Инновационный социальный проект "Музей как образовательное пространство и фактор развития образовательного учреждения"
проект по теме

Климова Светлана Александровна

В конце 60-х годов ХХ века в Холбонской средней школе по инициативе завуча Игнатия Филипповича Ларионова начинается работа по созданию музея, к ней были привлечены учащиеся, все работники школы и родители. Статус "Школьного музея" музею был присвоен 15 сентября 1970 года. До конца 1991 года музей занимал отдельную комнату в здании начальной школы. В 1992 году школа  переезжала в новое здание, в котором подходящего помещения  для школьного музея не нашлось. Фонды музея разместились в маленькой темной комнате, а экспозиция в небольшой лаборантской кабинета химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Климова Светлана Александровна

учитель истории и обществознания

МОУ Холбонская СОШ, Шилкинский район, пгт. Холбон

Инновационный социальный проект

"Музей как образовательное пространство и фактор развития образовательного учреждения"

Место реализации: МОУ Холбонская СОШ  Муниципального района Шилкинский район Забайкальского края.

Инициатор и руководитель проекта: Климова Светлана Александровна - руководитель школьного музея с 1988 года, учитель истории и обществознания

Предыстория:  

В конце 60-х годов ХХ века в Холбонской средней школе по инициативе завуча Игнатия Филипповича Ларионова начинается работа по созданию музея, к ней были привлечены учащиеся, все работники школы и родители. Статус "Школьного музея" музею был присвоен 15 сентября 1970 года. До конца 1991 года музей занимал отдельную комнату в здании начальной школы. В 1992 году школа  переезжала в новое здание, в котором подходящего помещения  для школьного музея не нашлось. Фонды музея разместились в маленькой темной комнате, а экспозиция в небольшой лаборантской кабинета химии.

Противоречие:

В 1995 году в школе на базе музея был создан историко-краеведческий кружок "Патриот". С этого момента работа по патриотическому воспитанию  и исследовательская деятельность в школе становится успешной и системной. Но демонстрация поискового материала, проведение экскурсий было практически невозможно.

Гипотеза:

Возможно ли в рамках данного образовательного учреждения разрешить возникшее противоречие?

Идея:

Модернизировать школьный музей, сделать его современным и доступным для школьников ХХI века, которые постигают стандарты второго поколения и интерактивные технологии.

Участники проекта:

Администрация школы, учащиеся школы с 1 по 11 класс и классные руководители, родители учащихся, техперсонал и рабочие школы, предприятия (ООО "Полиграфика" г. Чита; ООО "Натяжные потолки и двери" г. Чита; ООО "Шилкоград" г. Шилка; МРСК "Сибири" ОАО "Читаэнерго"; ООО "Деревообработка" п. Вершино-Дарасунский;  ДОУ Детский сад  пгт. Холбон) и общественные организации; а так же жители поселка, выпускники и частные лица (Нина Хорошева, внучка создателя музея, г. Сочи).

Финансовое обеспечение инновации:

Финансирование происходит из фонда поддержки проектов патриотического воспитания молодёжи губернатора Забайкальского края Ильковского Константина Константиновича в размере 395 000 рублей (смета прилагается).

Результат: Обновленный музей, размещенный в отдельном помещении, с четким разделением на фонды и экспозицию.

Сроки и этапы реализации проекта:

п/п

этап

содержание

сроки

результат

1

Диагностический

Выявление проблемы

и обоснование её

актуальности

2009-

2013г.

Сообщение о проблеме

педагогическому сообще-

ству и общественности.

2

Прогностический

Подготовка проекта

04 – 06

2013г.

Защита проекта совеща-

нии у губернатора и

заседании педсовета  

3

Организационный

Подготовка базы,

планирование, согласо-

вание с участниками

проекта

07 – 08

2013г.

Подбор помещения,

определения партнеров,

заключение договоров,

начало ремонта  

4

Установочный

Запуск проекта на

линейке 1.09.; работа

с проектами стендов  

09

2013г.

Проектирование заданий

ля всех участников;  

отбор информации для

стендов

5

Практический

Проведение полного

ремонта помещения;

изготовление витрин,

экспозиций, стендов.

Проведение школьной

НПК, посвященной

проекту «Музей…»  

10 – 11

2013 г.

Монтаж выставочной

мебели и стендов в поме-

щении музея и коридорах

школы.

Исследовательские рабо-

ты и материал для

разделов музея.

 

6

Итоговый

Размещение экспонатов

в новых витринах,

монтаж экспозиций

12

2013г.

Выполнение заданий

классами и организация-

ми. Торжественное

открытие обновленного

музея.

