Цифровизация обучения. Задачи и алгоритмы.
статья

Свистунова Анастасия Александровна

Ориентация общества и каждого человека в отдельности на развитие, совершенствование своих знаний, умений и навыков – это результат внедрения инноваций в различные области человеческой деятельности. Цифровизация обучения предоставляет базу для эффективного перехода на новый этап цифровой эпохи, которая гарантированно отвечает новым потребностям общества и позволит поддерживать актуальность образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifrovizatsiya.docx77.76 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: "Цифровизация обучения. Задачи и алгоритмы".

Актуальность данной работы обусловлена тем, что процесс цифровизации обучения вызван глобальными процессами перехода к цифровой экономике, и, как следствие, к цифровому обществу.

Цель работы: изучить процесс цифровизации обучения, его задачи и алгоритмы.

В соответствии с поставленной целью были определенны следующие задачи:

1.        Изучить и проанализироватьнаучную, методическую литературу по данной теме.

2.        Систематизировать материал по теме.

3.        Провести опрос по теме «Цифровизация».

4.        Обработать данные полученные при опросе.

Объектом исследования данной работы является процесс цифровизации обучения, реализуемый с использованием возможностей цифровой образовательной среды, цифровых технологий, средств обучения, соответствующих требованиям цифрового общества.

Практическая значимость заключается в возможности использования полученных выводов данной работы для создания программных продуктов с целью цифровизации обучения.

На данный момент, основные изменения в образовании напрямую связаны с цифровизацией обучения. Возможности человека расширяются благодаря глобальной сети, которая позволяет преодолеть все возможные границы. Таким образом, актуальность данной работы обусловлена тем, что процесс цифровизации обучения вызван глобальными процессами перехода к цифровой экономике, и, как следствие, к цифровому обществу.

С целью успешного осуществления цифровизации необходимо решить ряд следующих задач:

1.        Расширение материально-финансовой и технической баз.

2.        Внедрение цифровых пакетов.

3.        Развитие и использование обучения онлайн.

4.        Созданий приложений, которые позволяют обеспечить равный и самостоятельный доступ.

5.        Создание системы авторизации пользователя.

6.        Разработка моделей образовательных учреждений.

7.        Переподготовка преподавательского состава в области информационных технологий.

Для перехода на цифровое обучение необходимо не только следовать задачам цифровой трансформации, но и придерживаться следующего алгоритма действий, который позволит сделать процесс цифровизации более точным и эффективным:

1.        Выяснить интересы и потребности всех участников образовательного процесса.

2.        Осуществить анализ и тестирование тех цифровых средств, которые на данный момент доступны.

3.        На основании п. 2 установить имеющийся дефицит программного обеспечения.

4.        Для достижения результата использовать доступные средства:

5.        Разработать техническое задание на основе ранее выясненного дефицита.

6. Осуществить техническое задание по созданию и разработке новых цифровых средств.

В условиях трансформации образования необходимо расширение функциональных параметров образовательных учреждений.

 Для этого нужно определить запросы нынешних участников в области цифровизации обучения. В связи с этим, нами был проведен ситуативный опрос.

Среди опрошенных 98% относится к цифровизации обучения положительно.

85% респондентов, считают, что цифровизация находится на среднем уровне, 13% - на высоком, 2% - на низком (Рис.1).

Рис.1. Мнение об уровне цифровизации,(%)

40% считают, что цифровизацию обучения необходимо внедрять ещё в средней школе, 36% - в старшей школе, 16% - в начальной школе, 8% отдают предпочтение внедрению цифровизации в высших учебных заведениях (Рис.2).

Рис.2. Мнение по внедрениюцифровизации в обучения

58% опрошенных отдают приоритет приложениям, которые они могли бы установить на компьютер, 37% предпочитают приложения для которых необходимо  подключение к сети Интернет, и лишь 5% отдают предпочтение бумажным носителям информации (Рис.3).

Рис.3. Предпочтение

В вопросе о том, что должно размещаться в продукте цифровизации подразумевалось несколько вариантов ответов, нами были получены следующие результаты:

84% отдают предпочтение содержанию теоретического и тестового материала;

61% отдаёт приоритет примерам решения задач.

