План-конспект урока по русскому языку на тему "Учимся говорить правильно"
план-конспект урока (5 класс)

Сержантова Людмила Анатольевна

Данный урок является часть проектного модуля из раздела рабочей программы "Фонетика.Орфоэпия". Основная цель  - развитие орфоэпических умений современных школьников. Во время урока ученики пользуются следующими интернет-ресурсами: электронной формой учебника, онлайн-словарями  - и создают слайды в гугл-презентации. 

Здесь представлен продукт данного модуля - выполненное домашнее задание в презентации общего доступа: https://docs.google.com/presentation/d/1KLbdd2fhEn...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Учись говорить правильно. Орфоэпические нормы языка.

Предмет: русский язык

Класс: 5

Учебник: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016                                                                                                                                

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид деятельности обучающихся: коллективная форма,   индивидуальная, работа в парах.

Цель урока: развитие орфоэпических умений и навыков путем знакомства с нормами литературного произношения

Задачи:

- образовательные: раскрыть сущность понятия «русское ударение», познакомить обучающихся с общими языковыми нормами русского языка

- развивающие: формирование навыков самостоятельной работы; развитие способности исследовать и применять для своих нужд ресурсы Интернета;

- воспитательная: формирование познавательной активности, воспитание культуры речи.

Планируемые результаты:

- предметные: получение знаний в области орфоэпии, закрепление в речи норм правильного произношения; пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова.

- личностные: формирование учебно-познавательной мотивации к изучению предмета, навыки сбора средств для достижения результата, концентрации внимания на проблеме

- метапредметные:

- регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование;

- познавательные: умение структурировать знания, осуществлять постановку и формулировку проблемы, поиск путей ее решения;

- коммуникативные: умение работать в коллективе, осознанно и произвольно строить речевые высказывания на основе прочтения и прослушивания текста

Интернет – ресурсы:

  • онлайн – словари;
  • электронная форма учебника (в демонстрационном режиме учебник  транслируется с экрана компьютера учителя через проектор на интерактивную доску  для общего просмотра или и (или) для работы в интерактивном режиме при использовании интерактивного оборудования в классе)
  • домашнее задание в гугл – форме (презентация общего доступа) https://docs.google.com/presentation/d/1KLbdd2fhEng7w_dFHDQ_sFKMBWG_wAq_73HsgfAEVMw/edit?usp=sharing

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

с использованием ЭФУ в условиях реализации ФГОС

  1. Организационный этап (время выполнения: 1 мин)

- Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы начали с вами разговор о том, что такое «фонетика», «транскрипция». Сегодня нам предстоит узнать новые термины, понять,  почему важно уметь правильно произносить слова, а также выделить основные особенностях русского ударения.

Вводно-мотивационный этап (время выполнения: 5 мин)

Задание 1. Откуда пришли слова? (В заимствованных словах расставляем ударения, определяем, из какого языка заимствованы). В чешском, венгерском, эстонском языках ударение закреплено за первым слогом, в грузинском, польском – за предпоследним.

Задание 2. Назовите слова, заимствованные из французского языка, и определите, за каким слогом закреплено в них ударение (жалюзи, партер, мадам, такси…)

Делаем выводы. Таким образом, постановка ударения  зависит от языка, из которого заимствовано слово. Ударение может быть фиксированным.

Задание 3.Работа с упр.197: читаем слова, соблюдая орфоэпические нормы. Неправильная постановка ударения – наиболее  распространенная в устной речи ошибка. Обращаем внимание на особенности русского ударения.

  1. Проверка домашнего задания (время проверки: 5 мин)

Дома школьники с помощью функции «Заметки», работая с текстом, создают заметки, которые являются ответами на вопросы о русском ударении.

Для создания новой заметки школьник выделяет в тексте статьи ЭФУ нужный фрагмент и нажимает опцию «Заметки» на панели управления ЭФУ – новая заметка появляется в общем списке заметок, а фрагмент текста, к которому сделана заметка, остается выделенным.

- Выполнить задание раздела «Культура речи» (расставить ударение в словах, используя онлайн-словари)

         К созданной заметке школьники могут добавить выполненное задание по культуре речи. Для этого необходимо скопировать слова из раздела и вставить в открывшееся окно при нажатии на инструмент редактирования («карандаш»). В открывшемся окне ударный гласный выделить заглавной буквой.

