"Использование активных методов и приемов обучения на уроках биологии"
материал по биологии

Куб Заира Юсуфовна

Использование активных методов и приемов обучения на уроках биологии.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование активных методов и приемов обучения на уроках биологии.

(СЛАЙД 1) Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество. Ваши мнения и предложения будут очень ценны для меня и для общего результата.

Каждый учитель-предметник, работая в школе, создает собственную систему работы с учениками. За несколько лет создается комплекс педагогических методик и средств, который позволяет эффективно излагать курс. И не существует среди этих комплексов двух одинаковых, как не существует двух одинаковых учителей или учеников.

Хорошая методика развивает не только детей, но и самого учителя, делает работу приятной и успешно-результативной.

Главное условие успешного обучения – это способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.

Каждый учитель может найти в опыте других те изюминки, которые позволят ему усовершенствовать свою педагогическую деятельность.

Современный урок должен быть актуальным, интересным и полезным для ребенка и сейчас, и в будущем. Использование активной деятельности на уроке – это элементы положительной мотивации обучающихся, развития творческих способностей личности.

Целью моего выступления является общее знакомство с методами обучения и с конкретными примерами применения этих методов на уроках биологии.

Все мы знаем, что ФГОС предъявляет более высокие требования к уровню подготовки ученика в общеобразовательной школе. Сегодня главное - не столько передать знания, сколько «научить учиться», что предполагает умение каждого ученика находить и обрабатывать различную информацию, применять ее в реальной жизни.

Чтобы каждый учащийся на уроке смог продемонстрировать свои способности, принять участие в обсуждении материала, ответить на вопросы, следует уделить внимание методам обучения.

Под этими методами обучения понимается система, которая обеспечивает разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала.

Выбор того или иного метода на уроках зависит от разных причин - цели занятия, уровня знаний учеников, от внешних условий, творчества учителя. Ни один из методов не является универсальным, хороших результатов можно достигнуть при использовании многих приемов.

(СЛАЙД 2) ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДО НАЧАЛА УРОКА ИЛИ В НАЧАЛЕ УРОКА:

Перед началом урока можно использовать прием «Защитный лист» (чаще всего используется в старших классах). ЭТО педагогическая техника, при которой перед уроком ученики могут написать свою фамилию в специальный лист, гарантируя, что их не спросят в этот день, что помогает учителю контролировать ситуацию, а ученикам — снять напряжение, при этом учитель в итоге управляет процессом, анализируя эти листы для обратной связи и планирования.

В некоторых случаях используется прием «Кредит доверия», то есть ставятся оценки «в кредит». Я думаю, что многие учителя ставили оценки авансом. Это шанс для ученика проявить себя. А для учителя важно дать понять ученику, что в него верят, что есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

Существует еще один очень интересный прием «Образовательная стратегия». Учитель говорит в начале урока:

- Что ты делал, чтобы выполнить эту работу на «5»?

- Расскажи, как ты готовился к тесту, к контрольной, что позволило тебе написать его хорошо?

Прием «Доволен-недоволен».

Учитель говорит детям:

- Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

А тем, кто остался стоять задается вопрос:

- А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?

Учитель радуется и огорчается вместе с ребятами.

(СЛАЙД 3) 1 ЭТАП – это АКТУАЛИЗАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:

При актуализации изучаемого материала создаются условия для появления мотива к изучению нового, для приобретения учащимися средств познания и исследования объекта.

Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура «вход в урок» - можно начать с интеллектуальной разминки - два, три не слишком сложных вопроса на размышление. ( СЛАЙД 4) Тут можно применить прием «Интеллектуальная разминка»:

Переходим к заданию:

(СЛАЙД 5)- Найдите здесь лишнее слово (рыба, птица, растение, камень)

(СЛАЙД 6) Найдите здесь лишнее слово (Воробей, Страус, Пингвин, Летучая мышь)

Лишнее: Летучая мышь (Это млекопитающее, остальные — птицы).

(СЛАЙД 7) Найдите здесь лишнее слово (Фотосинтез, Дыхание, Рост, Размножение)

Лишнее: Фотосинтез (Это процесс, характерный в основном для растений, а дыхание, рост и размножение характерны для большинства живых организмов).

(СЛАЙД 8) Можно применять логические цепочки:

По царствам живой природы:

(СЛАЙД 9) Например :Береза – растение; Волк – животное.

(СЛАЙД 10) Сыроежка…- гриб; Кишечная палочка …– бактерия.