 

7

Обобщающий и

рефлексивный  

Сотрудничество с

кружком «Юный жур-

налист»,описание полученного опыта,

планирование работы

по патриотическому

воспитанию.

01 –2014 11

12-2014г.                  

Проведение классных

часов, выставок,

экскурсий; публикации

на сайте школы и в СМИ.

Проведение 80-летия

школы. Отчет о результа-

тах проекта на педсовете.

 

Приложение №1.

План реализации проекта

«Музей как образовательное пространство и фактор развития образовательного учреждения» его участниками: 

  1. История поселка: изготовление макета ХЭС – 11 класс, Алексеюк Л. В.
  2. Крестьянская изба: изготовление куклы-крестьянки за прялкой – 10 класс, Апрелкова Г.А.
  3. Быт эвенков: изготовление макета чума –9 «б» класс,  Бартош Н.Н.
  4. Быт бурят: изготовление макета юрты –9 «а» класс, Калиничева Е.А.
  5. Создание экспозиции «40-50 гг. ХХ века» - поиск посуды, кухонной утвари, 8 класс
  6. Создание экспозиции «40-50 гг. ХХ века» - домотканые дорожки, половики,  коврики, салфетки -7 класс, Климова С.А.
  7. Быт казаков: изготовление макета казачьей избы – Самойлова А.М., 6 класс.
  8. Создание экспозиции «Пионерия» - поиск атрибутов, формы пионеров, 5 класс
  9. Создание экспозиции «40-50 гг. ХХ века» - поиск этажерки -  1 класс.
  10. Создание экспозиции «40-50 гг. ХХ века» - поиск круглого стола – 2 класс.
  11. Создание экспозиции «40-50 гг. ХХ века» - поиск стульев – 3 класс.
  12. Создание экспозиции «Крестьянская изба» - поиск сундука – 4 класс.
  13. Создание экспозиции «Крестьянская изба» - декорирование окна, красного угла -  Алимова В.В. 

Приложение №2. Смета на итоговую сумму – 395000 рублей.

Приложение №3. Этикетки для музея.

" Крестьянская изба к. 19 - н. 20 вв."

Предметы культа: Икона Богородицы.

Предметы быта, одежда:  стол, лавка, сундук, самовары, лапти, шаль, фонари, лампадка, гладильная доска; ухват, балалайка, горшки, туески, ступа, казан, бутыль, солонка, корзины, шторы, карниз для штор, скатерть, салфетки, рушник,  дорожка самотканая; пучки травы.  

Орудия труда: прялка ручная, прялка механическая, шерсть овечья, веретено, решето, коса, серп, коромысло, дымарь, приспособления для выделки шкур.

Благодарим за участие в создании экспозиции:

Алимову В.В. и 1 класс; Шутову Н.Н.; Апрелкову Г.А. и 10 класс; Шамсутдинову Г.И.,  Демешеву А.И., Дорош К. – 9 класс, Вейнер Д.В., Гаврилова М.В., Калиничеву Е.А., Супранкову Л.И.,  Микульского В.Н., Иванова В. - 7 класс, Калашникову Н. - 7 класс, Сенотрусова А. - 6 класс, Гладких В. – 8 класс, Спивак А. – 1 класс.

Буряты.

Коренным населением Забайкалья являются буряты. Происхождение этнонима «буряты» остается спорным. Одна из версий «бура» (бурю)  - волк. Кочевой образ жизни определял быт бурят. В Забайкалье основным жилищем бурят была войлочная юрта. Помещение юрты разделялось на мужскую и женскую половину. Юрта служила не только жилым, но и хозяйственным помещением, где ранней весной содержали телят, ягнят и козлят. Основным занятием бурят было кочевое скотоводство. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, верблюдов, овец, коз. Существенную роль в хозяйственной жизни играла охота. Объектами охоты были соболи, белки, козы, изюбры, лисы. Охотились при помощи лука и стрел. Буряты жили малыми семьями: муж, жена, дети, родители мужа. Древней религией бурят является шаманизм, в 18 веке его начинают вытеснять ламаизм и буддизм.

Макет изготовлен 9 «а» классом, классный руководитель Калиничева Е.А.., _________________________________________________________________

"Комната 40 - 50 гг. ХХ века"

Мебель: круглый стол, деревянный стул, этажерка, вешалка.

Предметы быта, одежда: китель, гимнастерка, посуда - подстаканники, тарелки, кружки; металлические коробки из-под чая, щипцы для кускового сахара, миксер, зеркало, скатерть, салфетки, подгазетница, школьный пенал, чернильные ручки.

