Театральное образовательное пространство, как средство развития детского творчества
статья на тему

Статья об Образцовом художественном коллективе детском музыкальном театре-студии «Гармония» МОУ СОШ № 40 им. М.К.Видова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Dlya_publikacii_na_sayte.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Театральное образовательное пространство, как средство развития детского творчества.

В современном обществе резко повысился престиж интеллекта и научного знания. Отсюда стремление научить детей читать, писать и считать, а не способности  чувствовать, думать,и творить. Таким образом, эмоционально-духовная сущность превращается во вторичную ценность. Дети  реже восхищаются и удивляются,возмущаются и сопереживают, чаще проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны. Кроме того, многие дошкольники в последнее время не посещают детские сады, а электронные игрушки и компъютеры не способны компенсировать ребенку детское сообщество, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности. Такие дети не умеют занять себя  в свободное время, на окружающий  мир  смотрят без особого удивления  и   интереса,  как потребители. У них недостаточно развиты память и внимание, а психологи, отмечая недостаток наблюдательности  и творческой  выдумки, часто ставят диагноз: "недоиграл", т.е. не натренировал свою фантазию в радостном процессе игры. Много думая над этой проблемой,  сначала работая с детьми  на музыкальных занятиях в детском саду, позже на уроках музыки в школе, у меня возникла потребность найти такую форму  развития у детей творческих способностей, которая была бы  близка и интересна мне  и  максимально действенна и эффективна для  детей.

       Так, в 1997 году в г. Новороссийске  Краснодарского края  мною был  создан  Детский музыкальный театр «Гармония»,  руководителем и педагогом которого я являюсь по сей день.  В 2008 году театр  получил звание – Образцовый художественный коллектив детский музыкальный театр –студия «Гармония» МОУ СОШ № 40 им. М.К.Видова.  Театру в сентябре  2011 года исполнится 14 лет. В данное время в Детском образцовом музыкальном театре «Гармония» МАОУ СОШ № 40 им. М.К. Видова  занимаются дети и подростки с 5 до 18 лет и взрослые с 18 до 23 лет. За  эти годы театр принял участие более чем в десяти фестивалях Муниципального, Краевого, Всероссийского и Международного уровней, достойно представив на них и  г. Новороссийск и Краснодарский край. Результаты участия в этих фестивалях разные, но  они свидетельствуют   о постоянном стремлении и педагогов и участников коллектива к росту профессионального  уровня. Театр осуществляет свои постановки в жанре  детской оперы, мюзикла,  оперетты, часто обращаясь к темам социального и гражданского  характера.  

          Главной  целью для меня, как для руководителя и педагога театра,  прежде всего,  стало   воспитание в  детях  и  подростках нравственных и духовных ценностей,  развитие творческих способностей, желания творить и создавать, умения трудиться и  уважать труд своих товарищей по коллективу, а также воспитание  хорошего вкуса и любви к истинному искусству.

С древних времен различные формы  театральной деятельности служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта  в человеческом обществе. Почти 15 лет работы с детьми и подростками в музыкальном театре дали  мне возможность окончательно убедиться в том, что  самый действенный  и короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка и развития его творческих способностей - путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность. Как педагог  и руководитель детского театрального коллектива,   считаю необходимым в качестве условия популяризации и развития детского театрального творчества  постоянное проведение открытых уроков,  мастер классов, благотворительных спектаклей, фестивалей школьных театров с участием   в них  педагогов дополнительного образования  и учащихся общеобразовательных школ.   Такой  вид  обучения и общения педагога и ребенка, как  театрализованная игра, включаемая  во все формы организации  педагогического процесса,  предполагает качественно новый уровень взаимоотношений между и  ребенком и взрослым, и  между детьми.  Например, прием превращения дает ребенку возможность «превратить» себя, других детей, любой предмет в кого или во что угодно. Эти упражнения помогают лучше понять сущность вещей, учат владеть телом и развивают воображение. Этюды на взаимодействие с товарищем, с группой, с предметом или воображаемым предметом, с самим собой, с окружающим пространством развивают умение не только отстаивать свое мнение, но и уступать другим ради общего дела, находить единомышленников, приносят  радость человеческого общения  и  единения. Театральные игры рассчитаны на активное участие в них ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.