(СЛАЙД 11) По среде обитания:

Кит …– вода; Воробей… – воздух (или наземно-воздушная среда).

(СЛАЙД 12) Крот… – почва; Дельфин… – вода.

(СЛАЙД 13) По типу питания (Трофический уровень):

Заяц – …травоядное; Лиса – …хищник (или плотоядное).

(СЛАЙД 14) Какое слово скрывается? (Анаграммы по биологии)

(СЛАЙД 15) Задача — расшифровать биологический термин.

ЛОХРОФИЛЛ (9 букв)

Ответ: ХЛОРОФИЛЛ

(СЛАЙД 16) ЕТГЕНКИА (8 букв)

Ответ: ГЕНЕТИКА

(СЛАЙД 17) БОСОРИМА (8 букв)

Ответ: РИБОСОМА

(СЛАЙД 18) ТАФОСИНТЕЗ (11 букв)

Ответ: ФОТОСИНТЕЗ

(СЛАЙД 19) НОРМОГЫ (7 букв)

Ответ: ГОРМОНЫ

Эти задания хорошо работают как устный блиц-опрос или как элемент викторины, когда нужно быстро разгадать слово и дать правильный ответ.

(СЛАЙД 20) Прием «Настроение».

Необычное начало урока – музыка, показ слайдов с изображением растений, животных по теме или видеофрагмент создают положительный настрой на урок и дальнейший поиск информации.

(СЛАЙД 21) А сейчас давайте поиграем. «Зашифрованная фраза» - это следующий прием.

(СЛАЙД 22) В этом тексте «спряталось изречение древнегреческого философа и ученого Аристотеля, жившего до н.э. Необходимо найти способ чтения фразы и восстановить ее первоначальный вид.

(СЛАЙД 23) ПQRONIЗWVHLDAFSHQYИRVE (убрать все латинские буквы, оставив только русские и узнаете, что тут написано)

HNIAWRЧIYИJHDSARIESVTQNCIVЯ

CID УVSДJRИRIВRЛDEWFHYGИLЯ.

(СЛАЙД 24) Здесь написано: «Познание начинается с удивления».

(СЛАЙД 25) 2 ЭТАП – это ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА, ЭТАП ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

(СЛАЙД 26) Прием «Цифровой диктант» в устной форме – это динамичная и эффективная экспресс-проверка знаний. Он позволяет учителю мгновенно оценить уровень понимания темы всем классом и сразу же провести коррекцию неверных представлений.

Суть приема: Учитель произносит утверждение. Учащиеся поднимают руку если согласны, «Да»), либо не поднимают руку ,если не согласны, «Нет»).

Я сейчас приведу примеры утверждений по различным разделам биологии, а вы должны поднять руку, если согласны с этим утверждением.

(СЛАЙД 27) Я утверждаю, что фотосинтез происходит в корнях растения (НЕТ) Происходит в зеленых частях (листьях, стеблях).

(СЛАЙД 28) Я утверждаю, что млекопитающие — это теплокровные животные.(ДА) У них постоянная температура тела.

(СЛАЙД 29) Я утверждаю, что ядро клетки хранит наследственную информацию. (ДА) В нем находятся хромосомы (ДНК)

Прием «Получи бонус».

В ходе урока любого типа ученик принимает участие в разного вида работе: опрос, ответ у доски, ответ по Д/З и т.д. За каждый вид деятельности получает бонус – цветной жетончик (цвет имеет свой балл). В конце урока можно посчитать свои бонусы и сравнить свою работу с работой товарищей – получить оценку. Этот прием развивает дух здорового соперничества и стремление активно работать на уроке.

(СЛАЙД 30) Прием «Опиши меня…».

— это интерактивный метод обучения, который стимулирует учащихся использовать конкретную биологическую терминологию, систематизировать знания и практиковать навыки описания и классификации.

Суть приема: Один ученик (или группа) получает скрытый объект, термин или изображение и должен описать его, не называя самого объекта. Остальные учащиеся должны угадать, что (или кто) описывается. Этот прием отлично работает для актуализации знаний.

(СЛАЙД 31) Пример: Угадай объект.

Ученик- описывает :

«Я — представитель царства Животные».

«Я отношусь к классу Млекопитающие».

«У меня есть шерсть и хвост».

«Я — хищник, питаюсь в основном мышами и зайцами».

«Моя отличительная черта — я ярко-рыжего цвета».

Ответ класса : Лиса!

Теперь вы должны угадать объект ,который я буду описывать.

(СЛАЙД 32) «Я — представитель отдельного царства живой природы».