Техника: утюг электрический,  большой граммофон, золотой граммофон, радио, часы механические, часы с маятником,  швейная машинка, аппарат для вышивания, ручная машинка для стрижки волос, замок с ключом.

Предметы искусства, украшения: коллекция книг "Большая энциклопедия", фотоальбом, книга "Вопросы ленинизма", скульптура - бюст В.И. Ленина, скульптура – «Хозяйка медной горы», вязание – «Лебеди», фарфоровые статуэтки медведей, фотографии, шкатулки из поздравительных открыток, картина Забайкальская природа (автор Филатов М.А., 1940 г.).  

Благодарим за участие в создании экспозиции:

Бартош Н.В., Лелекову Л.А., поселковую библиотеку, Холбонскую больницу, Илюхина А. И., Алимову Г.В., Вологдину В. И., Кошеватова Р. Г., Прудникову В.Г. и 8 класс, Паршикову А. - 8 класс, Титова Д. – 7 класс, Коновалову А. – 7 класс, Сергеева Дениса – 2 класс.

Эвенки (тунгусы) составляли среди малых коренных народностей Сибири самую многочисленную этническую общность. Эвенки единственная народность, сумевшая в прошлом заселить и освоить громадную территорию от Енисея до Тихоокеанского побережья. В ясачных книгах русские казаки изображали тунгусов как народ промышляющий охотой и рыбной ловлей и постоянно кочующий в поисках зверя. Охотились эвенки круглый год, умели добывать даже медведя.  Рыбу сушили, вялили, делали из неё муку. Были племена коневодов и оленеводов. Кочевая жизнь определяла быт эвенков. Традиционным жилищем был чум. Для его строительства брали 2 – 3 шеста, связывали вершины, разводили основание, устанавливая по кругу, затем приставляли дополнительных 25 – 30 шестов, создавая каркас жилища.  Отапливался  и освещался чум костром, который разжигался в центре. Дым выходил в отверстие в верхней части чума, оно же служило окном. Религиозные представления эвенков связаны с шаманизмом.

Макет изготовлен 9 «б» классом, классный руководитель Бартош Н.В., 2013 г.

Забайкальское  казачество.

Основной приток правительственной колонизации Забайкалья был представлен служилыми людьми: стрельцами и казаками. Командовали служилыми десятники, сотники, атаманы, казачьи головы (полковники). Казацкие подразделения были вооружены холодным и огнестрельным оружием, за несение ратной службы получали денежное, хлебное и соляное довольствие. Часть служилых людей взамен хлебного довольствия,  брала землю. Казаки были главной опорой России на границах и  военной силой. Именно они принуждали бурят и эвенков платить ясак, а русское население выполнять тягло в полном объеме, за это им полагалось царское жалование и освобождение от налогов. В 1653 – 1654 гг. казаки во главе с Петром Бекетовым заложили Нерчинский и Иргенский остроги, которые дали начало г. Нерчинску и г. Чите.  В начале ХХ века в России существовало 11 казачьих войск. ЗКВ (Забайкальское казачье войско) было образовано 17 марта 1851 года, когда царем Николаем Первым было утверждено Положение о войске. Штатный состав ЗКВ составляли 7 конных казачьих полков, 4 казачьих батареи и 4 пеших казачьих батальона. Главной функцией ЗКВ была охрана рубежей России.

Обмундирование казака подарено выпускницей школы 2005 года Барченковой Екатериной. Фигурки казака и казачки изготовил 6 класс, классный руководитель Самойлова А.М., 2013 г.

ХЭС – Холбонская электростанция. Замысел объекта был положен в  Ленинском плане ГОЭЛРО (Государственная электрификация России) в 1920 году. Осуществление плана начинается в 1931 году в году первой 5 – летки, когда в СССР шла реализация Сталинского плана индустриализации всей страны. В 1933 году ХЭС заработала. Это было начало поселка энергетиков. Макет изготовлен 11 классом, классный руководитель Алексеюк Л.В., 2013 г.

Спортивные награды. В Холбоне развитие спорта стало хорошей традицией. Её поддерживало ведущее предприятие ВЭС. Архив музея хранит награды по всем видам спорта: хоккей, волейбол, футбол, настольный теннис, велоспорт, легкая атлетика, туризм, баскетбол, лыжи, коньки и др.    

Забайкалье – край ссылки и каторги.

