления сходства их
химического состава.
Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы и
проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся
мотивации и познанию нового; у обучающихся формируется научное
мировоззрение на основании установления химического состава клеток как одного
из доказательств единства живой природы.
Тема «Химический состав клетки.
Неорганические вещества. Органические вещества»
Дидактическая цель: в результате овладения содержанием всех модулей Вы
должны получить представление о химическом составе клетки, знать понятия
«неорганические вещества», «органические вещества», знать роль веществ в
клетке, уметь устанавливать общность живой и неживой природы на основании
сравнения и установления сходства их состава.
Модуль 1. «Химический состав клетки. Неорганические вещества»
№ уч. элем. | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий | ||||
УЭ-О | Интегрирующая цель: В результате работы вы должны познакомиться с химическим составом клеток; сформировать понятие «неорганические вещества» и показать их роль в клетке. | Внимательно прочитайте цели урока | ||||
УЭ-1 | Входной контроль знаний. Подготовка к работе: 1.Выполнить тестовые задания. Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ. 1) Прибор, дающий возможность детально изучить внутреннее строение микроорганизмов, – это а) ручная лупа; б) микроскоп; в) штативная лупа; г) телескоп. 2) Учёным, который первым увидел микроскопический организм, был: а) Антон Ван Левенгук; б) Роберт Броун; в) Роберт Гук; г) Теодор Шванн. 3) Выберите составные части увеличительных приборов, встречающихся у штативной лупы и микроскопа: а) предметный столик; б) зрительная труба; в) зеркало; г) увеличительное стекло. 4) Прибор, дающий наименьшее увеличение, - это а) штативная лупа; б) лупа; в) микроскоп; г) телескоп. 5) На нижнем конце тубуса микроскопа помещается: а) зеркало; б) объектив; в) окуляр; г) предметный столик. 2. Составьте алгоритм (точную последовательность действий) работы с микроскопом. 3.Обсудите результаты выполнения заданий 4. Оцените свою работу. Каждое правильно выполненное задание – 1 балл. Максимальное количество баллов – 6 баллов. | Индивидуально. Самостоятельно в тетради. Вместе с классом. Оцените свою работу. | ||||
УЭ-2 | Цель: Познакомиться с основными группами элементов, входящих в состав клетки. Задание: Внимательно слушайте рассказ учителя, выделяйте при записи новые термины. Рассказ учителя по теме: «Химический состав клеток» Письменно ответьте на вопросы: Что такое химический элемент? Какие химические вещества входят в состав клетки?
Оцените свою работу. Каждое правильно выполненное задание – 1 балл. Максимальное количество баллов - 2 балла | Работайте парами. Пользуйтесь учебником. Вместе с классом | ||||
УЭ-3 | Цель: Сравнить химический состав клетки и объектов неживой природы. Заполните таблицу:
Оцените свою работу. Каждое правильно выполненное задание – 1 балл. Максимальное количество баллов - 2 балла | Работайте в тетради | ||||
УЭ -4 | Цель: Получить представление о роли неорганических веществ в клетке. Задание: Заполните таблицу в рабочей тетради «Роль неорганических веществ, входящих в состав клетки» | Работайте самостоятельно в рабочей тетради | ||||
УЭ-5 | Цель: Проверить усвоение знаний. 1. Выполните задание 1) Какие неорганические вещества входят в состав живой клетке? а) белки и вода; б) минеральные соли и жиры; в) вода и минеральные соли; г) жиры и белки. 2. Учёный, которому принадлежит основная роль в создании клеточной теории, - это: а) Антон Ван Левенгук; б) Роберт Броун; в ) Роберт Гук; г) Теодор Шванн. 3. Наука цитология изучает: а) строение растительных и животных организмов; б) строение клеток животных, растений, грибов и бактерий; в) условия сохранения здоровья человека; г) способы развития насекомых. 4. К неорганическим веществам клетки относят: а) белки; б) жиры; в) углеводы; г) минеральные соли.
2. Проверь правильность ответов. 3. Оцените свою работу. Каждое правильно выполненное задание – 1 балл. Максимальное количество баллов - 4 балла | Работайте самостоятельно в тетради Индивидуально. Самостоятельно в тетради. Ответы возьмите у учителя | ||||
УЭ-5 | Подведение итогов урока: 1) Прочитайте цель урока; 2) Достигли вы цели урока? В какой степени? 3) Оцените свою работу на уроке: «5», «4», «3» Оцените свою работу по следующей схеме Все задания выполнены без ошибок – 13-14 баллов – оценка «5» Иногда ошибался, выполнено большинство заданий - 10-12 баллов - оценка «4» Часто ошибался, выполнена половина заданий - 7-9 баллов - оценка «3» Почти ничего не смог сделать – меньше 9 баллов - оценка «2»
| Работайте индивидуально За помощью обращайтесь к учителю |
Модуль 2. «Химический состав клетки. Органические вещества»
№ уч. элем. | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий |
УЭ-О | Интегрирующая цель: В результате работы вы должны познакомиться с органическими веществами и их ролью в клетке; научиться доказывать единство живой природы на основании установления сходства химического состава клеток. | Внимательно прочитайте цели урока |
