24.04.2020 Психология личности и проф. самоопределение Тема Профессиональное самоопределение личности гр. 202-от/18 Ушакова О.А
план-конспект

Ушакова Ольга Александровна

Лекция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.vvodnyy_praktikum_psihologiya_lichnosti_ushaokva_o.a.docx288.28 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  и молодежной политики

Свердловской области

ГАПОУ СО «Ревдинский  многопрофильный  техникум»

        

ВВОДНЫЙ ПРАКТИКУМ

Тема: Профессиональное самоопределение личности

Учебная дисциплина «Психология личности и профессиональное самоопределение»

для студентов группы 202-от/18, профессия  

«Мастер отделочных строительных и декоративных работ»

Автор: Ушакова Ольга Александровна,

Преподаватель

 ГАПОУ  СО «Ревдинский многопрофильный техникум»

Городской округ Ревда

2020

Для конспектов завести отдельную тетрадь.

Фото конспектов и практических заданий  отправлять по почте или в личных сообщениях в контакте

Задание сдать до 27/04/2020  включительно.

Преподаватель Ушакова  Ольга Александровна

В период дистанционного обучения все задания,  выполненные студентами отправляются в личном сообщении по электронной почте  oaushakova_revda@mail.ru, для проверки выполнения и оценивания заданий.

Также все задания будут размещаться в группе в контакте https://vk.com/board163534796 и отчет о выполнении студентами  всех заданий. По всем вопросам звонить по телефону 89089122073 (Ушакова Ольга Александровна).  

Личный сайт преподавателя

https://nsportal.ru/olga-ushakova 

Тема 1 Профессиональное самоопределение личности

Лекция

Задание 1 составить конспект

Определение сущности профессионального самоопределения является до сих пор нерешенной задачей не только педагогов и психологов, но и философов, методистов, представителей различных направлений науки и искусства. Словосочетание «профессиональное самоопределение», как отмечает Е.А. Климов, может употребляться и пониматься очень различно. Поскольку речь идет о чем-то «профессиональном», это может относиться только к профессионалам. И может иметься в виду лишь то, как молодой специалист, или опытный работник со стажем, или, профессионал, оказавшийся на заслуженном отдыхе –на пенсии, находят себе применение, строят свой жизненный путь, «самоопределяются».

С другой стороны, профессиональное самоопределение может пониматься необязательно только как самоопределение профессионала, но и как самоопределение подрастающего человека –будущего профессионала. И именно поэтому, словосочетание «профессиональное самоопределение школьников» не рассматривается как бессвязное, нелепое на том основании, что школьник еще не профессионал. Потенциально он –профессионал: он –будущий профессионал (Климов, 2004).Обобщая логику рассуждений Е.А.Климова, можно констатировать, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.

Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование практического, действенного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям ее общественно полезного бытия и саморазвития (Е.И. Головаха, 1988)В педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме.