«У меня нет оформленного ядра (прокариот)».

«Я состою из одной клетки».

«У меня есть клеточная стенка, но нет митохондрии».

«Я могу вызывать болезни, но могу и приносить пользу, например, участвовать в образовании кефира».

Ответ : Бактерия!

(СЛАЙД 33) «Я парный орган, расположенный в грудной полости».

«Моя главная функция — газообмен между воздухом и кровью».

«Я состою из огромного количества маленьких пузырьков, опутанных капиллярами».

«Я покрыт специальной оболочкой — плеврой».

«Благодаря мне, в кровь поступает кислород, а выводится углекислый газ».

Ответ: Легкие.

(СЛАЙД 34) 3 ЭТАП - ОБОБЩЕНИЕ, ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.

Наиболее сильная мотивация достигается при нетрадиционном построении урока, привлечению игровых приемов и элементов соревнования.

Прием «Брей-ринг».

Учитель вызывает 2-3 учеников. Перед ними разложены перевернутые карточки, на которых записаны события или определения терминов. Дети должны написать на доске даты этих событий или соответствующий термин. Карточки берутся по одной. Победит тот, кто успеет за 1-2 минуты написать больше правильных ответов. Игра проходит в высоком темпе, требует от участников не только знаний, но и скорости мышления, умения работать в команде и быстро принимать решения.

(СЛАЙД 35) 4 ЭТАП- КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ ЗНАНИЙ.

С целью установления на уроке обратной связи, контроля и коррекции знаний учащихся можно применять следующие приемы, использование которых способствует стимулированию мотивации учения, снятию напряжения и созданию ситуации успеха.

(СЛАЙД 36) Прием «Слепой текст».

(СЛАЙД 37) Вам нужно восстановить текст, в котором пропущены некоторые слова.

Кровь в организме человека движется по сосудам, главным мотором этого движения является (…….). Сосуды, несущие кровь от сердца, называются (…….). Самая крупная из них — (…….). Сосуды, несущие кровь к сердцу, называются (…….). Самые тонкие сосуды, где происходит газообмен между кровью и тканями, называются (…….).

Кровь в организме человека движется по сосудам, главным мотором этого движения является сердце. Сосуды, несущие кровь ОТ сердца, называются артерии. Самая крупная из них — аорта. Сосуды, несущие кровь К сердцу, называются вены. Самые тонкие сосуды, где происходит газообмен между кровью и тканями, называются капилляры.

(СЛАЙД 38) 5 ЭТАП- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Даже подача домашнего задания может быть делом нескучным. Привнесите в него некую тайну, загадку. Конечно, не каждый раз. Конечно, загадку посильную. Учитель задает домашнее задание необычным способом.

(СЛАЙД 39) Прием «Необычная обычность»

Например, темы сообщений записаны на листочках и помещены в импровизированный рюкзачок, и ребята вытягивают тему домашнего сообщения или задания.

Применение разнообразных приемов современной педагогической техники дает следующие преимущества:

1. Значительно возрастает многообразие уроков.

2. При подготовке к урокам уделяется большее внимание организации начала и конца урока, на дачу домашнего задания.

3. Разнообразные уроки повышают интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обучения.

4. Возрастает творческий потенциал учителя.

Дорогие, учителя! Наши уроки должны быть более наглядными, более интересными, более доступными и понятными нашим ученикам. Это может каждый! «Сложно», - многие скажут. Сложно, не спорю. Но учитель – это тот человек, который не только учит других, но и всю жизнь учится сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подач...

Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности обучающихся.

Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания  для активизации познавательной деятельности обучающихся....

Творческие работы обучающихся с использованием активных методов и приемов обучения

Творческие работы обучающихся с использованием активных методов и приемов обучения...

«Развитие креативного мышления обучающихся посредством использования активных методов и приемов обучения на уроках истории»

Формирование функциональной грамотности является одной из важнейших задач современного образования. Креативное мышление выступает ее важнейшим компонентом. В динамично развивающемся современном мире в...

Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории в 5 классе

Активное использование современных методик и технологий, обучение в диалоге, учет особенностей восприятия материала каждым конкретным учеником позволяет реализации  компетентностного  подход...

Отзыв на мастер-класс "Использование активных методов и приемов обученияна уроках истории в 5 классе"

Использование активных методов и приемов обученияна уроках истории в 5 классе...

Презентация "Использование активных методов и приемов обучения на уроках биологии"

Презентация "Использование активных методов и приемов обучения на уроках биологии."...