На вопрос: «Сложно ли контролировать время выполнения работы?», 80% респондентов ответило положительно.

Также важными элементами в цифровизацииобучения по мнению опрошенных является:

92% -  личный кабинет;

83% - наличие электронных учебников и пособий;

98% - электронное расписание занятий на сайте учебного заведения.

Основным результатом от использования цифрового обучения у 79% опрошенных является удобство обучения. 63% считает, что это способствует эффективности обучения, 32% отмечают возможность непрерывного обучения (Рис.4).

Рис.4. Возможности цифровизацииобучения

Преимущества, которыми обладает цифровое обучение: экономия времени на подготовку – 56%, обучение проще и понятнее – 38%, более интересный процесс обучения - 49%, просмотреть или повторить материал в любое время и в любом месте - 63% (см. рис.5).

Рис.5. Преимущества цифровизации обучения

Подводя итог можно сказать, что с целью цифровизации обучения необходимо предвидеть происходящие изменениями в образовании, правильно реагировать на них. В современной системе образования необходимо детально продумывать задачи, решение которых должно привести к эффективному переходу на цифровое обучение. Также целесообразно придерживаться, заранее определенного, алгоритма действий, который позволит уменьшить финансовые и временные затраты на обучение, достигнуть персонализированного обучения, осуществить автоматизацию процесса, сделать образования непрерывным.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антонова, Д.А. Информационные компьютерные технологии в образовании [Текст] / Д.А. Антонова,Оспенникова Е.В., Спирин Е.В. // Вестник ПГГПУ. – 2018. - № 14. – С. 5-17.
  2. Блинов, В.И. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения [Текст] / В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев – Москва: Изд-во «Перо», 2019. – 70-71с.
  3. Гнатышина, Е.В. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты [Текст] / Е.В.  Гнатышина, А.А. Саламатов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. - № 8. – С. 19-23.
  4. Гэйбл, Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации [Текст] / пер. с англ.; под науч. ред. П. А. Сергоманова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 108 с.
  5. Карабельская, И. В. Использование цифровых технологий в образовательном процессе школы [Текст] / И. В  Карабельская // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. – 2017. - № 1 (19). – С. 127-131.
  6. Клочкова, E.Н. Трансформация образования в условиях цифровизации/ E.Н.  Клочкова, Н.А. Садовникова // Открытое образование. – 2019. -Т. 23. - № 4. – С. 13-19.
  7. Кудлаев, М.С. Процесс цифровизации образования в России [Текст] / М.С. Кудлаев, // Молодой ученый. – 2018. - №31(217). – С.3-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамматике по алгоритмам

Обучение грамматике по алгоритмам. Материал содержит методическую тему, презентации и грамматические таблицы....

Статья. Мастер - класс: цели, задачи, подготовка, алгоритм проведения.

Цель статьи "Мастер - класс: цели,задачи,подготовка, алгоритм проведения " обсудить особенности этой формы распостранения передового педагогического опыта. Показать отличия "Мастер - кл...

Статья в рамках Городского круглого стола "Информационное, методическое сопровождение деятельности педагогов по цифровизации обучения"

Выступление (Презентация) в рамках Городского круглого стола  "информационное, методическое  сопровождение деятельности педагогов по цифровизации обучения"...

Программа "Городского круглого стола "Информационное, методическое сопровождение деятельности педагогов по цифровизации обучения"

Программа "Городского круглого стола "Информационное, методическое сопровождение деятельности педагогов по цифровизации обучения"...

Статья "Цифровизация обучения иностранному языку"

На сегодняшний день цифровизация  является одним из трендов образования. В данной статье мы рассмотрим понятие цифровизации, а также способы применения цифровых ресурсов на уроках в школе и дома,...

Карточка – образец решения задачи с алгоритмом ее решения

Пример карточки с образцом решения задачи и алгоритмом ее решения для занятий в 10 классе (углубленный уровень изучения)...