основные понятия и термины музееведения
учебно-методический материал

Музееведение, основные понятия

Музееведение (музеология) – формирующаяся научная дисциплина, имеющая специфичное музейное отношение человека к действительности и порожденный им феномен музея, исследующая процессы сохранения и передачи социальной информации посредством музейных предметов, а также развитие музейного дела и направления музейной деятельности.

Обычно в музееведении выделяют теорию и историю музейного дела, музеографию, методику музейного дела, музейное источниковедение, музейную педагогику, музейную информатику, музейную социологию. Для музееведения характерно использование методов профильных дисциплин и вспомогательных исторических дисциплин, наличие его собственных методов исследования оспариваются рядом авторов.

Определение музеологии, обозначение ее предмета, объекта и состава обусловлены традициями национальных школ, уровнем развития музейного дела в разных странах. Стремление музеологии "обустроиться" в системе наук показательно именно сейчас, когда приобрела особое значение ориентация на сохранение и обдуманное использование духовного и материального опыта про-шлых поколений, всего того, что ёмко формулируется понятием "память".

После 1–й мировой войны актуальные проблемы музейной идеологии обсуждались на регулярно созывавшихся международных конференциях по музейному делу. Складывались общества и проф. организации, ориентирующие свою деятельность на музейную сеть. Поднимался вопрос о специальном музейном образовании. Постепенно складывалась система высших учебных заведений  с учебными планами и программами, в которых была очерчена сфера музеологических исследований. Проблему становлении профессии музейного работника стали увязывать с утверждением статуса музеологии как науки.

Некоторые исследователи не считали музеологию наукой, утверждая, что она не имеет своего собственного предмета, метода и структуры и не может быть описана как теория и методология музейной деятельности, другие считали музеологию наукой, предмет которой – музей как социальный институт. Большинством исследователей музеология рассматривалась как формирующаяся научная дисциплина, находящаяся на стадии выработки собственного метода и определения структуры.

Возникновение музееведения исторически обусловлено потребностью в осмыслении и рациональной организации процессов формирования коллекций и музейных собраний, их систематизации, изучении и использовании в системе культуры, науки, образования, просвещения, воспитания. В России интерес к этим вопросам зародились еще в 18 в., с возникновением первых музейных учре-ждений. в середине 18 в. появились музеографические издания, составляющие необходимый элемент в системе музееведческих изданий, а во второй половине 18 в. первые проекты музеев, в которых запечатлено пробуждение интереса к проблеме социального назначения музея. В 1840–50–х гг. с ростом числа музеев, оживлением их деятельности, расширением круга музеографических изданий сложились условия для изучения музеев и частных собраний и становления истории музейного дела. В конце 19–начале 20 в. разрабатывались некоторые из основных понятий и методов музееведения (музей, факторы развития музейного дела и др.), формировались представления о профильных группах музеев и основных направлениях музейной деятельности.

В эти годы сформировались представления о музеях  России как единой системе, назначение которой – сохранение культурного наследия и приобщения к нему. Объектом изучения стал не столько отдельный музей, сколько система в целом, роль в её развитии государства, преимущества централизации музейного дела.

В первые послевоенные годы направления музееведческих разработок определялись задачами воссоздания музеев на освобождённой территории, повышение уровня работы краеведческих музеев.

Музейное дело – специфическая сфера общественной деятельности, имеющая отношение к науке, образованию, воспитанию и культуре в целом. Совокупность знаний, используемых в профессиональной музейной практике и отраженных в специальной литературе, обобщающей проблемы музейного дела, обозначается в наше время как "музеология" или "музееведение". Этот термин закрепился во многих языках, хотя он появился во второй половине XIX века. Существовавший ранее термин "музеография" относился ко всем сочинениям, касавшихся музеев, и позднее преимущественно к описаниям музеев. Некоторое время термины "музеология" и "музеография" сосуществовали, что создавало большие неудобства.

Под музееведением обычно понимается "наука о музейном деле", наука о музеях или более узко – "музейная теория".

Музееведение – общественная наука, изучающая процессы сохранения социальной информации, познания и передача знаний и эмоций посредством музейных предметов, музейное дело, музей как общественный институт, его социальные функции и формы их реализации в различных общественно–экономических условиях.

Постепенно в музееведении получило все более широкое признание определение музея как научно–исследовательского и научно–просветительского учреждения. Эта формула была закреплена и нормативными документами.

Музей – это исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно–исторических и естественно–научных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных и образовательных целях.

Понимание смысла определения предмета музееведения во многом зависит от трактовки понятий "музейный предмет", "музей", "музейное дело".

Музейный предмет – это извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. Он является носителем информации – источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью.

В наше время музейный предмет рассматривается как подлинник, непосредственный результат деятельности человека или жизни природы, имеющий значение документа и соответствующий профилю музея.

