Занятие "Значение сукцессий"
план-конспект занятия (9, 10, 11 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Занятие "Значение сукцессий" по общей экологии входит в систему непрерывного естественнонаучного дополнительного образования учащихся 9, 10, 11 классов. Материалы занятия могут быть использованы при организации внеурочной деятельности старшеклассников в системе общего и дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_obshchaya._zan._20._znachenie_suktsessiy.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Значение сукцессий»

Цель занятия: расширение понятийного аппарата обучающихся.

Задачи:  

  1. ознакомление обучающихся со следующими понятиями: экологическая сукцессия, первичная и вторичная сукцессии, равновесие.                                                                                                                                        
  2. формирование навыков ведения наблюдений;
  3. воспитание интереса к изучению экологических закономерностей в природе.

Оборудование:

  1. тетради, ручки;
  2. учебная литература по экологии и биологии.

Ход занятия.

  1. Организационная часть занятия. Приветствие.
  2. Основная часть занятия.

Теоретическая часть занятия.

В ходе сукцессии облик сообщества постоянно меняется, меняется функционирование экосистемы. Меняется и функционирование экосистемы. Давайте вспомним, что сукцессий – это закономерный и направленный процесс, поэтому общие изменения, происходящие на той или иной ее стадии, свойственны любому сообществу и не зависят от его видового состава или географического местоположения. Основные особенности сукцессионных изменений.

1) Виды растений и животных в процессе сукцессионных изменений непрерывно сменяются.

2) Сукцессионные изменения всегда сопровождаются повышением видового разнообразия организмов.

3) Увеличение биомассы органического вещества.

4) Снижение чистой продукции сообщества и повышение его дыхания. На ранних стадиях первичной сукцессии общая первичная продукция высока, но на последующих стадиях продуктивность автотрофов падает.

Продолжительность сукцессии во многом определяется структурой сообщества. Изучение первичной сукцессии в песчаных дюнах показывает, что для развития устойчивого сообщества требуется сотни лет. Вторичные сукцессии, например, на вырубках, протекает гораздо быстрее. Однако требуется не менее 200 лет, чтобы в условиях умеренного влажного климата произошло восстановление лесного массива.

Продолжительность основных стадий вторичной сукцессии в умеренном климате: первая стадия – стадия травянистой растительности – длится около 10 лет; вторая – стадия кустарников – от 10 до 25 лет; третья – стадия лиственных деревьев – от 25 до 100 лет; четвертая – стадия хвойных деревьев – более 100 лет. Зрелые стадии сукцессии являются более стойкими по сравнению с ранними. Устойчивость климакса не абсолютна. По аналогии с организмом этот период развития сообщества можно назвать старением. Катастрофы и болезни могут ускорить старение сообщества, привести к его смене более молодым и совсем иным сообществом.

Значение экологической сукцессии. Зрелое сообщество с его разнообразием видов, более развитой трофической структурой, с уравновешенными потоками энергии способно противостоять изменениям физических факторов, таких как температура, влажность, и даже некоторым видам химических загрязнений в гораздо большей степени, чем молодое сообщество. Но при этом молодое сообщество способно продуцировать новую биомассу в гораздо больших количествах, чем старое. Таким образом, человек может собирать богатый урожай в виде чистой продукции, искусственно поддерживая сообщество на ранних стадиях сукцессии.

Для поддержания жизни человека необходим сбалансированный набор как ранних, так и зрелых стадий сукцессии, находящихся в состоянии обмена энергией и веществом. Пахотные земли, например, должны считаться молодыми сукцессионными стадиями. Они поддерживаются в таком состоянии благодаря непрерывному труду земледельца. Леса представляют собой более старые, более разнообразные и более стабильные сообщества с низкой величиной чистой продукции.

Чрезвычайно важно, чтобы обоим типам экосистем человек уделял одинаковое внимание. Если уничтожить лес в погоне за временным доходом от древесины, уменьшатся запасы воды и почва будет снесена со склонов. Это уменьшит продуктивность равнинных районов. К сожалению, люди слабо осознают последствия экологических нарушений, возникающих в погоне за экономической выгодой. Пустыни мира, возникшие в результате хозяйственной деятельности человека, являются доказательством того, что человек не осознает свою тесную связь с природой, необходимость приспосабливаться к естественным процессам, а не командовать природными процессами.

Практическая часть занятия: виртуальная экскурсия в природу.

        

3. Заключительная часть занятия. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Саморазвитие экосистем - сукцессии

данная презентация используется на уроках экологии в 10 или 11 классе (по программе Чернова) в зависимости от вида тематического планирования...

Презентация к уроку "Экологическая сукцессия"

Презентация предназначена для 9 классов, обучающихся по программе В.В. Пасечника. Презентация содержит необходимые материалы для проверки домашнего задания (задания по вариантам), илллюстративный и те...

лабораторная работа сукцессия

В настоящее время использование на уроке мультимедиа и ЭВМ является актуальным. Современные школьники много времени проводят в Интернете, так как предметы школьного цикла требуют для своего осво...

Антропогенные сукцессии

Презентация иллюстрирует материал о видах и признаках различных сукцессионных процессах, предназначена для учителей и учащихся 11 -го класса...

Конспект занятия по биологии на тему "Экологические сукцессии" (11 класс)

     Материал представляет собой конспект занятия по биологии на тему "Экологические сукцессии" (11 класс). В конспекте представлен и дополнительный теоретический матер...

тест "Экологическая сукцессия"

тест "Экологическая сукцессия"...