Развитие фукциональной грамотности школьников через квест-игру
статья по биологии

Ринчинова Мираида Валерьевна

статья о развитии функциональной грамотности через квест-игру ( из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_rtsoi.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие функциональной грамотности школьников через квест-игру (из опыта работы)

Автор: Ринчинова Мираида Валерьевна, учитель биологии и химии МОУ Нижне-Иволгинская СОШ, Иволгинский район

Образование XXI века ориентировано на формирование функциональной грамотности школьников, которая подразумевает владение ключевыми умениями и навыками, необходимыми для успешной жизни и профессиональной деятельности. Одной из прогрессивных форм обучения, способствующей такому развитию, стала образовательная квест-игра. В статье хочу поделиться своим опытом учителя биологии и химии МОУ Нижне-Иволгинская СОШ, накопленный в результате многолетнего опыта проведения квестов по биологии и химии, помогающих развивать целый спектр функциональной грамотности.

Образовательная система современного российского образовательного учреждения требует постоянного совершенствования подходов к обучению. Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью развития у учащихся навыков функциональной грамотности, которые включают способность свободно ориентироваться в жизненном пространстве, грамотно применять приобретённые знания и находить нестандартные решения повседневных задач.

Методики игровых образовательных практик привлекают особое внимание педагогов, поскольку они способны формировать широкий спектр компетенций в процессе активного участия учащегося в учебно-воспитательном процессе. Важнейшей задачей современной школы становится формирование у школьников умений оперативно воспринимать новую информацию, анализировать её и применять в различных жизненных ситуациях.

Таким образом, важное место занимают не только предметные знания, но и разнообразные навыки: умение извлекать нужную информацию из текста, рассуждать логично, обращаться с цифрами и финансами, пользоваться цифровыми технологиями и вести здоровый образ жизни.  Именно в таком ключе учитель-предметник выступает проводником идей образовательной реформы, внедряя современные методы обучения, одним из которых является квест-игра.

Функциональная грамотность — способность эффективно применять знания и умения в повседневной жизни. Она включает умение читать, писать, считать, анализировать информацию и решать практические задачи. Квесты становятся эффективным инструментом развития этих навыков благодаря своей интерактивности и вовлеченности участников.

Квест — это игра, в которой участники решают серию задач или головоломок для достижения определенной цели. Квесты могут проходить в разных формах: онлайн, офлайн, виртуальные реальности и даже настольные игры. Они стимулируют развитие критического мышления, креативности и командной работы. Как квесты развивают функциональную грамотность?

  • Чтение и понимание текста

Участникам часто приходится читать инструкции, подсказки и описания мест. Это помогает развивать навыки чтения и понимания сложных текстов.

  • Решение математических задач

Многие квесты включают задачи на вычисления, измерения и логику. Участники учатся применять математические знания в реальных ситуациях.

  • Анализ информации

Для решения некоторых заданий участникам необходимо собирать и анализировать информацию. Это развивает навыки систематизации и интерпретации данных.

  • Работа в команде

Большинство квестов требуют совместной работы. Участникам нужно распределять роли, общаться и координировать действия. Это способствует развитию коммуникативных навыков и способности работать в коллективе.

На базе нашей школы были проведены несколько квест-игры для школьников района: Путешествие по родному краю; водная среда; к 100-летию Нижне-Иволгинской школы и к 80-летию Победы ВОВ. Хочу поделиться методической разработкой  квест-игры, которая  создана в рамках празднования 80-летия Великой Отечественной войны и посвящена развитию функциональной грамотности учащихся. В игре объединены задания по химии, биологии, географии и математике, которые помогут учащимся углубить знания в этих предметах и развить навыки логического мышления. Участники будут исследовать и решать загадки, связанные с историческими событиями и открытиями, произошедшими во время войны. Каждое задание требует не только знаний, но и умения применять их на практике, а также работать в команде. Квест-игра ставит перед учащимися задачу не только найти правильный ответ, но и научиться анализировать информацию, делать выводы и принимать решения. В результате прохождения игры учащиеся получат не только новые знания, но и разовьют навыки, которые пригодятся им в учебе и повседневной жизни.  

Цель: укрепление в сознании юного поколения важности исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Основные задачи квест-игры: Развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий ВОВ; способствовать нравственно - патриотическому воспитанию; развитие навыков критического мышления и аналитических способностей;у глубление знаний по предметам химии, биологии, физики, географии и математики; формирование умения работать в команде; повышение интереса к изучению межпредметных связей.

Участники: учащиеся 7-8–х классов

Структура квест-игры:

  1. Введение: Презентация целей и задания квеста, представление команд. Каждая команда получает маршрутные листы, где прописаны названия станции и номер кабинета
  2. Станции: Игроки обходят разные станции, где им предстоит выполнять задания по разным дисциплинам.
  3. Задания: Для каждой станции подготовлены уникальные задания, связывающие теорию и практику.
  4. Финал: Подведение итогов, обсуждение успешных и сложных моментов. Награждение команд.

Правила игры

  • Работаем в команде
  • Следим за временем
  • Проявляем креативность
  • Не пользуемся телефоном

Рекомендуемые материалы:

  • Презентации к заданиям;
  • Алгоритм проведения экспериментов;
  • Карты и атласы для географической станции;
  • Раздаточные материалы с заданиями;
  • Иллюстрации для заданий.