Существенное значение имеют понятия  "музей", "музейное дело".

Музееведение на всех стадиях развития пыталось осмыслить феномен музея, его место в обществе. Для определения понятия "музей" исключительно важно выяснение происхождения этого института. "Филологическая" теория объяснила появление музеев подражанием античным храмам муз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon muzeevedenie.ppt904.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современное музееведение

Слайд 2

Что такое музей? Музей от греч. μουσεῖον — Дом Муз – "философская школа с книгохранилищем» Музы ( др.-греч. μοῦσαι — «мыслящие») покровительницы искусств и наук. Музей – это концентрированное выражение культуры прошлого и настоящего, через которое человек осуществляет свою адаптацию к изменяющимся условиям окружающей его действительности. Музей позволяет человеку путем собственных душевных усилий, преодоления собственных и внешних стереотипов, внутренних барьеров сформировать целостное восприятие прошлого и настоящего времени.

Слайд 3

Музеи бывают разные

Слайд 4

Согласно Федеральному закону №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»: Музей — это некоммерческое учреждение культуры, обладающее коллекцией культурных ценностей, входящих в состав Музейного фонда

Слайд 5

социальная научная, научно-исследовательская культурно-просветительская

Слайд 6

составляющими понятия музей являются: Собрание предметов (идей и носителей), осмысленных в качестве ценностей собирателем, индивидуальным или коллективным. "Храм муз" – музей как пространство предъявления различных фрагментов реальности – место коллективного действа и собирания произведений. Общение по поводу представленных ценностей, коллективное действо, в котором осуществляется выход за грани обыденности, в атмосферу иной реальности, праздника, смена ролей, воссоздания "иного".

Слайд 7

Формы работы музея Организованная экскурсиия «Индивидуальный» осмотр экспозиции Лекция Консультация Научные чтения (конференции, сессии, заседания и т.п.); клуб (студия, кружок и т.п.) Конкурс (викторина, олимпиада и т.д.) «Вечер» встреч (работников, ветеранов и пр.) Концерт (театрализованное представление, литературный, литературно-музыкальный вечер и пр.) Киносеанс Музейный праздник Семейные абонементы выходного дня, Музейные игры, квесты Мастер-класс Образовательный урок И т.д.

Слайд 8

Классификация музеев 1. Исторические музеи: а) общеисторические (вся история человечества); б) национальной истории (история отдельных стран); в) региональной истории (история отдельных регионов); г) истории отдельных периодов или исторических событий, феноменов (историко-революционные, истории декабризма, истории религии или атеизма и т.п.); д) узкоспециализированные (археологические, этнографические, нумизматические, военно-исторические и т.д.). 2. Музеи отдельных отраслей культуры (в узком смысле слова): а) художественные музеи; б) литературные музеи; в) музыкальные музеи; г) театральные музеи; д) музеи физкультуры и спорта.

Слайд 9

3. Педагогические музеи. 4. Естественнонаучные музеи. 5. Промышленные музеи: а) музеи торговли, промышленности и ремесел; б) музеи техники (музеи отдельных отраслей); в) музеи отдельных предприятий. 6. Сельскохозяйственные музеи. 7. Комплексные.

Слайд 10

Размещение 1) старинное, связанное с какими-то историческими событиями здание, которое само по себе является ценным объектом, подлежит охране здание может быть выстроено специально под музей здание музея может представлять собой музеефицированный объект, где главная задача – сохранить не только здание, но интерьеры, т.е. целый комплекс. Музейный квартал Территориальный комплекс Эко-музей Город музей

Слайд 11

Город-музей Это исторический город (Историческое поселение), сохранивший историческую застройку и являющийся, как целостный организм, основным объектом показа. Г.-м. отличает высокая степень музеефикации и ориентация на культурный туризм. В Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО включено ок. 70 городов-памятников, в т.ч. один российский – исторический центр С.-Петербурга.

Слайд 12

Планировка помещений 40% – на экспозиции и временные выставки; 20% на фонды, лаборатории консервации и реставрации и др. помещения, связанные с хранением экспонатов; 20% на вспомогательные помещения для персонала («комнаты для оборудования и офисы»); 20% на рекреационную зону (холлы, залы, аудитории, кафе или рестораны и т.п.)