УЭ-1 | Входной контроль знаний. Подготовка к работе: Ответьте на вопросы 1. Что указывает на единство живой и неживой природы? 2.Выполнить тестовые задания. Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ. 1) Выберите составные части увеличительных приборов, встречающихся у штативной лупы и микроскопа а) предметный столик; б) зрительная труба; в) зеркало; г) увеличительное стекло. 2) Какое вещество является минеральным? а) белок; б) жир; в) вода; г) углевод. 3) К увеличительным приборам не относится: а) телескоп; б) микроскоп; в) лупа; г) термометр. 4) Первый ученый, обнаруживший с помощью микроскопа клетки: а) Чарльз Дарвин; б) Матиас Шлейден; в) Роберт Гук; г) Владимир Вернадский. 5) Наука, изучающая строение и функции клеток: а) орнитология; б) цитология; в) микология; г) энтомология. 6) Самое распространённое неорганическое вещество в живом организме: а) вода; б) белки; в) жиры; г) минеральные соли. 2.Обсудите результаты выполнения заданий 3. Оцените свою работу. Каждое правильно выполненное задание – 1 балл. Максимальное количество баллов - 7 баллов | Индивидуально. Самостоятельно в тетради. Вместе с классом. Оцените свою работу. |
УЭ-2 | Цель: Получить представление об органических веществах и их роли в жизни клетке. Задание: прослушать лекцию учителя об органических веществах и их роли в клетке (с демонстрацией опытов, доказывающих наличие органических веществ в клетке) Лекция по теме: «Органические вещества клетки» План лекции: 1. Белки. 2. Углеводы. 3. Жиры (масла) 4. Нуклеиновые кислоты. Внимательно слушайте лекцию, выделяйте при записи новые термины. | Слушайте лекцию учителя |
УЭ-3 | Цель: Получить представление о роли органических веществ в клетке. Задание: Заполните таблицу в рабочей тетради «Роль органических веществ, входящих в состав клетки» Оцените свою работу. Правильно выполненное задание – 3 балла. | Работайте в рабочей тетради |
УЭ-4 | Цель: Проверить усвоение знаний. 1. Выполните задание 1) Органические вещества, входящие в состав клетки, - это: а) белки и вода; б) белки и жиры; в) белки, минеральные соли, углеводы; г) белки, жиры, углеводы. 2. Функции жиров в организме: а) передача наследственных признаков; б) запасание энергии и воды; в ) защита от инфекций; г) участие в свёртывании крови. 3. Функции нуклеиновых кислот в организме: а) энергетическая; б) транспортная; в) информационная (передача наследственных признаков); г) двигательная.
2. Задание: Выберите четыре правильных ответа 1. Органические вещества клетки - это Белки, вода, жиры, минеральные соли, нуклеиновые кислоты, углеводы. 2. Проверь правильность ответов. 3. Оцени свою работу. Каждое правильно выполненное задание – 1 балл. Максимальное количество баллов - 4 баллов | Работайте самостоятельно в тетради Ответы возьмите у учителя |
УЭ-5 | Подведение итогов урока: 1) Прочитайте цель урока; 2) Достигли вы цели урока? В какой степени? 3) Оцените свою работу на уроке: «5», «4», «3» Оцените свою работу по следующей схеме Все задания выполнены без ошибок – 13-14 баллов – оценка «5» Иногда ошибался, выполнено большинство заданий - 10-12 баллов - оценка «4» Часто ошибался, выполнена половина заданий - 7-9 баллов - оценка «3» Почти ничего не смог сделать – меньше 9 баллов - оценка «2»
| За помощью обращайтесь к учителю |
Ответы
Модуль «Химический состав клетки. Неорганические вещества»
УЭ -1 | 1. б 2. в 3. г 4. б 5. б |
УЭ - 5 | 1. в 2. г 3. б 4. г |
Оцените свою работу по следующей схеме Все задания выполнены без ошибок – 13-14 баллов – оценка «5» Иногда ошибался, выполнено большинство заданий - 10-12 баллов - оценка «4» Часто ошибался, выполнена половина заданий - 7-9 баллов - оценка «3» Почти ничего не смог сделать – меньше 9 баллов - оценка «2» |
Модуль «Химический состав клетки. Органические вещества»
УЭ -1 | 1. г 2. в 3. г 4. в 5. б 6. а |
УЭ - 4 | 1. г 2. б 3. в |
Оцените свою работу по следующей схеме Все задания выполнены без ошибок – 13-14 баллов – оценка «5» Иногда ошибался, выполнено большинство заданий - 10-12 баллов - оценка «4» Часто ошибался, выполнена половина заданий - 7-9 баллов - оценка «3» Почти ничего не смог сделать – меньше 9 баллов - оценка «2» |
Литература:
- Биология: Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова - М.: Просвещение, 2014 год.
- В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова. Уроки биологии: 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009 год.
- В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г. Гапонюк. Уроки биологии: 5-6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012 год.
- В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, Г.Г. Швецов. Биология: рабочая тетрадь 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011 год.
- Биология: Контрольно-измерительные материалы 5 класс / Сост. Н.А. Артемьева - М.: Вако, 2013 год.
- Биология.Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни". 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Органические вещества клетки. урок биологии 10 класс
Презентация для использования на уроке общей биологии в 10 классе "Органические вещества клетки", содержит материал по строению, функциям углеводов, липидов и АТФ....