1 тур. Представление команд

Участники представляют команду (визитка) – 1-2 минуты

          2 тур. Конкурс капитанов

Капитанам предлагается продолжить логическую цепочку:

ВОВ _____ _____ _____ _____ _____ школа 2025. На подготовку 5 минут За каждое понятие – 1 балл. Чем длиннее цепочка, тем больше баллов

3 тур. Квест

  • Участники, перемещаясь по станциям, в течение 10 минут решают задания кейса.
  • По истечении времени сдают решения жюри
  • Критерии. В соответствии с критериями оценивания разработчиков заданий.

Станция №1 «Рацион сына полка»    - ФГ по биологии

Станция №2 «Валдайская возвышенность»- ФГ по георграфии

Станция №3 «Танки Победы» ФГ по математике

Станция №4 «Металлы Победы»- ФГ по химии

Станция  №5 «Дороги жизни»-  ФГ по физике

          Станция №6. «Телеграмма-шифровка»

СТРОГО СЕКРЕТНО ПОДЛЕЖИТ ВОЗВРАТУ ЧЕРЕЗ 10 мин
Снятие копий воспрещается
ТЕЛЕГРАММА-ШИФРОВКА
Из Москвы отправлена 08-45 14.III 2025 г. Поступила в МОУ НИСОШ на
расшифрование 14.III 2025 г. в ч. 14 м. 00
ШЧКОНИ
Расшифровал «___» ____________ 20___ г. _____ час. _____ мин.
____________________
Способ шифрования – шифр сдвига (шифр сдвига имеет такой вид подстановки, где каждый символ в исходном тексте заменяется символом, который находится на определенном расстоянии от него в алфавите).
Пример:
шифр со сдвигом 2:
букву «А» заменим на «В»;
букву «Б» заменим на «Г»;
букву «В» заменим на «Д» и так далее.
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ

Сдвиг в шифровке: День Победы

По итогам прохождения квеста у учащихся формируются:

  • Представления о многообразии и взаимосвязях окружающего мира;
  • Навыки систематизации полученной информации;
  • Способность применить теоретические знания на практике;
  • Повышается интерес к учебе и желание продолжать изучать естественно-научные предметы.

 Выводы

Опыт показывает, что внедрение образовательных квестов оказывает положительное влияние на развитие функциональной грамотности школьников. Этот подход даёт возможность учителю разнообразить учебную деятельность, включить элементы творчества и состязательности, что особенно актуально для современных школьников.

Организация подобных квест-игр способствует вовлечению учащихся в творческое познание, формирует полезные учебные привычки и развивает важнейшие универсальные учебные действия.

Таким образом, внедрение квест-игр в образовательный процесс открывает широкие перспективы для эффективного развития функциональной грамотности школьников. Применение квест-игр,  в обучении позволяет сделать процесс увлекательным и эффективным. Функциональная грамотность становится естественной частью игровой среды, способствуя формированию ключевых компетенций у учащихся. Квесты помогают развить важные жизненные навыки, необходимые каждому человеку в современном обществе.


Использованная литература:

1. Андреева Н.Н., Гладкая О.В. "Современные образовательные технологии: проектирование учебных занятий" — Москва, Педагогический университет "Первое сентября", 2018 г.

2. Василенко Т.А. "Развитие метакомпетентностных способностей учащихся средствами игры-квеста" — СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2017 г.

  3. Зайцева Ю.М. "Игра-квест как средство развития коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза" — Новосибирск: НГУ, 2016 г.

      4. Дорофеева Е.Ю. "Игровые методы обучения: теория и практика" — Ростов-на-Дону: Феникс, 2018 г.

      5. Масленникова А.С. "Формирование универсальных учебных действий в процессе реализации квест-проектов" — Самара: СамГУПС, 2019 г.

6. Лечкина Т.О. Технология «квест-проект» как инновационная форма воспитания// Наука и образование: новое время. 2015.

7.  Образовательный квест – современная интерактивная технология / С.А. Осяк, С.С. Султанбекова, Т.В.Захарова, Е.Н. Яковлева, О.Б. Лобанова, Е.М. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. – 2015.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

статья «Развитие филологического мышления школьников через обучение аналитическому чтению художественных текстов английском языке в рамках элективного курса»

Как важно современному человеку уметь выражать свои мысли, читать вдумчиво, а если это ещё и на английском языке? Научите своих учеников думать и мир станет лучше! В этом Вам поможет элективный курс п...

Духовно- нравственное развитие и воспитание школьников через игру на музыкальных инструментах

Данная методическая разработка направлена на обучение учащихся с умеренной умственной отсталостью. Влияние музыки на развитие детей через игру на музыкальных инструментах....

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ЗАДАЧ.

В статье рассматриваются различные методические приёмы,дающие возможность учащимся планомерно сформировать у себя нужные умения и навыки в решении математических задач, научить  их такому подходу...

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Все мы привыкли оценивать деятельность учащихся традиционно, используя пятибалльную систему оценивания, но при этом не всегда можно объективно оценить работу ученика. Поэтому мы используем на своих ур...