В начале 18 века Петр Первый подписал Указ, по которому к существовавшим видам ссылки добавился ещё один – каторга (принудительные работы). Недостаток рабочих рук в горнорудном производстве Забайкалья стал пополняться за счет тяжких преступников. Каторга была тяжелым видом наказания. Каторжане использовались на самых тяжелых работах: при добыче, сортировке и обогащении горных руд, подъёме рудной породы.  На весь срок каторги заключенных заковывали в ножные кандалы, а бессрочные ещё и в ручные кандалы

Мамонты в Забайкалье.

Мамонты жили в плиоцене 2 млн. лет, т.е. примерно 9 тыс. лет  назад в Европе, Азии, Африки. Мамонт напоминает современного слона. Самый большой мамонт имел высоту 5 метров, массу тела 12 тонн. А самый маленький – карликовый имел   высоту 2 метра, массу тела 900 кг. Мамонт обладал массивным туловищем, короткими  ногами, тело было покрыто длинной шерстью, бивни достигали 4 метров и весели до 100 кг. На территории Забайкалья встречаются неплохо сохранившиеся останки скелетов и бивней мамонтов. Например, на золотом руднике в Нерзаводском районе близ села Михайловское при снятии плодородного слоя земли бульдозером, на глубине 20 метров рабочие нашли обломки бивней мамонта. Выпускник Холбонской школы 1999 года Медведев С.В. данный экспонат в 2004 году передал музею. Музей хранит несколько обломков бивней мамонта с археологического памятника «Кладбище мамонтов» близ п. Арбагар.

Окаменевшее дерево.

Окаменевшее дерево это древесина, произраставшая в прошедшие геологические эпохи.  Структура дерева хорошо сохраняется благодаря тому, что процессы окаменения идут глубоко под землей, когда древесина хорошо похоронена, но не портится из-за  недостатка кислорода, а вода омывающая древесину, приносит достаточное количество минералов в клетки дерева. Когда лигнин и целлюлоза распадаются, остается камень, при этом органические вещества замещаются минералами, а оригинальная структура дерева остается превращенная в камень. Экспонаты подарены выпускниками школы Кузичевым Алексеем (2007 г.), Рожковским Константином (2007 г.), Асташовой Людмилой (1984 г.).

Шейный позвонок тихоокеанского кита.

Костная структура строения скелета тихоокеанского кита очень рыхлая, пористая, что придает ему легкости и дополнительной подвижности. Экспонат доставлен с острова Сахалин, в период, когда в н. 90-х годов киты выбрасывались на берега острова.

Экспонат подарен выпускником школы Литвинцевым Максимом (1999 г.),

Пионерская дружина им. Ю. А. Гагарина была создана в ХСШ в 60 – гг. ХХ века. Каждый отряд дружины тоже носил имя космонавта. Девиз дружины звучал так: «Стремиться ввысь, не падать вниз!». Атрибутами пионеров были: галстук, горн, барабан, пионерский значок, флаг отряда. В пионеры вступали в 10 летнем возрасте. Руководила пионерской дружиной комсомольская организация школы. Комсомольцами становились в 14 лет. Всей молодежной политикой руководила КПСС

Природа Забайкалья.

 Животный мир парнокопытных представлен сибирской косулей (дикая коза, гуран); изюбрем (благородный олень); сохатым (лось); северным оленем и горным бараном (архар).

Ворон.

Крупная птица. Окраска черная с синеватым металлическим отливом. Клюв мощный, черный. Хвост клиновидный. Питается мелкими позвоночными животными, падалью. Гнёзда сооружает из веток на деревьях и скалах.

Огарь (турпан, красная утка).

Крупная птица размером с домашнюю утку. Оперение ярко-рыжее, с более светлой головой. Крылья с черными концами и большим белым «зеркальцем». Клюв и ноги черные. У самцов тонкий черный ошейник. Питается водными и около водными растениями. Гнёзда сооружает в норах, заброшенных строениях, скальных нишах.

Кряква.

Крупная утка, немного меньше домашней. Оперение самцов серовато-бурое с коричневой грудью. Голова и шея черные с зеленым металлическим блеском, ниже на шее имеется белый «ошейник». Центральные перья хвоста завиты колечками вверх. Питаются мелкими водными животными и растениями. Гнёзда сооружают на земле или на кочке среди воды.

Чирок-свистунок.

Мелкая утка. Оперение пепельно-серое с тонким поперечным рисунком. Голова коричневая. Гнёзда сооружают на земле с выстилкой из пуха. Питаются мелкими водными животными и растениями. Обитают на небольших реках, озёрах в лесной зоне.

Колонок.