- С помощью функции «Закладки» в ЭФУ (время работы с ЭФУ: 1 мин.) находят П.8, стр.30 по теме «ударение», в тексте которой дома в процессе ее изучения были сделаны заметки с комментариями.

        Делаем выводы. Выделяем главные особенности русского ударения (силовое, разноместное, свободное, подвижное) и доказываем это на примерах упр. 197. Обращаем внимание на сходство с английским языком, в котором ударение тоже свободное и разноместное.

  

  1. Этап актуализации имеющихся теоретических знаний (время выполнения: 5 минут).

- Особенности русского ударения приводят к немалым трудностям в устной речи. К каким? (Как правильно говорить)

- Вы хотите научиться правильно говорить? Зачем? (Произвести на окружающих  впечатление культурного человека. Чтобы собеседник не потерял к вам интереса после нескольких сказанных вами фраз…)

Учащиеся знакомятся с фразами-высказываниями. Учитель акцентирует внимание на высказывании Сократа, ученики объясняют его смысл, записывают по схеме: «П»,- а. (Слайд 1 )

- Как вы понимаете смысл высказывания Сократа? (Человек есть то, что он говорит, язык и мышление взаимосвязаны. Речевой портрет личности говорит о человеке больше, чем мы можем себе представить)

Делаем выводы. Какими бы безупречными манерами ни обладал человек, как бы модно и красиво он ни был одет и причесан, его речь всегда выдает уровень культуры: низкий или высокий.

  1. Формулирование темы урока и постановка проблемы (время выполнения: 10 мин.)

         В процессе работы на данном этапе урока ученики заполняют листы целеполагания, для создания которых использована методика «Зеркало» (Слайд 2).

 1. Учитель направляет школьников на самостоятельное определение темы урока, проблемы и цели.

- Часто ли вы задумывались над тем, как  произносите слова? Правильно ли расставляете в них ударения?

 Формулируем тему урока (Учись говорить правильно. Нормы произношения) (Слайд 3)

Формулируем проблему урока (в чем сложность этой темы? - У нас нет универсального правила, которое поможет правильно произносить слова) и причины, которые ее вызвали (ситуация «минус ») (Слайд 4-5)

Учитель создает условия для ответа на проблемный вопрос:

-  А как запомнить? (ситуация «плюс» - заучить, заглянуть в словарь, спросить у взрослых…)

- А также можно научить и самих взрослых. А как научиться правильно говорить?( Учащиеся предлагают варианты:- придумать правила…)

Способы могут быть различными (выполняем задания и заполняем 2 колонку таблицы) (Слайд 6)

Задание 1. Упр.206, ч.2

Задание 2. Читаем рифмовки, шуточные стихотворения. (Слайд 7-9). Приложение 1.

Задание 3. Используя теоретический материал электронного учебника, приходят к выводу о том, что слова можно сгруппировать для удобства запоминания.

Определяем цель дальнейшей работы, выписав главную мысль текста упр.212 (закрепить в своей речи правильное произношение слова и пропагандировать орфоэпические нормы) (Слайд 10)

Делаем выводы. Говорить нужно правильно. И красиво. И этого можно добиться, потому что грамотной, точной и выразительной речи можно научиться.

2.  Работа с основными терминами и понятиями.

- Какой раздел науки о языке изучает правильное произношение слова? Записываем определение термина «орфоэпия» (упр.206,ч.1). Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части? Orthos [орфос] – от греч. «правильный», epos [эпос] – от греч. «речь». 

- Научиться правильно произносить слова нетрудно. Для этого нам нужно знать, что есть определенные правила произношения тех или иных слов, – нормы. Также эти правила касаются и нормативного ударения. Речь идет о произносительных нормах. Важнейшим признаком литературного языка считается наличие норм. Что, по-вашему, означает норма? (Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).  Постоянное развитие языка ведет к изменению литературных норм: то, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее.

- Понятие «орфоэпический разбор слова». Работа с орфоэпическим словариком учебника: выписать слова и поставить в них ударения. (Слайд 11)

- «Словарь – залог успеха». Демонстрация словарей. На всех уроках по данной теме мы будем изучать принципы орфоэпии, научимся правильно ставить ударения и произносить звуки в словах. В случае затруднения мы обратимся к словарю:

  • Орфоэпический словарик учебника
  • Орфоэпический словарь под ред. Аванесова
  • Школьный орфографический словарь
  1. Закрепление изученного материала (время выполнения: 10 мин.)