Многообразие различных концептуальных подходов к рассмотрению проблемы профессионального самоопределения вызвано не только сложностью данного вопроса, но и культурно-исторической обусловленностью реализации самоопределения большинством людей,проживающих в конкретной стране, а также неоднородностью населения конкретных стран и регионов. Все это осложняет выделение «самых лучших» концептуальных подходов и делает проблему профессионального самоопределения многообразной по способам рассмотрения и решения. Само же понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание. При этом многие ученые связывают самореализацию и самоактуализацию именно с трудовой деятельностью, с работой. Все это позволяет определить профессиональное самоопределение как самостоятельное и осознанное нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой работе, трудовой деятельности и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации, а также –нахождение смыслов в самом процессе самоопределения. Можно условно выделить некоторые варианты смысла профессионального самоопределения, предназначенные для общей ориентировки, как самоопределяющейся личности, так и для самого психолога-профконсультанта.1. Обобщенный смысл: поиск такой профессии и работы, которая давала бы возможность получать заработок (общественную оценку труда) по справедливости, т.е. в соответствии с затраченными усилиями (или в соответствии с вкладом человека в общество).2. Психологический (личностный) смысл труда, когда человек выполняет значимую для себя деятельность, как бы личностно «сливаясь» с ней, когда человек «любит то, ради чего он трудится, и трудится ради того, что он любит» (Фромм, 1992). 3. Смысл страдания, но «только такого страдания, которое меняет человека к лучшему» (Франкл, 1990), т.е. человек осмысливает не только путь, который ему предстоит пройти при достижении целей самоопределения, но и оценивает трудности, которые предстоит преодолеть, психологически готовясь к «встрече» с ними.4. Смысл «первичное благо»–чувство собственного достоинства(Ролз, 1995). Известно, например, что большее удовольствие человек часто получает не от престижной поездки за границу, а от предвкушения этой поездки или от рассказов об этой поездке в кругу «друзей», или же от воспоминаний о ней. Поэтому часто при выборе профессии человек либо сознательно, либо интуитивно ориентируется на то, что может дать ему профессия для повышения чувства собственной значимости. 5. Смысл «стремление к элитарности», проявляющийся в том, чтомногие люди (подростки и их честолюбивые родители) часто мечтают попасть «на вершину жизни»через «удачно» выбранную профессию и через «удачное» трудоустройство, чтобы добиться высокого положения в обществе и высокого дохода(Пряжников, 2007). Таким образом, под профессиональным самоопределением понимается: -единичный факт выбора (при подаче заявления в учреждение профессионального образования); СаратовскийгосударственныйуниверситетимениН. Г. Чернышевского деятельность человека, принимающего то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда;-поиск личностных смыслов в выбираемой трудовой деятельности. Все это позволяет сделать вывод о неразрывной связи профессионального самоопределения и самореализации человека в других важных сферах жизни. Результатом профессионального самоопределения старшеклассников является выбор определенной профессии, соответствующей их личностным особенностям и интересам, готовность к выбранной профессии, обдумывание пути, а в идеале –личностный профессиональный жизненный план. Особенностью всех этих исследований является усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.

Чтобы сориентироваться самоопределяющемуся школьнику, Н.С. Пряжников (2008) выделяет основные типы самоопределения личности:

1. Профессиональное –связанное с выбором профессии и самореализации в ней, для него характерны: а) большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.); б) для профессионального самоопределения требуются «подходящие», благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.).

2. Жизненное –определение своего места в социуме и выбор соответствующего ему жизненного пути, ему характерны: а) глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; б) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; в) зависимость от экономических, социальных, экологических и других «объективных» факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.

3. Личностное –выбор пути личностного развития и самореализации, которому свойственны: а) невозможность формализации полноценного развития личности (как уже отмечалось, трудно представить себе на уровне здорового воображения, чтобы у человека был диплом или сертификат с записью о том, что «обладатель данного документа является... Личностью»); б) проявление и развитие лучших личностных качеств человека в трудных условиях, и обстоятельствах. На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга.

Например, профессионал, который обнаружил в работе главный смысл всей своей жизни, несомненно, реализует себя и как личность. В другом случае, человек в своем хобби (например, при сочинении песен и стихов) достигает таких высот, которым мог бы позавидовать иной «профессионал», да и окружающие говорят о таком человеке как о «настоящем поэте». Но если попытаться развести их, то можно выделить два принципиальных отличия между профессиональным и личностным самоопределением.

Практическое задание

2. Выполнить практическое задание

Обоснуйте свое мнение на вопрос:

«О каком типе и уровне самоопределения личности идет речь в следующих ситуациях?» (см таблицу выше):

1)Знакомство молодого специалиста со своим рабочим местом и выполнение отдельных заданий по поручению начальника.

2)Коллекционирование кактусов и уход за ними в свободное от дел время.

3)Увлеченность творческой идеей и ее реализация в профессиональной деятельности.

4)Участие в международном форуме по защите окружающей среды.

5)Постоянное «выяснение отношений», склоки с коллегами, начальством или клиентами.

6)Проявление лени и жизненной пассивности.

7)Стремление сформировать у себя индивидуальный стиль деятельности, найти неординарные способы и методы работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты