04.06.2020 Психология личности и профессиональное самоопределение Тема Психологические особенности развития субъекта профессионального самоопределения группа 315-ТП/17 преподаватель Ушакова О.А.
план-конспект
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
ГАПОУ СО «Ревдинский многопрофильный техникум»
ПРАКТИКУМ
Тема: Психологические особенности развития субъекта профессионального самоопределения
Учебная дисциплина «Психология личности и профессиональное самоопределение»
для студентов группы 315-ТП/17, специальность «Поварское и кондитерское дело»
Автор: Ушакова Ольга Александровна,
Преподаватель
ГАПОУ СО «Ревдинский многопрофильный техникум»
Городской округ Ревда
2020
Для конспектов завести отдельную тетрадь.
Фото конспектов и практических заданий отправлять по почте или в личных сообщениях в контакте
группа 315-ТП/17
Задание сдать до 05.06. 2020 включительно.
Преподаватель Ушакова Ольга Александровна
В период дистанционного обучения все задания, выполненные студентами отправляются в личном сообщении по электронной почте oaushakova_revda@mail.ru, для проверки выполнения и оценивания заданий.
Также все задания будут размещаться в группе в контакте https://vk.com/board163534796 и отчет о выполнении студентами всех заданий. По всем вопросам звонить по телефону 89089122073 (Ушакова Ольга Александровна).
Тема 3
Психологические особенности развития субъекта профессионального самоопределения
Задание 1 Конспект лекции (законспектировать)
Профессиональное самоопределение и становление личности происходит в процессе профессионализации. Профессионализация как одна из форм социализации,представляет собой целостный и непрерывный процесс усвоения личностью ценностей, установок, ролей, свойств личности в профессиональной деятельности, в ее процессе и под ее влиянием; процесс становления личности специалиста, который определяется степенью соответствия личности и профессии и вхождением личности в различные профессиональные группы –условные и реальные. Ю.П. Поваренков отмечает регулирующее влияние профессиональной социализации на процесс становления профессионала, что проявляется в предъявлении системы требований к человеку как реальному или потенциальному участнику общественного производства и в стимулировании активности личности в направлении максимального соответствия этим требованиям. В этой связи он предлагает в качестве детерминант профессиональной социализации рассматривать соотношение:-внешних (профессиональные требования, предъявляемые к индивиду, его социально-профессиональные возможности)-и внутренних (профессиональные притязания и возможности индивида, его встречные требования к профессии) факторов. Таким образом, подчеркивается, что психологические механизмы реализации взаимных требований, определяющие сущность соответствия личности и профессии, детерминируются индивидуальными качествами субъекта, влияющими на профессиональную деятельность (Поваренков, 2002).
Выделяют три группы условий профессиональной деятельности, ведущих к успеху:
1. Оптимальное соотношение субъективных и субъективных факторов деятельности. К первым относят способности, мотивы, уровень притязаний, индивидуально-психологические особенности, самооценку и т.п., ко вторым –требования, предъявляемые профессией к человеку (система знаний, умений, навыков, профессионально значимых качеств).
2. Реализация деятельности, приводящей к успеху:
-осознание и четкая постановка цели;
-поиск ресурсов (выделение условий, способствующих и препятствующих достижению цели);
-анализ условий, способствующих и препятствующих достижению цели;
-разработка плана деятельности, ведущей к успеху;-систематическое выполнение намеченного плана.
3. Реализация деятельности по саморазвитию:-оценка собственных знаний, умений и навыков;-проявление уверенности в себе, спокойствия, страстного желания достичь успеха, -анализ своих способностей и потенциальных резервов;-анализ своих ограничений и определение личностных качеств, которые необходимо развивать для достижения успеха; -полное погружение в деятельность, отсутствие идеализации цели;-самоконтроль, объективная оценка своих достижений и коррекция. В работах, посвященных рассмотрению возрастных особенностей процесса профессионализации, приводятся различные периодизации профессионального развития личности. В зарубежной психологии широко распространена теория профессионального развития и его периодизация Д. Сьюпера.
В 1952 г. он выдвинул следующие положения:
1.Люди характеризуются их способностями, интересами и свойствами личности. На этой основе каждый человек подходит к ряду профессий, а профессия – к ряду индивидов.
2.В зависимости от времени и опыта меняются как объективные, так и субъективные условия профессионального развития, что обусловливает множественный профессиональный выбор.
3.Профессиональное развитие имеет ряд последовательных стадий и фаз.
4.Особенности этого развития определяются социально-экономическим уровнем родителей, свойствами индивида, его профессиональными возможностями.
5.На разных стадиях развитием можно управлять, с одной стороны, способствуя формированию у индивида интересов и способностей и, с другой, поддерживая индивида в его стремлении «попробовать» реальной жизни и в развитии его Я-концепции.
6.Профессиональное развитие состоит, в сущности, в развитии и реализации Я-концепции.
7.Взаимодействие Я-концепции и реальности происходит при проигрывании и исполнении профессиональных ролей, например, в фантазии, в беседе с профконсультантом или в реальной жизни.
8.Удовлетворенность работой зависит от того, в какой мере индивид находит адекватные возможности для реализации своих способностей, интересов, свойств личности в профессиональных ситуациях, что в значительной степени определяется возможностью играть ту роль, которая казалась подходящей на стадии профессионального развития, которые Д. Сьюпер назвал стадиями пробуждения и исследования.
Задание 2.
Вопрос:1.Сравнить понятия «профессионализация» и «социализация» личности.
Ответ записать с обоснованием.