Слайд 13

Линейный проект музейного здания Доступные публике помещения идут вдоль фасада. Непосредственно за ними – помещения без окон, где располагаются фондовые помещения. В задней, освещаемой окнами части здания располагаются рабочие и учебные помещения

Слайд 14

Экспозиционная работа музеев «Экспозиция» (от лат. «expositio» – выставлять, выкладывать). «Совокупность музейных предметов, подобранных по определенной системе для обозрения». Основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений Музейная экспозиция – целенаправленная, научно-обоснованная демонстрация музейных предметов, связанных единством содержания, композиционно организованных, откомментированных, технически и художественно оформленных, в совокупности создающих специфический (музейный) образ природных, общественных или культурных явлений и процессов»

Слайд 15

экспозиционные комплексы Экспозиции состоят из отдельных экспозиционных комплексов – тематически связанных, пространственно и художественно организованных групп музейных предметов, научно-вспомогательного материала, текстов и экспозиционного музейного оборудования. Выделяют несколько типов экспозиционных комплексов: тематические (есть мнение, что только тематические комплексы следует относить к экспозиционным, т.е. это понятия-синонимы); жизненные (естественные) – биогруппы, панорамы и диорамы, типовые – мемориальные, коллекционные. Иногда к экспозиционным комплексам относят весь демонстрационный зал, созданный по единому проекту и имеющий свой неповторимый стиль

Слайд 16

Жизненный цикл экспозиции 1) проектирование экспозиции научное проектирование – разработка основной идеи и конкретного содержания; художественное проектирование – разработка архитектурно-художественных принципов и решений; техническое и рабочее проектирование; 2) монтаж экспозиции; 3) демонтаж экспозиции; 4) реэкспозицию (обновление старой экспозиции без полного демонтажа).

Слайд 17

Систематический метод В результате его применения появляются систематические экспозиции , т.е. экспозиции, построенные в соответствии с классификацией, принятой в определенной профильной дисциплине, отрасли культуры или отрасли общественного производства. Основная структура систематической экспозиции – типологический (систематический) ряд музейных предметов, отражающий эволюцию тех или иных процессов природы, человеческого общества. Часто такой метод экспозиции применяется в естественнонаучных музеях, например в зоологических, биологических, минералогических. В России первым художественным собранием, использовавшим систематический метод построения экспозиции, был Эрмитаж: после проведенной в 1793 г. Мартинелли и Георги ревизии собрания развеска приобрела систематический характер – по странам и школам.

Слайд 18

Ландшафтный метод в результате которого появляется ландшафтная экспозиция , чаще применяется в естественнонаучных музеях. Задача такой экспозиции воспроизвести сочетаемость, взаимосвязь и взаимозависимость каких-то компонентов явления или процесса Данный метод часто применяется в музеях естественнонаучного профиля. Впервые этот метод был применен при показе естественнонаучных коллекций на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 г. Характерная черта ландшафтной экспозиции – использование диорам или панорам , содержание которых раскрывается и дополняется музейными предметами, ландшафтными картами, профилями и т.п.

Слайд 19

Тематический метод сформирован на основе ансамблевого метода в практике советского музееведения 2-й половины 1920-х гг. для историко-революционных музеев. Позже он получил распространение и в других профильных группах и подгруппах. Задача метода – раскрыть посредством музейных предметов определенный сюжет, создать в сознании посетителя музейный образ отображаемых явлений или процессов. Тематическая экспозиция строится как система взаимосвязанных разделов, тем, подтем, содержание которых связано и обосновано общей концепцией. В центре такой экспозиции должен быть предмет, обладающий наивысшей коммуникативностью, репрезентативностью, экспрессивностью и т.д.

Слайд 20

Инсталляция (от англ. installation – установка) – пространственная композиция, созданная художником из различных элементов: бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстов, визуальной информации. Основоположниками инсталляции были дадаист М. Дюшан и сюрреалисты. Эстетическое содержание инсталляции заключается в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет: в привычном бытовом окружении или в выставочном зале. Инсталляция как метод оформления экспозиции широко применяется в музеях, стремящихся уйти от образа просветителя и в большей степени направленных на развлечение посетителя (говоря иначе, музеев с преобладанием в их деятельности рекреационной функции над остальными). Инсталляция не реконструирует реальные образы и объекты, а направлена на создание яркой ассоциации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок для учащихся 5 класса по теме "Основные понятия и термины ПДД. Регулирование дорожного движения"

Урок ОБЖ по теме "Основные понятия и термины ПДД. Регулирование дорожного движения" в разделе "Безопасность и защита в опасных ситуациях" для учащихся 5 класса...

Презентация по теме 1: "Основные понятия и термины физической культуры"

Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начина­ется с освоения ее понятийного аппарата, т.е. со специфических профессиональных терминов и понятий.Понятие — это основная форма человеческого мыш...

Основные понятия и термины в теории и методике спортивных игр

Определение понятий и терминов играет важную роль в проведении занятий по спортивным играм...

Основные понятия и термины за курс Биологии 6 класса

Тест по основным терминам и понятиям за курс Биологии 6 класса, раздел "Растерия, Грибы, Бактерии, Лишайники."Работа состоит из двух вариантов и содержит разные формы заданий: дать определение т...

"Генетика-наука о наследственности и изменчивости. Основные понятия и термины."

Разработка урока «Генетика – наука о наследственности и изменчивости.  Основные термины и понятия».Цели:познакомить учащихся с краткой историей генетики, предметом этой науки ...