Также  на практических занятиях, включающих в себя как теорию, так и практику театрального обучения,  для более эффективного и качественного  развития у детей  и музыкального слуха,  и  вокальных данных, эмоций  и творческих способностей   незаменимы  традиционные  технологии  индивидуальной  и  групповой  театральной  деятельности :  работа над ролью, постановка голоса, работа с монологами и вокальными произведениями, тренинги  и мастер-классы по актерскому мастерству, сценическому движению и речи.

  Ну а теперь не без гордости поделюсь с вами  некоторыми результами своей деятельности  и в качестве педагога и в качестве руководителя детского музыкального театра за последние 5 лет. В 2004  году  мною была реализована инициатива проведения в г. Новороссийске   первого городского фестиваля детских и юношеских школьных театров, получившего название «Золотой цыпленок». За  период времени  с 2004  по 2011 годы  при  поддержке Администрации  и Управления образования  г. Новороссийска было проведено пять фестивалей, в которых приняли участие более 40-ка  театральных коллективов  школ  г. Новороссийска  и его пригородов, поселков  Абрау,  Натухаевский,  Верхнебаканский, Гайдук, Раевская  и других. Основной  целью и задачей  этих фестивалей  является  приобщение детей и подростков к театральной деятельности,  как к самому, на мой взгляд, действенному  и эффективному способу  гармоничного и духовного развития  человека. Главной визитной   карточкой  фестиваля  решено было сделать постоянное проведение не формальных а настоящих, полноценных мастер-классов для педагогов – руководителей самодеятельных театральных школьных коллективов и детей, занимающихся в этих коллективах.  

Проведение мастер-классов  по актерскому мастерству, вокалу, сценречи и сцендвижению  стало традицией Фестиваля и залогом повышения профессионального уровня педагогов, занимающихся  со школьниками театральной деятельностью.  

        Для   проведения  мастер-классов   были использованы знания, полученные  в 2003,  2005, 2006 и 2010  годах на курсах  режиссеров  любительских театров, проходивших на базе  ГОУКК  Краевого учебно-методический  центр (Краснодар),   Государственного Российского дома народного творчества (Москва),   и Государственного Московского театрального колледжа под руководством Олега Павловича Табакова, а также на мастер-классах, проводимых на фестивалях, в которых участвовал и  образцовый детский музыкальный театр «Гармония».

               На основе педагогического опыта работы с детьми в образцовом детском музыкальном театре «Гармония» мною  были  написаны   «Методические  рекомендации и основные задачи вокального воспитания, используемые  в комплексе  с  театральными дисциплинами на занятиях с детьми и подростками в  детском образцовом музыкальном театре «Гармония».  Также в процессе занятий,  вместе с  педагогами театра «Гармония», я использую  различные  апрбированные   программы по актерскому мастерству, вокалу, сценическому движению, сценической речи и хореографии, использую разработки  открытых  уроков на темы: «Игра на развитие артикуляционного аппарата», «речевой пластический тренаж», «освобождение и развитие сценического голоса», «постановка и развитие  вокального дыхания», «тренинг по сценическому движению» и др..В данное время  на  рассмотрении  специалистов  Администраци   МО г. Новороссийск  находится  проект   программаы   развития детского театрального творчества  «Детский театр в Новороссийске».  

         Но самой значимой частью своей деятельности,  и как профессионального музыканта, и как педагога дополнительного образования детей,  и как руководителя детского музыкального театра, считаю создание авторских произведений для театра - сочинение музыки к спектаклям, предназначенным для детей и юношества, написание сценариев и работа над  спектаклями не только  в качестве  педагога, но и в качестве режиссера-постановщика. Мною написана музыка  и сценарии к 4 спектаклям.