До 38 см. дл. Хвост до 18 см. Тело удлинённое, гибкое. Ноги короткие. Уши маленькие, округлые. Окраска рыжая. Конец морды бурый. Губы и подбородок белые. Активен преимущественно в сумерках и ночью. Питаются грызунами и насекомыми. Живут в норах под деревьями и камнями. В спячку не впадают. Размножение – весной 2 – 10 детёнышей. Обитают в лесах и лесостепи, по долинам рек, болотам.

Трутовик разноцветный.

Плодовые тела 5 – 8 см. диаметром. Сидячие, веерообразные, реже розетковидные, часто сросшиеся основаниями, сверху бархатистые, кожистые. Окраска образована тонкими концентрическими зонами серого, желтоватого, коричневого цвета. Обитают в лесах, парках,  вблизи жилья на мертвой древесине.

 Трутовик настоящий.

Плодовое тело копытовидное, толстое, деревянистое, до 20 см. в диаметре. Сверху окраска белая, снизу – буроватая. В Забайкалье самый массовый из трутовиков, растущих на стволах погибших берез. Мякоть сперва мягкая, позже жёсткая, пробкообразная. Местообитание: леса, на пнях, сухостое.

Трутовик чешуйчатый.

 Шляпка 10 – 20, иногда до 50 см. в диаметре, веерообразная, распростертая, толстая, мясистая. Окраска кремовая, охристая, серовато-желтого цвета с крупными угловатыми прижато-волосистыми коричневыми чешуйками, расположенными концентрическими кругами. Местообитание: леса, на живых и мертвых деревьях.

 Трутовик серо-желтый.

Плодовое тело 5 – 15 – 30 см. диам., однолетнее, толстое, копытообразное, с неровной поверхностью. Окраска серо-желтая, с желтым краем. Мякоть мясистая, упругая, сочная, позднее деревянистая. Местообитание: леса, на стволах ослабленных и мертвых деревьев.  

 Боевые награды участников Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

Фронтовые ложки, кружка, солдатская каска, пулемётная лента, бюст К.К. Рокоссовского.

 Комсомольский билет 1938–1945 гг.; Военный билет; Красноармейская книжка; письма с фронта; похоронки; карточки на хлеб, на сахар; благодарности генералиссимуса И.В. Сталина.

Документы – свидетельства  Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.: Благодарности 1945 г. Характеристика на бойца. Страница школьной тетради, сделанной из газеты 1944 г. Телеграмма Сталина И.В. рабочим «Балей золота». Немецкая трофейная карта. «Бронь» работников ХЭС 1943 г., письма с фронта и др.

Лотки для ручной промывки золотой руды. Печатная машинка. Фотоаппарат «Зенит». Механическая счетная машина «Феликс». Скульптурные изображения солдат – 50 ее. ХХ века.  

Коллекции минералов с различных рудников Забайкальского края: пирит, флюорит, мрамор, горный хрусталь, слюда, антрацит, доломит, сфалерит с сульфазолами; галенит, сульфазолы с пиритом, концентраты свинцовый и цинковый и др.  

Литературное творчество наших земляков: Кузичева Георгия, Чебыкина Владимира, Субботина Виктора, Гаврилова Николая.

Коллекция  утюгов к. 19 – н. 20 вв.

Чугунная доска ХIХ века с текстом Устава железной дороги его императорского величества Александра III. (Находка учителя школы Пешковой А.М.)

Коралл белый - Красное море (Егитет).  Морские ракушки.

Черепахи сухопутные. Морские ракушки. Морские звезды - Японское море (Россия).

Морской конёк. Морской ёж. Морские ракушки - Черное море (Россия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление проектными командами педагогов как фактор развития образовательного учреждения

Одной из распространенных инновационных форм продуктивной и социально значимой деятельности, стимулирующей творческий поиск работника, становится проектная деятельность. В современных условиях м...

Образовательное пространство как фактор развития личности воспитанника

В статье приводятся теоретические аспекты развития образовательного пространства учебного заведения....

Педагогический проект "Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности"

АННОТАЦИЯ к педагогическому проекту «Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности»   Авторы: Калачева Лира Владимировна, Попова Айталина Прокопь...

"Интегративно - дифференцированный подход в обучении физики - современная инновационная идея развития образовательного пространства"

При традиционном подходе к образовательному процессу по предмету "Физика", который ориентирован на формирование определенной системы знаний, умений и навыков не всегда дает возможность...

Современные образовательные технологии как фактор развития социальной активности школьников.

Одним из системообразующих фактор личности — социальная активность. Через нее выражается жизненная позиция человека, его желание помогать обществу и развивать его. Задача педагога показать детям...

Педагогический проект «Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности»

Актуальность избранной темы исследования заключается в формировании и развитии у студентов общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственно развитой и духовно богатой ...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...