Задание 1. Выполнение упражнений 194, 197, 201 по группам (сгруппировать слова по алфавиту, ритмической организации ударения, по частям речи)

Задание 2. Выполнение упр.202 (с помощью орфоэпического словарика определить место ударения в словах)

  1. Этап подведения итогов урока (время выполнения: 3 мин.)

- Продолжите предложение. Орфоэпия – это…

- Прочитайте слова (иглы, стены, руки) с ударением на первом, а потом на втором слоге. Какая особенность русского ударения нашла отражение? (подвижное)

- Произнесите слова правильно. Работа со словами из Презентации 2.

- Какой разбор произвести легче: фонетический или орфоэпический? (орфоэпический)

- Произнесите правильно и определите, какой вид ударения в словах: поздно, страна, пережить, клала, процент, свекла, начал (разноместное).

  1. Домашнее задание (объяснение - 2 мин). Слайд 12.

Создание орфоэпического словарика класса, для этого необходимо пройти по ссылке:

https://docs.google.com/presentation/d/1KLbdd2fhEng7w_dFHDQ_sFKMBWG_wAq_73HsgfAEVMw/edit?usp=sharing    и создать в гугл- форме один слайд.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.Орфоэпические рифмовки

Всегда произносите:                             Включишь, включим, включите.

Материал мы повторим,                         Знанья наши углубим.

Внука бабушка целует,                         Внука бабушка балует:                       «Деток надо миловать,                         Деток надо баловать!

Дать возможность пошалить,                

А заплачет – ободрить.                               Пусть растёт внук не спеша.                   Не заржавела б душа!»

С внуком бабушка играет,                   Внуку бабушка читает,                          Чтобы с детства он привык                     Черпать знания из книг.

Брали, брало, но брала,                       Взяли, взяло, но взяла.

Подняла и начала,                              продала, сдала, сгнила.

Целы, цело, но цела,                             жёстки, жёстко, но жестка.

И бедна, важна, долга, дешева, верна, кратка.

Но есть, без сомнения, слова – исключения:

Дома я осталась, в комнату прокралась:    Там в коробках ярких лежали подарки.      Подарков немало бабушка прислала!

Нормы эти же отчасти в кратком встретятся причастии:

Взято, взяты, но взята, занята и заперта

Поднята и залита - ударение на –та.

Всегда произносите:

Звоним, звонит, звоните.

Телефоны все звонят,

Их никак не отключат.

Мы вам деньги одолжим

И заботой окружим.

Лампу старую включит,

Сядет в кресло и молчит.

Углубить как «полюбить»,

Облегчить – смотри «лечить»

Себе душу облегчишь,

Если завтра позвонишь.

Дети в парк примчатся

И в игру включатся.

Нас из списков исключат,

А потом ещё ворчат

Уважают человека 
у туркмен, татар, узбеков, 
у таджиков и армян, 
у монголов и цыган, 
у якутов и тунгусов, 
у башкир и белорусов, 
у киргизов и грузин, 
у бурят и осетин. 
( Б. Успенский). 

В детской сказке колобок без чулок и без сапог:

Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.

Обошёл я кухню, обнаружил туфлю

Я беру свой инструмент,

Быстро развожу цемЕнт.

Брёл я долго и устал,

Перешёл седьмой квартАл.

Что за странный носорог

Ел и твОрог, и творОГ.

Слышен в классе диалог:

Обсуждают каталОг.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся говорить правильно Орфоэпические нормы русского языка

Слайд 2

« Плохая речь создает одно недоразумение за другим. Они нагромождаются, затуманиваются или совсем заслоняют смысл, суть» К.К. Станиславский «Заговори, чтоб я тебя увидел» Сократ «Для интеллигентного человека привычка говорить дурно, невразумительно и неумение хорошо говорить считается неприличием» А.П. Чехов

Слайд 3

Формулировка проблемы : Ситуация «минус» (причины, вызвавшие проблему) Не …. Нет … Не знаем… Не понимаем… Ситуация «плюс» (что будем делать?) Задачи: Изучить. . Создать … Сочинить … Обратиться … Цель:

Слайд 4

Формулировка проблемы : нет универсального правила, которое помогло бы избежать ошибок в постановке ударения Ситуация «минус» (причины, вызвавшие проблему) Не …. Нет … Не знаем… Не понимаем… Ситуация «плюс» (что будем делать?) Задачи: Изучить. . Создать … Сочинить … Обратиться … Цель:

Слайд 5

Формулировка проблемы : нет универсального правила, которое помогло бы избежать ошибок в постановке ударения Ситуация «минус» (причины, вызвавшие проблему) Не все окружающие произносят слова правильно Нет определенного правила Не знаем, как правильно произносятся некоторые слова Не понимаем значение слов и почему они так произносятся Ситуация «плюс» (что будем делать?) Задачи: Изучить. . Создать … Сочинить … Обратиться … Цель:

Слайд 6

Формулировка проблемы : нет универсального правила, которое помогло бы избежать ошибок в постановке ударения Ситуация «минус» (причины, вызвавшие проблему) Не все окружающие произносят слова правильно Нет определенного правила Не знаем, как правильно произносятся некоторые слова Не понимаем значение слов и почему они так произносятся Ситуация «плюс» (что будем делать?) Задачи: Изучить. .орфоэпические словари Попробовать Создать …орфоэпические правила; свой словарик; телепередачу… Сочинить …песню о неправильных словах, письмо в журнал, стихотворение, попробовать сгруппировать слова Обратиться …к учителю, орфоэпическим словарям, взрослым, лингвистам, послушать речь дикторов. Цель:

Слайд 7

Всегда произнос И те : Звон И м , звон И т , звон И те . Телефоны все звон Я т , Их никак не отключат. Про телефон. Мой мобильный телефон Вовсе не тихоня, Только дело в том, что он Никогда не звОнит . Он не звОнит ? Как же так? В телефоне жуткий брак. Неисправность в телефоне Или просто крепко спит ? Нет , друзья , ведь он не звОнит , Потому что он звонИт ! В. Бредихин .

Слайд 8

Не сори! «Сколько можно говорить, Что не надо здесь сорить! Почему же он сорИт », - Мама часто говорИт .

Слайд 9

… Паруса крепИт … И корабль летИт По морям, по волнам По волнам, по морям

Слайд 10

Формулировка проблемы : нет универсального правила, которое помогло бы избежать ошибок в постановке ударения Ситуация «минус» (причины, вызвавшие проблему) Не все окружающие произносят слова правильно Нет определенного правила Не знаем, как правильно произносятся некоторые слова Не понимаем значение слов и почему они так произносятся Ситуация «плюс» (что будем делать?) Задачи: Изучить. .орфоэпические словари Попробовать Создать …орфоэпические правила; свой словарик; телепередачу… Сочинить …песню о неправильных словах, письмо в журнал, стихотворение, попробовать сгруппировать слова Обратиться …к учителю, орфоэпическим словарям, взрослым, лингвистам, послушать речь дикторов. Цель: закрепить в своей речи правильное произношение слов

Слайд 11

Орфоэпический разбор

Слайд 12

Домашнее задание Создание орфоэпического словарика класса Необходимо пройти по ссылке: https://docs.google.com/presentation/d/1KLbdd2fhEng7w_dFHDQ_sFKMBWG_wAq_73HsgfAEVMw/edit?usp=sharing и с оздать в гугл - форме один слайд.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект. «Орфоэпические нормы русского языка» Выполнила: Болдина Екатерина, ученица 5-б класса МБОУ «Гимназия № 53»

Слайд 2

Как правильно? Мудрый – мудрЕйший Красивый - ...?

Слайд 3

Как правильно? сл И вовый или слив О вый

Слайд 4

Как правильно? кат А лог или катал О г

Слайд 5

Как правильно? ж А люзи или жалюз И

Слайд 6

Как правильно? объелся т О ртом или торт О м?

Слайд 7

Как правильно? щАвель или щавЕль

Слайд 8

Как правильно? к У хонный или кух О нный

Слайд 9

Как правильно? адрес – адрес А инженер - ..?

Слайд 10

Как правильно? звон И ть – звон И т включ И ть - ..?

Слайд 11

Как правильно? обесп Е чение или обеспеч Е ние

Слайд 12

Как правильно? обл Е гчить или облегч И ть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".

Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные  правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

План-конспект открытого урока по русскому языку на тему "Морфология. Повторение" 5 кл

материал представляет собой план-конспект урока с использованием приемов и методов ФГОС...

План-конспект творческого урока по русскому языку "Что такое настоящая дружба"

Цели урока: создание условий для формирования у старшеклассников осознанной потребности в   самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и  самоопределения.Задач...