                В  августе 2010 года  по рекомендации  Краевого Департамента  Образования и науки  и при поддержке Администрации МО г. Новороссийск  Образцовый детский музыкальный театр «Гармония» МАОУ СОШ № 40 им. М.К.Видова  представлял Краснодарский Край на Всероссийском фестивале «Театральная юность России», посвященном 65-летию Великой Победы, где представил  свою авторскую постановку  «Чужие сны». (Авторы спектакля  Галина Сырохватова - музыка и постановка спектакля,  Наталия Бондарева – либретто  и Светлана Титова- преподаватель актерского мастерства). На этом фестивале театр Гармония  получил  высокие награды:     Специальный диплом за самое глубокое раскрытие темы Великой отечественной Войны,  премию нацпроекта Министерства Образования и науки Российской федерации «Талантливая Молодежь» за звание   Лауреата 3 степени в номинации  актерская работа – Валерии Титовой (приказ Миниобрнауки  № 359 от 30.09.09)  и  7 путевок в  детский лагерь «Орленок».                                                                                                                          Деятельность коллектива периодически  на протяжении  многих лет освещалась в средствах массовой информации : газетах  «Новороссийский рабочий», «Вечерний Новороссийск», «Новороссийские вести», АИФ Кубань, а также в программах  телевидения «Новая Россия» и Краевого телевидения "Новое Телевидение Кубани". 

На протяжении 14 лет работы с  детским театральным  коллективом, с родителями и  с детской аудиторией,  для которой   непосредственно  предназначены  результаты  деятельности  любого любительского театрального коллектиыва ,  без участия  которой  они будут бессмысленны,  важно  обозначить   проблему  крайне недостаточного воспитания в современном  обществе,  а в частности в семье,  потребности  и взрослых  и детей в постоянном соприкосновении  с театральным искусством.  Другими словами,  культура    семейного  посещения театра, особенно  в провинциальных  городах,    на мой взгляд,  развивается очень медленно.  Активная   работа,  которую проводят общеобразовательные  учереждения  по  массовому   посещению  театра  школьниками, огромна.  Но она   никогда не заменит ребенку и тем более подростку,  живое общение с близкими и  во время посещения театра,  и во время    обсуждения    увиденного и услышанного.  И в связи с этим считаю необходимым   на всех уровнях  вести более активную  работу с родителями, с семьей, по воспитанию необходимой для всестороннего развития ребенка и подростка  потребностью общения с искусством театра,  которое никогда не заменят   ставшие неотъемлемой частью нашей жизни   телевидение  и компьютер.

    Поэтому, условием дальнейшей  перспективы   развития  своей  педагогической деятельности  я  также считаю  постоянную работу с родителями  как участников театрального коллектива, так и потенциальных зрителей,  по приобщению  семейной  аудитории  к театральному искусству. А также обращение в процессе работы над новыми музыкальными спектаклями к лучшим образцам западной и особенно русской  детской драматургии,   наиболее близкой и понятной нашему менталитету, способствующей правильному нравственному развитию  и юного  актера и юного зрителя.

Галина Сырохватова.

Педагог дополнительного образования. Руководитель детского образцового музыкального театра "Гармония" города-героя Новороссийска Краснодарского края.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательное пространство как фактор развития личности воспитанника

В статье приводятся теоретические аспекты развития образовательного пространства учебного заведения....

Использование образовательного пространства школы для развития одаренных детей

В статье раскрыта проблема создания условий необходимых   для развития способностей обучающихся и работы с одаренными детьми в рамках образовательного пространства школы....

Инновационный социальный проект "Музей как образовательное пространство и фактор развития образовательного учреждения"

В конце 60-х годов ХХ века в Холбонской средней школе по инициативе завуча Игнатия Филипповича Ларионова начинается работа по созданию музея, к ней были привлечены учащиеся, все работники школы и роди...

Организация образовательного пространства обучающихся средствами ИКТ-технологий на уроках математики

Важнейшей тенденцией современного этапа информатизации образования является стремление к интеграции различных электронных средств, задействованных в учебном процессе, таких как электронные справочники...

Театрально-игровая деятельность, как средство развития речи ребёнка

Тема: Театрально-игровая деятельность, как средстворазвития речи ребёнка.Работаю учителем-логопедом в Синарском детском доме 12 лет. В нашем учреждении воспитываются дети разного возраста и разными об...

Методический мастер-класс «Машина Голдберга, как средство развития детского технического творчества».

Методический материал для организации работы с обучающимися по развитию технического творчества....