Интегрированный урок химии и биологии для 10 класса. «Органические вещества клетки: белки»
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные...

Урок "Органические вещества клетки"
комбинированный урок в 9 классе, который содержит разные виды деятельности обучающихся, изучение нового материала сопровождается мультимедийной презентацией...

Органические вещества клетки-углеводы -10 кл.(В.В.Пасечник)
В презентации даётся общая характеристика класса углеводы, классификация углеводов. Раскрываются особенности каждой группы углеводов-строение, значение, распространение в природе. Для иллюстраций кажд...

презентация к уроку биологии с использованием модульных технологий по теме "Органические вещества клетки. белки, липиды, углеводы".
Урок "Органические вещества клетки: белки, липиды, углеволы" разработан с использованием модульной технологии. Данный урок разработан для 9 класса по УМК Н. И. Сонина....

Презентация к уроку биологии с использованием модульных технологий по теме "Органические вещества клетки. нуклеиновые кислоты"".
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАЗРАБОТАНА К УРОКУ " ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ" ДЛЯ 9 КЛАССА ПО ПРОГРАММЕ УМК Н.И. СОНИНА...

Сценарий урока: Химический состав клетки: неорганические и органические вещества
Дорогие коллеги. Я хочу поделиться с вами разработкой урока.В связи с достаточно быстрым темпом жизни в последние десятилетие, с быстро меняющейся обстановкой в стране и мире, в настоящее время на сме...
